Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:53, реферат
По определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей и количество потребителей, участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар.
Заключение
Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и др.
Чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию так сказать "государства в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, делают продукцию неконкурентноспособной на мировом рынке, утрачиваются стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и др.
При выполнении курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1. Существует три основные формы конкурентной борьбы: ценовая, неценовая и свободная конкуренция.
Ценовая конкуренция применяется в основном в соперничестве между фирмами-монополиями и аутсайдерами. Основные ее виды: открытая и скрытая.
Неценовая конкуренция включает в себя:
-законные средства конкуренции;
-полулегальные методы борьбы с соперниками;
-методы ограничения действий других конкурентов с помощью средств государственного регулирования и содействия.
Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже общественной стоимости или равновесной цены в целях получения монопольной прибыли.
Правила поведения фирм-монополистов зависят от того, как они ведут своё «ценопроизводство».
Анализируя вторую главу курсовой, можно сделать ряд следующих выводов:
В конкурентной борьбе между двумя главными аэропортами страны «Домодедово» и «Шереметьево» первый держит преимущества, так как использует ряд методов конкурентной стратегии, а именно:
- более комфортные условия терминала «Домодедово», помио этого представлен план усовершенствования инфраструктуры аэропорта на 2006 год, который будет являться «технологическим прорывом»;
- в 2006 году будет введена новая система контроля багажа HBS (Hold Baggage Screening), аналогов которой нет в СНГ. HBS осуществляет 5 - уровневый контроль, выявляя подозрительные предметы;
- будет введено такое нововведение, как парные телетрапы для разгрузки больших самолетов, которые позволяют пассажирам выходить одновременно из двух дверей воздушною судна;
- внедрение системы управления и контроля за наземным движением, а также системы позиционирования воздушных судов на стоянке;
- помимо внедрения технологических решений, в «Домодедово» расширяют пассажирскую зону.
Таким образом, руководство «Домодедово» использует такие неценовые пара-продукции, как новизна, качество, перспектива, соответствие международным стандартам, дизайн, удобство в эксплуатации т.д.
В заключении хотелось бы сказать, что в целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания технологических и экономических проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы и т.д. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации.
Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же всё это остаётся благим пожеланием из-за скудности госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.[10]
На мой взгляд, для демонополизации экономики и развития конкуренции необходимо:
1. Наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд;
2. Ввести жёсткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;
3.Совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;
4.Согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным принципам и правилам.
Список использованной литературы
1. Азоев Г.Л. Анализ деятельности конкурентов. М., ГАУ, 1999.
2. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М., 2001.
3. Долинская М. Г., Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции М.,1991.
4. Еферин В. П., Мотин В. В. Оценка конкурентоспособности. - М., 1997.
5. Липец. Ю. Введение в рыночную экономику. М.: ТПО «Квадрат».2003.
6. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран - М.,1993.
7. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М. 1986.
8. Рыночная экономика: Учебник.- М.: Соминтэк, 1992.- т.1-ч.1.-гл.5.
9. Самуэльсон П.А. Экономика. Т.1. М. 1993.
10. Фишер С., Дорибуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993.
11. Хомченко А. Г. Рыночная конкуренция - М., 1994.
12. Экономическая стратегия фирмы - М., 1995.
13. Юров П. А. Конкуренция: теория и практика. Учебно-методическое пособие - М., 2000.
14. Кириллов Р., Рябоконов Д. Новые «ворота»//Профиль.: Изд. дом Родионова. 17 апр. 2006. № 14.
15. Левицкий П. Борьба за первенство// Искусство управления.2006. № 1 (43).
16. Максименко И. Оценка конкурентоспособности предприятия // Маркетинг. 2002 №3.
17. Мовсесян А. О стратегии государственного регулирования экономики // Экономист. 2004 № 10.
18. Толкачев С. Несовершенная конкуренция // Российский экономический журнал. 1993. № 5.
19. Ясин Е. Функции государства в рыночной экономике // Вопросы экономики. 1997. N6.
Приложение 1
Таблица 1
Виды конкуренции в условиях монополии
Покупатели | | ||
| много | несколько | один |
много | Совершенная конкуренция | Олигополия | Монополия |
несколько | Олигопсония | Билатеральная олигополия | Ограниченная монополия |
один | Монопсония | Ограниченная монопсония | Билатеральная монопсония |
|
|
|
|
|
| Лист |
|
|
|
|
|
| |
Изм | Лист | №Документа | Подпись | Дата |
[1] Самуэльсон П. А. Экономика. Т.1.М.:1993.С.54.
[2] Юров П. А. Конкуренция: теория и практика. Учебно-методическое пособие - М., 2000. С. 124.
[3] Юров П. А. Конкуренция: теория и практика. Учебно-методическое пособие - М., 2000. С. 128.
[4] Левицкий П. Борьба за первенство// Искусство управления.2006. № 1 (43). С. 27.
[5] Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М., 2001. С. 93.
[6] Кириллов Р., Рябоконов Д. Новые «ворота»//Профиль. 17 апр.2006 № 14. С. 56.
[7] Кириллов Р., Рябоконов Д. Новые «ворота»//Профиль. 17 апр. 2006. № 14. С. 57.
[8] Липец. Ю. Введение в рыночную экономику. М.: ТПО «Квадрат».2003. С. 132.
[9] Липец. Ю. Введение в рыночную экономику. М.: ТПО «Квадрат».2003. С. 168.
[10] Липец. Ю. Введение в рыночную экономику. М.: ТПО «Квадрат».2003.С. 144.