Конкурентоспособность и проблемы структурной модернизации в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 22:21, курсовая работа

Краткое описание

Основа конкурентоспособной экономики - конкурентоспособные предприятия. Все действия Правительства: разрабатываемые программы и законодательные акты, процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены главной и приоритетной на сегодня цели - обеспечение конкурентоспособности российских предприятий, а следовательно, конкурентоспособности экономики и страны в целом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1.КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 6
1.1.Доля России в мировой экономике 6
1.2.Конкурентоспособность России и ее конкурентная стратегия 13
1.3.Факторы, препятствующие росту конкурентоспособности российской экономики 20
2.СТРУКТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ 26
2.1.Понятие модернизации и теории модернизации 26
2.2. Модернизация в России 28
2.3.Проблемы структурной модернизации экономики России 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44

Файлы: 1 файл

курсовая экономика ГОТОВО.docx

— 111.75 Кб (Скачать)

С учетом отмеченных обстоятельств  центральной для нашей страны задачей становится всемерная поддержка  и реализация отечественного научного и инновационного потенциала. Если не удастся этого добиться и правительство будет продолжать пытаться "держаться на плаву" за счет экспорта топливно-сырьевых и энергетических ресурсов, то итогом станет скатывание России к группе развивающихся стран и на периферию мирового хозяйства. Действительно, сегодняшняя реальность мирового хозяйства такова, что страны, которые не обладают собственным научным, инновационным потенциалом или которым не удается (или им не дают) этот потенциал реализовать, вынуждены вступать в отношения неэквивалентного внешнеэкономического обмена, фактически выплачивая монопольную ренту производителям наукоемких товаров за счет реализации своих, составляющих национальное богатство природных и человеческих ресурсов. Эту систему отношений уже упоминавшийся З. Бжезинский определяет как систему "глобального планирования и долгосрочного перераспределения ресурсов".

Ясно, что страны, втянутые в механизм такого неэквивалентного обмена, рано или поздно (в зависимости  от имеющихся топливно-сырьевых и  энергетических ресурсов) по уровню экономического развития начинают безнадежно отставать от группы ведущих стран мира, составляющих ныне знаменитый "золотой миллиард" (судя по всему, другие страны туда пускать не собираются), и выталкиваются на обочину мировой экономики. Если ранее подобную модель "откачивания" из других стран основных видов ресурсов (от топливно-сырьевых до финансовых и интеллектуальных) стремились реализовать только США, то в настоящее время ее пытаются осуществить (в том числе и по отношению к России) некоторые другие ведущие развитые страны с рыночной экономикой (речь идет прежде всего об американских, западноевропейских и японских транснациональных корпорациях и финансовых структурах).

 Весьма существенную роль в указанных процессах играет формирование общемирового глобального информационного пространства, заметно ускорившее общий динамизм экономической жизни и взаимосвязанность, взаимообусловленность всех ее составляющих. Обладание всесторонней информацией и способность управлять информационными ресурсами ( в том числе и глобального масштаба) уже стали мощными факторами международной конкуренции.

Важным фактором современной  мировой экономики, который в  полной мере должна учитывать Россия, является и дальнейшее развертывание  интеграционных процессов, расширение рамок интеграционных объединений, что изменяет соотношение сил  в мировой экономике и общую  картину современного мира. В максимальной степени должны учитывать и усиление воздействия на мировую экономику крупнейших (нередко с глобальными масштабами деятельности) транснациональных корпораций. Россия не только будет испытывать на себе воздействие процессов транснационализации экономической жизни, но и должна будет развивать свой собственный транснациональный бизнес, создавать условия для экспансии отечественного капитала за рубежом.

 Фундаментальным фактором, оказывающим нарастающее воздействие на общую геополитическую и геоэкономическую картину мира, становится процесс глобализации. Однако этот процесс также не столь однозначен, как может показаться на первый взгляд; ему присуща глубокая внутренняя противоречивость: с одной стороны, очевидным фактом является объективная обусловленность этого процесса, с другой же стороны, он сопровождается как позитивными, так и негативными последствиями. Как отмечается в подготовленном в рамках Программы развития ООН докладе "Человеческий аспект развития - 1999", "глобализующийся мир нуждается в новых институтах для решения проблем, которые страны в одиночку не могут решить". Согласно этому докладу предполагается создание в рамках ООН Совета экономической безопасности, ставится вопрос о Мировом центральном банке, о создании мировой антимонопольной службы для контроля за соблюдением кодекса поведения ТНК, мировой службы по вопросам охраны окружающей среды, банковского института по содействию перелива свободных инвестиционных ресурсов в слаборазвитые страны

Подобная противоречивость и полицентричность современного мира, сопровождающаяся неуклонным нарастанием  интернационализации экономической  жизни, создает объективные предпосылки  для проведения Россией политики поддержания "динамического равновесия" между мировыми центрами силы, в  условиях которого, при взаимном сдерживании  этих центров силы, РФ получает возможность  для достаточно широкого (и необременительного в экономическом отношении) внешнеполитического  маневра. Иными словами, оптимальной  для России в начале ХХI столетия становится стратегия равноприближенности  к основным мировым центрам силы и маневрирования между ними с  учетом имеющихся противоречий. В  основе реализации такой стратегии  должно лежать неуклонное следование России своим собственным национальным интересам, а не мифическим "общечеловеческим ценностям".

 

Доля России в мировой  экономике по сравнении с другими  странами :

1

Рисунок 1. - Темпы прироста ВВП в 2010 году в %.

2

    • выборка на 1 занятого по ВВП (тыс. дол.)

 

Рисунок 2.- Производительность труда в россии и других ведущих странах мира на 2011году.

Таблица 1. Экономические  условия развития международной  торговли России, 1991-2010 гг.

1991-1994 гг.

Наиболее тяжелая фаза трансформационного спада российской экономики, характеризующаяся сокращением  промышленного производства, укреплением  реального эффективного обменного  курса рубля, высокими экспортными  ограничениями при относительно низких барьерах на пути импорта.

1995-1998 гг.

Замедление трансформационного спада на фоне продолжающегося укрепления реального эффективного обменного  курса рубля. Почти полная отмена экспортных ограничений; усиление государственной  политики ограничения импорта.

1998-2008 гг.

Период экономического роста  после кризиса1998 г.: рост объема промышленного производства; укрепление реального эффективного обменного курса рубля после резкой девальвации национальной валюты в1998 г.; улучшение условий торговли (более высокий темп роста мировых цен экспортных товаров по сравнению с ценами импорта).

2008 г.

Мировой финансовый кризис, повлекший сокращение промышленного  производства, девальвацию рубля, ухудшение  условий торговли для России (значительное снижение мировых цен экспортных товаров по сравнению с ценами импорта).

2009-2010 гг.

Восстановление экономики  после кризиса 2008 г.: достижение предкризисного объема промышленного производства; укрепление реального эффективного обменного курса рубля; улучшение условий торговли.


3

1.2.Конкурентоспособность  России и ее конкурентная стратегия

Проблема конкурентоспособности  государства, его экономики, жизнестойкости общества в целом становится все  более актуальной. Это ее значение возрастает вместе с ужесточением глобальной конкурентной среды. Глобализации свойственно  не только расширение и углубление кооперации, интеграции и сотрудничества, но и наличие конкуренции, которая неразрывно сопутствует глобализационным процессам, ведь конкуренция – спутник глобализации.

 В условиях нарастающей глобализации залогом жизнеспособности развития является достижение конкурентного преимущества, поскольку ни одна страна и ни одна экономика или отдельная компания не могут противостоять влиянию конкуренции, т.к. за благовидной витриной глобализации с ее красивыми лозунгами о кооперации усилий и взаимовыгодном сотрудничестве стоит жесткая конкурентная глобальная среда. Особенное звучание вопрос жизнеустойчивости, конкурентоспособности государства приобретает в наши дни – в условиях глобального финансово-экономического кризиса, охватившего, как кажется, все уголки Земного шара, и «проверяющего» на прочность общественно-государственные конструкции многих стран.

 Сегодня наша страна занимает весьма низкие места в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности. Имеются в виду, прежде всего, два наиболее известных рейтинга: рейтинг конкурентоспособности IMD (Международного института развития менеджмента, г. Лозанна, Швейцария) Индекс глобальной конкурентоспособности WEF (Всемирного экономического форума). В рейтинге IMD за 2008 г., включающем 55 стран, наша страна заняла 47-е место. В Индексе глобальной конкурентоспособности WEF за 2008 г., включающем 131 страну, Россия заняла 58-е место.4

Если брать отдельные  параметры, то Россия в международных  рейтингах глобальной конкурентоспособности  входит в десятку лидирующих стран  лишь по двум показателям: 1-е место  по запасам сырьевых ресурсов (30 трлн. долл. США) и 7-е место по средней  продолжительности школьного образования (10,5 лет). Российская Федерация заметно  проигрывает в уровне качества государственных  институтов, профессиональности управления (качество и прозрачность управления), стабильности и предсказуемости законодательства, обеспечении безопасности граждан, по основным экономическим показателям, по показателям эффективности бизнеса (степень соответствия принципам инновационности, рентабельности и социальной ответственности, производительности труда, развития рынка труда, качеству менеджмента), показателям инвестиций в традиционную и технологическую инфраструктуру, в образование и непрерывное повышение квалификации рабочей силы, взаимообусловленности заработной платы, производительности труда и налогов, показателям сокращения неравенства между богатыми и бедными, показателям состояния инфраструктуры (степень соответствия инфраструктуры потребностям бизнеса, развитость базовой, технологической, научной, информационной и социальной инфраструктуры), показателям состояния образования, здравоохранения и окружающей среды.

Столь низкие места России объясняются как объективными российскими  трудностями в данной области, так  и определенной условностью и  ангажированностью существующих рейтингов.

О недостаточной корректности, к примеру, свидетельствует тот  факт, что в рейтингах не учитывается геополитический фактор, имеющий немаловажное значение для реальной конкурентоспособности государств, поскольку от уровня конкурентоспособности геополитики страны в немалой степени зависит создание необходимых условий для конкурентоспособности экономики и в целом государства в жесткой конкурентной среде глобализирующегося мира. На наш взгляд, в отсутствии этого и некоторых других значимых параметров заключается некая условность и недостаточная объективность существующих рейтингов.

Такими подходами к  составлению рейтингов глобальной конкурентоспособности национальная конкурентоспособность сводится даже не к конкурентоспособности экономики  государства, а к конкурентоспособности  какого-либо сегмента экономики государства, что представляется методологически  неверным. По крайней мере, такой  подход вызывает сомнения в методологической правильности. Скорее, он свидетельствует о том, что в условиях глобализации, в угоду развитым странам, контролирующим глобализационные процессы, составляются рейтинги, ориентирующие, «подтягивающие» экономики развивающихся стран под удобные для управления в своих интересах критерии, признаки и форматы.

Иными словами, геополитический  фактор в практике соперничества  государств, как говорится, никто  не отменял, он по-прежнему оказывает  серьезное воздействие на уровень  конкурентоспособности государства, какими бы глобалистскими лозунгами  о снижении роли государств в эпоху  глобализации, о неких общих для  всех благах глобализирующегося мира, он ни прикрывался.

Следует заметить, что конкурентоспособность  геополитики конкретного государства  напрямую зависит от геополитического статуса этого государства. Под  геополитическим статусом государства  понимается роль и значение государства  в мировых делах, его место  в глобальной системе миропорядка. Геополитический статус включает, кроме  пространственно-географических характеристик, международный вес, экономическую, технологическую и военную мощь, динамику народонаселения, природный  ресурс, степень цивилизационно-культурного  влияния на соседей и другие параметры. 

Вне всякого сомнения, геополитическое  влияние России в мире в значительной мере определяется ходом ее экономического развития, технологическим состоянием, стратегией в выборе геоэкономических сфер и четко сформулированным геополитическим  кодом (геополитической идентичностью), соответствующим реальному экономическому, социально-политическому и культурному  потенциалу страны.

Геополитический статус России в силу кардинальных глобальных трансформаций  претерпел значительные изменения, которые свелись к тому, что, имея во второй половине прошлого века статус, сопоставимый лишь со статусом США, наша страна его утеряла, снизилась ее геополитическая и геоцивилизационная безопасность. 

Не стоит забывать, что  Россия занимает исключительное место  на геополитической карте мира, что  не раз отмечалось Х.Макиндером, К.Хаусхофером, Н.Я.Данилевским, евразийцами и другими  классиками геополитики. Россия, располагаясь в центре Евразии, с одной стороны, занимает центральное, ведущее место  на геополитической карте, от которого напрямую зависит возможность контроля всего глобального пространства, а с другой – по отношению к  ней всегда будут проявляться  претензии со стороны других геополитических  авторов.

Геополитическое положение  государства должно адекватно обеспечиваться его экономическим состоянием. Однако, располагая восьмой частью мировой  суши и третью мировых природных  богатств, интеллектуальным потенциалом  и достижениями в развитии науки, техники и культуры, страна из экономической  державы (в 1989 г. ВВП соответствовал занимаемому геополитическому положению  – был вторым в мире, 57% от ВВП  США), производящей высокотехнологичную  продукцию, трансформировалась в рядовое  в экономическом плане государство, не выдерживающее конкуренции на мировом рынке по большинству  видов товаров (0,5% мирового рынка  наукоемкой продукции).

Резко ослаб один из сегментов  геополитического статуса – российский демографический ресурс. За последние 13 лет население России уменьшилось на 11 млн. человек. Специалисты заговорили о демографической безопасности, находящейся под серьезной угрозой.

В качестве главных причин низкой конкурентоспособности российской экономики, а также трудностей, возникающих  в процессе ее укрепления, экспертами, как правило, отмечаются: отсутствие стабильного законодательства и  его несовершенство; бюрократия и  коррупция; сырьевая направленность экономики; неразвитость институциональной системы  инвестирования; несбалансированная экспортно-импортная  структура; слабость банковской и финансовой инфраструктуры; отсутствие надежных механизмов трансформации финансовых активов в инвестиционные проекты; недостаточный инновационный потенциал; отсутствие качественной национальной инновационной системы (НИС); слабость информационной инфраструктуры; недостаточное финансирование образования и науки и др.

Два пути к мировой  конкурентоспособности

Информация о работе Конкурентоспособность и проблемы структурной модернизации в России