Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 12:49, контрольная работа

Краткое описание

Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние.
Экономическая мысль Древней Греции и ученые той поры, например Платон (427-347 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.), сформулировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материальных благ, равновеликом обмене эквивалентов.

Файлы: 1 файл

Зарождение и развитие экономической теории.doc

— 999.00 Кб (Скачать)

Капиталист может получить от своего предприятия дифференциальный доход, превышающий среднюю прибыль. Это может иметь место тогда, когда техническая оснащенность его предприятия выше среднего и его издержки производства падают ниже средних общественных издержек производства. Но эти дифференциальные доходы не имеют устойчивого характера, если только не возникает монопольных ситуаций.

В отношении земли  мы сталкиваемся с тем, что качество почвы неодинаково для всех земельных  участков. Земля является более или  менее плодородной и содержит в своих недрах большие или меньшие богатства, климатические условия различаются в зависимости от местности. Труд, прилагаемый к земле, имеет поэтому различную производительность.

дифференциальная рента I возникает при экстенсивном ведении хозяйства, дифференциальная рента II только при интенсивном земледелии;

- дифференциальная рента I образуется на лучших и средних землях, дифференциальная рента II и на худших землях;

- дифференциальная рента I присваивается земельным собственником, дифференциальная рента II присваивается предпринимателем-арендатором как вознаграждение за применённый капитал.

Рента, которая  возникает вследствие разности плодородия земельных участков (или разности местоположения участков по отношению  к рынку), называется дифференциальной рентой первой формы (дифференциальная рента I).

Абсолютная  рента является результатом монополии частной собственности на землю со стороны определенного класса общества. Собственник земли, зная, что земля необходима всем – для сельскохозяйственного и промышленного производства, - заставит желающего пользоваться землей, платить за нее арендную плату. И действительно, в английском языке слово «рента» означало первоначально аренду или арендную плату, и эта категория проявляется со всей ясностью и определенностью одновременно с возникновением капиталистического общества. В этой арендной плате заключены две части: одна соответствует проценту на капитал, уже вложенный в землю и неотделимый от нее (мелиорация, ирригация, постройки и т.д.), другая существует всегда и соответствует передаче права пользования землей, или, как говорил Рикардо, пользования исходными и неразрушимыми свойствами земли.

Образование абсолютной ренты связано с тем фактом, что по причине отсталости сельского  хозяйства по сравнению с промышленностью органическое строение капитала, вложенного в сельское хозяйство, ниже органического строения капитала, вложенного в промышленность, и, следовательно, в сельском хозяйстве доля переменного капитала (идущего на заработную плату) пропорционально выше, чем в промышленности.

В сельском хозяйстве  исключительные природные условия  иногда создают возможности для  производства редких сельскохозяйственных продуктов – особых сортов винограда, некоторых видов цитрусовых, чая  и т.д. Такие товары продаются по монопольным ценам, верхний предел которых нередко определяется лишь уровнем платежеспособного спроса. В результате монопольные цены могут значительно превышать индивидуальную стоимость таких продуктов. Это и позволяет землевладельцам получать монопольную ренту.

Итак, монопольная  рента – эта особая форма земельной ренты, которая появляется при монопольных ценах на исключительно редкие и невоспроизводимые в других местах земледельческие продукты.

Таким образом, земельная  рента означает платность важнейшего фактора производства - земли. Например, К. Маркс считал сам факт этой платности ресурса препятствием для развития производительных сил в сельском хозяйстве, поэтому им и предлагалась национализация земли. Неоклассической школой, наоборот, подчеркивается положительный, т.е. благоприятный с точки зрения эффективности, характер этой платности ресурса (земли). Сопоставление различных уровней цен на различные факторы производства (например, ставок заработной платы и ставок арендной платы) дает производителю важнейшую информацию о наиболее эффективном, минимальном, с точки зрения издержек, сочетании труда и земли при производстве каких-либо сельскохозяйственных продуктов. Можно с уверенностью сказать, что в условиях бесплатности земли сельское хозяйство в странах рыночной экономики нигде не достигало бы такого уровня производства и, соответственно, предложения продовольственных товаров, какое наблюдается сейчас.

24)Роль государства в экономике. Теории государственного регулирования. Внешние эффекты и общественные блага.

Государство — это  не только важнейший компонент политической системы общества, но и необходимый  субъект его экономической жизнедеятельности, регулятор общественного производства.

Как показывает исторический опыт, государство всегда играло определенную роль в экономическом развитии. XX век ознаменовался возрастанием роли государства в экономике всех стран мира. Это связано с ростом масштабов и усложнением процессов и связей в рыночном хозяйстве, появлением глобальных проблем общемирового масштаба.

С развитием общества экономическая политика государства, формы и методы государственного регулирования экономики, их интенсивность  обретают свойства составной части  воспроизводственного процесса, превращаются во все более значимый фактор его  эффективности.

Государство как субъект  экономических отношений включено в систему рыночных связей в двух формах:

— во-первых, как собственник и "главный предприниматель";

— во-вторых, как крупный потребитель, участник сделок по покупке продукции на различных рынках товаров и услуг.

В первом случае государство, являясь предпринимателем, осуществляет деятельность, которая предполагает коммерческое (т.е. преследующее цель извлечения прибыли) использование объектов государственной  собственности. В реальной экономике предпринимательскую деятельность осуществляют государственные предприятия различных типов — казенные и унитарные предприятия, государственные корпорации.

Государственная предпринимательская  деятельность обладает рядом особенностей.

Государство непосредственно коммерческой деятельностью не занимается. Оно либо учреждает соответствующие хозяйственные организации, либо передает на определенных условиях действующим частным предпринимателям права по распоряжению и пользованию своим имуществом.

Получение прибыли не является главным критерием успешности государственного предпринимательства. Государство ответственно за функционирование не только собственного сектора, но и экономики в целом. Поэтому важное значение имеет решение и других социально-экономических задач (ускорение научно-технического прогресса, финансовая поддержка малого бизнеса, развитие отсталых регионов страны, сохранение и увеличение числа рабочих мест, обеспечение экономической безопасности и др.).

Государство включено в  систему экономических отношений и как крупный потребитель продукции. Это правительственные закупки и заказы на товары (промышленные, сельскохозяйственные), различные услуги (образовательные, медицинские, научно-исследовательские), военную продукцию. Государство осуществляет до 30 % закупок на всех рынках, в том числе до 100 % военной и более 80 % аэрокосмической продукции. Государственный заказ привлекает предприятие гарантированным сбытом, отсутствием риска неплатежей, возможностью использовать государственное промышленное и исследовательское оборудование, наличием различного рода льгот (кредитных, налоговых и др.).

Государство, как субъект  экономических отношений, на основании  своей власти связывает между  собой интересы различных социальных групп и индивидов, побуждает  их к действию для достижения общезначимых целей.

Образующие всякое общество индивиды разобщены по многим признакам: физическим, психологическим, культурным, социальным, профессиональным, национально-этническим, религиозным. Именно поэтому они  преследуют различные цели и руководствуются различными, порой диаметрально противоположными интересами. Государство, как форма организации общества, воплощает в себе и выражает его общий интерес, сводящийся как минимум к обеспечению безопасности общества, к сохранению его целостности, независимости, его культурно-исторической индивидуальности. У общества нет иных институтов, которые бы выражали и защищали интересы различных слоев и социальных групп с такой полнотой, как это делает государство.

Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государство является субъектом, носителем всеобщего интереса, его защитником и гарантом.

Государственное регулирование экономики — это совокупность форм, методов и инструментов, посредством которых государство и созданные при его участии органы осуществляют управленческое воздействие на экономическую жизнь общества. Обратим внимание на особенности такого воздействия в рыночной экономике.

Во-первых, оно является избирательным, т.е. направленным на определенные параметры хозяйственной жизни. Это обусловлено тем, что ключевые экономические вопросы (что, как  и для кого производить) решает рынок.

Во-вторых, характер такого воздействия варьируется от дополняющего и усиливающего рыночный механизм до компенсирующего его ограниченные (временно или постоянно) возможности.

В-третьих, его объектами  выступают как экономика в  целом, так и условия деятельности, экономическое поведение отдельных хозяйствующих субъектов.

В-четвертых, оно имеет  сложную природу, проявляющуюся  в многообразии способов и средств  воздействия на экономику.

В-пятых, ожидаемый результат  задается не жесткими количественными показателями, а фиксирует направление деятельности экономических субъектов, траекторию их развития, соответствующую целям экономической политики.

Государственное регулирование  экономики призвано организовывать, согласовывать и контролировать хозяйственную деятельность экономических субъектов, сориентировать макроэкономическое развитие в направлении достижения намеченных результатов. Решение указанных задач невозможно без глубокого теоретического обоснования роли государства в экономике, форм и методов его воздействия.

 

Государственное регулирование внешних  эффектов и общественных благ

Важным направлением деятельности государства является регулирование внешних эффектов. Таковыми признаются эффекты производства или потребления блага, воздействие  которого на третьих лиц (не являющихся продавцами и покупателями) не отражается в цене этого блага. Примером отрицательного внешнего эффекта может служить загрязнение окружающей среды металлургическим комбинатом, который выбрасывает в атмосферу различные вредные вещества. Это загрязнение вредит здоровью людей, убивает растительность. Не находя отражения в рыночном механизме ценообразования, внешние эффекты приводят к снижению эффективности его работы и к неоптимальному размещению благ в экономике. Отсюда — потребность в государственном вмешательстве. Оно необходимо либо для предотвращения вредных последствий (посредством разработки законов, запрещающих или существенно ограничивающих определенные виды деятельности), либо для компенсации затрат, необходимых для устранения этих последствий (например, посредством налогов, штрафов).

Наряду с отрицательными рынок сталкивается и с проблемой  положительных внешних эффектов, когда производство или потребление  какого-либо блага порождает некомпенсируемые выгоды у третьей стороны. Например, услуги здравоохранения, образования приносят выгоду не только тем, кто эти услуги непосредственно получает и оплачивает, но и обществу в целом. Содействие государства расширению положительных внешних эффектов (с помощью субсидий, налоговых льгот) способствует общему подъему эффективности производства.

Особое значение отводится  государственному регулированию производства общественных товаров. Они являются объектом потребностей, которые не выражаются через платежеспособный спрос. Общественные товары отличаются от частных, во-первых, тем, что в их потреблении участвуют все граждане без исключения; во-вторых, предоставляются гражданам на равных началах. К общественным товарам относятся, например, обеспечение обороны, бесплатное образование и медицинское обслуживание, освещение улиц, охрана общественного порядка.

Перечисленные блага  характеризуются принципом неисключаемости  потребления. Это означает, что выгоды от общественных благ могут получать люди, которые не несли никаких  издержек на их производство и не участвовали в их оплате. Таким образом, все будут надеяться получить общественное благо бесплатно (проблема "безбилетника"), а у частного бизнеса не будет стимулов создавать эти блага. Следовательно, рыночная система не выделяет ресурсов на производство общественных благ. Но поскольку потребность в таких благах велика, государство осуществляет финансирование их производства с помощью взыскания налогов со всех членов общества.

 

 

 

25) Понятие дохода, его источники. Неравенство в распределении доходов. Кривая Лоренца.

Доход – это общая  сумма денег, зарабатываемых или  получаемых людьми за определенный период (обычно за год).

Существует четыре вида дохода: заработная плата, процент, рента  и прибыль. Их источниками служат соответственно труд наемных работников, капитала, земля и предпринимательская способность. Обобщенно доход – это цена факторов производства.

Обычно в номинальный  доход (исчисляемый в денежном выражении) включают и наличные трансфертные платежи (пособия, пенсии, стипендии и т.д.). Некоторые экономисты считают, что в доходы необходимо включать и субсидии на оплату жилья, продовольственные талоны, помощь государства на образование и медицинское обслуживание и прочие.

Доходы должны создавать  условия для поддержания определенного  уровня жизни. Понятие «уровень жизни» можно определить как обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами или степень удовлетворения потребности людей в этих благах. Набор необходимых для жизнедеятельности благ включает и такие потребности, как условия труда, образование, здравоохранение, качество питания, жилье и т.д.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"