Конкурентоспособность и проблемы структурной модернизации в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 22:21, курсовая работа

Краткое описание

Основа конкурентоспособной экономики - конкурентоспособные предприятия. Все действия Правительства: разрабатываемые программы и законодательные акты, процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены главной и приоритетной на сегодня цели - обеспечение конкурентоспособности российских предприятий, а следовательно, конкурентоспособности экономики и страны в целом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 6
1.1.Доля России в мировой экономике 6
1.2.Конкурентоспособность России и ее конкурентная стратегия 13
1.3.Факторы, препятствующие росту конкурентоспособности российской экономики 20
2.СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ 26
2.1.Понятие модернизации и теории модернизации 26
2.2. Модернизация в России 28
2.3.Проблемы структурной модернизации экономики России 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44

Файлы: 1 файл

курсовая экономика ГОТОВО.docx

— 111.75 Кб (Скачать)

 

 

2.СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

2.1.Понятие модернизации и теории модернизации

По самому общему определению, модернизация представляет собой процесс  перехода от традиционного общества (аграрного, с патриархальной культурой  и жестко закрепленной социальной иерархией) к индустриальному, основанному  на крупном машинном производстве и  рациональном управлении общественными  процессами с опорой на законы. В  теории под модернизацией понимается совокупность процессов индустриализации, секуляризации, урбанизации, становления  системы всеобщего образования, представительной политической власти, усиление пространственной и социальной мобильности… и др., ведущие к  формированию «современного открытого  общества» в противовес «традиционному закрытому».

В рамках процесса модернизации обычно происходят следующие изменения:

1) совершенствование всей системы общественных отношений и изменение уклада жизни - появление новых процедур и механизмов, регулирующих конфликты и разрешающих общественные проблемы;

2) возрастание сознательности и самостоятельности отдельных индивидов;

3) в области экономики - максимальное распространение товарно-денежных отношений, появление новых передовых технологий, достижение высокого уровня профессиональной специализации менеджеров и наемных работников;

4) изменение социальных отношений - переход от иммобильного сословного общества к динамичному, основанному на высокой социальной мобильности и социальной конкуренции. 

В числе характеристик  процесса модернизации также выделяют: 

1) его комплексность, поскольку он охватывает все сферы жизни общества;

2) его системность, так как изменение любого элемента или целой сферы жизни общества ведет к изменению других - культурные и политические изменения приводят к изменениям в экономике, и наоборот;

3) его глобальный характер - начавшись в странах Запада, она распространяется затем на весь мир;

4) его протяженный характер - модернизация не происходит в одночасье, а делится на этапы (появление реформаторской элиты, инициирование преобразований, распространение и закрепление их результатов);

5) дифференцированный, а не однотипный и прямолинейный характер - модернизация в разных странах протекает по - разному, так или иначе учитывает и опирается на традиции национальной культуры и этики (например, "японское экономическое чудо"), не требует полного отказа от них в пользу западных и европейских ценностей.

Составной частью сложного процесса перехода от традиционного  общества к современному (modernity) или  индустриальному (хотя некоторые исследователи  склонны называть современное общество постиндустриальным, или информационным) является политическая модернизация, содержание которой составляют изменения  политической системы как неотъемлемой составной части общего системного перехода.

Составляющие и признаки процесса политической модернизации:

1) Структурная дифференциация (разделение) институтов политической  системы - т.е. появление все  новых политических институтов, выполняющих строго очерченную  функцию и одновременно тесно  взаимосвязанных и взаимодействующих  между собой (например, создание  новых профильных министерств  и ведомств в структуре исполнительной  власти);

2) Повышение мобилизационных  способностей политической системы  - т.е. ее способности мобилизовать  разнообразные ресурсы (политические, экономические, силовые, информационные, демографические) и направить  их на достижение новых целей  в развитии;

3) Повышение способностей  политической системы к выживанию  в кризисных ситуациях и к  преодолению кризисов за счет  использования новых средств  коммуникации, социализации и мобилизации;

4) Ощутимая тенденция  к политическому равноправию  - т.е. постепенное снятие всех  ограничений (экономических, административных, национальных и др.) на участие  граждан в политике.

Исторический опыт перехода различных стран к индустриальному  обществу (включая Россию второй половины XIX – начала ХХ вв.) свидетельствует, что общая системная трансформация  общества (в современной принятой политологической терминологии – транзит) не всегда, особенно на первых этапах, сопровождается глубокими сдвигами в области политических институтов.

История допускает принципиальную возможность осуществления социально-экономической  модернизации "сверху" в рамках старых политических институтов под  руководством традиционной и/или выросшей преимущественно из традиционной элиты. Для того, чтобы начавшийся процесс  перехода от традиционного общества к современному завершился успешно, необходимо было соблюдение целого ряда условий и, прежде всего, обеспечение  динамического равновесия между  изменениями в различных сферах общества. 

Проблема модернизации для  России как страны, уступавшей в  уровне социально - экономического и  культурного развития странам Запада и постоянно стремившейся "приобщиться  к Европе", была и остается актуальной до нынешнего времени.

2.2. Модернизация в России

В большинстве своем отечественные  авторы неоднозначно оценивают происходящие в современной (плюс минус 10 лет) России процессы. А. Фадин в своей статье «Модернизация через катастрофу»  утверждает, что политическая система  страны (России) не реформируема, резких скачков, потрясений, в частности- модернизации, не существует. И сама модернизация есть не более чем «мутация» общества. Объясняется это тем, что посткоммунистическая ситуация в России может быть охарактеризована как бессубъектная. Любая форсированная модернизация (и структурная в том числе) требует мощной государственной воли, управляемого, способного к сложным командным маневрам госаппарата, т.е. некоторого субъекта реформ. Подобный субъект не только отсутствует, но, по всей видимости, и не может быть порожден этим обществом в обозримые сроки.

Положение дел в российской экономике и анализ ее развития показывают, что “регенерационный подъем” после  почти десятилетнего полу катастрофического  спада был обусловлен занятием российской продукцией тех “ниш сбыта”, которые  образовались в результате дохода от роста экспортных цен на нефть  и девальвации доллара 1998 года. На сегодняшний день этот процесс себя исчерпал и движется по инерции. В  ситуации общепризнанного спада  мировой конъюнктуры страна будет  обречена на сокращение темпов роста  экономики - если не найдет внутренних источников развития, компенсирующих внешний спад.

Единственным выходом  из создавшейся ситуации для обеспечения  нормального и стабильного роста  является качественная и органическая модернизация российской промышленности, невозможная стихийно, без сознательного проведения определенной политики совместными усилиям и государства и частного капитала, сложившегося за последнее десятилетие в России как экономическая сила и, по потенциалу как минимум не уступающая госсектору. 

Потребность в модернизации обуславливается в первую очередь  тем, что значительное количество производителей российских товаров, которые сегодня  находятся в нише “цена и качество” - неконкурентоспособны при повышении  покупательной способности российского  населения. В последнее время  эта тенденция проявляется в  виде роста импорта как из стран  ближнего, так и дальнего зарубежья  в соответствии с ростом уровня жизни  населения.

Для того, чтобы произвести нормальную конкурентоспособную продукцию (имея в виду растущее старение парка  оборудования российских промышленных предприятий), необходим выход на качественно новые технологии - именно эти условия и диктуют необходимость  ускоренной модернизации российской промышленности.

Без этого невозможно обеспечить переход от 3-го и 4-го экономических укладов к 5-му8 и переход в постиндустриальное общество. В ситуации, когда нынешний мировой экономический кризис вызвал в целом ряде наиболее развитых стран проблему реиндустриализации, у технологической модернизации российской промышленности как все еще основного уклада экономики страны появляются дополнительные шансы, разумеется, при благоприятном международном климате для инвестиций. Основными конкурентами нашей страны в этой “промышленной нише” международного разделения труда становятся (из крупных стран соответствующего уровня развития) Китай, Индия, Бразилия и Мексика.

Проведение реформирования конца XX столетия вместо обещанного «процветания»  привело к многочисленным неприятным экономическим последствиям. Выиграло от преобразований (судя по социологическим  исследованиям начала нового века) менее 10% населения, еще около трети  общества считает, что материальное положение их семей за минувшее десятилетие  скорее не ухудшилось или незначительно  улучшилось.

Радикальное “реформирование” произошло за счет резкого падения  производства и, соответственно, падения  уровня жизни большинства населения: примерно 40% сегодня (по самооценке) живут  хуже, чем в СССР, но пока терпеть  можно, а за последние несколько  лет появились сдвиги к лучшему. Катастрофическими материальные последствия  “скачка в капитализм” оказались  примерно для 20%, причем половина из них (десятая часть общества) впала  в полную безнадежность и ни в  какие “улучшения” больше не верят.

2.3.Проблемы структурной модернизации экономики России

Экономика России не могла  избежать мирового финансового кризиса, который является вершиной айсберга, а в глубине - кризис перепроизводства. Таких условий Российская экономика еще не испытывала. Кризис перепроизводства - это проявление структурных диспропорций, которые долгие годы накапливались в российской экономике. При этом совсем не обязательно, чтобы был переизбыток предложения всех товаров и услуг. Достаточно лишь несколько подотраслей, в которых возник переизбыток предложения над платежеспособным спросом, в условиях, когда предприятие набрали внешних кредитов, но не могут расплатиться. Это относится в первую очередь к строительству и торговле. Структурный кризис экономики порожден соотношением пропорций элементов экономической системы и их взаимодействием. Он выражается в том, что ухудшается количественное и качественное состояние отдельных секторов экономики. Некоторые из них теряют прежний уровень конкурентоспособности или даже оказываются под угрозой полного уничтожения.

Структурный кризис экономики  охватил все отрасли. Различные  структурные манёвры российского  правительства, осуществляемые без  воздействия на макроэкономические пропорции имеют лишь перераспределительный  характер. В особенности это касается региональной структуры производства, которое испытывает наиболее сильное давление кризиса.

Конвергентные кризисы усиливают  друг друга, создавая тем самым уникальное явление, когда структурные трансформации  происходят практически в неуправляемом  режиме.

В настоящее время исключительно  благоприятные внешнеэкономические  условия закончились. Мировой экономический  кризис обусловил снижение темпов экономического роста во всех странах, в том числе  и в России. Если среднегодовые  темпы ВВП с 2000 г составляли 6,8%, из которых за счёт внешнеэкономического фактора обеспечивалось увеличение ВВП в среднем на 6%, а в последние 2-3 года темпы составили 6,5%., то в 2009-2010 г. они могут снизиться до 4-5% в  год. По-видимому, концепция развития российской экономики, основанная на экспорте сырьевых ресурсов, исчерпала себя. При этом внутренние источники развития сократились, а внешние - (кредиты) стали  недоступны, так как этот канал на западных рынках оказался перекрыт для российских предприятий.

Современная экономическая  политика российского правительства  нацелена на построение "энергетической сверхдержавы", основным геополитическим  оружием которой являются полезные ископаемые. Так, темпы роста добычи нефти в России за 2000-2004 гг. составляли 41,7%, а у всех стран мира вместе взятых лишь 7,9%. Такая политика делает экономику заложницей мировых цен  на энергоносители, а за страной  закрепляется роль сырьевого придатка.

Превышение экспорта энергоносителей  над внутренним потреблением ведёт  к потере конкурентоспособности  реального сектора экономики. К  этому следует добавить низкий уровень  капитализации национальных предприятий, слабость банковского сектора, явную  непродуманность и ресурсную  необеспеченность реформ энергетического  и жилищно-коммунального хозяйств. Кроме того, продолжающаяся приватизация объектов государственной собственности  способствует снижению ответственности  правительства за проводимую экономическую политику. По некоторым данным, всего 5% составляет доля государственной собственности, а в развитых странах Запада - до 40-50%.

На современном этапе  в России сформировалась утяжелённая  и неэффективная структура экономики, по существу "торговая", перераспределительная, замкнутая на импортную инфраструктуру и экспортные сырьевые производства. В ней всё большую долю занимают добывающие отрасли и отрасли  первичной переработки сырья  и всё меньшую - машиностроение и  отрасли массового потребительского спроса. За годы реформ доля топливной, металлургической, химической, лесоперерабатывающей промышленности в общем объёме промышленного  производства выросла с 36 до 47%, а  доля машиностроительной, лёгкой и  пищевой промышленности сократилась  на 2-3%.9

Информация о работе Конкурентоспособность и проблемы структурной модернизации в России