Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2011 в 14:17, реферат
Цель данной работы рассказать об эволюции понятия "конкуренция" с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.
Введение
1. Основные теории конкуренции. Основные модели рынка
2. Виды конкуренции.
3. Методы конкуренции: ценовая и неценовая.
Рыночные и внерыночные формы
7. Роль государственного регулирования при формировании конкурентных отношений на рынке
8. Заключение
8. Список литературы
Критики модели
совершенной конкуренции
Работы Дж.Робинсон
"Экономическая теория несовершенной
конкуренции" и
Э.Чемберлина "Теория монополистической
конкуренции" подытожили дискуссии
о характере ценообразования в условиях
монополии и о возникновении неценовых
форм конкуренции. При всей несхожести
данные произведения объединяют достаточно
глубокий анализ и осмысление действия
рыночного механизма при обстоятельствах,
исключающих условия свободной конкуренции.
Оба автора исходят из того, что рыночная
цена складывается не при коллективных
действиях участников рынка, так как неоднородность
товара лишает покупателя возможности
иметь полную информацию о ценах, а фирм-производителей
- конкурировать между собой из-за отсутствия
выбора более эффективной деятельности.
Введенное Э. Чемберлен понятие «монополистическая конкуренция» стало альтернативой понятию «чистая конкуренция». Он утверждал, что сутью монополии является контроль над предложением, а значит, и ценой, который достигается усилением взаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е. дифференциацией продукта. Везде, где в какой-либо степени существует дифференциация, каждый продавец обладает абсолютной монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны заменителей. Исходя из этого, он полагал, что о положении всех продавцов правомерно говорить как о «конкурирующих монополистах» в условиях действия сил «монополистической конкуренции».
В развитии своей идеи о процессе «дифференциации продукта» как о естественной реакции конкурентов на не менее естественное проявление самой конкуренции Э. Чемберлен обосновывает растущее влияние на этот процесс неценовых факторов конкуренции, имея в виду обусловленное особыми свойствами (фабричная марка, своеобразие паковки) и индивидуальными особенностями качество товаров и рекламу.
Это означает, что
выдержать состязание с крупным
хозяйствующим субъектом и быть
монополистом может и мелкий (средний)
торговец и производитель. «Монополия
не обязательно является следствием
финансового контроля, концентрации
производства и централизации капитала,
ибо рыночной системе свойственны
усиливающие конкуренцию
В отличие от
Э.Чемберлина, увязывавшего монополистическую
конкуренцию с одной из характеристик
естественного состояния рынка в равновесии,
Дж.Робинсон видела в несовершенной конкуренции
нарушение и потерю нормального равновесного
состояния конкурентной хозяйственной
системы. В своей работе она приходит к
выводу, что «преобладание в действительном
мире условий несовершенной конкуренции
способствует возникновению тенденции
к эксплуатации факторов производства
и усиливается благодаря образованию
крупных объединений, поглощающих многие
конкурировавшие между собой фирмы,
… что способствует еще большей несправедливости
в распределении богатства» и дестабилизации
социально-экономических отношений рыночной
среды. В условиях несовершенного рынка
отдельные фирмы не могут достичь оптимальных
размеров, функционируют неэффективно,
и «поэтому монополист имеет возможность
не только повысить цены на свою продукцию,
ограничивая выпуск, но также снизить
издержки производства путем совершенствования
организации производства в отрасли».
В результате своего
исследования Дж.Робинсон вполне могла
бы сделать выводы о конкретных мерах
государственного вмешательства в экономику
с целью устранения выявленных ею противоречий
несовершенной конкуренции.
Обстоятельное обоснование таких мер
спустя несколько лет было предложено
Дж.М. Кейнс.
Теории государственного
регулирования экономики в
По оценкам многих экономистов «Общая теория » Дж.М. Кейнса явилась поворотным пунктом в экономической науке XX в. и во многом определяет экономическую политику стран и в настоящее время. Ее главная идея состоит в том, что система рыночных экономических отношений не является совершенной и саморегулируемой, и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику. Он пишет: «Государство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и, возможно, другими способами».Эффективность регулирования государством экономических процессов, на взгляд Дж.М. Кейнса, зависит от изыскания средств под государственные инвестиции, достижение полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента.
Неолиберальная
концепция основывается на идее приоритета
условий для неограниченной свободной
конкуренции не вопреки, а благодаря
определенному вмешательству государства
в экономические процессы. Неолибералы
выступают за либерализацию экономики,
использование принципов свободного ценообразования,
ведущую роль в экономики частной собственности
и негосударственных хозяйственных структур.
По их утверждению: «Государство для поддержания
условий существования социального рыночного
хозяйства как
«идеального типа» свободного рыночного
хозяйства должно следить за соблюдением
«правил» свободной конкуренции, контролировать
условия ценообразования и пресекать
попытки становления монопольных цен,
гарантировать охрану и приоритетное
значение частной собственности в товарно-денежном
хозяйстве без монополий».
В последние
годы новая оценка конкуренции была
дана в работах современного американского
экономиста, разработавшего теорию конкурентного
преимущества, М.Портера. Он дал определение
конкурентоспособности товара с точки
зрения «ценности товара для потребителя».
По его мнению, ценность любого приобретаемого
товара прямо зависит от той прибыли, которую
принесет его использование. «Эта величина
предельна конкретна и может быть точно
подсчитана. Потребительская ценность
товара – это максимальная цена, которую
потребитель считает для себя выгодным
заплатить за него» [4].
Конкурентоспособность товара пропорциональна
неоплаченной (или доставшейся потребителю
даром) части потребительской ценности
товара. Взаимосвязь ценности для потребителя,
цены и конкуренции товара.
Портер считает,
что у каждого
При этом потребитель
заинтересован в том, чтобы неоплаченная
доля была как можно больше. Отношение
же поставщика к этой величине двойственно.
С одной стороны он так же выигрывает
от ее больших размеров: значительный
запас конкурентоспособности
Если поставщик монополист, он предпочитает завысить цену и «запас конкурентоспособности» становится равен нулю. На остроконкурентном рынке прибылью пожертвуют ради конкурентоспособности.
Портер в своей работе «Международная конкуренция» дал оценку и объяснение конкурентоспособности некоторых фирм на мировом рынке. По его утверждению, успех фирмы в состязании с конкурентами на мировом рынке, зависит от положения дел в стране. «С удивительной регулятивностью фирмы одной – двух стран добиваются непропорционально большого успеха в определенных отраслях на мировом рынке….В основе конкурентных преимуществ каждой страны лежит постоянная и последовательная забота о национальной экономике и ее действительно эффективных отраслях» В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур.
I. Условия совершенной
конкуренции определяются
1. Большое количество
продавцов и покупателей, ни
один из которых не имеет
заметного влияния на рыночную
цену и количество товара. В
условиях чистой конкуренции
каждая из многочисленных фирм
выпускает настолько небольшую
часть продукции, что
Фирма может
получить ту же самую цену за единицу
продукции, как при большем, так
и при меньшем объеме производства.
Запрашивать более высокую
2. Каждый продавец
производит однородный продукт,
3. Барьеры для
входа в рынок (и ухода с
него) отсутствуют: нет ни
4. Никаких искусственных ограничений спроса, предложения, или цены не существует и ресурсы - переменные факторы производства - мобильны.
5. Каждый продавец и покупатель владеет полной и правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах, и спросе на рынке. Без этого они не в состоянии сделать правильный, наилучший для себя выбор.
Ни один реальный
рынок не удовлетворяет всем перечисленным
условиям.
Поэтому схема совершенной конкуренции
имеет в основном теоретическое значение.
Однако она является ключом к пониманию
более реальных рыночных структур (например,
развитие аграрных хозяйств в США). И в
этом её ценность.
II. Антиподом
чистой конкуренции является
чистая монополия. Монополия
Если чистые монополисты ряда предприятий общественного пользования занимаются рекламой, то причина этого, вероятно, повышение престижа, а не увеличение доли рынка.
На монопольном рынке спрос потребителей, с одной стороны, встречается с предложением фирмы-монополиста, с другой. Механизм взаимодействия потребителей и единственного производителя на монопольном рынке принципиально отличается от случая совершенной конкуренции.
Отдельные потребители, не имеющие возможности оказывать влияния на рыночную цену, вынуждены подстраивать свой запрос под цену, предлагаемую монополистом. Со своей стороны, монополист, способный удовлетворить общий спрос потребителей, так выбирает объем и цену, при которой товар будет полностью куплен потребителями, чтобы максимизировать свою прибыль.