Конкуренция в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 14:17, реферат

Краткое описание

Цель данной работы рассказать об эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.

Оглавление

Введение
1. Основные теории конкуренции. Основные модели рынка
2. Виды конкуренции.
3. Методы конкуренции: ценовая и неценовая.
Рыночные и внерыночные формы
7. Роль государственного регулирования при формировании конкурентных отношений на рынке
8. Заключение
8. Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по экономике.docx

— 67.45 Кб (Скачать)

Каждая фирма  имеет продукт, который в настоящее  время отличается от продуктов конкурентов. В любом продукте имеются свои резервы для его дальнейшего  изменения и развития. Поэтому  очень часто помимо выпуска на рынок новых товаров производители  используют политику модификации, т.е. изменение наиболее существенных технико-эксплуатационных свойств, качества товара, изменение  внешнего оформления или формы упаковки. Благодаря этому фирма может  изменить имидж товара, сориентировать его на новые сегменты сбыта.

Усовершенствование  выпускаемой продукции дает фирме  долговременное преимущество. Поступление  на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и  научно-технической информации. В  качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма 
"SONY" осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим направлениям.

К незаконным методам  неценовой конкуренции относятся:

-промышленный (экономический)  шпионаж;

-переманивание  специалистов, владеющих производственными  секретами;

-выпуск поддельных  товаров, внешне ничем не отличающихся  от изделий- подлинников, но существенно худших по качеству, а потому обычно на много дешевле;

- махинации с  деловой отчетностью;

- сокрытие дефектов  и т.д.

Основными объектами  внимания промышленного шпионажа являются патенты, чертежи, секреты производства, технологии, структура издержек; экономический  шпионаж кроме промышленных секретов охватывает макроэкономические показатели и включает в себя разведку природных  ресурсов, выявление промышленных запасов; в связи с развитием маркетинга большую ценность приобретает сбор информации о вкусах и доходах  различных социальных групп общества.

Патент как  стимул промышленного шпионажа.

Именно промышленный шпионаж так сказать "создал" патент на изобретение. Поскольку сохранить  секреты производства не удавалось, изобретатель, потративший годы труда, мог и не получить никакого вознаграждения за свое изобретение, т.к. результатом  изобретения часто пользовались совершенно посторонние, не имеющие  ни какого отношения к изобретению  люди. Предотвратить такую несправедливость должен был патент.

Патент - это  документ, удостоверяющий изобретение  и закрепляющий за обладателем патента  исключительное право на пользование  результатами своего изобретения. Если патент используется без разрешения владельца, он может через суд  возместить убытки или прекратить незаконное пользование его изобретением. Кроме  этого, он может выдать лицензию другим лицам на использование запатентованного изобретения.

Но патент, теоретически направленный против промышленного  шпионажа, практически явился своего рода стимулом этого явления. Один из первых законов о патентах на изобретение  был издан во Франции в конце XVIII века, в нем говорилось, что  за всяким, кто первым привезет во Францию  какое-либо иностранное изобретение, признаются такие же льготы, какими бы пользовался бы его изобретатель. Таким образом, за промышленным шпионом  признаются права равные правам изобретателя.

С развитием  промышленного шпионажа промышленные монополии тщательно охраняют содержание патентов, результаты научно-технических  исследований, проекты и эскизы любой  своей продукции. В организационную  структуру ТНК входят т.н. технические  центры, основной задачей которых  является разработка новых товаров, повышение качества уже существующей продукции, разработка новых технологий и т.д.

Все промышленные монополии имеют засекреченные  лаборатории, где по всем параметрам сравнивают уровни технически решений, качество, производительность и надежность своей продукции с аналогичной  продукцией конкурентов. В этих лабораториях разбирают каждый узел и агрегат  собственных машин и аналогичной  продукции конкурентов, чтобы объективно сравнить их и выявить действительную ценность той или иной продукции. 
Учитываются все недостатки или преимущества своих и чужих товаров. Все лучшее у конкурентов перенимают и приспосабливают для своих машин, механизмов и конструкций, если при этом можно обойти патентное законодательство или если это выгодно фирме.

Наряду с широко известными методами современный промышленный шпионаж пользуется новейшими достижениями науки и техники. Очень часто  стали использоваться различного рода микроскопические приборы на основе различных электронных схем.

Специальная технология позволяет перехватывать любую  информацию, предаваемую устно, через  телефон, телефакс, компьютер. Оконные  стекла могут служить микрофонами: по их колебанию специальные устройства восстанавливают картину разговора. Использование электронной техники обеспечивает специальным службам монополий, как и спецслужбам государств, возможность получать необходимую информацию о состоянии дел конкурентов, их переговорах и т.д.

Еще одним из эффективных способов экономического шпионажа является внедрение "своего человека" в государственные органы, призванные регулировать деятельность промышленных монополий, что позволяет  получать необходимую информацию о  конкурентах, контролировать действия связанные с антимонопольной  политикой и т.п.

Частное собственность  на изобретения устанавливается  через патентование. С экономической  точки зрения патентование равнозначно  монополизации выгод, связанных  с использованием патента.

В основном патент предоставляет реальные выгоды в  течение семи лет, что позволяет  за это время получить немалую  прибыль его владельцу. Но с другой стороны, появление патента, запрещающего использовать какое-либо патентованное  открытие непосредственно конкурентами, заставляет их на форсированную разработку каких-то новых технических приемов, технологий.

Кроме того, многие крупнейшие изобретения часто не патентуются, чтобы не привлекать к  ним внимания конкурирующих компаний. Это чаще всего относится к  технологиям, техническим процессам, которые трудно скопировать, в отличие  от создания новых товаров.

Путь от изобретения  до коммерческого использования  требует больших финансовых, трудовых и материальных затрат. Поэтому, если нет опасности, что конкурент  не внедрит изобретение быстрее  чем сама корпорация, то изобретение  не патентуется, если же существует риск, что изобретение будет использовано конкурентом, его сразу же патентуют  и конкурент вынужден 15-20 лет ожидать, пока истечет срок монопольного права. Секреты производства тех или  иных товаров не патентуются с  тем, чтобы по истечении определенного  срока не обнародовать технологию их изготовления. Наличие патента служит мощным средством для контроля над  рынком, т.к. его нарушение карается конфискацией незаконно произведенной  продукции, возмещением убытков  и уплатой нарушителем крупных  штрафов, достигающих 10 млн. долларов. Патенты применяются, прежде всего, для охраны продукции фирмы от подделок или имитации качественных товаров.

Для фирм, чью  продукцию копируют, подделки имеют  катастрофические последствия: резко  сужается рынок сбыта, прибыль резко  снижается, уходя к производителям подделок. Подделки подрывают авторитет  фирмы, т.к. подделки кроме своей  дешевизны имеют еще и низкое качество, поэтому подделки быстро выходят из строя, ухудшая тем  самым доверие потребителей к  фирме, чья марка была подделана.

6. Роль государственного  регулирования при формировании  конкурентных отношений на рынке.

Исследуя историю  развития экономических учений можно  увидеть, что на всем протяжение развития общества отношение к вопросу  вмешательства государства в  товарно-денежные отношения было различным: от полного отрицания до абсолютного  контроля.

Натуральному  способу ведения хозяйства (рабовладельческий  строй) было присуще активное участие  государства в экономических  процессах.

Пример: В кодексе  законов Вавилона принятого в 18 веке до н.э. правовые нормы, жестко регламентирующие натурально-хозяйственные основы, предусматривали  меру пресечения виновного за покушение  на частную собственность - обращение  в рабство или смертную казнь. Масштабы ростовщичества были упорядочены  так, что предел денежной ссуды не должен был превышать 20%, а натуральной  ссуды 30%.

В средние века традиции государственного вмешательства  в экономику сохранились, и определенные изменения произошли только в  эпоху зарождения рыночных отношений (16-18 век). В этот период (период меркантилизма) координирующие и регулирующие хозяйственную  жизнь меры государства проявляли  себя через различные указы и  статусы, которые возводили 
«всеобщую коммерциализацию в ранг национальной политики». Однако труд и земли еще не участвовали в процессе купли-продажи, что является исходным условием формирования рыночных отношений. Такого рода государственная забота о развитии рыночной системы предопределила полную невозможность политики свободной конкуренции. Это, в частности, проявилось в сохранении во Франции ремесленных цехов и феодальных привилегий вплоть до конца 18 века. В период меркантилизма преобладала протекционистская экономическая политика государственной власти, предполагавшая превышение экспорта над импортом и неэквивалентный обмен во внешней торговле, что способствовало быстрому развитию национальной промышленности. Приоритетное положение на внутреннем рынке национальных товаров делало ввозимую продукцию не конкурентоспособной.

С начала 18 века политика протекционизма начала уступать место концепции экономического либерализма, базирующейся на принципах  невмешательства государства в  экономические процессы, неограниченной свободы конкуренции предпринимателей. Принцип laissez faire (абсолютное невмешательство государства в деловую жизнь) стал главным девизом классической политической экономии и считался неопровержимым до 30 годов нашего столетия.

Проблемы, связанные  с переходом от экономики свободной  конкуренции к преимущественно монополистической, явились причиной введения антимонопольной политики. В начале 20 века, США, как самая богатая и развитая в социально-экономическом отношении страна, испытала наибольшие потрясения от экономических кризисов и была пионером ввода подобной политики.

Чтобы быть эффективной, конкурентная система должна быть открытой и свободной, а ее участники сравнимы. При конкуренции именно решения  многих продавцов и покупателей  о предложении и спросе определяют рыночные цены. 
Это значит, что индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воли рыночной системы, ждут прибыль и упрочнение их позиций; те, кто нарушает законы рынка терпят убытки и в конечном счёте банкротство. 
При конкуренции покупатели – это хозяин, рынок – их агент, а предприятия – их слуга.

Рост монополии  резко изменяет эту ситуацию. Монополия  – это ситуация, при которой  число продавцов становится столь  малым, что каждый продавец уже в  состоянии оказать влияние на общий объём предложения, а поэтому  и на цену, продаваемого продукта. Монополия  заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок или  манипулировать на нём ценами к собственной  выгоде и в ущерб обществу в  целом. Своей способностью регулировать общий объём предложения монополисты  могут искусственно ограничивать объём  продукции и тем самым получать за неё более высокие цены, а  очень часто и устойчивую экономическую  прибыль. Монополия порождает нерациональное распределение экономических ресурсов, подавляет стимулы к технологическим  инновациям и поэтому менее привлекательна с точки зрения общества, чем любая  из форм конкуренции. Поэтому цели антимонопольной  деятельности в странах рыночной экономики состоят не столько  в борьбе с монополией, сколько  в поддержании эффективной конкуренции  для стимулирования экономической  эффективности национальной экономик.

Практика стран  с развитыми рыночными отношениями  выработала свои критерии в регулировании  конкуренции и ограничении монополизации  с целью создания гибкой рыночной структуры. В качестве критерия демонополизации  рынка и создания условий для  конкуренции в США используется индекс 
Харфиндела-Хиршмана.

Информация о работе Конкуренция в рыночной экономике