Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 14:17, реферат
Цель данной работы рассказать об эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.
Введение
1. Основные теории конкуренции. Основные модели рынка
2. Виды конкуренции.
3. Методы конкуренции: ценовая и неценовая.
Рыночные и внерыночные формы
7. Роль государственного регулирования при формировании конкурентных отношений на рынке
8. Заключение
8. Список литературы
Рынок для поддержания нормальной рыночной конкуренции считается безопасным, когда на рынке рассматриваемого товара и/или услуги имеется:
10 и более фирм;
1 фирма не занимает более 31% рынка;
2 фирмы не занимают более 44% рынка;
3 фирмы не занимают более 54% рынка;
4 фирмы не занимают более 63% рынка.
Главная задача государственного регулирования конкуренции и ограничения монополизма на рынке состоит в обеспечении достаточно надежной, безотказной реакции экономической системы на изменение спроса, условий рынка.
Антимонопольная политика государства, включает разработку антимонопольного законодательства и контроль за его осуществлением.
Антимонопольное
законодательство представляет собой
комплексное образование в
Существующие
в разных странах антимонопольные
законодательства чрезвычайно разнообразны.
Однако каждое из них в большей
или меньшей степени
Запретительная система антимонопольного законодательства предполагает полный запрет монополий. Наиболее типичным представителем этой системы являются США, антитрестовское законодательство которых исходит из принципа несовместимости монополии и конкуренции.
Первый антитрестовский закон в США, закон Шермана, был принят в
1890 году в
качестве ответной меры на
изменения, произошедшие в
После гражданской войны (1861-1865 г.г.) железные дороги связали между собой все районы страны, способствуя тем самым созданию национальных рынков. В ответ на такое расширение рынков и в целях ограничения выпуска создавались корпорации, по размерам превосходящие существовавшие когда-либо прежде, причем многие из них образовались путем слияния конкурирующих фирм. Фирмы и мелкие бизнесмены чувствовали угрозу, исходящую от этих новых гигантов, и Закон Шермана был принят главным образом под влиянием этих монопольных настроений.
Два других основных антитрестовских закона были приняты 1914 году. Закон Клейтона запрещал определенные виды антиконкурентных действий, а на основании закона о Федеральной торговой комиссии была создана Федеральная торговая комиссия в качестве экспертного органа, помогающая министерству юстиции предварять в жизнь антитрестовские законы. Закон Клейтона содержал три основных раздела.
Раздел 2, усиленный в 1936 году Законом Робинсона - Пэтмана, определяет ценовую дискриминацию следующим образом:
... будет считаться
незаконной ... дискриминация различных
категорий покупателей путем
продаж по разной цене
Закон Робинсона - Пэтмана был принят под давлением со стороны владельцев мелких бакалей, магазинов, которые поняли, что возникающие цены однотипных магазинов были способны оказать давление на поставщиков с целью предоставления им «несправедливых» скидок с цены приобретаемых товаров.
Раздел 3 объявляет противозаконными акты продажи или сдачу в аренду, обусловленные запретом обращаться к услугам конкурента данного продавца в тех случаях, когда это «может повлечь за собой существенное ослабление конкуренции или создание предпосылок для создания монополий».
Раздел 7 Закона Клейтона запрещает слияние или покупку фирм «в любой отрасли коммерции или в любой части страны в тех случаях, когда это может повлечь существенное ослабление конкуренции или создание предпосылок для создания монополий». Этот раздел не оказывал никакого воздействия на процессы слияний до тех пор, пока существовавшая в законе чисто техническая лазейка не была закрыта в 1950 году Законом
Селлера - Кефаувера.
Для тех, кто нарушает антитрестовские законы, предусмотрены три типа наказания. Во-первых, преступлением считается нарушение Закона
Шермана. Максимальный размер штрафа за нарушение Закона Шермана был увеличен в 1974 году до 100 тыс. $ для частных лиц и до 1 млн. $ для корпораций. Максимальный срок тюремного заключения составляет 3 года.
Во-вторых, многие судебные дела завершаются постановлением
Федерального суда или ФТК, требующими от фирмы, нарушившей закон, прекратить определенные незаконные действия или, напротив, предпринять конкретные действия, такие, как отказ от слияния или, наоборот, от разделения фирмы с целью усиления конкуренции. В-третьих, и это особенно важно, фирмы или потребители, пострадавшие в результате нарушения антитрестовских законов, имеют право на возмещение своих потерь в троекратном размере.
Надзор за соблюдением
антитрестовских законов
Федеральной торговой
комиссией и Министерством
В первые годы проведения антитрестовской политики судебные процессы были редким явлением, а давление со стороны государства не так велико. До 1900 года Министерством юстиции было возбуждено только
15 «антитрестовских»
дел. В последние годы
К запретительной
системе можно также отнести
и антимонопольное
США.
Вторая известная в мировой практике система - регулятивная. К ней тяготеет антимонопольное законодательство большинства европейских стран в т. ч. стран Восточной Европы. Эта система направлена не против монополии как таковой, а против злоупотребления ею.
Например, в Финляндии совет по вопросам конкуренции, работа которого регулируется Законом о конкуренции, рассматривает и решает вопросы, связанные с вредными последствиями ограничения конкуренции.
Ограничение конкуренции имеет вредные последствия, если оно, с точки зрения здоровой и действующей конкуренции, не должным образом:
. влияет на образование цен;
. снижает и склонно снижать эффективность экономической жизни;
. препятствует
или вредит деятельности
. приводит к злоупотреблению положением на рынке;
. противоречит международной договоренности.
Закон об ограничении конкуренции предусматривает:
- Устранение
отрицательных явлений,
- Исключение
неправильного использования
- Расширение
прав ведомства по делам
- Исключение
превышения устанавливаемых
В России антиконкурентная политика государства привела к тому, что к началу 80-х годов советская ведомственная экономика стала не просто одной из самых высокомонополизированных в мире, но и весьма специфичной в этом плане. Исключительность вытекала из «выращивания» монополий за счет монополизированного государственного сектора экономики. Такая система характеризовалась абсолютной государственной монополией, основу которой составляли: монополия на собственность, монополия на определение сфер и характера предпринимательской деятельности и монополия внешней торговли.
Существенной
предпосылкой для вытеснения конкуренции
из практики производственно-хозяйственной
деятельности предприятий являлась
исключительно высокая степень
концентрации и специализации производства.
По данным Госкомстата в 1990 г. предприятия
с числом занятых более 1000 чел.
(16.4% общего количества) выпускали около
74% промышленной продукции. Особо крупные
предприятия (свыше 10000 работающих) производили
почти 20% общего объема продукции промышленности.
В то же время в результате узкой специализации,
например, в машиностроении, около 80% всей
номенклатуры отрасли выпускалось практически
безальтернативным способом, в редких
случаях — 2-3 производителями. Таким образом,
одно из важнейших условий конкуренции
— наличие на рынке большого количества
различных вариантов предложений одной
и той же продукции — было во многих отраслях
промышленности практически невыполнимо.
Монополия внешней торговли и не конвертируемость рубля привели к изоляции нашей экономики от мировой и свели практически к нулю возможности конкуренции со стороны зарубежных производителей.
Изменения, происходящие
в экономике, начиная с 1985 года, связанные
с отменой монополии на собственность
и предпринимательскую
И такие действия
последовали после утверждения
в 1993 г. Закона «О конкуренции и ограничении
монопольной деятельности на товарных
рынках».
Принятие данного закона преследовало
две основные цели - определение организационных
и правовых основ предупреждения, ограничения
и пресечения монополистической деятельности
и недобросовестной конкуренции и тем
самым обеспечение условий для создания
и эффективного функционирования товарных
рынков.
Закон запрещает антиконкурентные соглашения, которые связаны с установлением (поддержанием) цен, скидок, надбавок, уменьшением или поддержанием цен на аукционах и торгах; разделом рынка по территориальному принципу, объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу продавцов или покупателей; отказом от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.
В законе определены
задачи, функции и полномочия Государственного
комитета РФ по антимонопольной политике
и поддержке новых
К основным функциям ГКАП были отнесены:
- совершенствование
нормативной базы и положений
Закона «О конкуренции и
- разработка регламентирующих положений о естественных монополиях;
- разработка
правовой базы для
- регламентация санкций к организациям, производящим операции повышенного риска с вкладами физических лиц;
- регулирование деятельности товарных бирж, российских нефтяных компаний;
- изменение национальной системы сертификации товаров и услуг и др.
Первым существенным
шагом в направлении поощрения
конкуренции со стороны вновь
образованного органа стала государственная
программа демонополизации
Федерации в 1994-1995 годах. В целях предупреждения
образования новых монополистических
структур со стороны Государственного
комитета по антимонопольной политики
был введен контроль за созданием, слиянием,
присоединением, преобразованием, ликвидацией
хозяйственных структур.
Список литературы
1. Юданов А.В. Конкуренция:
2. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. – М.: ИНФА-М, 1999.
3. Смит А. Исследование
о природе и причинах
Соцэкгиз, 1962. С 331-332
4. Портер. М Международная конкуренция. М.:1994