Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 16:35, реферат
В центре внимания экономической мысли России всегда находились проблемы и задачи экономических преобразований в стране. Можно согласиться с теми авторами, которые считают, что экономические реформы в России часто запаздывали или проводились и осуществлялись непоследовательно и не доводились до логического конца.
Тем не менее, мы можем констатировать, что в России периодически делались попытки усовершенствовать экономический строй, как правило, после продолжительного периода бездействия, откладывания необходимых изменений в экономике и обществе «застоя».
1 Введение 4-6
2 Этапы эк-го развития со времен Руси до имперской России 7-8
3 Этапы экономического развития России с 1917 по 1990 8-9
4 Формирование системы управления экономикой. 9-11
5 Централизация в системе управления. 11-13
6 Затягивание процесса совершенствования управления в 70-е гг. 13
7 Специфика переходного процесса в Российской 1990-2012г.эк-ке 15-21
8 Вывод 22
9 Список литературы 23
• достижение некоторой стабильности в бюджетно-фискальной сфере;
• формирование институтов
экономической
Апробированный в разных
странах набор преобразований, усиливающих
рыночный характер экономики,
позволяет выделить следующие
экономические этапы
• создание политических и институциональных предпосылок (1991);
• либерализация экономики (1992);
• приватизация (1992-1994);
• этап инфляционистской, протекционистской политики (1994-1995);
• реструктуризация предприятий, остановка падения производства (1996-1997);
• финансовый кризис и его последствия (1998-1999);
• выход на траекторию экономического роста (2000 – по настоящее время)
Особо остановимся на наиболее
проблемных этапах переходного периода.
Либерализация цен –
«Приватизация по-российски» – наиболее
болезненная в экономическом и моральном
плане стратегическая ошибка. Она вылилась
в ускоренную раздачу государственной
(общенародной) собственности лицам, приближённым
к власти, директорскому корпусу и предприимчивым
авантюристам.
В начале 1992 г. основные
фонды российской экономики
Дополнительно предпринимались меры по искусственному созданию тончайшего слоя крупных собственников:
• административная раздача квот на экспорт, в основе которой лежала разница внутренних и внешних цен на товар, достигавшая десятки раз;
• выборочное освобождение привилегированных структур от таможенных пошлин (табак, лекарства, автомобили и т.п.);
• выдача государственных кредитов частным банкам под нулевой, а с учётом инфляции – под отрицательный процент;
• проведение «залоговых аукционов», в результате которых крупные прибыльные государственные предприятия переходили к частным владельцам по символическим ценам или бесплатно;
• передача спиртового оборота в руки подпольных производителей.
Анархия и тотальный произвол,
опасения конфискаций, криминализация,
сопровождавшие переход российской
экономики к рынку, привели к
бегству капиталов из страны. Начиная
с 1990 г. до сегодняшнего дня на 1 долл.
притока всех ресурсов из-за рубежа,
включая государственную и
Финансовая стабилизация предусматривала в первую очередь борьбу с галопирующей инфляцией, которая перерастала в гиперинфляцию. Генеральным направлением финансовой политики было всемерное сокращение денежной массы. На практике это означало – не платить никому (по выполненным государственным заказам, по бюджетным обязательствам, трансфертам).
В период 1992-1999 гг. обеспеченность
потребностей российской
Сокрушительное действие
на экономику оказали две
Вторая длительная акция – искусственное
поддержание курса рубля на неизменном,
резко завышенном уровне по отношению
к доллару. Десятки млрд. долл., занятых
у МВФ и других зарубежных источников,
были потрачены на поддержание нереального
курса. Число российских предприятий и
отраслей, задушенных искусственно дешевым
импортом, невозможно подсчитать.
Итогом этих акций стал государственный
дефолт в августе 1998 г. Ущерб выражается
в массовом разорении отечественных фирм,
компаний и банков, очередной потере сбережений,
во внезапном резком падении доходов населения.
Самым существенным и долгосрочным фактором
российской экономической действительности
стала утрата доверия населения и инвесторов
к властям. При потребности страны в производственных
инвестициях порядка 100 млрд. долл. в год,
покрываемых сегодня лишь на 40 %, население
продолжает хранить вне банковского оборота
не менее 60 млрд. наличных долл. Уже более
десятка лет происходит бегство капитала
за границу в масштабах 20-25 млрд. долл.
в год.
В этих условиях
может вызвать удивление лишь
та быстрота, с которой экономика
России преодолевает
• ежегодный прирост ВВП на 5-6%;
• оживление перерабатывающей
промышленности и сельского хозяйства;
• ликвидация бюджетного дефицита (правда,
не столько за счет роста его доходов,
сколько за счет сокращения расходов);
• более или менее своевременные выплаты зарплаты и пенсий, скромное опережение темпов их роста над темпами инфляции;
• рост валютных резервов страны;
• нормализация обслуживания внешнего долга (за три года выплачено около 25 млрд. долл. или почти 1/6 всей внешней задолженности);
• возрождение инвестиционной активности.
Все это признаки того, что Россия прошла нижнюю точку своего падения. Принято считать, что позитивные результаты последних лет обеспечены главным образом действием двух факторов:
• во-первых, резкий взлет мировых цен на нефть и газ;
• во-вторых, эффект от овальной (в 4 раза) девальвации рубля, которая ощутимо повысила доходы российских экспортёров и защитила отечественных производителей от чрезмерной иностранной конкуренции.
Улучшение экономической
ситуации во многом связано с деятельностью
послекризисного правительства
Е. Примакова. Отказ от режима валютного
управления и проведение расширенной
денежной эмиссии создали необходимые
предпосылки для скорого
Среди позитивных послекризисных действий необходимо отметить:
• далеко идущую по своим последствиям налоговую реформу;
• повышение внимания к нуждам мелкого и среднего бизнеса – главного средства оживления российской экономики и решения проблемы занятости;
• принятие Трудового Кодекса и ряда других законодательных актов, сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию;
• попытки обуздать коррупцию и криминалитет.
Отдельный политический и
экономический вопрос огромной важности
– возможность возвращения в
казну ренты на природные ресурсы
и основных доходов спиртового оборота,
которые остаются сегодня преимущественно
у частных компаний и в совокупности
превышают по своим размерам всю
современную доходную часть консолидированного
бюджета.
Ни деньги, ни рынок не могут быть объективным
ориентиром в движении ресурсов, если
основные ценовые пропорции в экономике
резко деформированы. В настоящее время
активно обсуждается проблема дальнейшего
исправления ценовых диспропорций, оставшихся
от прошлых времен. Сегодня внутренние
цены в отдельных секторах не только приблизились,
но и превзошли мировые цены. Производители
других секторов стремятся «подогнать»
свои цены к мировому уровню, прежде всего,
в таких высокомонополизированных отраслях
как электроэнергетика, газоснабжение,
транспорт, коммунальные услуги, связь.
Однако трудно признать в
нынешних условиях подобное давление
обоснованным. Основной перекос в
ценах был за истекшее десятилетие
во многом выправлен, и естественные
монополии получили все, что им полагалось.
Дальнейший опережающий рост цен
на продукцию естественных монополий,
а тем более тотальное
В наибольшей мере по сравнению с мировым уровнем (по уровню развитых стран) у нас занижена цена главного товара во всякой рыночной экономике – цена рабочей силы. Российский труд с учетом его квалификации недооценен в несколько раз. Доля труда в издержках производства промышленной продукции в России составляет ныне не более 12%, в то время как на Западе она находится на уровне 50-60% и выше. В этом сегодня состоит главная «ценовая» проблема. И принципиальные возможности ее решения есть даже и при существующем уровне производительности труда.
В современной российской
хозяйственной жизни
Сложившаяся к настоящему
времени социально-
Устойчивость институтов
или «правил игры» является важнейшим
фактором роста. Необходимо укрепить нормативно
– регулирующие функции государства,
поскольку неисполняемость
Особо важную роль в сбалансированном
росте играет промышленная или структурная
политика. Её долгосрочная цель – структурная
перестройка экономики, формирование
субъектов рынка, создание высокотехнологичных
и конкурентоспособных
Острая нехватка частных
и государственных капиталов
заставляет концентрировать инвестиции
на небольшом числе наукоемких производств,
способных выпускать
Если развитие в указанных направлениях будет успешным, то можно ожидать перехода к устойчивому росту в ближайшем обозримом будущем. Именно экономической рост является основой для повышения благосостояния населения. В результате сложатся условия для усиления социальной направленности российской экономики, финансирования накопления человеческого капитала и создания механизмов социального партнерства с тем, чтобы к концу первого десятилетия XXI века сформировать основы социальной рыночной экономики и завершить тем самым переходный период.
Заключение.
Вначале 90-х годов в
России, уже как самостоятельном
государстве, происходит становление
качественно новой системы
Литература.
Аганбегян А.Г. Сочетание отраслевого и территориального принципов управления экономикой. М: 1980 г.
Белоусов Р.А. Исторический опыт планового управления экономикой СССР. М: Мысль, 1987 г.
Виханский О.С. Проблемы развития управления общественным производством. М: МГУ, 1991 г.
Коржихина Т.П. История госучреждений СССР. М: Высшая школа, 1986 г.
Романова Л.А. Экономика
региона: самостоятельность и
Белоусов Р.А. Исторический опыт планового управления экономикой СССР. М: Мысль, 1987 г.
Виханский О.С. Проблемы развития управления общественным производством. М: МГУ, 1991 г
Информация о работе Этапы развития экономического развития России