Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:53, реферат
По определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей и количество потребителей, участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар.
Методы открытого снижения цен при выходе на новые рынки широко используются фирмами Японии, Южной Кореи, Тайваня, в частности, при экспорте судов, телевизоров, автомобилей в США и страны Западной Европы.
Особенно обостряется конкурентная борьба на мировых товарных рынках, где конкурентные позиции даже крупнейших монополий не являются устойчивыми (пример мирового рынка автомобилей, где "Дженерал моторе" уступила первое место по продаже автомобилей в США, которое ей принадлежало почти 50 лет, японской компании "Ниссан").
Главные усилия конкурирующих компаний направлены на удержание долей мирового рынка и сохранение сложившегося соотношения сил между ними. Это проявляется в погоне за нововведениями, создании заграничных производственных предприятий, заключении межфирменных соглашений в научно-производственной сфере. Поэтому эти отношения, в первую очередь, проявляются в отраслях, наиболее тесно связанных с научно-техническим прогрессом.
Патентная защита изобретений на международном уровне в определенной степени сдерживает открытую ценовую конкуренцию на рынке (например, в автомобильной, фармацевтической, электронной и химической промышленности).
Скрытая ценовая конкуренция осуществляется различными способами. В частности, предоставлением скидок с цены и лучших условий продажи. Предоставляются следующие скидки с цены: тайные простые скидки с официально объявленной цены (прейскурантной, справочной и др.) определенным группам покупателей или отдельным покупателям с целью установления длительных, более устойчивых отношений для обеспечения устойчивой прибыли (тайное соперничество);
-открытые скидки с цены на количество, на оптовый характер продаж, по определенным условиям контракта (прогрессивная, бонусная, экспортная, сезонная);
-тайные скидки за особый характер отношений с партнером при предоставлении простого права на продажу на определенной территории, при продаже товара служащим фирмы-партнера и др.;
-скидки за "лояльность", предоставляемые фирмами за отказ покупателей от предложений конкурентов;
-скидки постоянным покупателям.
Предоставление лучших условий продажи это скрытая, превращенная форма ценовой конкуренции, осуществляемая путем:
-повышения качества товара при неизменной цене (технических параметров: полезного эффекта и пр.), что фактически свидетельствует о снижении цены товара;
-удлинения срока гарантийного обслуживания (например, если две фирмы предлагают на рынке легковые автомобили с одинаковыми техническими характеристиками и уровнем цен, но одна из них предлагает более длительный срок гарантии, то, поскольку стоимость гарантийного обслуживания входит в цену, речь идет о предложении товара по более низкой цене);
-предоставления денежного кредита на лучших условиях (более низкий уровень процента на большую часть поставки);
-предоставления кредита в форме отсрочки платежа на более длительный срок (иногда на весь период испытательного срока эксплуатации оборудования).
-предоставления более коротких сроков поставки. Такая поставка дает покупателю возможность быстрее использовать капитал в товарной форме, затратить меньше средств на заем капитала в банке и за счет этого получить дополнительную прибыль. Поэтому поставщик товара при более коротких сроках поставки фиксирует более высокую цену;
-использования смешанной формы кредитования, предусматривающей предоставление низкопроцентных правительственных кредитов, носящих характер государственной помощи наряду с коммерческими кредитами. Это позволяет фирмам отдельных стран снижать процентные ставки и удлинять сроки погашения кредитов.
Неценовая конкуренция. Использование методов неценовой конкуренции позволяет крупнейшим фирмам проводить на рынке более гибкую политику.
Можно выделить следующие виды неценовой конкуренции:[5]
-законные средства конкуренции;
-полулегальные методы борьбы с соперниками;
-методы ограничения действий других конкурентов с помощью средств государственного регулирования и содействия.
Законные средства конкуренции включают:
-конкуренцию по продукту, когда в процессе дифференциации существующего продукта происходит создание нового продукта, т.е. обладающего новой потребительной стоимостью;
-конкуренцию по предоставлению услуг, имеющую особое значение на рынке машин и оборудования. В комплекс услуг входит предоставление рекламных материалов, передача технической документации, облегчающей эксплуатацию оборудования, предоставление услуг по обучению специалистов на предприятии покупателя, техническое обслуживание в гарантийный и послегарантийный периоды.
Полулегальные формы конкурентной борьбы включают:
-экономический шпионаж;
-подкуп должностных лиц в государственном аппарате и в конкурирующих фирмах;
-практику заключения нелегальных сделок;
-практику ограничения конкуренции, содержащую богатый арсенал средств, призванных обеспечить диктат фирмы-монополии на рынке с целью установления на нем наиболее выгодных условий деятельности. Сюда относится, в частности, практика проталкивания внутрифирменных стандартов в качестве национальных и международных, навязывание выгодных для себя оговорок при продаже прав на использование торговых марок или патентов.
1.2 монопольные цены и поведение монополистов
Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже общественной стоимости или равновесной цены в целях получения монопольной прибыли.
Правила поведения фирм-монополистов зависят от того, как они ведут своё «ценопроизводство»:
1. Фирмы устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию, превышающую общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объёмы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос.
2. Монопсония устанавливает монопольно низкие цены на товары, закупаемые у аутсайдеров. Понижение цены по сравнению с общественной стоимостью или возможной равновесной ценой достигается посредством искусственного создания зоны избытка продукции. В этом случае монопсония преднамеренно уменьшает закупки товаров, из-за чего их предложение превышает монополистический спрос.
3. Фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает собираемую «дань» посредством так называемых «ножниц цен». Речь идёт о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уровни которых удаляются друг от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц.
4. Монополисты преднамеренно сдерживают совершенствование техники и технологии с тем, чтобы не подорвать искусственно поддерживаемый дефицит, а стало быть, и не лишиться монополистических выгод. Они скупают новейшие патенты на изобретения и не допускают их применения в производстве. Они поступают так до тех пор, пока обострившаяся конкуренция не вынудит их внедрять научно-технические достижения.
2 Конкурентная борьба «главных ворот России» (на примере «Шереметьево» и «Домодедово»)
В прошлом году главный аэропорт страны — «Шереметьево» — впервые расстался с пальмой первенства, «проиграв» «Домодедово» почти 1,5 млн. пассажиров. В 2006 году этот разрыв грозит удвоиться, а звание «главных воздушных ворот России» может окончательно перейти к «Домодедово».
В том, что темп прироста числа пассажире», обслуживаемых международным аэропортом «Шереметьево» (МАШ), уступает «Домодедово» — нет ничего удивительного: бывший главный аэропорт страны проигрывает более молодому по целому ряду объективных удобств для туристов.
Кто еще не сталкивался с вечными пробками на Ленинградском шоссе по пути в «Шереметьево», вряд ли поймет сидящего в такси человека, опаздывающего на рейс. Протяженные очереди на регистрации и паспортном контроле (как на выезде, так и на въезде) из-за недостатка стоек — тоже типичное явление, особенно и горячий туристический сезон.
В том же «Домодедово», к примеру, главную проблему — транспорта — решили уже несколько лет назад, пустив с Павелецкого вокзала железнодорожный экспресс, который за 40 минут без нервотрепки в пробках довезет пассажира до аэровокзала. В аэропорт «Внуково»тоже можно добраться по железной дороге с Киевскою вокзала. И в «Шереметьево ходит поезд — с Савеловского вокзала. Однако экспрессом его назвать сложно: с поезда, останавливающегося на станции Лобня, пассажирам придется пересаживаться па автобусы и уже на них доезжать до аэропорта.
Впрочем, МАШ сейчас занялся активным решением этих недочетов. В прошлом году акционеры аэропорта наконец-то приняли решение о продлении железнодорожного сообщения от Лобни прямо до своих терминалов. Как ожидается, первый полноценный экспресс должен пойти по маршруту Савеловский вокзал— «Шереметьево» в 2007 году. По оценкам представителей МАШ, инвестиции в строительство полотна (6—7 км) составят около $70 млн. без учета стоимости подвижного состава.[6]
Кроме того, сейчас началось строительство третьего терминала «Шереметьево» пропускной способностью 9 млн. человек в год. По экспертным оценкам, возведение здания и инфраструктуры обойдется акционерам ОАО «Терминал» (среди которых МАШ, «Аэрофлот», Внешторгбанк и Сбербанк РФ) минимум в $450 млн.
Неудивительно, что руководство «Шереметьево» всерьез озаботилось имиджем аэропорта. Ведь неудобства для пассажирок влекут за собой неизбежную реакцию — авиакомпании, приходящие на рынок российских авиаперевозок, предпочтут обслуживаться у конкурентов, которые предлагают более комфортные условия.
Эксперты скептически качают головами: акционеры «Шереметьево» слишком втянули с принятием важных решений о железнодорожном сообщении и строительстве терминала.
«Пока они решали, «Внуково» и «Домодедово» уже строили. Видимо, главная проблема МАШ в том, что его контролирует государство (100% акций принадлежит Минимущества РФ). Конечно, свои плюсы в этом тоже есть, но страдает оперативность принятия решений», — отмечает аналитик из «ЦентрИнвест Секьюритис» Геннадий Суханов.
Привилегированное положение госаэропорта, который всегда называли «главными воротами России», сыграло злую шутку: в прошлом году «корону» у МАШ первые отобрали. По итогам 2005 года «Домодедово» обогнал «Шереметьево», обслужив 13,96 млн. пассажиров против 12,7 млн. у МАШ. (Таблица 2)
К концу этого года, как отмечают эксперты, разница между двумя крупнейшими портами может еще увеличиться, составив 4 млн. пассажиров, и для этого есть объективные причины.
В «Домодедово» сейчас приходят крупнейшие мировые авиакомпании — аэропорт только и успевает рапортовать о начале рейсов: за последние полгода в России появились очень крупные игроки Thai Airways, Singapore Airlines, China Eastern и все — в Домодедово. Кроме того. МАШ закроет одну из двух своих взлетно-посадочных полос на реконструкцию с мая по октябрь, что может принести к сокращению чартерных рейсов в 1,5—2 раза, ведь это самый тоновый туристический сезон».
«Домодедово» был не в лучшем состоянии, когда мы начинали бизнес. Это был аутсайдер на рынке. Но сейчас аэропорт — лидер по доле неавиационных доходов. Когда мы начинали, доля неавиационных доходов не превышала 5%. Сегодня эта доля приближается к 60%.» — рассказывает председатель совета директоров группы «ИСТЛАЙН» (управляет аэропортом «Домодедово») Дмитрий Каменщик.[7]
В «Домодедово» готовятся к росту пассажиропотока. В группе «ИСТЛАЙН» заявляют, что намерены в 2006 году увеличить свое присутствие на рынке услуг аэропорта до 48%.
«Очевидно, что рынок этот — конкурентный. В пределах московского авиаузла идет борьба за каждого пассажира, за каждую авиакомпанию. В такой ситуации мы сосредоточиваем свои усилия на том, чтобы внедрить те технологии, которых нет еще в других аэропортах», — отмечает Дмитрий Каменщик.
В начале апреля руководство «Домодедово» представило план усовершенствования инфраструктуры аэропорта на 2006 год, который нескромно обозвали «технологическим прорывом».
В этом году будет введена новая система контроля багажа HBS (Hold Baggage Screening), аналогов которой нет в СНГ. HBS осуществляет 5 - уровневый контроль, выявляя подозрительные предметы.
Еще одно нововведение, которое в странах СНГ пока никем не применяется (да и за рубежом тоже редкость), впервые будет применено именно в «Домодедово»: парные телетрапы для разгрузки больших самолетов, которые позволяют пассажирам выходить одновременно из двух дверей воздушною судна.
В планах на этот год — внедрить систему управления и контроля за наземным движением, а также систему позиционирования воздушных судов на стоянке. Первая позволяет производить посадку воздушных судов в любых погодных условиях (анализируя траектории движения воздушных судов и наземных транспортных средств, предсказывает критические события).
А вторая — предназначена для быстрого и безопасного наведения воздушною судна во время приближения его к месту стоянки. Она основана на технологии лазерного сканирования и позволяете высокой точностью определять местоположение воздушного судна и автоматически подключить к нему телетрап.