Этапы развития экономического развития России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 16:35, реферат

Краткое описание

В центре внимания экономической мысли России всегда находились проблемы и задачи экономических преобразований в стране. Можно согласиться с теми авторами, которые считают, что экономические реформы в России часто запаздывали или проводились и осуществлялись непоследовательно и не доводились до логического конца.
Тем не менее, мы можем констатировать, что в России периодически делались попытки усовершенствовать экономический строй, как правило, после продолжительного периода бездействия, откладывания необходимых изменений в экономике и обществе «застоя».

Оглавление

1 Введение 4-6
2 Этапы эк-го развития со времен Руси до имперской России 7-8
3 Этапы экономического развития России с 1917 по 1990 8-9
4 Формирование системы управления экономикой. 9-11
5 Централизация в системе управления. 11-13
6 Затягивание процесса совершенствования управления в 70-е гг. 13
7 Специфика переходного процесса в Российской 1990-2012г.эк-ке 15-21
8 Вывод 22
9 Список литературы 23

Файлы: 1 файл

1Мировая Экономика..docx

— 45.37 Кб (Скачать)

Некоторые из этапов включают несколько подэтапов, выделившихся в силу своей специфики ( НЭП, Великая  Отечественная война ).

 

 

Формирование  системы управления экономикой.

 

Трудности переходного  периода.

Особенность первых лет переходного  периода состояла в том, что нужно  было одновременно "оживить", привести в движение почти остановившийся производственный организм и сформировать по существу заново систему его управления, т.е. нужно было не просто восстановить разрушенное, наладить расстроенные межхозяйственные связи, но и перейти к планомерному функционированию и развитию экономики  в целом. При создании качественно  новой системы управления экономикой учитывался и опыт государственного регулирования производства, накопленный  в дореволюционной России. В годы первой мировой войны в русской  промышленности были созданы государственно-монополистические  органы для контроля и регулирования  военного производства. Весьма широкие  полномочия имело тогда Особое совещание  по обороне: распределение заказов, принуждение предприятий к приему таких заказов и их выполнению, регулирование материальных запасов, цен, зарплаты.

В июле 1917 года в качестве единого регулирующего центра был  создан Главный экономический комитет. Страна была разделена на 11 районов  и в каждом районе действовали  соответствующие уполномоченные и  комитеты.

Высший Совет Народного  Хозяйства, созданный в конце 1917 года, сделал много для создания системы управления и налаживания  работы промышленности в новых послереволюционных условиях. Шел постоянный поиск рациональной организационной структуры, сочетающей отраслевой и региональные подходы  к регулированию производства. Первоначально  принятая многоступенчатая схема: заводоуправление -- районный СНХ -- областной СНХ -- ВСНХ -- оказалась малоэффективной, так  как в условиях нехватки транспорта и расстроенных связей с поставщиками само заводоуправление не в состоянии  было обеспечить нормальный ход производства и было вынуждено по каждой мелочи обращаться в центр. В свою очередь  ВСНХ при падении производства не всегда мог положиться на местное  руководство и должен был вникать  во все детали деятельности заводов.

Период "политики военного коммунизма" 1918 - 1921 гг. и переход  к НЭПу.

Острый продовольственный  кризис переплетался с топливным, а  тот в свою очередь с транспортным. Выпуск промышленной продукции по сравнению  с дореволюционным резко упал. Основные сельскохозяйственные районы сильно пострадали от засухи 1921 г. Создаются  специальные продовольственные  отряды, которые изымают излишки  хлеба у крестьян в виде продразверстки. Практика еще раз показала, что  существует устойчивая связь между  заинтересованностью , производительностью  и реальными доходами. Реальный уровень  уровень жизни населения падал. В этих условиях правительство осуществляет ряд мероприятий, которые получили название "новая экономическая  политика": создается эффективная  налоговая система, восстанавливается  денежная, кредитная, финансовая система, принимается план ГОЭЛРО. НЭП базировалась на радикальной реформе управления промышленностью, суть которой сводилась  к предоставлению предприятиям большей  самостоятельности. Узловым моментом перестройки явилось создание трестов  и синдикатов. Центр тяжести управления госпромышленностью сместился "сверху -- вниз". Сокращаются возможности  ВСНХ воздействовать на оперативную  деятельность трестов. Образование  хозрасчетных трестов и синдикатов, активизация товарно-денежных отношений  и неизбежное при этом усиление центробежных устремлений поставили новые  задачи в деятельности ВСНХ. На первое место в его деятельности было поставлено общее регулирование  госпромышленности, наблюдение за кооперативной  и частной промышленностью. В составе ВСНХ остались всего 3 главных подразделения.

 

 

Централизация в системе управления.

 

Новый крупный этап в развитии системы управления, начавшийся вместе с принятием первой пятилетки, продолжался  примерно до середины 60-х годов. Он был  связан с качественными преобразованиями в производстве, коренной технической  реконструкцией всех отраслей народного  хозяйства.

Период индустриализации ( к.20-х -- к.30-х )

В результате перестройки  организационной структуры в 1932 году была создана новая система  отраслевого управления промышленностью. ВСНХ как орган управления был  упразднен. Вместо него на общесоюзном  уровне сначала были созданы три  наркомата : тяжелой, легкой и лесной промышленности. Постепенно число наркоматов увеличивалось, что отражало углубление разделения труда между ними. Местные  СНХ были преобразованы в республиканские  наркоматы легкой промышленности и  краевые управления.

К середине 30-х годов в  результате организационных преобразований в отраслях промышленности сложилась  трехзвенная ( наркомат -- главк -- предприятие ) или четырехзвенная система управления: наркомат -- главк -- трест -- предприятие. Первая схема нашла применение в  машиностроении и станкостроении, а  вторая - в металлургической, топливной, пищевой, легкой промышленности. Тресты сохранились в тех отраслях, где  большое количество предприятий  было разбросано на больших территориях  и главку трудно было обеспечить конкретное руководство ими. Однако общая тенденция  проявлялась в ликвидации трестов  и объединений и переходе к  трехзвенной системе.

Основной задачей главков  было оперативное руководство техническим  развитием своей подотрасли: внедрение  новой технологии, освоение новых  видов продукции, улучшение ее качества. В работе главков сочетались техническое  и планово-организационное руководство  предприятиями и подотраслью  в целом.

Индустриализация страны остро поставила вопрос о рациональном размещении производительных сил на территории страны, а вместе с тем  и о совершенствовании управления хозяйством на местах. Вместо устаревшего  административного деления на губернии, волости были созданы новые экономические  регионы -- края и области, которые  представляли собой более или  менее сформировавшиеся территориально-производственные комплексы в общественном разделении труда. Региональным органам управления были делегированы значительные полномочия по оперативному руководству хозяйством, что позволило эффективней маневрировать ресурсами на местах.

Период Великой Отечественной  Войны.

С первых же военных дней были внесены существенные изменения  в организационную структуру  системы планового управления экономикой. Прежде всего усилилась централизация  при распределении всех ресурсов. Государственный Комитет Обороны (ГКО) был образован 30 июня 1941 года. Он объединил в себе экономическое, политическое и военное руководство. Основная ось оперативного руководства  военной экономикой проходила через  ГКО -- наркоматы -- предприятия . ГКО  не имел своего особого аппарата и  не занимался организацией непосредственного  выполнения того или иного вопроса. Главная его функция состояла в контролировании работы наркоматов. Действовал он через партийные и  государственные органы. В случае необходимости при ГКО создавались  спецкомитеты и комиссии.1

Компетенция наркоматов была расширена. Им предоставлялось право  самостоятельно распределять и перераспределять материальные ресурсы, производить  капвложения на восстановление предприятия  за счет текущих расходов.

Перестройка управления экономикой в послевоенный период.

Параллельно с переводом  экономики на мирные рельсы и восстановлением  хозяйства происходила перестройка  системы планового управления. В  сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. Его функции по управлению народным хозяйством перешли к Совету Народных Комиссаров, который в 1946 году был  преобразован в Совет Министров  СССР. На базе наркоматов оборонной  промышленности образовался ряд  машиностроительных министерств, сориентированных на выпуск гражданской промышленности.

Преодоление хозяйственных  трудностей искали в организационной  перестройке. Сначала был взят курс на узкую специализацию министерств, но эти преобразования не оправдали  себя, и в 1949-м году начался процесс  слияния министерств. Для решения  крупных проблем часто создаются  специальные органы. С этой целью  были образован Госкомитет по снабжению  народного хозяйства (Госснаб СССР). Госснаб стал работать в контакте с Госпланом, составляя подробную  номенклатуру распределения продукции, а министерства, получая соответствующие  фонды и ресурсы, осуществляли оперативное  снабжение подведомственных предприятий.

Поскольку решено было вновь  вернуться к пятилетке как  основной форме планирования, возросла роль Госплана как органа, разрабатывающего основные направления развития экономики  на длительную перспективу. В июне 1955 года Госплан был разделен на два  органа -- Госкомиссию по перспективному планированию (Госплан) и Госкомиссию  по текущему планированию народного хозяйства (Госэкономкомиссия). На первый возлагалась разработка пятилетних и перспективных планов, а также контроль за их исполнением. В функцию второго входила разработка годовых и квартальных планов развития народного хозяйства.

 

 

Поиск нового качества системы управления.

 

Хозяйственная реформа 1965 года.

Всё сильнее и настоятельнее  становились требования о качественных структурных сдвигах в производительных силах, всё отчетливее и острее проявлялись  необходимость кардинального совершенствования  действовавшего в тот период хозяйственного механизма, несоответствие директивно-мобилизационных  методов управления, сложившихся  в 30 -- 40-х годах, новым экономическим  условиям. Происходило замедление темпов эк. роста, в том числе производительности труда в промышленности. Для того чтобы лучше приспособить систему  хозяйственного управления к решению  данных проблем хотели добиться наиболее правильного сочетания централизованного  госпланирования и усиления экономического стимулирования производства. Намечалось осуществить меры по:

* совершенствованию планирования;

* усилению экономического  стимулирования и хозрасчета;

* улучшению организации  управления промышленностью.

При этом проявились три  аспекта преобразований в области  организационной структуры: укрепление централизованных начал в управлении промышленностью, ликвидация совнархозов  и формирование объединений.

Затягивание процесса совершенствования управления в 70-е гг.

На протяжении всех 70-х  годов совершенствование методов  управления считалось одним из узловых  вопросов экономической политики. В  первую очередь целесообразно было взяться за решение вопросов, отложенных по тем или иным причинам в1965 году, в том числе за перестройку  организационной структуры управления отраслями и создание производственных объединений. При двухзвенной системе  производственные объединения и  крупные предприятия непосредственно  подчиняются министерству. Трехзвенная  система управления включает министерство, республиканское промышленное объединение, производственное объединение. Таким  образом, основным хозрасчетным звеном отраслевой структуры организации  и управления стали производственные объединения.

Вновь была выдвинута задача превратить пятилетку на деле в основную форму планирования. Этой задаче послужила  и подготовка так называемых целевых  программ. Широкое внедрение на этом этапе в плановую практику целевых  программ означает, что круг наиболее сложных вопросов рассматривается  более всесторонне, с учетом факторов, которые способствуют или тормозят их решение. Однако в начале 80-х годов  произошло дальнейшее замедление темпов экономического роста, что говорит  о недостаточности принятых в 70-е  годы мер по совершенствованию планирования, изменению организационных структур.

Радикальная реформа системы  управления ( 1985-к.80х гг.).

В силу вышеперечисленных  обстоятельств вновь начался  поиск более действенных решений  по перестройке системы управления. Исходное положение концепции реформы  состояло в том, чтобы сохранив единство централизма и самоуправления на местах, изменить балансировку системы  управления, сместить ее центр тяжести  в сторону базисных звеньев производства -- объединений, предприятий.2

Принципиальное положение  общей концепции реформ -- переход  к экономическим методам управления. Это переход от административно-директивных  методов к экономическим отношениям. Ставилась задача перестройки народнохозяйственного  планирования в сторону усиления его воздействия на рост эффективности  производства как важного фактора  развития страны.

На этом этапе резко  возрастает роль региональных звеньев  управления. Для улучшения координации  деятельности центральных, отраслевых и местных органов управления были найдены оптимальные организационные  структуры -- территориально-производственные комплексы ( ТПК ). Здесь углублялось  региональное разделение труда с  учетом особенностей и преимуществ  местных природных условий, демографической  ситуации, развития транспорта и т.п.

 

 

Специфика переходного процесса в Российской(1990-2012г.) экономике.

 

 

В начале рыночных преобразований в России были выработаны различные  программы реформ:

• экономическая программа  перехода к рынку (Абалкин, Рыжков – 1989);

• программа «500 дней» (Явлинский  – 1990);

• «Стратегия России в переходном периоде» (Чубайс, Васильев, Улюкаев, Шохин, Глазьев, Гайдар – сентябрь-октябрь 1991).

 Исходным условием  разработки последней программы  был тот факт, что с 19 августа  1991 года СССР фактически не  существовал. Республики выступали  за экономический союз и немедленную  политическую независимость. Это  было равносильно осуществлению  реформ за счет России. В этой  ситуации выход для России  был в провозглашении экономической  независимости и проведении самостоятельных  реформ. Это был отказ от «русского  пути», признание мирового опыта  рыночных преобразований в, соответствии  с которым первичным звеном  стабилизации и реформ является  финансовая стабилизация.

 Общеэкономическая системная трансформация в России включала:

• либерализацию цен, либерализацию внутренней и внешней торговли;

Информация о работе Этапы развития экономического развития России