Контрольная работа по "Мировой экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 16:07, контрольная работа

Краткое описание

В рыночной экономике процесс ценообразования в торговле между внешнеэкономическими субъектами разных стран осуществляется в условиях конкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением, а также сравнительной свободы поведения на рынке экспортера и импортера. Однако данные постулаты требуют поправок в зависимости от типа рынка. Главным критерием классификации типов рынков, в том числе и мировых, является характер и степень свободы конкуренции.

Оглавление

1 Ценообразование на внешних рынках и понятие мировых цен 3
2 Экономика новых индустриальных стран и их место в мировой
экономике на примере Южной Кореи 16
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

Контрольная по мировой экономике.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

Имеются другие механизмы и инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики (квоты, добровольное ограничение экспорта и т.д.), использование которых, в конечном счете, оказывает существенное влияние на уровень цен на мировом рынке, особенно если данная страна является, с экономической точки зрения, крупной.

Мировая цена - это цена, по которой данный товар продается в международной торговле в условиях наличия рыночных отношений в момент продажи.

Для современного мирового рынка характерно наличие большого количества различных  отраслевых рынков товаров и услуг, множественность цен. На практике цена на конкретную продукцию одного и того же рынка может существенно различаться. Поэтому при обосновании, определении и согласовании внешнеторговой цены необходимо иметь четкое представление о характере сделки, диктующей особенность «отбора» цены:

- использование цен раздельных экспортных и импортных операций;

- цены в условиях оплаты наличными;

- цены, формирующиеся в рамках обычных коммерческих сделок.

Исходя  из данных посылок ясно, что цены, фиксируемые в рамках долгосрочных межгосударственных соглашений, будут  существенно отличаться от цен в сделках, или от цен на товар, оплачиваемый путем сложных банковских операций, в условиях определенных валютных ограничений и т.д.

Поставщики  товара на внешний рынок встречаются  с существенными колебаниями  цен, предоставлением различных  скидок, приложением надбавок. Кроме того, практически всегда цены на аналогичную продукцию отличаются, т.к. разные поставщики поставляют товары различного качества, комплектации и т.п. Значительную долю в конечной цене составляют транспортные расходы.

В современной международной торговле, особенно в торговле сырьевыми товарами и полуфабрикатами заметное место занимают посреднические фирмы, также имеющие свою прибыль в результате осуществления продаж. Что же касается торговли машинно-технической продукцией, технически сложными товарами, то здесь цены, как правило, формируются только при непосредственном контакте между продавцом-производителем и покупателем-потребителем. При этом в цену включаются самые различные составляющие - надбавки за гарантию, предпродажный и послепродажный сервис, упаковку и др.

Для изучения и использования на практике ценовых показателей мирового рынка  необходимо знать основные источники  сведений о ценах. В настоящее  время созданы специальные банки  данных практически для всех товаров  и товарных групп по регионам и временным периодам (для товаров сезонных). Огромные возможности предоставляет система компьютерных телекоммуникаций, позволяющая в считанные минуты получить ориентировку практически на все, поставляемые на мировой рынок товары. Однако это будут цены ориентировочные, позволяющие экспортеру и импортеру иметь стартовую площадку для переговоров по ценам поставки. Механизм же ценообразования остался старым: анализ спроса и предложения, проект цены, исходя из ситуации на рынке, и формирование контрактной цены в ходе непосредственных переговоров поставщика и покупателя.

Информацию о  ценах мировых товарных рынков принято  подразделять на несколько групп:

Контрактная цена - это конкретная цена, которую согласовали между собой продавец и покупатель в ходе переговоров, которая, как правило, ниже цены предложения поставщика. Контрактная цена действительна на весь период действия контракта, если ее не подвергли пересмотру в ходе выполнения поставок. Контрактные цены нигде не публикуются, ибо они представляют коммерческую тайну. В принципе, контрактные цены на определенный товар в определенном регионе и при наличии небольшого круга продавцов и покупателей известны. Практическая задача состоит в сборе информации и создании банка данных.

Справочные цены - это цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях, а также в периодической литературе, в газетах, журналах, в каналах компьютерной информации. Круг товаров, попадающих в ценовые справочники, в основном охватывает небиржевые сырьевые товары и полуфабрикаты (нефть и нефтепродукты, черные металлы, удобрения и т.д.). В настоящее время справочная литература по ценам на небиржевые товары получила очень большое распространение. Так, экспортер нефтепродуктов ориентируется на ежедневные котировки цен потоварные и региональные - публикуемые в справочниках, которые можно получать ежедневно через систему компьютерной связи. Однако следует иметь в виду, что между ценами, публикуемыми в справочных изданиях, и фактическими ценами сделок существует определенный зазор. Как правило, справочные цены несколько завышены. Справочные цены не реагируют быстро на изменения конъюнктуры или на какие-либо политические события, за исключением, может быть, цен на нефть - товар весьма специфичный. Вместе с тем, они отражают динамику цен на данном рынке и тенденции.

Биржевые цены - это цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. К биржевым товарам относятся в основном сырьё и полуфабрикаты. Цены на биржевые товары оперативно отражают все изменения, происходящие на рынке данного товара. Малейшие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на биржевых котировках. Это объясняется тем, что сами биржевые котировки являются фактическими ценами сделок именно в данный момент. Следует отметить, что биржевые котировки не отражают «в себе» другие инструменты международной торговли, как-то: условия поставки, платежа и т.д. Существует определенный регламент работы биржи и участия в ее работе. Биржи функционируют ежедневно, и котировочная комиссия регистрирует и публикует котировочные цены в специальных бюллетенях. Котировки бывают двух видов: срочные котировки (фьючерсы) на товары, отсутствующие на данный момент, с условиями поставки через определенное время и котировки на реализуемые товары. Как показывает практика, биржевые котировки, довольно остро реагируя на различные внешние «раздражители», все-таки не могут отражать действительные тенденции в движении цен. Зачастую на биржах проводятся операции, носящие откровенно спекулятивный характер.

В международной  внешнеторговой практике специалисты  ориентируются на котировки наиболее известных, хорошо зарекомендовавших  себя бирж, имеющих персонал исключительно  высокой квалификации, таких, как  Лондонская биржа металлов (LME - London Metal Ехсhangе), Чикагская биржа (Chicago Board of Trade), занимающаяся котировками и продажами зерновых, или Нью-Йоркская биржа хлопка (NYCE -New York Cotton Exchange).

Цены аукционов - показывают цены, полученные в результате торгов. Это реальные цены, отражающие спрос и предложение в данный временной период. Аукционный вид торговли является достаточно специфичным. На аукционных торгах, например, продается и покупается пушнина, животные, предметы искусства.

Статистические  внешнеторговые цены - публикуются в различных национальных и международных статистических справочниках. Данные цены, появляющиеся в подобных изданиях, определяются путем деления стоимости экспорта или импорта на объем закупленной или поставленной продукции. Эти цены не показывают конкретную цену конкретного товара. С точки зрения их практического применения они интересны для понимания общей динамики внешней торговли той или иной страны, для статистических расчетов, используются как приблизительный ориентир. В процессе согласования цен экспортер и импортер, основываясь на собственном анализе данных о положении на рынке товара, приступают к переговорам, заранее зная, на какие уступки они могут пойти. В мировой практике ведения внешней торговли известно большое количество различных скидок. Ценовые скидки - метод уторговывания цены с учетом состояния рынка и условий контракта. По оценкам специалистов, существуют около 40 различных видов ценовых скидок и надбавок. К наиболее распространенным относятся следующие:

- скидка продавца, когда за объем единовременной покупки (партии) или за устойчивость покупок экспортер в процессе торга предоставляет скидку в зависимости от ситуации на конкретном рынке. Может достигать 20-30% к первоначальной цене;

- скидка для эксклюзивного импортера, фирма- импортер является единственным поставщиком товара в страну или регион, добивается наилучших условий для продажи этого товара, по существу помогает экспортеру закрепиться на рынке данной страны. Достигает 10-15% от первоначальной цены. Практикуется в условиях рынка монопольной конкуренции;

- скидка «сконто», в случае осуществления импортером предоплаты, полной или частичной, за поставляемый товар. Как правило, такая скидка предоставляется и в случае прямого банковского перевода денег при оформлении товарных накладных;

- скидка традиционному партнеру (или бонусная), как правило, предоставляется импортеру, длительное время работающему на рынке с одним и тем же экспортером. В данном случае экспортер уверен в своем партнере покупателе с точки зрения правильного и своевременного выполнения контрактных обязательств; скидка предоставляется, как правило, на годовой объем продаж товара. Характерна, в первую очередь, для рынка совершенной конкуренции;

- скидки за покупку внесезонного товара, как правило, предоставляется на рынках сельхозпродукции, одежды, обуви и др.

- дилерская скидка, предоставляется оптовым и розничным торговцам, агентам и посредникам. Эта скидка должна покрывать расходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать им определенный размер прибыли.

Размеры скидок определяются отдельно для каждого конкретного случая. Как правило, размеры скидок варьируются между 2 и 10% от первоначально предлагаемой цены. Безусловно, достигаются и более существенные скидки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  Экономика новых  индустриальных стран и их  место в мировой экономике на примере Южной Кореи

 

На протяжении трех последних  десятилетий человечество имело  возможность наблюдать за некоторыми развивающимися странами, демонстрировавшими миру "экономические чудеса". Конечно  же, речь идет о молодых наиболее развитых государствах, которые в 60-70 гг. выделились и обособились в отдельную группу, получившую название "Новые индустриальные страны" (New industrializing countries) . Эта группа постоянно пополняется, и в настоящее время в нее входят около полутора десятков стран и территорий. Прочное место среди них занимает Южная Корея.

О быстром экономическом  росте Республики Корея говорилось немало. Эту "историю успеха" связывают с высокими темпами роста ВНП, которые составили 8,6% в период с 1962-1988 г и превращением страны из традиционно сельскохозяйственной во вполне индустриальную, среди достижений которой уровень ВНП на душу населения более 5000$ и 13 место в списке ведущих торговых государств мира.

На стремительный рост экономики Южной Кореи оказывали  и оказывают влияние самые  различные факторы - объективные  и субъективные, экономические и  политические, внутренние и внешние, такие как: ориентированная на экспорт, на взаимодействие с внешним миром стратегия развития; благоприятный международный экономический климат 60-х—первой половины 70-х годов, облегчивший доступ к внешним источникам ресурсов; - сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политические преобразования в пользу экономического развития; - относительно малые затраты на содержание военно-промышленного комплекса (2-3% против 60-70% северо-корейских затрат); - привлечение иностранных капиталовложений - как финансовых, так и технологических: промышленное оборудование и "now how"; -этническая и культурная однородность, а также конфуцианская традиция, особую ценность придающая трудолюбию, образованию, жизненному успеху и преданности своей нации.

Эти и многие другие факторы  во многом определили быстрые темпы  развития экономики Республики Корея.

К сожалению, вопросы, касающиеся экономического развития Южной Кореи  в настоящее время недостаточно широко освещены в России. Из-за отсутствия современных статистических данных в работе фигурируют цифровые данные до 1990 г. Но несмотря на то, что цифры несколько устарели, имеющаяся в нашей стране информация достаточно правдиво отражает положение дел в Южной Корее.

В процессе подготовки реферата мною были изучены материалы: - книги В. И. Шипаева "Южная Корея в системе мирового капиталистического хозяйства "; статей как отечественных, так и корейских экономистов: "Опыт экономического развития Республики Корея в условиях рыночной системы". Дак Ву Нам - председатель Ассоциации внешней торговли Республики Корея.

- "Роль государства  в сотворении "южнокорейского  чуда"". С. В. Жуков - к. э.  н., ст. научный сотрудник Института  Мировой экономики и международных  отношений РАН. 

О факторах экономического развития Южной Кореи можно говорить много и подробно, однако в своём реферате мне хотелось бы остановиться на роли государства, экспортной политике и заимствованных технологий (как промышленного оборудования, так и "now how") в развитии экономики Республики Корея.

Что касается фактора  экспортной политики, то было бы справедливо  считать его наиболее весомым  фактором, служившим движущей силой  роста корейской экономики.

О роли государства т.к. этот фактор является одним из определяющих факторов быстрого темпа развития экономики Кореи.

Что касается роли заимствованных технологий, то этот фактор не был определяющим, однако обращение к зарубежным технологиям  явилось естественным следствием экспортной модели развития экономики Кореи, поэтому  нельзя не оценить роль этого фактора в формировании современной экономики Кореи и приобщении страны к мировым достижениям НТР. Также этот фактор недостаточно широко освещен в русской литературе по сравнению с другими факторами, но тем не менее, на мой взгляд, он представляет интерес для изучения, а может быть и частичного применения (естественно в адаптированном к местным условиям виде) в России.

Одним из факторов, объясняющих  стремительный рост экономики Южной  Кореи, явилось сильное и эффективное  руководство в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политические преобразования в пользу экономического развития.

Правительство принимало  новые законы и тщательно пересматривало уже существующие, а также принималось  множество мер политического  характера с целью увеличения накоплений, расширения экспорта, содействие вложению как национального, так и иностранного частного капитала, привлечение инвестиций и технологий из-за рубежа. Правительство сделало максимум возможного для создания социальной инфраструктуры: дороги, дамбы, порты, железные дороги и школы. К правительству часто обращались с просьбами взять на себя риск, связанный с инвестиционной деятельностью частных предпринимателей, предоставляя гарантии по внешним займам, используемым для покрытия расходов на крупномасштабные проекты.

Информация о работе Контрольная работа по "Мировой экономике"