Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:36, курсовая работа
Актуальность темы данной работы в том, что именно от кадров зависит, насколько эффективно используются на предприятии средства производства и насколько успешно работает предприятие в целом. В целом эффективность производства зависит от квалификации рабочих, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы прироста вырабатываемой продукции, использование материально-технических средств. То или иное использование кадров прямым образом связано с изменением показателя производительности труда. Рост этого показателя является важнейшим условием развития производительных сил страны и главным источником роста национального дохода. Поэтому целью данной работы является изучение кадров предприятия и производительности труда.
1. Кадры предприятия, их движение и производительность труда
1.1 Кадры предприятия: классификация и показатели движения
1.2 Управление кадрами предприятия
1.3 Производительность труда: методы измерения и факторы влияния
1.4 Мотивация как фактор повышения производительности труда
2. Расчет показателей движения кадров и производительности труда (на примере СПК "Койгородок")
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Расчет показателей движения кадров
2.3 Расчет показателей производительности труда
3. Пути повышения производительности труда и планирование численности работников
3.1 Планирование численности работников предприятия
3.2 Планирование производительности труда
3.3 Пути повышения производительности труда на СПК "Койгородок"
Заключение
Библиографический список
Для малых предприятий допускается упрощенное определение среднесписочной численности работников как полусуммы данных об их наличии на начало и конец каждого отчетного месяца.
Как
уже отмечалось, изменение в списочной
численности персонала
По данным о наличии кадров в целом и по категориям и группам персонала можно рассчитывать показатели, характеризующие оборот кадров:
1)
коэффициент приема кадров (Кп)
- отношение принятых работников (Чп)
к среднесписочному числу (Чс):
Кп
= Чп / Чс;
2) коэффициент выбытия кадров (Кв) - отношение числа выбывших (Чв) к среднесписочному числу работников:
Кв
= Чв / Чс;
3)
коэффициент текучести (Кт) - отношение
выбывших по причинам (Чвт, собственному
желанию, за прогул, другие нарушения)
к среднесписочному:
Кт
= Чвт / Чс;
4)
коэффициент замещения (Кз) - отношение
разности числа принятых и выбывших к
среднесписочному составу:
Кз
= (Чп - Чв) / Чс;
5)
коэффициент постоянства кадров
(Кпост) - отношение лиц, состоящих
в списочном составе весь календарный
год (Чк), к среднесписочной численности:
Кпост
= Чк / Чс.
Аналогичные показатели могут быть рассчитаны по внутренним подразделениям предприятия. 3
Управление персоналом - часть менеджмента, связанная с трудовыми ресурсами предприятия и их отношениями внутри фирмы. Оно представляет собой особую форму функциональной деятельности, направленную на наиболее эффективное использование потенциала работников для достижения целей предприятия и их личных целей.
Управление персоналом включает в себя следующие этапы:
1. Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах.
2.
Набор персонала: создание
3. Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора.
4. Определение заработной платы и льгот: разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих.
5.
Профориентация и адаптация:
6.
Обучение: разработка программ для
обучения трудовым навыкам,
7.
Оценка трудовой деятельности: разработка
методик оценки трудовой
8.
Повышение, понижение, перевод,
9.
Подготовка руководящих кадров,
управление продвижением по
Основными целями управления персоналом являются:
1)
удовлетворение потребности
2)
обеспечение рациональной
3)
эффективное использование
Основными принципами использования персонала фирмы являются:
1.
соответствие численности
2.
соответствие квалификации
3.
обусловленность структуры
4.
максимальная эффективность
5.
создание условий для
Работу с кадрами на предприятии осуществляют все линейные руководители, а также некоторые функциональные отделы, службы и отдельные специалисты и менеджеры: отдел кадров; отдел труда и заработной платы; отдел технического обучения; отдел управления персоналом; лаборатории НОТ; управляющие (директора, менеджеры) кадрами (персоналом).
Удовлетворение
потребности предприятия в
Наем работников. Наем работников осуществляется для вновь созданных предприятий и их внутренних подразделений, отделов и служб, а также на действующих предприятиях в случае расширения объема выпускаемой продукции или выполняемых работ и замены выбывших по различным причинам и основаниям. Наем квалифицированной рабочей силы часто оказывается дорогостоящей задачей, затраты на решение которой можно уменьшить, используя наиболее рациональные процедуры приема (найма) работников. Наем работников из внешних и внутренних источников осуществляется на вновь создаваемые или освобождающиеся рабочие места - вакансии. Заполнение вакансий производится за счет внутренних (передвижение кадров внутри предприятия) и внешних источников (население страны или региона в трудоспособном возрасте). При этом привлечение персонала извне может осуществляться в форме набора новых работников на постоянной и/или временной основе (лизинг персонала).
Основными преимуществами внутренних источников найма являются незначительные затраты на привлечение рабочей силы, знание претендентом специфики и особенностей фирмы, наличие представлений у администрации о его навыках и способностях, возможность более быстрого заполнения вакансии и др. К недостаткам внутрифирменного привлечения рабочей силы можно отнести менее широкие возможности для выбора кандидатов, дополнительные затраты на повышение квалификации, возможность появления напряженности и обострения соперничества внутри коллектива, отсутствие возможности обеспечения дополнительной потребности в рабочей силе и др.
Основные преимущества привлечения рабочей силы со стороны связаны, прежде всего, с возможностью покрытия дополнительной потребности в трудовых ресурсах, наличием более широких возможностей выбора, возможностью использования опыта других фирм и др. Недостатки связаны с более высокими затратами (материальными и временными) на привлечение рабочей силы, отрицательным воздействием на психологический микроклимат в организации и текучесть кадров, отсутствием знаний об особенностях производства и его организации и др.
При организации найма отделу по управлению персоналом целесообразно установить контакты с биржами труда, центрами трудоустройства, школами, колледжами, высшими и средними специальными учебными заведениями, агентствами по трудоустройству и подбору персонала. Опыт показывает, что эффективными способами найма рабочей силы являются рассылка рекламных объявлений, а также неформальные контакты с кадровыми службами родственных организаций. В процессе выбора работника из всех кандидатов используются анкетирование, собеседование, тестирование, проверка навыков в соответствующих центрах и другие процедуры.
Расстановка (размещение) персонала. Это распределение принятых работников по подразделениям и рабочим местам в соответствии с их способностями и принятой на предприятии системой организации труда. Использование работников в строгом соответствии с их профессией и квалификацией, обеспечение их взаимозаменяемости на основе овладения смежными профессиями, равномерная и полная загрузка персонала и обеспечение точного учета количественных и качественных результатов труда должны обеспечить слаженную деятельность коллектива по реализации основных целей и задач предприятия.
Профессиональное обучение, подготовка и переподготовка работников. Профессиональное обучение персонала предприятия связано с необходимостью обеспечения максимального соответствия способностей и возможностей работника характеру и содержанию работы, а также с необходимостью максимального использования и развития всех его способностей. Занятые на производственных предприятиях работники постоянно находятся в процессе обучения, поскольку появляется новое оборудование, применяются новые технологические процессы, осуществляется реорганизация производства и управления и т.д.
Основными причинами, обусловливающими необходимость профессионального обучения и переподготовки персонала, являются:
недостаток квалифицированной рабочей силы на национальном или региональном уровне;
увеличивающаяся стоимость рабочей силы как важнейшего производственного ресурса;
конкуренция, требующая сокращения затрат и более эффективного использования трудовых ресурсов;
технологические изменения, предполагающие овладение новыми знаниями и переподготовку работников;
появление новых производственных процессов;
укрупнение производства, требующее новых навыков управления и координации деятельности внутренних подразделений предприятия;
подготовка к занятию новой, более высокой должности;
развитие потенциала работников;
рост объема производства и реализации продукции;
социальная ответственность предприятия за своих работников.
Выделяют две основные формы обучения персонала - внутрипроизводственную (непосредственно на рабочем месте) и внепроизводственную. Внутрипроизводственное обучение осуществляется в процессе работы непосредственно на рабочем месте. Эту форму подготовки отличает тесная связь с повседневной деятельностью предприятия и его внутренних подразделений, оперативность и более низкие затраты. Важнейшими методами обучения на рабочем месте являются производственный инструктаж, направленное приобретение опыта, смена (ротация) рабочего места, делегирование части функций и ответственности и др.
Обучение вне рабочего места (внепроизводственное обучение) связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от выполнения служебных обязанностей, однако, зачастую является более эффективным за счет проведения занятий опытными специалистами, использования современного оборудования и информации. Как правило, методы профессиональной подготовки вне рабочего места предназначены, прежде всего, для приобретения теоретических знаний, обучения решению проблем, принятию решений и др.
В процессе обучения следует выделять образование, подготовку и профессиональное развитие кадров. Образование связано с получением теоретических знаний и осуществляется в школах, высших и средних специальных учебных заведениях, подготовка связана с использованием и применением знаний к той или иной конкретной работе, а профессиональное развитие кадров - с повышением уровня (степени) овладения приемами и навыками применительно к конкретной профессии.
Информация о работе Кадры предприятия и производительность труда