Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 11:52, курсовая работа
Предметом исследования является специфика конъюнктуры данной отрасли, показатели динамики. Так же исследование спроса и потребления товара, особенности международной торговли товаром, динамика мировых цен и прогноз развития конъюнктуры рынка.
К задачам работы следует отнести:
описать динамику мирового производства пшеницы;
проанализировать спрос и потребление пшеницы;
выявить особенности международной торговли пшеницы;
изучить динамику мировых цен на пшеницу;
Введение ……………………………………………………………………..……3
1. Динамика мирового производства ……………………………………………5
2. Спрос и потребление …………………………………………………………..8
3. Международная торговля товаром………………………………………….11
4. Динамика мировых цен ……………………………………………………....17
5. Прогнозы развития конъюнктуры ………………………………………..…20
6. Факторы, влияющие на ценообразование товара…………………………...22
Заключение ………………………………………………………………………32
Список используемых источников ………………………………………….…34
Министерство образования и науки Российской Федерации
Уральский государственный экономический университет
Департамент менеджмента и информатики
Кафедра маркетинга и международного менеджмента
Курсовая работа
по дисциплине «Конъюнктура мировых товарных рынков»
на тему: Конъюнктура мирового рынка пшеницы и его исследование
Выполнила:
студентка группы ММ-11
Крутикова В.И.
Научный руководитель
д.э.н., профессор
Капустина Л.М.
Екатеринбург
2015
Содержание
Введение ……………………………………………………………………..……
1. Динамика мирового
2. Спрос и потребление …………………………………………………………..8
3. Международная торговля товаром………………………………………….11
4. Динамика мировых цен ……………………………………………………....17
5. Прогнозы развития конъюнктуры ………………………………………..…20
6. Факторы, влияющие на ценообразование товара…………………………...22
Заключение ………………………………………………………………………32
Список используемых источников ………………………………………….…34
ВВЕДЕНИЕ
Пшеница – это основная зерновая культура, распространенная во многих странах мира. Существует около 30 разновидностей этой злаковой культуры, представленной в двух основных формах: яровая и озимая пшеница. Колосья пшеницы в высоту могут достигать 2 метров. Зерна пшеницы используются при изготовлении хлебобулочных и кондитерских изделий, а также различных круп.
Обычно пшеница используется в той стране, где она производится, хотя с развитием мировой торговли и глобализации объемы международной торговли пшеницей растут.1
Рынок пшеницы, являющийся одним из самых старых и традиционных секторов мирового рынка, подвергся влиянию научно-технического прогресса на сам продукт. Если ранее воздействие достижений науки и техники на отрасль носило эволюционный характер и проявлялось в создании более современной материально-технической базы, совершенствовании методов обработки почвы, разработке новых, более урожайных сортов, что в совокупности интенсифицирует производство, делая его более эффективным, то в конце XX века достижения аграрной биотехнологии привели к революционным изменениям самого продукта и в 1998 году на рынке появилась генетически модифицированная пшеница.
Объектом исследования курсовой работы является состояние рынка пшеницы на сегодняшний день.
Предметом исследования является специфика конъюнктуры данной отрасли, показатели динамики. Так же исследование спроса и потребления товара, особенности международной торговли товаром, динамика мировых цен и прогноз развития конъюнктуры рынка.
К задачам работы следует отнести:
Данная работа основывается на открытых данных представленных БИКИ, сайтами статистики и т.п.
1. Динамика мирового производства
Производство – это процесс создания товаров или услуг, необходимых для удовлетворения потребностей потребителей. Исследование количественных характеристик производства является фундаментом в общем исследовании конъюнктуры любого рынка. Для исследования динамики мирового производства пшеницы необходимо привести статистические данные производства пшеницы по разным странам в течение нескольких лет.
Таблица 1 - Динамика мирового производства пшеницы в 2008-2013 годах, млн. т.2
Страна/Год |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Аргентина |
11 |
12 |
16 |
15 |
11 |
Авсралия |
21 |
21 |
27 |
29 |
26 |
Бразилия |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Канада |
28 |
26 |
23 |
25 |
27 |
Китай |
112 |
115 |
115 |
117 |
118 |
Египет |
8 |
8 |
7 |
8 |
8 |
ЕС |
151 |
138 |
135 |
137 |
132 |
Индия |
78 |
80 |
80 |
86 |
93 |
Иран |
8 |
13 |
15 |
13 |
14 |
Казахстан |
13 |
17 |
9 |
22 |
11 |
Пакистан |
21 |
24 |
23 |
24 |
23 |
Россия |
63 |
61 |
41 |
56 |
43 |
Турция |
16 |
18 |
17 |
18 |
15 |
Украина |
25 |
20 |
16 |
22 |
15 |
Прочие |
43 |
55 |
48 |
50 |
49 |
США |
68 |
60 |
60 |
54 |
61 |
Итого |
682 |
686 |
651 |
695 |
662 |
В таблице представлена динамика мирового производства пшеницы за 5 лет. Лидерами производства являются страны Евросоюза, на которые в 2013 году пришлось около 132 млн. тон продукта. Затем следует Китай с показателем в 118 млн. тон на и Индия с показателем 93,9 млн. тон.
Россия находится на пятом месте с показателем 43 млн. тон. За пять исследуемых лет объем производства был сокращен примерно на 46%.
Составим круговую диаграмму стран крупнейших производителей в 2013 году.
Рисунок 1 –Крупнейшие производители пшеницы в 2013 году, в %
Таким образом крупнейшим производителем пшеницы является страны Евросоюза, далее следует Китай с долей 18%, Индия с долей 14% и Россия с 7%.
Рисунок – 2 Динамика мирового производства пшеницы в 2009-2013 годах в млн. т.
Таким образом, на рынке уже есть сложившаяся структура производителей-стран, которые с каждым годом укрепляют свои позиции. Нет особенных изменений позиций на рынке, когда приходил бы резкий прирост производства или резкое падение такового. Для выхода на рынок пшеницы потребуется не мало усилий в т. ч. материальных затрат на оборудование.
Общая тенденция мирового производства с 2009 года – стабильное сохранение объемов.
2. Спрос и потребление
Потребление пшеницы немного различается от его непосредственного производства. Часть произведенной продукции идет на экспорт, а некоторым странам произведенного товара не хватает, чтобы удовлетворить свои собственные потребности.
Рисунок – 3 Динамика производства и потребления пшеницы в 2002-2007 годах, млн. т.3
Динамика потребления демонстрирует свои значения в указанный период от 590 млн. тон до 630 млн. тон. Амплитуда колебаний показателей производства, потребления пшеницы в мире и в отдельных странах, а также объемов внешней торговли достигает в отдельные периоды 15-20%, что позволяет сделать вывод о неустойчивости и нестабильности рынка этого продукта, объясняемой комплексом экономических, политических, природно-климатических факторов.
Рисунок 4 – Основные потребители пшеницы в мире, 2012 год
На рисунке 4 представлены основные потребители пшеницы в мире. Крупнейшими потребителями пшеницы являются Евросоюз (120 млн тонн), Китай (100 млн тонн), Индия (75 млн тонн). Такая структура складывается из-за территориальных особенностей, а так же из-за особенностей всхожести злака.
3. Международная торговля товаром
Международная торговля товаром складывается из показателей экспорта и импорта стран. Вывоз товаров из страны в работе измеряется в млн. долл. США.
В таблице №3 представлены 22 крупнейших стран экспортеров пшеницы, которые находятся во всех частях планеты Земля.
Экспортеры |
Exported value in 2009 |
Exported value in 2010 |
Exported value in 2011 |
Exported value in 2012 |
Exported value in 2013 |
World |
13,849,644 |
14,303,166 |
18,122,558 |
18,073,584 |
18,574,178 |
Germany |
1,209,961 |
1,216,739 |
1,404,596 |
1,507,325 |
1,672,301 |
France |
1,342,267 |
1,263,770 |
1,567,625 |
1,451,514 |
1,620,899 |
Thailand |
608,934 |
917,996 |
1,115,578 |
1,180,099 |
1,328,655 |
Belgium |
1,056,254 |
924,943 |
1,050,206 |
1,080,226 |
1,184,580 |
Turkey |
665,744 |
722,523 |
1,098,786 |
1,021,488 |
1,113,955 |
United States of America |
909,199 |
830,752 |
886,536 |
952,919 |
912,510 |
Canada |
768,255 |
666,912 |
773,947 |
835,403 |
855,857 |
Netherlands |
640,658 |
630,373 |
703,571 |
502,847 |
735,513 |
Australia |
614,048 |
636,171 |
661,639 |
694,661 |
733,962 |
China |
465,762 |
552,271 |
587,060 |
602,329 |
610,519 |
Kazakhstan |
586,753 |
556,687 |
565,776 |
619,361 |
582,747 |
United Kingdom |
388,725 |
385,367 |
456,542 |
486,322 |
491,502 |
Argentina |
548,279 |
584,122 |
771,313 |
767,261 |
426,738 |
Italy |
285,261 |
256,695 |
345,530 |
310,350 |
351,932 |
India |
55,789 |
76,351 |
135,724 |
218,119 |
319,130 |
Spain |
212,895 |
261,523 |
317,309 |
295,153 |
306,742 |
South Africa |
109,704 |
184,318 |
206,508 |
221,061 |
250,439 |
Viet Nam |
273,621 |
387,663 |
582,628 |
856,928 |
239,977 |
Uruguay |
185,324 |
161,114 |
223,026 |
216,488 |
228,470 |
Pakistan |
22,110 |
46,597 |
367,513 |
263,190 |
227,190 |
Denmark |
105,495 |
172,271 |
218,113 |
223,396 |
225,691 |
Poland |
157,042 |
147,712 |
192,407 |
195,325 |
221,305 |
Таблица 3 - Объемы экспорта двадцати двух стран - крупнейших экспортеров пшеницы за 2009 – 2013 года, в млн. долл. США4
Мировой экспорт пшеницы характеризуется чрезвычайно высоким уровнем концентрации: на долю пятерки крупнейших экспортеров (США, Евро союз, Канада, Австралия, Аргентина ) приходилось в рассматриваемом периоде от 84% до 94% объемов мировой торговли. Если в предыдущие периоды конкуренция велась в основном между поставщиками из США, Канады, Европейский союз, то в девяностые годы наметилась тенденция к усилению позиций Аргентины и Австралии. В период кризиса на мировом рынке пшеницы в середине девяностых годов в качестве экспортеров выступили страны Восточной Европы, ухудшив при этом структуру внутреннего потребления зерновых.
В таблице №4 представлены 30 крупнейших стран экспортеров пшеницы, которые находятся во всех частях планеты Земля.
Импортеры |
Imported value in 2009 |
Imported value in 2010 |
Imported value in 2011 |
Imported value in 2012 |
Imported value in 2013 |
World |
14,930,461 |
14,902,951 |
19,115,900 |
18,921,737 |
19,729,267 |
United States of America |
1,106,487 |
1,168,674 |
1,288,234 |
1,376,008 |
1,503,109 |
Netherlands |
507,702 |
504,438 |
828,661 |
861,363 |
900,979 |
China |
301,433 |
451,651 |
540,938 |
579,729 |
802,304 |
Belgium |
654,228 |
531,136 |
655,640 |
671,394 |
799,748 |
Brazil |
769,561 |
723,258 |
872,027 |
850,103 |
718,845 |
Germany |
637,927 |
547,148 |
722,992 |
652,984 |
682,596 |
France |
420,477 |
412,500 |
507,026 |
508,083 |
570,265 |
Japan |
551,152 |
500,882 |
553,243 |
592,410 |
556,118 |
Malaysia |
247,035 |
337,044 |
461,985 |
454,612 |
543,179 |
Iraq |
312,999 |
348,812 |
507,667 |
494,013 |
533,783 |
United Kingdom |
378,980 |
391,744 |
478,248 |
431,964 |
520,182 |
Mexico |
442,155 |
366,081 |
407,440 |
469,112 |
452,172 |
Angola |
245,942 |
216,525 |
342,424 |
330,948 |
392,225 |
Afghanistan |
359,929 |
229,567 |
220,048 |
175,498 |
339,856 |
Italy |
255,234 |
247,279 |
317,366 |
311,878 |
322,455 |
Thailand |
224,633 |
233,545 |
311,893 |
341,937 |
320,016 |
Canada |
188,681 |
192,358 |
241,711 |
298,183 |
306,572 |
Uzbekistan |
247,989 |
252,265 |
352,041 |
315,688 |
297,592 |
Indonesia |
353,861 |
559,332 |
616,596 |
645,687 |
292,678 |
Taipei, Chinese |
197,617 |
268,551 |
302,078 |
283,162 |
284,252 |
Spain |
218,350 |
207,765 |
236,873 |
256,837 |
261,719 |
Viet Nam |
162,051 |
203,035 |
192,151 |
227,324 |
258,053 |
Korea, Republic of |
208,062 |
199,052 |
263,414 |
269,780 |
254,627 |
Norway |
104,697 |
146,503 |
174,802 |
171,129 |
231,010 |
Poland |
232,230 |
204,195 |
278,570 |
239,426 |
217,949 |
Somalia |
35,331 |
27,661 |
62,084 |
48,010 |
210,556 |
Hong Kong, China |
176,861 |
198,960 |
238,613 |
239,040 |
209,062 |
Saudi Arabia |
128,858 |
118,194 |
158,741 |
164,325 |
199,738 |
Democratic Republic of the Congo |
95,740 |
116,738 |
135,043 |
157,097 |
187,235 |
Russian Federation |
94,666 |
109,084 |
181,892 |
175,827 |
186,083 |
Информация о работе Конъюнктура мирового рынка пшеницы и его исследование