Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 12:49, контрольная работа

Краткое описание

Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние.
Экономическая мысль Древней Греции и ученые той поры, например Платон (427-347 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.), сформулировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материальных благ, равновеликом обмене эквивалентов.

Файлы: 1 файл

Зарождение и развитие экономической теории.doc

— 999.00 Кб (Скачать)

Поскольку конкуренты способны очень сильно влиять на выбор  фирмой того или иного рынка, на котором  она будет пытаться работать, следует  учесть, что конкуренция бывает трех видов. 
 
Функциональная конкуренция возникает потому, что любую потребность, вообще говоря, можно удовлетворить очень различными способами. И, соответственно, все товары, обеспечивающие такое удовлетворение, являются функциональными конкурентами: находящиеся в магазине спортивных принадлежностей изделия, например, именно таковы. Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если фирма является производителем поистине уникального товара. 
 
Видовая конкуренция – следствие того, что имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-то важным параметром. Таковы, например, легковые 5-и местные автомобили одного класса, но с разными по возможности двигателями. 
 
Предметная конкуренция – результат того, что фирмы выпускают, по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция иногда называется межфирменной, что в некоторых случаях верно, однако, следует иметь ввиду, что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.

МЕТОДЫ КОНКУРЕНЦИИ 
Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

Ценовая конкуренция  применяется главным образом  фирмами – аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества  с которыми у аутсайдеров нет  сил и возможности в сфере  неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии, там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары

Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и так далее. «Американские покупатели готовы переплатить 1 – 2 тыс. долларов за хорошо зарекомендовавший себя японский автомобиль, чем покупать аналогичную машину местного производства»*. К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала), зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования уже не «под ключ», а на условиях «готовая продукция в руки». Меньшее энергопотребление, сниженная металлоемкость, предотвращение загрязнения природы и другие аналогичные улучшенные потребительские свойства выдвинулись в последнее десятилетие на ведущее место в перечне неценовых аргументов в пользу товара. 
 
Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только доносят до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле. К незаконным методам неценовой конкуренции относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования.

15) Основные формы конкуренции: совершенная и несовершенная 

В зависимости от степени свободы, конкуренция может быть совершенной (свободная) и несовершенной. Совершенная конкуренция это такой вид рыночной структуры, который предполагает выполнение следующих условий:

  • объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на рыночные цены
  • реализуемые каждым производителем товары являются однородными
  • покупатели хорошо информированы о ценах
  • продавцы не вступает в сговор по поводу цен, и действуют независимо друг от друга
  • фирмы производители могут, как свободно входить в отрасль, так и выходить из неё

 

   Совершенная конкуренция является условием создания рыночного механизма  формирования цен и самонастройки  экономической системы через  достижение равновесного состояния, когда  эгоистические побуждения отдельных  индивидов обращаются на благо всего  общества. Совершенная конкуренция имеет следующие основные положительные черты:

  • способствует более эффективному использованию ресурсов
  • побуждает производителей гибко реагировать на изменение условий производства или потребностей покупателей
  • создает благоприятные условия для внедрения в производство последних достижений науки и техники
  • обеспечивает свободу выбора и действий

К недостаткам свободной  конкуренции можно отнести:

  • неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов
  • не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования
  • не создает условия для развития общего образования, городского хозяйства
  • не содержит механизмов, препятствующих расслоению общества, возникновению социальной несправедливости

 

   Противоположностью совершенной  конкуренции является монополистическая (несовершенная) конкуренция. Монополия означает единственный продавец, однако, говоря о монополии, имеют в виду различные виды рыночных ситуаций характерных для несовершенной конкуренции.  
   Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли. Монополия препятствует естественному формированию рыночной цены. При этом потребители лишь в незначительной степени могут влиять на эти цены. В условиях монополии выделяют и несколько видов конкуренции:

  • олигополия - монополия при которой несколько крупных фирм контролируют производство и сбыт товара в данной области
  • монополистическая конкуренция - это рыночная ситуация при которой существует множество производителей сходных, но не идентичных товаров
  • чистая монополия - это полная противоположность чистой конкуренции, при которой действует один продавец товара обладающий полным контролем над его количеством, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт
  • монопсония - тип рыночной структуры при которой имеется лишь один покупатель определенного товара

 

   В условиях монополистической формы  хозяйствования конкуренция носит  достаточно сложный характер. Современная  монополия обладает довольно точной информацией о потребителях и  потенциальных конкурентах; с помощью рекламы крупные монополии оказывают влияние на формирование спроса; монополии, используя политические и финансовые "рычаги", оказывают воздействие на конкурентов или заказчика в лице государственных учреждений.

16)Монополия и ее виды. Степень монополизации рынка. Антимонопольная политика

Монополия — 1) крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей. Иными словами, М. — это компания, контролирующая производство или сбыт определенного товара или услуги; 2) исключительное право на осуществление той или иной деятельности (государственная М. на эмиссию денег, внешнюю торговлю рядом товаров, производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественным путем или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг. Принято различать следующие виды М.: закрытая, защищенная от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений (чаще всего это государственная М.), естественная, необходимая в связи с тем, что без такой М. нельзя достичь эффективного использования ресурсов, открытая, при которой одна компания в силу стечения обстоятельств стала единственным производителем и поставщиком товара.

-Естественная монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией. Состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

-Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа(преимущественно страны с капиталистическим строем).

-Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.

-Конгломерат (Концерн) (в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. в России ЗАО «Газметалл»).

На сегодняшний  день, существуют такие причины монополизации рынка:

1. Первая причина, это так называемая естественная монополизация. Если производство какого-либо объема продукции определённой компании обходится несколько дешевле, нежели его производство несколькими (двумя или более) компаниями, то это называют естественной монополией. Суть этой причины монополизации рынка заключается в экономии от масштаба. То есть, чем большее количество продукции произведено, тем будет меньше её стоимость.

2. Может быть так, что существует некая компания, которая держит под контролем какие-то уникальные ресурсы в виде сырья или знаний, технологий. Как пример, можно привести алмазную монополию «Де Бирс», которая контролирует ресурсы. Или компания «Ксерокс» с уникальной технологией, в ряде случаев защищённой патентами.

3. Есть ещё одна причина – государственное ограничение. Суть такой причины монополизации рынка, заключается в том, что государство в определённых случаях оставляет за собой право на монополизацию. К примеру, в некоторых странах, лишь государственные монополии имеют право распространять табак.

Обычно степень монополизации рынка оценивается исходя из таких показателей:

1. Количество компаний реализующих на рынке определённый товар и их деление на группы по специализации, размерам, а также другим признакам. 
2. Степень монополизации рынка зависит от объёма продаж товара на рынке в общем, а также доли производителей. 
3. Степень монополизации рынка оценивается исходя из доли в общем объёме рынка крупных, средних и малых компаний. 
4. Оценивая степень монополизации рынка, учитываются специальные коэффициенты монополизации. Например, индекс Хиршмана-Херфинделя

Существуют аргументы, как за монополию, так и против неё. Положительные стороны монополии заключаются в том, что обычно монополистом является крупная компания, а значит, она имеет возможность: выделять финансы на разработку и исследование новых продуктов, что в  свою очередь ускоряет научно-технический прогресс; снижать цены вследствие применения новых технологий и используя различные преимущества массового производства; в период кризисов крупные компании более устойчивы, тем самым меньше подвержены риску разорения и, как следствие, увеличения безработицы.

Тем не менее, существуют и минусы: возможна ситуация, когда компания пожелает увеличить прибыль за счет повышения цен на продукцию без снижения издержек производства; «эксплуатация» потребителей во время завышения цен не обращая внимания на их равновесный уровень; устранение конкурирующих компаний.

Антимонопольная политика — это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм.

Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:

 

прямое регулирование  цен Установление государством максимально допустимых цен на продукцию монополиста приводит к модификации рыночной кривой спроса.

Если монополист соблюдает введенное  ограничение цен, его кривая спроса модифицируется и приобретает вид ломаной кривой PmAD, состоящей из двух отрезков: горизонтального PmA и убывающего AD. В соответствии с этим видоизменяется и кривая предельного дохода.

По определению, предельный доход  представляет собой прирост совокупного  дохода при изменении объема выпуска  на единицу, т.е.

Если объем выпуска монополиста меньше Q`, то действует установленная государством цена Pm, кривая спроса представлена горизонтальной линией и является абсолютно эластичной (dP/dQ=0). Следовательно, MR=P.

Если объем производства превышает Q`, то дополнительное количество продукции может быть продано лишь по более низким, чем Pm, ценам. Кривая спроса является убывающей, dP/dQ<0, и следовательно, кривая предельного дохода MR лежит на cегменте BF. При объеме производства, равном Q`, кривая предельного дохода имеет разрыв AB.

Предположим, что оптимальная цена нерегулируемой монополии установлена  в точке P*, а оптимальный объем  — в Q*. Если максимально допустимая цена (P`) будет выше оптимальной, то это не изменит решения фирмы  относительно точки оптимума, но если P`

Если государство хочет стимулировать расширение производства монопольной фирмы еще больше (например, до уровня Q``), оно должно установить максимально допустимые цены на еще более низком уровне (в данном случае, до Р``). Минимальный уровень допустимой цены соответствует min SATC, поскольку при более низком уровне продолжение производства будет экономически нецелесообразно и фирма покинет отрасль.

налогообложение Другая форма государственного антимонопольного регулирования — налогообложение. Не вдаваясь в детальное описание всех существующих налогов на монополии, рассмотрим влияние на поведение фирмы-монополиста двух типов налогов:

-Потоварный налог взимается на продажу сигарет, вино-водочных изделий, бензина. Данный налог является для монополиста частью переменных издержек

-Группа паушальных налогов

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"