Методы регулирования
и Дефицит платежного баланса.
Платежный баланс является
одним из объектов государственного
регулирования. Восстановление равновесия
международных расчетов требует
целенаправленных государственных
мероприятий. Уравновешивание баланса
международных расчетов входит
в число главных целей экономической
политики государства наряду
с обеспечением темпов экономического
роста, борьбой с инфляцией
и безработицей.
Государственное регулирование
платежного баланса– это совокупность
экономических, в том числе валютных, финансовых,
денежно-кредитных, мер, направленных
на формирование основных статей платежного
баланса. Существуют различные методы
регулирования платежного баланса, используемые
в целях стимулирования, либо ограничения
внешнеэкономических операций в зависимости
от валютно-экономического положения
и состояния международных расчетов страны.
Материальной основой
регулирования платежного баланса
служат:
государственная собственность,
в том числе официальные золотовалютные
резервы;
возрастание доли (до
40-50%) национального дохода, перераспределяемого
через государственный бюджет;
непосредственное участие
государства в международных
экономических отношениях как
экспортера капиталов кредитора, гаранта,
заемщика;
регламентация внешнеэкономических
операций с помощью нормативных
актов и органов государственного
контроля.
Странами с дефицитным
платежным балансом, обычно предпринимаются
следующие мероприятия с целью
стимулирования экспорта, сдерживания
импорта товаров, привлечения
иностранных капиталов, ограничения
вывоза капиталов.
Дефляционная политика. Такая
политика, направленная на сокращение
внутреннего спроса, включает ограничение
бюджетных расходов преимущественно
на гражданские цели, замораживание
цен и заработной платы. Одним
из важнейших ее инструментов служат
финансовые и денежно-кредитные
меры: уменьшение бюджетного дефицита,
изменения учетной ставки центрального
банка, кредитные ограничения, установление
пределов роста денежной массы.
Девальвация. Понижение курса
национальной валюты направлено на стимулирование
экспорта и удержание импорта
товаров. Роль девальвации в регулировании
платежного баланса зависит от конкретных
условий ее проведения и сопутствующей
общеэкономической и финансовой политики.
Валютные ограничения. Блокирование
инвалютной выручки экспортеров, лицензирование
продажи иностранной валюты импортерам,
сосредоточение валютных операций в
уполномоченных банках направлены на
устранение дефицита платежного баланса
путем ограничения экспорта капитала
и стимулирования его притока, сдерживания
импорта товаров.
Финансовая и денежно-кредитная
политика. Для уменьшения дефицита
платежного баланса используются бюджетные
субсидии экспортерам, протекционистское
повышение импортных пошлин, отмена
налога с процентов, выплачиваемых
иностранным держателям ценных бумаг
в целях притока капитала в
страну, денежно-кредитная политика.
Специальные меры государственного
воздействия на платежный баланс
в ходе формирования его основных
статей - торгового баланса, «невидимых»
операций, движения капитала. Важным объектом
регулирования является торговый баланс.
В современных условиях государственное
регулирование охватывает не только
сферу обращения, но и производства
экспортных товаров. Стимулирование экспорта
на стадии реализации товаров осуществляется
путем воздействия на цены.
В целях регулирования
платежей и поступлений по
«невидимым» операциям платежного
баланса принимаются следующие меры:
ограничение нормы
вывоза валюты туристами данной страны;
прямое или косвенное
участие государства в создании
туристической инфраструктуры в
целях привлечения иностранных
туристов;
содействие строительству
морских судов за счет бюджетных
средств для уменьшения расходов по статье
«Транспорт»;
расширение государственных
расходов на научно-исследовательские
работы в целях увеличения
поступлений от торговли патентами,
лицензиями, научно-техническими знаниями
и т.д.
регулирование миграции
рабочей силы. В частности, ограничение
въезда иммигрантов для сокращения
переводов иностранных рабочих.
регулирование движения
капиталов направленное, с одной
стороны, на поощрение внешнеэкономической
экспансии национальных монополий,
а с другой - на уравновешивание
платежного баланса путем стимулирования
притока иностранных капиталов.
В поисках источников
погашения дефицита платежного
баланса промышленно развитые
страны мобилизуют средства на
мировом рынке капиталов в
виде кредитов банковских консорциумов,
облигационных займов. В этой
связи активно участвуют коммерческие
банки в покрытии дефицита
платежного баланса.
Преимуществом банковских
кредитов по сравнению с кредитами
международных валютно-кредитных
и финансовых организаций являются
их большая доступность и не
обусловленность стабилизационными
программами. Однако банковские
кредиты относительно дорогие
и труднодоступны для стран,
имеющих крупную внешнюю задолженность.
К временным методам
покрытия дефицита платежного
баланса относятся также льготные
кредиты, полученные страной по
линии иностранной помощи.
В связи с активным
привлечением иностранных кредитов
для балансирования платежного
баланса внешняя задолженность
стала глобальной проблемой. Окончательным
методом балансирования платежного
баланса служит использование
официальных валютных резервов.
Факторы, влияющие на платежный
баланс
На состояние платежного
баланса влияет ряд факторов:
Неравномерность экономического
и политического развития стран,
международная конкуренция.
Циклические колебания
экономики. В платежных балансах
находят выражение колебания,
подъемы и спады хозяйственной
активности в стране, так как
от состояния внутренней экономики
зависят ее внешнеэкономические
операции. Колебания платежного
баланса, обусловленные механизмом
промышленных циклов, способствуют
перенесению внутриэкономических
циклических процессов из одной страны
в другие.
Милитаризация экономики
и военные расходы. Косвенное
воздействие военных расходов
на платежный баланс определяется
их влиянием на условия производства,
темпы экономического роста, а
также масштабами изъятия из
гражданских отраслей ресурсов,
которые могли бы использоваться
для капиталовложений , в частности
в экспортные отрасли.
Усиление международной
финансовой взаимозависимости. Это
обусловлено увеличением масштабов
вывоза капиталов, развитием мирового
рынка ссудных капиталов, включая
еврорынки, финансовые рынки,
в условиях либерализации условий
сделок. Важным фактором движения
капиталов стали усиление равновесия
платежного баланса и потребность
в привлечении заемных средств
для покрытия его пассивного сальдо. В
итоге финансовая взаимозависимость стран
стала сильнее коммерческой взаимозависимости.
Это усиливает валютные и кредитные риски,
в первую очередь риск неплатежеспособности
заемщика.
Двойственное влияние
вывоза капитала на платежный
баланс страны-экспортера заключается
в том, что он увеличивает
его пассив, но служит базой
для притока в страну процентов
и дивидендов через определенный
период. Однако приток процентов
и дивидендов уменьшается при
реинвестиции части прибылей
в стране приложения капитала.
Рост заграничных государственных
расходов. Наиболее трудным для
платежного баланса являются
внешние правительственные расходы,
которые преследуют разнообразные
экономические и политические цели.
Изменения в международной
торговле. НТР, рост интенсификации
хозяйства, переход на новую
энергетическую базу вызывают
структурные сдвиги в международных
экономических связях. Более интенсивной
стала торговля готовыми изделиями,
в том числе наукоемкими товарами, а также
нефтью, энергоресурсами.
Влияние валютно-финансовых
факторов на платежный баланс.
Девальвация обычно поощряет
экспорт, а ревальвация стимулирует
импорт при прочих равных условиях.
Нестабильность мировой валютной
системы ухудшает условия международной
торговли и расчетов. В ожидании
снижения курса национальной
валюты происходит смещение сроков
платежей по экспорту и импорту
: импортеры стремятся ускорить
платежи , а экспортеры, напротив задерживают
получение вырученной иностранной валюты.
Достаточен небольшой разрыв в сроках
международных расчетов, чтобы вызвать
значительный отлив капиталов из страны.
Отрицательное влияние
инфляции на платежный баланс
. Это происходит в том случае ,если повышение
цен снижает конкурентоспособность национальных
товаров , затрудняя их экспорт, поощряет
импорт товаров и способствует бегству
капиталов за границу.
Чрезвычайные обстоятельства
- неурожай, стихийные бедствия, катастрофы
и т.д. отрицательно влияют
на платежный баланс.
Концепции и модели регулирования
платежного баланса.
Основной целью теории
платежного баланса является
разработка методов регулирования
внешних расчетов.
Теория автоматического
саморегулирования платежного баланса
господствовала почти 200 лет до
30-х годов XX века. Согласно этой
теории при пассивном платежном
балансе, например, страны А по отношению
к стране В в результате отлива золота
в В уменьшалось количество золотых денег
в обращении, и снижались цены в А, что
способствовало повышению конкурентоспособности
товаров страны А, увеличению их экспорта
и тем самым активизации баланса международных
расчетов страны. Одновременно происходил
обратный процесс выравнивания активного
платежного баланса страны В.. Прилив золота
в страну увеличивал денежную массу в
обращении, что приводило к росту цен,
и стимулировало импорт более дешевых
импортных товаров. В результате стихийного
перемещения золота и изменений цен активный
платежный баланс становился пассивным.
Кейнсианские теории регулирования
платежного баланса:
Кейнс рекомендовал уравновешивать
платежный баланс государственным регулированием.
Кейнсианцы ввели такое понятие, как хроническая
неуравновешенность платежных балансов,
которая, по их мнению, не может быть автоматически
скорректирована с помощью свободной
игры рыночных сил, а требует активного
государственного регулирования различными
методами.
Теория внутреннего
и внешнего равновесия разработана
Р. Харродом, Т. Сцитовским, Р. Манделем
и др. Под внутренним равновесием подразумевается
такое состояние экономики, когда полная
занятость сочетается со стабильными
ценами, под внешним равновесием – устойчивое
долговременное равновесие платежного
баланса. Сторонники этой концепции стремились
выработать методы достижения этого равновесия,
используя в ряде случаев эконометрические
модели. Инструментально-целевой метод
регулирования платежного баланса. Представители
этой концепции ограничивают свой анализ
путем поиска причинных взаимосвязей
между неуравновешенностью международных
расчетов страны и изменением соответствующих
методов денежно-кредитного, бюджетного
и валютного регулирования. Рекомендуемый
инструмент регулирования платежного
баланса ограничен социальными, экономическими,
техническими пределами. Так, повышение
процентной ставки не всегда привлекает
иностранные капиталы, а ответное повышение
процентных ставок в других странах может
нейтрализовать эффект такой политики.
Теория нормативного
регулирования платежного баланса.
Особенности этой теории: объединение
антициклического и антиинфляционного
регулирования с его регулированием международных
расчетов; введение в исследование проблемы
инфляции, ее влияние на платежный баланс;
необходимость межгосударственного регулирования
платежного баланса и инфляции. Монетаристские
теории регулирования платежного баланса.
Эти теории получили развитие в 70-80-е годы.
Монетаризм рассматривает платежный баланс
как результат неравновесия всего денежного
хозяйства, искажающих структуру внутренних
цен и препятствующих установлению равновесия
между спросом и предложением. Идеал монетаристской
концепции платежного баланса – «открытая»
экономика, минимальное ограничение движения
товаров, рабочей силы, капиталов, обеспечение
свободы действий рыночному механизму
в национальной и мировой экономике.
Теории межгосударственного
регулирования платежного баланса,
основанные на сочетании кейнсианства,
неокейнсианства и монетаризма. Нашли
отражение в проектах реформы мировой
валютной системы.
В рамках Бреттон-вудской
системы был предусмотрен принцип симметричного
регулирования платежного баланса странами
как с активным, так и с пассивным сальдо,
но в разных направлениях, путем воздействия
на внутренний спрос, движение капиталов
и кредитов, а также курс национальной
валюты.
Ямайская валютная
реформа намечает принципы межгосударственного
регулирования платежного баланса.
Они включают: критерии несбалансированности
платежного баланса и методы
его выравнивания, регулирование
платежного баланса, санкции против
нарушений международного соглашения.
В соответствии с
господствующими монетаристскими
концепциями платежного баланса
МВФ разрабатывает стандартные
программы «стабилизации» в виде
макроэкономических агрегатов, количественных
ориентиров с поквартальной разбивкой.
Заключение:
Можно сделать вывод,
что платежный баланс служит
источником информации, раскрывающей
особенности участия страны в
международном обмене товарами,
услугами и капиталом. Он нужен
для того, чтобы была возможность
постоянно наблюдать и оценивать
объем и качество участия страны
в мировых связях. Не случайно
проблемы платежного баланса,
активного или пассивного сальдо
торгового баланса вызывают активный
общественный интерес и сказываются
на принятии политических решений.
В платежном балансе
государства приводится систематизированный
перечень всех операций с денежными
средствами, которые опосредуют
внешнеэкономические связи. В
нем отражаются не индивидуальные,
а суммарные сделки между данной
страной и другими государствами
и подводятся итоги внешнеэкономической
деятельности страны. На его основе
можно проводить анализ этой
деятельности, давать оценку валютно-финансовому
положению страны, определять по
«средствам» ли живет та или
иная страна с точки зрения
ее внешнеэкономических связей.