К. Маркс и его труд "Капитал"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:38, контрольная работа

Краткое описание

Современная философия предлагает нам разнообразие течений и теорий, от упорядоченного материализма до сложного постмодернизма, от тяготеющего к идеальному экзистенциализма до стремящегося проникнуть в глубины сознания психоанализа, и каждый вправе решить, какой философской концепции он будет поддерживаться. В конце концов, можно не придерживаться никакой и попросту не ставить перед собой философские вопросы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Философские идеи в основе труда экономиста
1.1 Предпосылки для возникновения марксистской философии
1.2 Труд "Капитал" как образчик диалектического материализма
1.3 Значение труд "Капитал" и теорий Маркса для развития философии
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 43.04 Кб (Скачать)

Эволюция мировоззрения  Карла Маркса:

1841 год - докторская  диссертация "Различие между  натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура". Маркс ещё находится под влиянием идеализма Гегеля, однако интересуется античным материализмом. Он высоко оценивает борьбу Эпикура против религиозности сознания, вкладывает в свою работу политический протест против порабощения личности социальной действительностью. Молодой Маркс приходит к выводу, что развитие философии неизбежно приводит к превращению мысли в дело, к практике.

1842 год - Маркс становится редактором либеральной "Рейнской газеты", впервые решается высказаться в защиту интересов рабочего класса, отстаивает свободу печати, критикует отдельные законопроекты. Совершается переход от идеализма к материализму и коммунизму.

1843 год - "Рейнская  газета" закрыта, Маркс переезжает  в Париж и вместе с А. Руге  начинает издавать "Немецко-французские  ежегодники". На мировоззрение  Маркса в этот период влияет  антропологический материализм  Л. Фейербаха. Однако он отрицает  естественную природу возникновения  религий, утверждая о том, что  любое верование является следствием  извращённых социальных отношений,  попыток порабощения и эксплуатации. Маркс видит назначение философии  в "беспощадной критике всего  существующего, беспощадной в  двух смыслах: эта критика не  страшится собственных выводов  и не отступает перед столкновением  с властями предержащими". Он  не отделяет философию от практической  деятельности, от борьбы и развития  в обществе.

1844 год - в объединённых  номерах "Немецко-французских  ежегодников" окончательно фиксируется  переход Маркса (а также и Фридриха  Энгельса) от идеализма к диалектическому  материализму и формулируется  положение о всемирно-исторической  миссии пролетариата, излагаются  сходные положения диалектического  материализма и исторического  материализма. В этот год создаются  такие работы, как "К критике  гегелевской философии права", "К еврейскому вопросу", "Экономическо-философские рукописи 1844 года". Главная идея рукописей - идея об определяющей роли труда и материального производства в антропологическом становлении и последующем развитии человечества. Главной целью производительного прогресса Маркс считает устранение "отчуждённого труда", то есть, такой деятельности, которая, будучи основным условием жизни, лишает человека возможности развивать и удовлетворять свои способности и потребности. Наконец, в 1844 начинается активное сотрудничество Карла Маркса с разделяющим его философские и политические убеждения Фридрихом Энгельсом, благодаря которому в окончательном виде формируется течение диалектического материализма.

Судьба Марксизма  в различных странах складывалась неодинаково: в одних он был несколько  оттеснён другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел стать  главной, ведущей идеологической силой. Особенно зримо влияние марксизма  на жизнь общества проявилось в политической сфере: партии и организации, рассматривающие  марксизм как свою теоретическую  базу, существовали и существуют по сей день во многих странах мира. Несомненно также воздействие марксизма на науку, культуру, искусство, на обыденное создание и практическую жизнь людей.

Сердцевину, суть философии  марксизма образуют исследования фундаментальных  классических проблем, концентрирующихся  вокруг отношений человека к миру и мира к человеку, отношений людей  между собой и природы (или  сущности) человека вообще. Это - мировоззренческое "ядро" любой философии. На решении этих проблем в марксистской философии базируется ряд концепций более конкретного характера (о законах истории, о значении материального производства в жизни общества, о классовой борьбе и социальной революции и т.д.), которые уже более тесно связаны с экономической и исторической науками, выработкой программ практических действий в политике, общественной жизни, культуре.

1.2 Труд "Капитал"  как образчик диалектического  материализма

По признанию  самого К.Маркса, как учёный он исходил  одновременно из трёх научных источников: английской классической политической экономии Смита и Рикардо, немецкой классической философии Гегеля и утопического социализма. У Смита и Рикардо им заимствованы трудовая теория стоимости, положения закона традиции нормы прибыли к положению, производительного труда. У вторых - идеи диалектики и материализма, у третьих - понятие классовой борьбы, элементы социологического устройства общества. К.Маркс является не единственным в числе исследователей начала и середины XIX в., рассматривавших политику и государство как вторичные явления по отношению к социально-экономическим, предпочитавших, следуя причинно-следственному подходу, классифицировать экономические категории как первичные и вторичные, считавших экономические законы, капитализм и соответственно рыночный механизм хозяйствования временным.

В первом томе, названном "Процесс производства капитала", Маркс рассматривает исходные категории: стоимость, лежащую в основе цены, стоимость каждого товара определяется трудом, общественно необходимым  для его производства. "...потребительная стоимость, или благо, имеет стоимость лишь потому, что в ней овеществлён, или материализован, абстрактно человеческий труд. Как же измерять величину её стоимости? Очевидно, количеством содержащегося в ней труда, этой "созидающей стоимость субстанции". Количество самого труда измеряется его продолжительностью, рабочим временем, а рабочее время находит, в свою очередь, свой масштаб в определённых долях времени, каковы: час, день и т. д.", "...величина стоимости данной потребительной стоимости определяется лишь количеством труда, или количеством рабочего времени, общественно необходимого для её изготовления. Каждый отдельный товар в данном случае имеет значение лишь как средний экземпляр своего рода. Поэтому товары, в которых содержатся равные количества труда, или которые могут быть изготовлены в течение одного и того же рабочего времени, имеют одинаковую величину стоимости. Стоимость одного товара относится к стоимости каждого другого товара, как рабочее время, необходимое для производства первого, к рабочему времени, необходимому для производства второго. Общественно необходимое время есть то "рабочее время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительской стоимости при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда".

Второй том, "Процесс  обращения капитала", посвящён анализу  движения капитала, его оборота и  кругооборота. Кругооборот капитала есть процесс его непрерывного движения, последовательного прохождения  трёх стадий. На каждой стадии происходит смена функциональной формы капитала: превращение денежного капитала в производительный, производительного - в товарный, товарного - вновь в денежный капитал. Согласно предложенной Марксом схеме воспроизводства рассматриваются условия и пропорции обмена между двумя подразделениями: производством средств производства и производством предметов потребления.

В третьем томе, "Процесс капиталистического производства, взятый в целом", рассматривается  процесс распределения прибавочной  стоимости (её превращённых форм) между  получателями прибыли, процента, торговой прибыли, земельной ренты. Показан  механизм трансформации стоимости  товара в цену производства. В капиталистическом  обществе равновеликие капиталы приносят равновеликие прибыли; цены формируются  в соответствии с капитальными издержками и средней прибылью. Если товары продаются по ценам производства (а не по их стоимости), то тем самым  сохраняется в несколько изменённом виде действие закона стоимости. Здесь  возникает противоречие: если в первом томе "Капитал", где Маркс рассматривал отношения между отдельным рабочим, товары обмениваются по их стоимости, то в третьем, в котором анализировал производство в целом, товары обмениваются по ценам производства. Эти величины не совпадают, что создаёт формальное противоречие в теории. "Стоимость  всякого капиталистически произведенного товара (W) выражается формулой: W = с + v + т. Если из этой стоимости продукта вычесть прибавочную стоимость т, то останется только эквивалент или стоимость, возмещающая в товаре капитальную стоимость с + v , израсходованную в виде элементов производства.

Если, например, производство известного товара вызвало затрату  капитала в 500 фунтов стерлингов: 20 ф. ст. на изнашивание средств труда, 380 ф. ст. на производственные материалы, 100 ф. ст. на рабочую силу, и если норма  прибавочной стоимости составляет 100%, то стоимость продукта == 400 с + 100 v + + 100 m = 600 фунтам стерлингов."

Четвертый том, "Теории прибавочной стоимости", содержит критический обзор экономических  теорий с точки зрения трактовки  существа и форм распределения прибавочной  стоимости.

Основной вывод  Маркса состоит в утверждении, что  любая сторона жизни определяется материальными факторами. Как Гегель верил в прогресс Духа в направлении  более высокого самосознания, так  Маркс верил в поступательное развитие человеческой материальной жизни  и человеческой природы. Внимание Маркса было направлено на материальную и  физическую, а не на духовную реальность. Он выделяет рабочий класс как  силу, которая воплощает в себе нищету и крайнее самоотчуждение. По Марксу, сущность человека состоит именно в том, чтобы создавать вещи, но только не в рамках частной собственности. Поэтому условия существования человека должны быть изменены посредством упразднения частной собственности и системы труда, при которой происходит эксплуатация человека человеком. Всё должно привести к освобождению людей от условий, при которых они все видят все под углом зрения рынка.

Это содержание трактата "Капитал" как экономического исследования, а теперь я попытаюсь  связать его с таким философским  течением, как диалектический материализм.

Вскрывая специфические  законы экономического развития капитализма, Маркс обогащает вместе с тем  и общее понятие закона, в том  числе и научное понимание  наиболее общих законов развития природы, общества и познания - законов  диалектики.

Ярким примером такого конкретного исследования наиболее общих законов всякого развития является данная Марксом характеристика всеобщего закона капиталистического накопления. Суть этого закона заключается  в постоянно повторяющейся в  условиях капитализма взаимосвязи  между богатством и нищетой. Исследуя этот специфический закон капитализма, Маркс тем самым исследует  также различные типы противоречий, многообразие форм взаимопревращения  противоположностей, противоречивое единство сущности и явления, необходимости  и случайности, возможности и  действительности, общего, особенного и единичного и т.д. Следовательно, закон единства и борьбы противоположностей является у Маркса выводом из конкретного  исследования.

Развитие, по Марксу, предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему, и этот процесс в его конкретно-исторической форме рассматривается Марксом в "Капитале", начиная с наиболее элементарных форм до наиболее сложных и развитых.

Наряду с законом  единства и борьбы противоположностей Маркс разрабатывает в "Капитале" и другие законы материалистической диалектики. Так, в связи с анализом исторического развития форм стоимости  Маркс показывает, как расширение сферы товарного обмена и, следовательно, массы товаров приводит к качественному  изменению: превращение случайной  формы стоимости в полную или  развёрнутую и затем во всеобщую форму. В этом процессе находит своё применение закон превращения количественных изменений в качественные. Исследование исторического процесса превращения денег в капитал также приводит к выводу, что количественные изменения (возрастание суммы денег в руках товаровладельца), достигнув определённого предела, порождают качественно новое общественное отношение - капитал. Закон превращения количественных изменений в качественные является необходимым специфическим выражением диалектически-противоречивого характера развития, которое в наиболее общей форме обуславливается законом единства и борьбы противоположностей.

Важное место  в "Капитале" занимает анализ закона отрицания отрицания. По мысли Маркса, социалистическая революция должна уничтожить капиталистическую собственность, и эта экспропорция эксплуататоров представляет собой одно из проявлений всеобщей диалектической закономерности отрицания отрицпания. "Отрицание капиталистического производства, - говорил Маркс. - производится им самим с необходимостью единственно-исторического процесса. Это - отрицание отрицания".

Отрицание отрицания  является, с точки зрения Маркса, законом поступательного развития в границах определённой исторической эпохи: оно характеризует её начало и её конец и, значит, также и  переход к качественно иной исторической эпохе.

В работе над "Капиталом" Маркс сознательно и полно  применил своё понимание диалектики и оставил ряд точных указаний относительно этого понимания. Вывод  был сделан в обычной для Маркса чёткой теоретической форме: "Мой  диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней"

1.3 Значение труда  "Капитал" и теорий Маркса  для развития философии

Каждый подлинный  учёный по прошествии многих лет творческого труда задаётся вопросом - что сделано и что достигнуто? Очень часто для ответа на эти вопросы бывает достаточно всего несколько фраз. Например, Маркс, видимо, мог бы сказать следующее: положено начало новой философии - диалектического материализма. Она представляет собой переработку диалектики Гегеля. В этой философии исходный момент состоит в предположении бытия, в первичности материи, в диалектичности её движения. В ней движение материи подчиняется диалектической логике. Процесс познания состоит в познании этой логики. Если у Гегеля все противоречия чисто логические, и материя здесь как бы "непричём", то в "Диалектическом материализме" они же - суть необходимые моменты её движения. В этом случае исчезает всякая мистика и идеализм. Дух становится реальностью. Без материи нет ни движения, ни противоречий, ни самой диалектики.

Кроме того Марксом  открыта диалектика труда и на этой основе выбрана концепция истории  как закономерной последовательности общественных формаций - рабовладельческая  социально-экономическая формация, затем феодальная, капиталистическая, социалистическая, коммунистическая.

Самым большим вкладом  Маркса в науку является его диалектический материализм, хотя сам этот термин найти  в его произведениях не удалось. Коллизии истории могут преподносить любые сюрпризы, однако реальный мир  от этого не перестанет быть материальным. Многие философы XX века и современности  пришли к выводу, что подлинно научное  мировоззрение может быть только диалектическим и никаким иным.

До Маркса школа  материализма и школа диалектики существовали раздельно. Философы Демокрит, Эпикур, а также знаменитые французские просветители XVIII во главе с Дидро - материалисты. А Гераклит и представители немецкого классического идеализма такие, как Кант и Гегель - диалектики. Первые мыслили материальное без диалектики, а вторые обсуждали диалектические явления, не видя в них материальной основы. И только Маркс осознал плодотворность единства этих двух направлений философской мысли. Он обогатил концепцию материализма, углубив представление о бытии на основе законов диалектики. Всякое бытие по Марксу обусловлено материальностью реального мира, в котором источником (причиной) всякого движения является диалектическое противоречие. Осуществив этот исторический синтез, он создал новую философию.

Информация о работе К. Маркс и его труд "Капитал"