Кадры предприятия и производительность труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной работы в том, что именно от кадров зависит, насколько эффективно используются на предприятии средства производства и насколько успешно работает предприятие в целом. В целом эффективность производства зависит от квалификации рабочих, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы прироста вырабатываемой продукции, использование материально-технических средств. То или иное использование кадров прямым образом связано с изменением показателя производительности труда. Рост этого показателя является важнейшим условием развития производительных сил страны и главным источником роста национального дохода. Поэтому целью данной работы является изучение кадров предприятия и производительности труда.

Оглавление

1. Кадры предприятия, их движение и производительность труда
1.1 Кадры предприятия: классификация и показатели движения
1.2 Управление кадрами предприятия
1.3 Производительность труда: методы измерения и факторы влияния
1.4 Мотивация как фактор повышения производительности труда
2. Расчет показателей движения кадров и производительности труда (на примере СПК "Койгородок")
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Расчет показателей движения кадров
2.3 Расчет показателей производительности труда
3. Пути повышения производительности труда и планирование численности работников
3.1 Планирование численности работников предприятия
3.2 Планирование производительности труда
3.3 Пути повышения производительности труда на СПК "Койгородок"
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

кадры.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

      Для малых предприятий допускается упрощенное определение среднесписочной численности работников как полусуммы данных об их наличии на начало и конец каждого отчетного месяца.

      Как уже отмечалось, изменение в списочной  численности персонала происходит вследствие приема на работу и увольнения работников. Также движение кадров обусловлено необходимостью приведения в соответствие потребностей производства с потребностью в труде определенного качества и количества.

      По  данным о наличии кадров в целом  и по категориям и группам персонала  можно рассчитывать показатели, характеризующие оборот кадров:

      1) коэффициент приема кадров (Кп) - отношение принятых работников (Чп) к среднесписочному числу (Чс): 

      Кп = Чп / Чс; 

      2) коэффициент выбытия кадров (Кв) - отношение числа выбывших (Чв) к среднесписочному числу работников:

      Кв = Чв / Чс; 

      3) коэффициент текучести (Кт) - отношение выбывших по причинам (Чвт, собственному желанию, за прогул, другие нарушения) к среднесписочному: 

      Кт = Чвт / Чс; 

      4) коэффициент замещения (Кз) - отношение разности числа принятых и выбывших к среднесписочному составу: 

      Кз = (Чп - Чв) / Чс; 

      5) коэффициент постоянства кадров (Кпост) - отношение лиц, состоящих в списочном составе весь календарный год (Чк), к среднесписочной численности: 

      Кпост = Чк / Чс. 

      Аналогичные показатели могут быть рассчитаны по внутренним подразделениям предприятия. 3

1.2 Управление кадрами предприятия

 

      Управление  персоналом - часть менеджмента, связанная с трудовыми ресурсами предприятия и их отношениями внутри фирмы. Оно представляет собой особую форму функциональной деятельности, направленную на наиболее эффективное использование потенциала работников для достижения целей предприятия и их личных целей.

      Управление  персоналом включает в себя следующие  этапы:

      1. Планирование ресурсов: разработка  плана удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах.

      2. Набор персонала: создание резерва  потенциальных кандидатов по  всем должностям.

      3. Отбор: оценка кандидатов на  рабочие места и отбор лучших  из резерва, созданного в ходе  набора.

      4. Определение заработной платы и льгот: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих.

      5. Профориентация и адаптация: введение  нанятых работников в организацию  и ее подразделения, развитие  у работников понимания того, что ожидает от него организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку.

      6. Обучение: разработка программ для  обучения трудовым навыкам, требующимся  для эффективного выполнения  работы.

      7. Оценка трудовой деятельности: разработка  методик оценки трудовой деятельности и доведения ее до работника.

      8. Повышение, понижение, перевод,  увольнение: разработка методов  перемещения работников на должности  с большей или с меньшей  ответственностью, развития их профессионального  опыта путем перемещения на  другие должности или участки работы, а также процедур прекращения договора найма.

      9. Подготовка руководящих кадров, управление продвижением по службе: разработка программ, направленных  на развитие способностей и  повышение эффективности труда  руководящих кадров. 4

      Основными целями управления персоналом являются:

      1) удовлетворение потребности предприятия  в кадрах;

      2) обеспечение рациональной расстановки,  профессионально-квалификационного  и должностного продвижения кадров;

      3) эффективное использование трудового  потенциала предприятия.

      Основными принципами использования персонала  фирмы являются:

      1. соответствие численности работников  объему выполняемых работ;

      2. соответствие квалификации работника  степени сложности его трудовых  функций;

      3. обусловленность структуры персонала  предприятия объективными факторами производства;

      4. максимальная эффективность использования  рабочего времени;

      5. создание условий для постоянного  повышения квалификации и расширения  производственного профиля работников.

      Работу  с кадрами на предприятии осуществляют все линейные руководители, а также некоторые функциональные отделы, службы и отдельные специалисты и менеджеры: отдел кадров; отдел труда и заработной платы; отдел технического обучения; отдел управления персоналом; лаборатории НОТ; управляющие (директора, менеджеры) кадрами (персоналом).

      Удовлетворение  потребности предприятия в рабочей  силе может осуществляться в форме  привлечения собственных ресурсов фирмы (рост производительности труда, сверхурочные работы, перераспределение работ и перевод работников на другую работу, квалификационный рост и др.) и в форме привлечения (найма) работников со стороны. Наем включает систему мер по привлечению работников на предприятие, процесс изучения кандидатов и отбор из списка кандидатов лиц, наиболее подходящих для занятия вакантных мест.

      Наем  работников. Наем работников осуществляется для вновь созданных предприятий и их внутренних подразделений, отделов и служб, а также на действующих предприятиях в случае расширения объема выпускаемой продукции или выполняемых работ и замены выбывших по различным причинам и основаниям. Наем квалифицированной рабочей силы часто оказывается дорогостоящей задачей, затраты на решение которой можно уменьшить, используя наиболее рациональные процедуры приема (найма) работников. Наем работников из внешних и внутренних источников осуществляется на вновь создаваемые или освобождающиеся рабочие места - вакансии. Заполнение вакансий производится за счет внутренних (передвижение кадров внутри предприятия) и внешних источников (население страны или региона в трудоспособном возрасте). При этом привлечение персонала извне может осуществляться в форме набора новых работников на постоянной и/или временной основе (лизинг персонала).

      Основными преимуществами внутренних источников найма являются незначительные затраты на привлечение рабочей силы, знание претендентом специфики и особенностей фирмы, наличие представлений у администрации о его навыках и способностях, возможность более быстрого заполнения вакансии и др. К недостаткам внутрифирменного привлечения рабочей силы можно отнести менее широкие возможности для выбора кандидатов, дополнительные затраты на повышение квалификации, возможность появления напряженности и обострения соперничества внутри коллектива, отсутствие возможности обеспечения дополнительной потребности в рабочей силе и др.

      Основные  преимущества привлечения рабочей  силы со стороны связаны, прежде всего, с возможностью покрытия дополнительной потребности в трудовых ресурсах, наличием более широких возможностей выбора, возможностью использования опыта других фирм и др. Недостатки связаны с более высокими затратами (материальными и временными) на привлечение рабочей силы, отрицательным воздействием на психологический микроклимат в организации и текучесть кадров, отсутствием знаний об особенностях производства и его организации и др.

      При организации найма отделу по управлению персоналом целесообразно установить контакты с биржами труда, центрами трудоустройства, школами, колледжами, высшими и средними специальными учебными заведениями, агентствами  по трудоустройству и подбору персонала. Опыт показывает, что эффективными способами найма рабочей силы являются рассылка рекламных объявлений, а также неформальные контакты с кадровыми службами родственных организаций. В процессе выбора работника из всех кандидатов используются анкетирование, собеседование, тестирование, проверка навыков в соответствующих центрах и другие процедуры.

      Расстановка (размещение) персонала. Это распределение принятых работников по подразделениям и рабочим местам в соответствии с их способностями и принятой на предприятии системой организации труда. Использование работников в строгом соответствии с их профессией и квалификацией, обеспечение их взаимозаменяемости на основе овладения смежными профессиями, равномерная и полная загрузка персонала и обеспечение точного учета количественных и качественных результатов труда должны обеспечить слаженную деятельность коллектива по реализации основных целей и задач предприятия.

      Профессиональное  обучение, подготовка и переподготовка работников. Профессиональное обучение персонала предприятия связано с необходимостью обеспечения максимального соответствия способностей и возможностей работника характеру и содержанию работы, а также с необходимостью максимального использования и развития всех его способностей. Занятые на производственных предприятиях работники постоянно находятся в процессе обучения, поскольку появляется новое оборудование, применяются новые технологические процессы, осуществляется реорганизация производства и управления и т.д.

      Основными причинами, обусловливающими необходимость профессионального обучения и переподготовки персонала, являются:

      недостаток  квалифицированной рабочей силы на национальном или региональном уровне;

      увеличивающаяся стоимость рабочей силы как важнейшего производственного ресурса;

      конкуренция, требующая сокращения затрат и более  эффективного использования трудовых ресурсов;

      технологические изменения, предполагающие овладение  новыми знаниями и переподготовку работников;

      появление новых производственных процессов;

      укрупнение  производства, требующее новых навыков  управления и координации деятельности внутренних подразделений предприятия;

      подготовка  к занятию новой, более высокой  должности;

      развитие  потенциала работников;

      рост  объема производства и реализации продукции;

      социальная  ответственность предприятия за своих работников.

      Выделяют  две основные формы обучения персонала - внутрипроизводственную (непосредственно на рабочем месте) и внепроизводственную. Внутрипроизводственное обучение осуществляется в процессе работы непосредственно на рабочем месте. Эту форму подготовки отличает тесная связь с повседневной деятельностью предприятия и его внутренних подразделений, оперативность и более низкие затраты. Важнейшими методами обучения на рабочем месте являются производственный инструктаж, направленное приобретение опыта, смена (ротация) рабочего места, делегирование части функций и ответственности и др.

      Обучение  вне рабочего места (внепроизводственное обучение) связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от выполнения служебных обязанностей, однако, зачастую является более эффективным за счет проведения занятий опытными специалистами, использования современного оборудования и информации. Как правило, методы профессиональной подготовки вне рабочего места предназначены, прежде всего, для приобретения теоретических знаний, обучения решению проблем, принятию решений и др.

      В процессе обучения следует выделять образование, подготовку и профессиональное развитие кадров. Образование связано с получением теоретических знаний и осуществляется в школах, высших и средних специальных учебных заведениях, подготовка связана с использованием и применением знаний к той или иной конкретной работе, а профессиональное развитие кадров - с повышением уровня (степени) овладения приемами и навыками применительно к конкретной профессии.

Информация о работе Кадры предприятия и производительность труда