Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 12:49, контрольная работа
Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние.
Экономическая мысль Древней Греции и ученые той поры, например Платон (427-347 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.), сформулировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материальных благ, равновеликом обмене эквивалентов.
Зачатки экономической науки появились еще в древнем
мире. Уже ученые-философы Древней Греции,
Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались
решить отдельные вопросы экономики: что
лежит в основе цены товара, как наживать
состояние.
Экономическая мысль Древней Греции и
ученые той поры, например Платон (427-347
гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н.
э.), сформулировали исходные положения экономической теории
о полезности как исходной ценности материальных
благ, равновеликом обмене эквивалентов.
Мыслители Древнего Рима — Сенека (4-65
гг. до н. э.), Лукреций Кар (39-55 гг. до н. э.)
и др. исследовали экономические
причины разложения и гибели рабства,
главной из которых, по их мнению, было
отсутствие материального интереса. Взгляды
Сенеки оказали влияние на формирование экономических
концепций христианства, которое в последующем
историческом процессе развития человечества
совершило коренной переворот во взглядах
на хозяйственную жизнь. Христианские
мыслители и проповедники объявили простой
хозяйственный труд необходимым и святым
делом, считая, что «Если кто не хочет трудиться,
тот пусть и не ест». Христианское учение
обосновывало принципы справедливого
ценообразования, социальной, а не индивидуальной
оценки благ с учетом затрат труда.
Однако мыслители древности еще не выделяли экономические
явления из всей суммы общественных процессов,
не создали систематизированного учения
об экономике.
Итак, как прикладная наука о ведении хозяйства экономическая
теория возникла в период рабовладельческого
строя. Но только в XVI-XVШ вв. появилось ее
название — политическая экономия (от
греческих слов: «политейя» — общество,
«ойкос» — дом, хозяйство, «номос» — закон).
Таким образом, политическая экономия
— наука о законах функционирования общественного
хозяйства в рамках государства. В самостоятельную
науку политическая экономия превращается
в начале XVII в.
Школы
Первой теоретической школой был меркантилизм (от итальянского «меркан-те» — купец, торговец). Представители этой школы считали, что богатство общества возникает только в торговле (деньги, золото). Главный предмет своей науки они видели в процессах товарного и денежного обращения. Такие представления не были случайными. Они соответствовали начальному виду капиталистической деятельности — международной торговле, когда товары покупались в одной стране по более низким ценам, а продавались в другой по более высоким. Поэтому меркантилисты советовали государству расширять торговлю, накапливать золото в стране. Представитель этой школы — Томас Ман (1571-1641 гг.). Идеи меркантилизма — государственное вмешательство в хозяйственную жизнь, протекционизм в торговле — используются и в современной экономике.
Между тем критики
меркантилизма справедливо
теоретическое учение
физиократов («физиократия» в переводе
с греческого — власть природы). Вслед
за основателем учения Франсуа Кенэ (1694-1774
гг.) физиократы считали, что источником
богатства является производство, хотя
и существует только одна его отрасль
— сельское хозяйство, где богатство возникает
естественным путем и представляется
даром природы. Отсюда рост богатства
они связали только с естественным плодородием
земли, а промышленность не считали отраслью,
где создается прирост доходов. Однако
сама по себе природа без приложения капитала
и труда не может постоянно умножать богатство
общества.
Поворот к исследованию производства
открыл путь для возникновения научной
политической экономии. Наиболее обоснованные
ответы на рассматриваемые вопросы дала
классическая школа. Ее представители
Давид Рикардо (1772-1823 гг.), Адам Смит (1723-1790)
установили, что богатство нации возникает
в материальном производстве, причем во
всех его отраслях. Его всеобщей универсальной
формой выступает стоимость товаров. А.
Смит заложил основы трудовой теории стоимости,
подчеркнув роль производительного труда,
создал учение о доходах.
Рост богатства происходит тогда, когда
первоначально затраченная сумма прирастает
на дополнительную величину (прибавочную
стоимость, или прибыль). Это принципиально
важное открытие, которое и позволило экономической теории
в конечном счете стать подлинной наукой.
В это же время формируются взгляды утопического
социализма, основные положения которого
изложены в трудах Томаса Мора «Утопия»,
Кампанеллы «Город Солнца». Позднее в
это учение внесли вклад Ш. Фурье, К. Сен-Симон,
Р. Оуэн.
В XIX в. экономическая наука все больше изучает законы ценообразования
и рационального использования ресурсов,
оптимального использования факторов
производства и достижения предельных
результатов (основные представители
этой школы — А. Маршалл, К. Кобб, П. Дуглас).
Развивается и теория общего динамичного
равновесия (Л. Вальрас), с помощью которой
можно установить то, как спрос на товары
и услуги влияет на спрос на факторы производства
(труд, землю, капитал).
В современной экономической теории следует выделить несколько крупных
направлений: неоклассическое, кейнсианское,
монетаристское, институционально-
экономических структур,
в де-нежньк измерителях и др.).
2.Предмет и методы экономической теории. Экономические законы и категории.
Экономическая теория (Экономика) — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.
Таким образом предметом экономической теории является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей.
Из предмета экономической теории можно выделить первую функцию экономики: это нахождение рациональных сочетаний ресурсов для достижения максимального удовлетворения потребностей общества. Вторая функция экономической теории — практическая (рекомендательная). На основе позитивных знаний экономика даёт рекомендации к действиям для реализации необходимой экономической политики государством.
В зависимости от объекта исследования экономику подразделяют на:
В особый раздел экономической теории макроэкономика оформилась лишь в 30-х годах 20-го столетия. Основу этому разделу заложила работа Джона Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». В этой работе Кейнс сделал важный вывод о том, что если найти возможность воздействовать на потребления и инвестиции в национальном масштабе, то экономику можно либо притормозить, либо ускорить в её развитии.
В масштабах национальной экономики все локальные рынки тесно связаны между собой. Опыт показывает, что несогласованность в действиях на одном рынке по цепочке порождают проблемы на других рынках. В связи с этим в любой национальной экономике возникает необходимость постоянно синхронизировать во времени и в экономическом пространстве меры и действия, направленные на развитие и регулирование всех рынков. Для того, чтобы успешно решать данные проблемы необходимо анализировать общее равновесие экономической системы.
Общее равновесие (макроэкономическое) отражает сбалансированное согласованное функционирование всех рынков.
Экономические законы и категории
В экономике, как и в любой другой области общественной жизни, четко прослеживается закономерность развития. В экономической жизни общества можно отметить явления, связанные между собой. Экономическая теория изучает эти взаимосвязи и взаимозависимости, рассматривает, насколько они устойчивы и как часто повторяются. Устойчивые и многократно повторяющиеся явления называют законами. Общественная экономическая жизнь развивается под воздействием экономических законов. Экономические законы — наиболее существенные, устойчивые и постоянно повторяющиеся объективные причинно-следственные связи и взаимозависимости экономических явлений. Каждый закон отражает определенное явление в хозяйственной жизни общества.
В своей совокупности экономические законы образуют систему экономических законов развития общества, формируют закономерности развития общества. Различают специфические, общие и особенные экономические законы. Специфические экономические законы действуют в пределах исторически определенных форм хозяйствования. При ликвидации данной формы хозяйствования ее законы прекращают свое существование. Например, Октябрьская революция 1917 г. положила начало становлению административно-командной экономики и прекратила действие специфических законов рыночного хозяйства. Общие экономические законы свойственны всем формам хозяйствования, связывают их в единый исторический процесс поступательного развития. Эти экономические законы не прекращают своего существования при смене форм хозяйствования. Примером может служить закон возвышения потребностей, т. е. постоянный рост и умножение потребностей как одного человека, так и всего человеческого общества. Особенные экономические законы свойственны тем формам хозяйствования, в которых сохраняются условия для их реализации. Экономические законы носят объективный характер, т. е. не зависят от воли человека и не изобретаются им. Экономические законы действуют всегда, их нельзя ни остановить, ни запретить. Человеческому обществу остается только изучать эти законы и их действие и принимать соответствующие хозяйственные решения. Общая экономическая теория, как и любая другая наука, развивается через открытие, познание и использование своих законов.
Общая экономическая
теория кроме экономических законов
изучает экономические
3)Производство и его основные элементы. Стадии общественного производства
Хозяйственная
деятельность людей представляет собой
очень сложный комплекс разнообразных
явлений и процессов, состоящий
из четырех основных стадий: производства, распределения, обмена
и потребления. Целесообразно дать краткую
характеристику каждой стадии.
Производство — исходная, ключевая фаза
экономического оборота (без него невозможно
существование всех остальных стадий),
в которой происходит создание материальных
благ (продукции, товаров и услуг, необходимых
человеку).
В процессе распределения устанавливается
доля каждого человека в произведенных
продуктах. Эта доля зависит от общего
количества созданных благ и конкретного
вклада отдельного экономического субъекта
(т. е. действующего лица) в производство.
Обмен — это система, позволяющая производителям
обмениваться продуктами своего труда
и осуществляющая движение материальных
благ и услуг от одного субъекта к другому,
а также форма общественной связи производителей
и потребителей. Обмен в современных обществах
рационально и удобно совершается через
куплю-продажу товаров и услуг с применением
денег.
Потребление — это использование созданных
благ для удовлетворения потребностей
людей. Различают производительное и личное
потребление. Производство — это основа
жизни и источник прогрессивного развития
человеческого общества. Распределение
и обмен — это сопутствующие стадии, связывающие
производство с потреблением. Производство,
являясь первичной стадией, «служит» потреблению,
которое представляет собой конечную
цель и мотив производства: поскольку
в процессе потребления продукт используется,
то потребление диктует новый заказ производству.
Удовлетворенная потребность рождает
новую потребность, развитие потребностей
является движущей силой развития производства.
Распределение и обмен продукта зависят
от производства, так как распределять
и обменивать можно только то, что произведено.
Но в то же время распределение и обмен
не пассивны по отношению к производству,
а оказывают на него активное воздействие.
4)Потребности и ресурсы
Потребности - это выражение нужды, недостатка в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом. Они порождаются биологической природой человека, его духовным миром, экономическими, социальными условиями его жизни, научно-техническим прогрессом и т.д.
Все потребности могут быть классифицированы и объединены в отдельные группы. Выделяют потребности:
* первичные (потребность в средствах существования, которые не могут быть ничем заменены, - питание, одежда, жилье) и вторичные (потребности выбора - книги, украшения, путешествия);
* индивидуальные (потребности, которые человек может удовлетворить сам) и общественные (потребности, которые могут быть удовлетворены только обществом в целом - поддержание безопасности страны, охраны окружающей среды);
* материальные (в жилье, пище и т.п.) и духовные (посещение концертов, музеев, чтение книг);
* действительные (которые могут быть удовлетворены при данном уровне развития производства) и абсолютные (которые могут быть удовлетворены только в будущем).
При характеристике потребностей и отнесении их к той или иной группе надо иметь в виду условный (относительный) характер той или иной группировки. Границы между видами потребностей подвижны. Например, в высокоразвитых странах потребность в чтении, умение писать относятся к первичным потребностям, а в отсталых странах - к потребностям вторичным.
Широко известна группировка потребностей американского ученого А.Маслоу. А.Маслоу объединил потребности людей в пять больших групп:
1) физиологические потребности (в пище, воде, тепле, воспроизводстве рода);
2) потребности безопасности и самосохранения (защищенность от внешних врагов, преступников, от болезней);
3) потребность в социальных контактах (общение с людьми, дружба, власть, любовь);
4) потребности в уважении (признание человека как личности, самоуважение, приобретение определенного статуса, авторитета);
5) потребности в саморазвитии (совершенствование всех возможностей и способностей человека).
Эти потребности принято
представлять в виде пирамиды, в
основании которой лежат
Для того чтобы произвести какие-либо экономические блага, необходимы определенные ресурсы. Вовлеченные в процесс производства ресурсы называются факторами производства. Основные факторы производства - это труд, земля, капитал и предпринимательская деятельность. Сегодня к необходимым для производства факторам добавляют еще информацию.
Труд (L) - целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Это затраты физической и умственной энергии, позволяющие создавать полезные для общества товары и услуги.
Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"