Контрольная работа по "Мировой экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 23:16, контрольная работа

Краткое описание

Контрольная работа содержит ответы на 5 теоретических вопроса и решение тестовых заданий. 1.Каковы причины разрыва в уровнях социально-экономического развития между странами третьего мира и развитыми странами?..

Файлы: 1 файл

мировая экономика Лаптева.К В.8.doc

— 66.50 Кб (Скачать)
 

Муниципальное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Южно - Уральский  профессиональный институт 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по дисциплине

«Мировая экономика» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студентка гр. ФЗ-01-10________________ Лаптева К.Д 
«__» ____________ 2011 
 
Руководитель _______________________ Альщев Н.М 
«__» ____________ 2011 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Челябинск

2011

Вопросы 

    
  1. Каковы  причины разрыва в уровнях  социально-экономического развития между  странами третьего мира и развитыми  странами?
 

    Развивающийся мир – это многоликий феномен, который характеризуется различными явлениями и процессами в экономической, политической и социокультурной сферах. Большинству развивающихся стран присущи: острота ключевых проблем социально-экономического развития, разнородность структуры производительных сил (многоукладность экономики), зависимое положение в системе международного разделения труда (МРТ), сохраняющаяся сельскохозяйственная и минерально-сырьевая специализация, огромный внешний долг, а также бедность, быстрый рост населения и другие.

    Несмотря  на специфику «третьего мира»  основным моментом остается его положение  по отношению к процессам в  системе развитого мира. На протяжении последних десятилетий разрыв в  душевых доходах жителей развивающихся  и экономически развитых стран составляет 1: 12. При сопоставлении данных по фактической покупательной способности национальных валют этих групп стран – разрыв даже возрастает.

    Отсталость  развивающихся стран питает и  воспроизводит их зависимость, а  зависимость обусловливает и  усугубляет отсталость. Степень зависимости может лишь ослабевать или усиливаться.

    Отметим проблему внешнего долга, который выравнивает  перед странами-кредиторами и  «новые индустриальные» (НИС) и наиболее отсталые страны мира. Именно НИС возглавляют  список стран-должников. Но если по объему общий внешний 121 долг всех африканских государств в целом примерно равен задолженности двух более развитых латиноамериканских стран (Бразилии и Аргентины – 200 миллиардов долларов на конец 1990-х), то для стран Африки он составляет свыше половины ее совокупного ВВП (для Латинской Америки – 45%, стран Азии – 25% ВВП).

    Решение экономических проблем развивающихся  стран крайне осложняют исключительно  высокие темпы ежегодного прироста населения этих стран. Продолжающийся «демографический взрыв» во многом определяет перемещение центра тяжести главных проблем в страны «третьего мира».

    Широко  распространено мнение, что с быстрым  ростом населения связаны основные проблемы бедности и голода в развивающихся  странах и что это ставит под угрозу социально-политическую и экологическую стабильность огромных регионов мира. Ученые приходят к выводу о существовании сложной системы взаимосвязей роста населения с проблемами голода, жилья, безработицы, инфляции. Быстрый рост населения является лишь одной из причин обострения глобальной продовольственной ситуации.

    Можно проследить связь между социально-экономической  отсталостью беднейших стран, быстрым  ростом населения и деградацией  природных систем жизнеобеспечения. Исследования последнего двадцатилетия и социальная практика показали, что «эпицентр» глобальной экологической проблемы постепенно перемещается в развивающиеся регионы, которые оказываются на грани экологического кризиса.

    Продолжая далее характеристику причин, усугубляющих социально-экономическую отсталость развивающихся стран, необходимо отметить рост военных расходов.

    Среди множества глобальных проблем проблема сохранения мира на Земле занимает исключительное место. 

    
  1. Определите  основные выгоды и проигрыши национальной экономики от интернационализации хозяйственной жизни.
 

    Интернационализация хозяйственной деятельности - усиление взаимосвязи и взаимозависимости экономик отдельных стран, влияние международных экономических отношений на национальные экономики, участие стран в мировом хозяйстве.

    Интернационализация экономики - процесс экономического сближения стран современного мира, основанный на углублении связей в производстве на быстром росте международной миграции капитала и его интернационализации расширении международных связей в банковской и страховой сферах, развитии миграции рабочей силы.  В основе интернационализации хозяйственной жизни лежит углубление при интернационализации производства, интернационализация капитала и оборудования ТНК.

  1. Интернационализация производства ведет к установлению тесных хозяйственных отношений между странами, формирует мировой производственный организм, который лежит в основе формирования мирового хозяйства.
  2. Интернационализация производства ведет к распространению по всему миру достижений науки и техники, полученных в отдельных странах.
  3. Интернационализация экономики порождает тенденцию к выравниванию уровня издержек производства, производительности труда.
  4. Интернационализация хозяйственной жизни определяет динамику развития мирового хозяйства.

    Интернационализация, к сожалению, стала питательной средой для резкого ускорения распространения трансграничной преступности. Так, глобализация товарных рынков, как это ни прискорбно, особенно интенсивно протекает на нелегальных рынках оружия и особенно такого социально вредного продукта, как наркотики. Оборот наркоиндустрии уже соответствует примерно 8% мировой торговли. Наркобизнес по самой своей природе тяготеет к «интернационализму» и глобализму.

    Быстрое перенесение экономических сбоев  и финансовых кризисов из одних регионов мира в другие, а при сочетании ряда весомых негативных факторов — придание им глобального характера. Особенно это относится к миграции краткосрочных спекулятивных капиталов на финансовых рынках. При этом негативную роль играет электронизация обмена ценными бумагами через Интернет, хотя, как отмечалось выше, телекоммуникационная революция весьма способствовала «сцеплению» мирового хозяйства и его прогрессу. Интернет накладывает определенные «клише» на поведение мировых финансовых брокеров и унифицирует их поведение в различных финансовых центрах. В результате в предкризисных условиях их действия часто складываются в одном и том же — негативном — направлении, давая «синергический» прокризисный эффект.

    Процессы  интернационализации уменьшают  экономический суверенитет как атрибут власти национальных государств и потенциал экономического регулирования соответствующих национальных правительств, оказывающихся в растущей зависимости от «своих» и иностранных ТНК и их лобби. Нынешние ТНК пятого поколения, относящиеся к высшему эшелону такого рода корпораций, функционируют как автономные субъекты, определяющие стратегию и тактику своего мирохозяйственного поведения независимо от правящих в своей стране политических элит, которые скорее сами зависят от них и, во всяком случае, чутко прислушиваются к ним. Этот процесс, противоречащий принципам построения демократического государства, менее отчетливо просматривается в США и других странах «золотого миллиарда» и, напротив, тем более очевиден, чем слабее то или иное государство в экономическом и военно-политическом отношениях.

    Интернационализация, существенно ослабив традиционные национальные системы государственного регулирования экономики, в то же время не привела к созданию таких международных, а тем более наднациональных механизмов регулирования, которые восполняли бы возникший в результате этого пробел. Исключением из правила в значительной степени здесь является лишь ЕС, особенно еврозона (Европейская валютная система), которая покрывает далеко не все пространство. 
 
 
 

    
  1. В чем особенности  возникновения СНГ и каков  состав его участников?

    СНГ - это объединение суверенных государств с широкой сферой совместной деятельности и определенной организационной  структурой. Договорную основу СНГ  составляют Устав и многосторонние акты (договоры, соглашения, решения и т.д.), в том числе Соглашение о создание СНГ от 8 декабря 1991 года (г.Минск), подписанное между Россией, Белоруссией и Украиной и Протокол к этому Соглашению (21 декабря 1991 г.), в соответствии с которым в состав СНГ вошли Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 года к Содружеству присоединилась Грузия. Международные экономические отношения /Под ред. В.Е.Рыбалкина. -пятое изд.-М.: ЮНИТИ, 2004, с.387-388.

    Соглашение  о координационных институтах СНГ  от 21 декабря 1991 года была определена структура Содружества. Высшими органами СНГ являются Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП), что закреплено в Уставе СНГ, принятом 22 января 1993 года. В сентябре того же года в Москве был учрежден Совет министров иностранных дел (СМИД).

    Ключевая организационная роль в деле формирования единого экономического пространства государств-участников СНГ отводилась созданному 21 октября 1994 г. в Москве Межгосударственному экономическому комитету Экономического союза (МЭК).

    На  основе подписанных в рамках СНГ документов были созданы другие органы сотрудничества, призванные содействовать интеграционному сотрудничеству стран СНГ.

    Самая важная задача, которая была поставлена перед СНГ - это всестороннее и  сбалансированное экономическое и  социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственная кооперация и всесторонняя интеграция, оказание взаимной правовой помощи.

    По  мнению А.Б. Кеженова, Содружество Независимых  Государств в своем нынешнем виде не является ни государством, ни надгосударственным (наднациональным) образованием. Оно представляет собой региональную международную межправительственную организацию и именно в качестве таковой обладает всеми признаками субъекта международного права.

    Международная правосубъектность СНГ существенным образом отличается от правосубъектности учредивших его суверенных стран. Правосубъектность Содружества носит вторичный, производный по отношению к правам и обязанностям государств характер. При этом признание за СНГ статуса субъекта международного права вовсе не обязательно влечет за собой наделение руководящих органов Содружества какими-либо наднациональными функциями.

 
    
  1. Объясните, в чем состоят особенности  интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
 

    Особенность интеграционной ситуации в АТР состоит в том, что здесь отсутствует межгосударственная структура типа ЕС. В данном случае присутствует разделение региона на нескольких уровнях – в первую очередь, это страны азиатского региона и Северная Америка. Интеграционное взаимодействие азиатских стран происходит на трех уровнях. Во-первых, на уровне форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС, APEC – Asia-Pacific Economic Cooperation). Во-вторых, на уровне субрегиональных интеграционных группировок – например АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, ASEAN – Association of Southeast Asian Nations), которая была учреждена в 1967 году с целью содействия социально-экономическому развитию стран-членов, сотрудничеству в промышленности и сельском хозяйстве, проведению научно-исследовательских работ. В ее состав входят все десять стран субрегиона: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины (со дня основания), впоследствии к ней присоединились Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа. Ежегодно в рамках АСЕАН проводятся встречи на высшем уровне и на уровне ключевых министров. В настоящее момент усилия Ассоциации сосредоточены на поддержке региональной безопасности и стимулировании экономического сотрудничества в регионе (АСЕАН подписывает соглашение о создании зоны свободной торговли отдельно с Японией, Южной Кореей и Китаем). И, наконец, третий уровень интеграции – это уровень двусторонних отношений (например, зона свободной торговли Япония-Сингапур или переговоры о таможенном союзе Южной Кореи и Японии).

    Азиатский регион испытывает влияние множества  интеграционных объединений, в частности:

  • Межправительственный форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) ;
  • Тихоокеанский Экономический Совет (ТЭС) ;
  • Совет по Тихоокеанскому Экономическому Сотрудничеству (СТЭС);
  • Тихоокеанская конференция по торговле и развитию (ПАФТАД);
  • Российский Национальный Комитет по Тихоокеанскому Экономическому Сотрудничеству (РНКТЭС) ;
  • Ассоциация Региональных Администраций Стран Северо-Восточной Азии (АРАССВА);
  • Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН);
  • Саммит Восточноазиатского сообщества (ВАС);
  • Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС);
  • Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС);
  • Азиатский Банк Развития (АзБР)

Информация о работе Контрольная работа по "Мировой экономике"