Классификация принципов управления по А. Файолю

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 09:57, реферат

Краткое описание

Файоля называют отцом современной теории менеджмента за то, что он был первым, кто поднялся над уровнем заводского цеха, обобщил принципы и искусство управления администрации в целом. По мнению американских историков менеджмента, Файоль является наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины XX в. С его именем главным образом связано возникновение классической (административной) школы.

Файлы: 1 файл

рефер.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

     Файоль рассматривал теорию управления (в его терминологии — администрирование) как совокупность правил, приемов, принципов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности предприятия.

     Файоль   выделил   важнейшие   принципы:   единство командования и руководства. По мнению Файоля, для достижения определенной цели должны быть соответствующая программа и единый руководитель. Нарушение этого принципа приводит к неправильному разграничению функций внутри организации. В отличие от Тейлора,   Файоль   отрицает  необходимость   наделения функциональных работников административными правами  и  впервые указывает на необходимость создания штабов, которые не должны обладать правом руководства, а только осуществлять подготовку к будущему, выявлять возможные способы совершенствования организации.

     Особое внимание Файоль уделил составлению прогноза и плана. Он указал на необходимость краткосрочного и долгосрочного планирования в каждой организации, а также на необходимость планирования в национальном масштабе, исходя из потребностей общества в целом и в особенности производства.

     Заслугой Файоля является утверждение о том, что каждый член общества нуждается в большей или меньшей степени в знании принципов административной деятельности.

     Таковы основные положения административной школы Файоля. Главным в ней Файоль считал сам метод анализа и расчленения процесса администрирования. Особое внимание он уделял вопросу подготовки руководящих кадров, решительно выступая против существующей системы, опирающейся на инженерные дисциплины. Основным для рабочих Файоль считал достижение ими технического мастерства. Мастерство же управленческих работников может быть достигнуто по мере продвижения их по служебной лестнице.

     Файоль ставил задачу — научить промышленных администраторов такому управлению занятыми на предприятии рабочими, которое обеспечивало бы наибольшую индивидуальную и коллективную производительность труда путем концентрации их «воли» в одном, строго определенном направлении, указанном предпринимателем. Последнее требует создания науки об управлении людьми, опирающейся на «тщательное изучение и научное экспериментирование».

     Особое внимание школа Файоля уделяла разработке основных индивидуальных, психологических качеств, которыми должен обладать администратор. Был составлен перечень качеств, в число которых вошли следующие:

    • здоровье и физические качества;
    • ум и интеллектуальные способности; 
    • моральные качества (сдержанность, воля, настойчивость, решительность в принятии ответственных решений, чувство долга и т.д.);
    • хорошее общее образование;
    • способность управлять людьми (предвидение, умение  разработать  план  действий,   организаторские способности, умение воздействовать на людей для выполнения поставленных целей, искусство общения, коммуникабельность, умение контролировать действия подчиненных);
    • знание всех наиболее важных функций и направлений деятельности предприятия;
    • подлинная   компетентность   в  деятельности   конкретного предприятия.
 
 

     5. Советы А. Файоля  молодым управляющим 

     Особого внимания заслуживают советы Файоля молодым управляющим (менеджерам). Наиболее интересными среди них являются следующие:

  1. дополняйте  свои  технические  знания   «умением распоряжаться, предвидеть, организовывать и контролировать». «Вас будут судить не по вашим знаниям, а по вашим действиям»;
  2. получайте  «необходимые  ценные  дополнения   к вашему образованию» общением с руководителями;
  3. при общении с рабочими тщательно взвешивайте свои слова и не делайте незаслуженных замечаний. Всесторонне изучайте поведение, характер, сноровку и даже личную жизнь рабочих;
  4. при благоприятных отношениях с руководителями не злоупотребляйте их доверием;
  5. при оценке окружающих вас людей соблюдайте должную сдержанность и меру, не допускайте не обоснованной и недоброжелательной критики;
  6. постоянно пополняйте свои знания и не отставайте от достижений современного общества.

     Обращаясь к молодым менеджерам, Файоль писал: «Вы принадлежите к... интеллигенции, поэтому не должны отставать от передовых идей во всех областях» [3, с. 58].

     Применение  теории Файоля в практической работе руководителя даст возможность:

  • правильно определять приоритеты в вашей работе;
  • правильно ее планировать;
  • быстро и эффективно выполнять корректирующие действия.

     Зная эти теории, руководитель сможет взглянуть на стоящие перед ним проблемы как бы со стороны. Это позволит руководителю:

  • определиться в своем окружении и увидеть решаемые проблемы в их взаимосвязи с другими, а, следовательно, найти "точку отсчета" для начала работы и уточнить проблемы;
  • оценить целесообразность своих действий;
  • уточнить, каких ресурсов не хватает для эффективного решения проблем.

     Все это поможет найти новые способы и пути решения проблем организации.

     Классическое разграничение функций управления на предприятии, разработанное А. Файолем, прошло проверку временем (с 1923 г.). Все новомодные теории управления, касающиеся этого вопроса, ничего лучше не смогли предложить. На практике именно классификация управленческих функций по Файолю остается в своей основе без изменений.

     Многие принципы управления до сих пор имеют практическую ценность.

     В дальнейшем многие исследователи занимались изучением и теоретическим описанием принципов управленческой деятельности, однако все они были только последователями Файоля, развивавшими, дополнявшими и конкретизировавшими его учение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Я думаю, что Анри Файоль являлся ключевой фигурой в истории менеджмента. Его работы носят уникальный характер и их трудно переоценить. Файоль подверг серьезному научному анализу не работу других, а свои собственные обязанности и ответственности. Начиная свою деятельность в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе, он рассмотрел свои администраторские обязанности с беспристрастностью столь же ценной, сколь и редкой.

    Файоль  развил мысль Тейлора о том, что  менеджмент и администрирование должны изучаться с научных позиций. Он показал, что совершенствование управления не сводится к повышению производительности труда или к планированию деятельности подчиненных организационных единиц, - оно должно стать предметом более пристального рассмотрения и практического административного освоения людьми, стоящими во главе организации.

    Концепция Файоля оставила заметный след в развитии менеджмента, и не только европейского. Разработанная им теория администрирования, функции управления и некоторые принципы поведения до сих пор активно применяются  в практической деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

1. Базарова, Т. Ю. Управление персоналом [Текст]: учебное пособие / Т. Ю. Базарова. – М.: Юнити, 2005. – 560 с.

2. Виханский,  О. Л. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс [Текст]: учебное пособие / О. Л. Виханский – М.: Инфра-М, 2006. – 312 с.

3. Егоршин, А.П. Основы управления персоналом [Текст]: учебное пособие /  А. П. Егоршин – М.: Инфра-М, 2003. – 302 с..

4. Кравченко, А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для студентов вузов [Текст]: учебное пособие / А. И. Кравченко – М.: Академический Проект, 2006. – 352 с.

5. Маркович, Д. Социология труда [Текст]: учебное пособие / Д. Маркович - М.: Экономика, 2005. - 404 с.

6. Маслов, Е. В. Управление персоналом предприятия [Текст]: учебное пособие / Е. В. Маслов. - М.: Инфра-М, 2005. - 312 с.

7. Мескон, М. Х. Основы менеджмента [Текст]: учебное пособие / М. Х. Мескон. -  М.: Дело, 2002. - 290 с.

8. Румянцева, З.П. Менеджмент организации [Текст]: учебное пособие / З. П. Румянцева – М.: Инфра-М, 2003. - 411 с.

9. Семенова, И.И. История менеджмента [Текст]: учебное пособие для вузов / И. И. Семёнова - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с.

10. Шелдрейк, Д. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации [Текст]:  пер. с англ. под ред. В.А.Спивака / Д. Шелдрейк – С-Пб.: Питер, 2001. – 340 с. 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Классификация принципов управления по А. Файолю