Контрольная работа по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 10:32, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Североамериканская ассоциация свободной торговли:
1. Предпосылки создания.
2. Принципы и некоторые итоги функционирования НАФТА.
Задание 2. Характеристика экономического развития стран Северной Европы.
Задание 3. Роль ОБСЕ в поддержании европейской безопасности.
Задание 4. Теория «жизненного цикла» Р. Вернона.

Файлы: 1 файл

контрольная 1.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

Норвегия располагает  большими запасами гидроэнергии, леса (продуктивный лес занимает 23,3% территории), месторождениями железа, меди, цинка, свинца, никеля, титана, молибдена, серебра, гранита, мрамора и др. Запасы нефти составляют более 800 млн. т., природного газа - 1210 млрд. кубических метров. Общие капитальные вложения в прибрежный нефтяной сектор достигли рекордной цифры - 60 млрд. норвежских крон, или 7,5% ВВП, значительно способствовали росту других отраслей материального производства, изготовлявших оборудование для нефтедобычи, и создавали соответствующую инфраструктуру. Цель этого огромного инвестирования - повысить доходность нефтяной отрасли и улучшить состояние макроэкономики страны.

Норвегия с  успехом превращается в важную газодобывающую страну. Её доля на западноевропейском газовом рынке приближается к 15%.

Для внешней торговли, играющей исключительно важную роль в хозяйственной жизни Норвегии, характерен традиционный большой дефицит: стоимость импорта товаров намного превышает стоимость их экспорта. Этот дефицит в условиях благоприятного развития международной торговли обычно почти полностью покрывался доходами от заграничного судоходства. Однако теперь этих доходов часто не хватает, и страна вынуждена все больше прибегать к иностранным займам, в результате чего быстро растет ее внешняя задолженность.

Структура экспорта отражает все сдвиги в структуре экономики Норвегии. Систематически падает доля рыбы и рыбопродуктов, то же самое можно сказать и о продуктах лесопереработки. Несколько понизилась (с 30% , в 1960 г. по 20% в конце 70-х годов) доля продукции электрометаллургии и электрохимии. С другой стороны, непрерывно растет доля машиностроительной продукции. Ныне она достигла более 30% и включает широкий выбор товаров. В последние годы резко вырос экспорт нефти и газа (по трубопроводам).Однако темпы развития нефтяной экономики снижаются, добыча нефти постепенно сокращается, а добыча газа, напротив, идет по восходящей. Поэтому экспорт газа резко увеличивается, а контракты на продажу газа уже превысили общий объем в 50 млрд. кубометров в год.

Импорт более  широк и разнообразен. Наиболее значителен ввоз разной продукции машиностроения, в том числе судов и автомобилей. В европейские страны направляется 4/5 всего экспорта и оттуда поступает около 3/4 импорта. В том числе на торговлю со странами Северной Европы приходится примерно 1/4 ввоза и вывоза.

Среди крупнейших торговых партнеров Норвегии - Великобритания, Швеция. Развивается российско-норвежская торговля.

 

Швеция занимает восточную и южную части Скандинавского полуострова и имеет по сравнению  со своими соседями наибольшую численность  населения. К основным минеральным ресурсам, добываемым в Швеции, относятся: урановые и железные руды на юге страны, полиметаллические, железные и медные на севере.

Напряженное положение  с трудовыми ресурсами привело  к приливу в Швецию иностранных  рабочих. Число иностранцев, занятых в различных отраслях экономики, достигло 350 тыс. Почти половина всего экономически активного населения занята в торговле, банковском и страховом деле, просвещении, здравоохранении и других отраслях сферы услуг.

Несмотря на то, что высокотехнологичные отрасли, такие как производство компьютеров, электроника и медицинская технология, играют относительно небольшую роль в промышленном производстве, Швеция находится среди ведущих стран по удельному весу в ВВП промышленных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). В 1993 году расходы на промышленные НИОКР составили 2% ВВП. Эта цифра не включает связанные с промышленностью исследования, проводящиеся в университетах и других высших учебных заведениях. Практически расходы на НИОКР сильно сконцентрированы в некоторых отраслях. Около 80% приходится на транспортное и машинное оборудование, фармацевтические и электротовары.

С 1985 по 1994 год  экспорт фармацевтической продукции  увеличивался в среднем на 20% в  год. На Швецию приходится около 4% мирового экспорта в этой области. Шведская фармацевтическая промышленность расходует примерно 16% своих доходов на НИОКР

Швеция стала  мировым лидером в производстве определенных видов стали и сплавов.

Более половины территории Швеции покрыто лесом, в основном, хвойным, поэтому не удивительно, что лесная промышленность была и остается важной отраслью. Примерно половина всех лесов принадлежит частным лицам; акционерные компании распоряжаются 40%, остальное принадлежит государству, шведской церкви и коммунам. Швеция является лидером в использовании экологически чистых методов лесничества.

Более 79% продукции  экспортируется. По экспорту хвойной  продукции впереди Швеции идет только Канада. Около 50% шведского леса идет на строительство, примерно 40% - на упаковочные материалы и остальное - на изготовление мебели. Швеция занимает третье место в мире по экспорту целлюлозы и бумаги, 80% которого идет в страны ЕС. За последние годы шведские лесопромышленные компании купили много предприятий в странах ЕС.

Сельское хозяйство  играет довольно ограниченную роль в  экономической жизни страны. В  сельскохозяйственном производстве используется только 8% ее территории, в нем занято менее 5 % экономически активного населения. Вместе с тем шведское сельское хозяйство отличается высокой продуктивностью. Оно более чем на 4/5 обеспечивает потребность населения в продовольствии.

Подобно другим относительно малым промышленно  развитым странам Швеция очень зависит  от внешней торговли для сохранения своей высокой производительности труда и уровня жизни. В 1996 г. объем экспорта составлял 40% валового внутреннего продукта (ВВП). Свыше 80% всего экспорта составляют промышленные товары. Наиболее важные экспортные рынки находятся в Западной Европе. Более половины шведского экспорта направляется в Европейский Союз (ЕС). Важное значение имеют также соседние северные страны Финляндия и Норвегия. Важным изменением в политике стала подача Швецией заявки на вступление в ЕС 1 июля 1991 г. Швеция вступила в Европейский Союз в качестве полноправного члена с 1 января 1995 г.

В настоящее время  экономика Швеции сильно зависит  от деятельности ограниченного числа  очень крупных международных  компаний. Согласно оценке ООН в 1992 г. в мире имелось примерно 35 тыс. многонациональных корпораций. Среди них примерно 2700 имеют свои штаб-квартиры в Швеции.

Более половины всех промышленных товаров, идущих на экспорт, составляет продукция машиностроения. Основными экспортируемыми продуктами являются машинное оборудование, телекоммуникационные системы, электротовары и автомобили. Другие важные составляющие экспорта - бумажная масса, бумажная продукция, бумага, лесоматериалы, а также продукция химической промышленности (включая фармацевтические товары). Если промышленность, основанная на сырьевых материалах (например лесная промышленность и добыча руды) экспортирует свою продукцию только на европейском рынке, то продукция машиностроения возглавляет список товаров, экспортируемых за пределами Европы.

В то время, как  шведские компании вели активную деятельность на иностранных рынках, прямые инвестиции в шведскую промышленность были невелики. Однако с 1990 года они резко возросли. В течение 1991-1995 годов иностранные вложения в шведскую экономику впервые превзошли шведские инвестиции за границей. В 1995 году общее число занятых в Швеции в компаниях, принадлежащих иностранному капиталу, составило 246 тыс. человек. В 1993, 1990 и 1980 эта цифра равнялась соответственно 210 тыс, 206 тыс. и 115 тыс. человек. Несколько произошедших в 1990 году слияний шведского и иностранного капитала, а также крупных приобретений в обрабатывающей промышленности отразились на доле иностранного капитала в шведской промышленности.

Задание 3. Роль ОБСЕ в  поддержании европейской безопасности.

ОБСЕ - самая обширная из всех существующих организаций по поддержке безопасности, самая молодая и обладающая наиболее большим потенциалом в сфере поддержания стабильности. ОБСЕ - довольно новое образование, официально оформленное лишь в 1995г., но начавшее свое формирование в 1975г. после подписания Хельсинских соглашений.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) представляет собой  организацию по безопасности, в которую  входят 54 государства (членство 55 государства - Югославии - было приостановлено в 1992г.), расположенные на территории «от Ванкувера до Владивостока». В этом регионе ОБСЕ является главным международным инструментом для раннего распознания, предупреждения и предотвращения конфликтов, а также регулирования кризисов и постконфликтной реабилитации. ОБСЕ занимается широким кругом вопросов безопасности, включая контроль над вооружением, превентивную дипломатию, меры по укреплению доверия, права человека, наблюдения за проведением выборов, экономическую и экологическую безопасность. Решения принимаются на базе консенсуса - все входящие в организацию государства имеют равный статус. Все это выделяет организацию среди других организаций и институтов Европы. 54 государства - члена включают континентальную Европу, Кавказ, Центральную Азию и Северную Америку. ОБСЕ также сотрудничает со средиземноморскими и азиатскими партнерами.

ОБСЕ практикует широкий и всеобъемлющий  подход к вопросам безопасности, а  именно: защита и содействие в развитии прав человека и основных свобод, сотрудничество в области экономики и экологии являются такими же важными вопросами в поддержке и укреплении мира и безопасности, как и политические и военные вопросы. Их решение является главной целью деятельности ОБСЕ. Различные аспекты рассматриваются как взаимосвязанные и взаимозависимые. На протяжении всего времени существования организации страны - члены активно содействуют укреплению дополнительных мер в различных сферах безопасности - политической, военной, экономической, социальной. Еще один пример того, что действие ОБСЕ основывается на понимании безопасности как всеобъемлющей, является участие организации во всех стадиях развития конфликтов, от раннего предупреждения и предотвращения конфликта до содействия в разрешении конфликта и постконфликтной реабилитации.

ОБСЕ действует на обширной территории, в основном в регионах, ставших ареной конфликтов и вооруженных столкновений в результате крушения социалистической системы и Советского Союза. Именно к таким относятся бывшие советские республики и, в большой степени, балканские страны. На сегодняшний день можно говорить о том, что механизм действия ОБСЕ, несмотря на его активность и наличие разветвленной системы, все же неэффективен в предотвращении потенциальных конфликтов.

  Мировое сообщество не раз пыталось выработать единый механизм для совместного поддержания безопасности. Этот процесс берет свое начало еще со времен образования Лиги Наций и остается одним из наиболее актуальных по сей день. Естественно, что многочисленные противоречия между группами держав, социальные и политические различия, аспекты внешнеполитических концепций всегда являлись дестабилизирующими при попытках выработки единого для всех механизма. Созданные же структуры часто оказываются недееспособными или недостаточно авторитетными для принятия и, что наиболее важно, выполнения решений, связанных с поддержанием мира и стабильности. Не исключением является и сегодняшняя ситуация. Процесс разрядки, прямым следствием которого и явилось образование ОБСЕ, похоже, приостановился на неопределенный срок, что ставит под сомнение действенность международных механизмов, призванных способствовать всеобщему миру и открытости. В ситуации, когда самый главный орган по поддержанию международной безопасности - Совет Безопасности ООН - оказался недостаточно авторитетен в предотвращении войны, рискующей вновь вернуть мир во времена «холодной войны», тяжело говорить о конструктивной роли других региональных образований по поддержке мира, среди которых и находится ОБСЕ. Тем не менее, потенциал этой организации огромен, и ей еще предстоит использовать все свои возможности для реализации на практике своих целей и принципов.

Главные проблемы, стоящие перед ОБСЕ, сводятся к  следующим:

1. Зоне действия ОБСЕ недостает  условий для формирования эффективного  сообщества безопасности. Она охватывает демократические и авторитарные государства и простирается от современных, богатых западноевропейских и североамериканских обществ до бедных, традиционных обществ Центральной Азии. В этой зоне отсутствуют гомогенность, общие ценности, взаимная эмпатия и многосторонние, интенсивные контакты, чего требуют сообщество безопасности. И в ближайшем будущем здесь ничего не изменится.

2. ОБСЕ в качестве системы  коллективной безопасности недееспособна.  Хотя она может с помощью  своих механизмов урегулирования  кризисов и вопреки воле какой-нибудь страны расследовать ее действия, ставящие под угрозу мир, или нарушение устава ОБСЕ на ее территории (принцип «консенсус минус один»), но как только речь заходит о принятии конкретных мер, все 54 члена, включая заинтересованное государство, должны дать на это свое согласие (напрашивается сравнение с ООН, где требуется лишь консенсус пяти постоянных и большинства остальных членов Совета Безопасности).

3. НАТО и ЕС опережают ОБСЕ  в военном и экономическом  содействии по вопросам безопасности. Однако ОБСЕ обладает наиболее прогрессивным в международном масштабе инструментом для того, чтобы выявить основы нестабильности в Европе. Долгосрочные миссии ОБСЕ на местах и институт Верховного комиссара по делам национальных меньшинств могут способствовать реализации на практике защиты прав меньшинств, заблаговременному выявлению этнонационалистических конфликтов и посредничеству между сторонами для того, чтобы вообще не допустить эскалации насилия, а также установить взаимопонимание между бывшими воюющими сторонами после приостановки этой эскалации. Пока, однако, этот инструмент показал свою несостоятельность.

4. Следовало бы подумать об  активизации деятельности ОБСЕ  в сфере экологической безопасности, ввиду общности этого вопроса  для всех стран. В природоохранной сфере важно активизировать усилия по дальнейшему развитию экологической программы действия для Центральной и Восточной Европы, одобренной в 1993г. на конференции в Люцерне, а также по повышению уровня безопасности АЭС и других ядерных объектов. Страны - участницы ОБСЕ должны также активно включится в осуществление Программы ООН по охране окружающей среды - ЮНЕП, а также соблюдать международные соглашения по защите окружающей среды, по восстановлению и поддержанию устойчивого экологического баланса. Учитывая первостепенную важность и срочность решения экологических проблем, следует предложить разработать и принять Программу немедленных действий или Хартию по защите окружающей среды, а также создать Бюро по сотрудничеству, наблюдению и оценке выполнения существующих обязательств в области экологии. Должны быть приняты меры, касающиеся осуждения и наказания тех, кто разрушает окружающую среду, вплоть до уголовных.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"