Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 16:35, реферат
В центре внимания экономической мысли России всегда находились проблемы и задачи экономических преобразований в стране. Можно согласиться с теми авторами, которые считают, что экономические реформы в России часто запаздывали или проводились и осуществлялись непоследовательно и не доводились до логического конца.
Тем не менее, мы можем констатировать, что в России периодически делались попытки усовершенствовать экономический строй, как правило, после продолжительного периода бездействия, откладывания необходимых изменений в экономике и обществе «застоя».
1 Введение 4-6
2 Этапы эк-го развития со времен Руси до имперской России 7-8
3 Этапы экономического развития России с 1917 по 1990 8-9
4 Формирование системы управления экономикой. 9-11
5 Централизация в системе управления. 11-13
6 Затягивание процесса совершенствования управления в 70-е гг. 13
7 Специфика переходного процесса в Российской 1990-2012г.эк-ке 15-21
8 Вывод 22
9 Список литературы 23
Некоторые из этапов включают несколько подэтапов, выделившихся в силу своей специфики ( НЭП, Великая Отечественная война ).
Формирование системы управления экономикой.
Трудности переходного периода.
Особенность первых лет переходного
периода состояла в том, что нужно
было одновременно "оживить", привести
в движение почти остановившийся
производственный организм и сформировать
по существу заново систему его управления,
т.е. нужно было не просто восстановить
разрушенное, наладить расстроенные межхозяйственные
связи, но и перейти к планомерному
функционированию и развитию экономики
в целом. При создании качественно
новой системы управления экономикой
учитывался и опыт государственного
регулирования производства, накопленный
в дореволюционной России. В годы
первой мировой войны в русской
промышленности были созданы государственно-
В июле 1917 года в качестве единого регулирующего центра был создан Главный экономический комитет. Страна была разделена на 11 районов и в каждом районе действовали соответствующие уполномоченные и комитеты.
Высший Совет Народного Хозяйства, созданный в конце 1917 года, сделал много для создания системы управления и налаживания работы промышленности в новых послереволюционных условиях. Шел постоянный поиск рациональной организационной структуры, сочетающей отраслевой и региональные подходы к регулированию производства. Первоначально принятая многоступенчатая схема: заводоуправление -- районный СНХ -- областной СНХ -- ВСНХ -- оказалась малоэффективной, так как в условиях нехватки транспорта и расстроенных связей с поставщиками само заводоуправление не в состоянии было обеспечить нормальный ход производства и было вынуждено по каждой мелочи обращаться в центр. В свою очередь ВСНХ при падении производства не всегда мог положиться на местное руководство и должен был вникать во все детали деятельности заводов.
Период "политики военного коммунизма" 1918 - 1921 гг. и переход к НЭПу.
Острый продовольственный кризис переплетался с топливным, а тот в свою очередь с транспортным. Выпуск промышленной продукции по сравнению с дореволюционным резко упал. Основные сельскохозяйственные районы сильно пострадали от засухи 1921 г. Создаются специальные продовольственные отряды, которые изымают излишки хлеба у крестьян в виде продразверстки. Практика еще раз показала, что существует устойчивая связь между заинтересованностью , производительностью и реальными доходами. Реальный уровень уровень жизни населения падал. В этих условиях правительство осуществляет ряд мероприятий, которые получили название "новая экономическая политика": создается эффективная налоговая система, восстанавливается денежная, кредитная, финансовая система, принимается план ГОЭЛРО. НЭП базировалась на радикальной реформе управления промышленностью, суть которой сводилась к предоставлению предприятиям большей самостоятельности. Узловым моментом перестройки явилось создание трестов и синдикатов. Центр тяжести управления госпромышленностью сместился "сверху -- вниз". Сокращаются возможности ВСНХ воздействовать на оперативную деятельность трестов. Образование хозрасчетных трестов и синдикатов, активизация товарно-денежных отношений и неизбежное при этом усиление центробежных устремлений поставили новые задачи в деятельности ВСНХ. На первое место в его деятельности было поставлено общее регулирование госпромышленности, наблюдение за кооперативной и частной промышленностью. В составе ВСНХ остались всего 3 главных подразделения.
Централизация в системе управления.
Новый крупный этап в развитии
системы управления, начавшийся вместе
с принятием первой пятилетки, продолжался
примерно до середины 60-х годов. Он был
связан с качественными
Период индустриализации ( к.20-х -- к.30-х )
В результате перестройки
организационной структуры в 1932
году была создана новая система
отраслевого управления промышленностью.
ВСНХ как орган управления был
упразднен. Вместо него на общесоюзном
уровне сначала были созданы три
наркомата : тяжелой, легкой и лесной
промышленности. Постепенно число наркоматов
увеличивалось, что отражало углубление
разделения труда между ними. Местные
СНХ были преобразованы в
К середине 30-х годов в результате организационных преобразований в отраслях промышленности сложилась трехзвенная ( наркомат -- главк -- предприятие ) или четырехзвенная система управления: наркомат -- главк -- трест -- предприятие. Первая схема нашла применение в машиностроении и станкостроении, а вторая - в металлургической, топливной, пищевой, легкой промышленности. Тресты сохранились в тех отраслях, где большое количество предприятий было разбросано на больших территориях и главку трудно было обеспечить конкретное руководство ими. Однако общая тенденция проявлялась в ликвидации трестов и объединений и переходе к трехзвенной системе.
Основной задачей главков
было оперативное руководство
Индустриализация страны
остро поставила вопрос о рациональном
размещении производительных сил на
территории страны, а вместе с тем
и о совершенствовании
Период Великой Отечественной Войны.
С первых же военных дней
были внесены существенные изменения
в организационную структуру
системы планового управления экономикой.
Прежде всего усилилась централизация
при распределении всех ресурсов.
Государственный Комитет
Компетенция наркоматов была расширена. Им предоставлялось право самостоятельно распределять и перераспределять материальные ресурсы, производить капвложения на восстановление предприятия за счет текущих расходов.
Перестройка управления экономикой в послевоенный период.
Параллельно с переводом
экономики на мирные рельсы и восстановлением
хозяйства происходила
Преодоление хозяйственных
трудностей искали в организационной
перестройке. Сначала был взят курс
на узкую специализацию
Поскольку решено было вновь вернуться к пятилетке как основной форме планирования, возросла роль Госплана как органа, разрабатывающего основные направления развития экономики на длительную перспективу. В июне 1955 года Госплан был разделен на два органа -- Госкомиссию по перспективному планированию (Госплан) и Госкомиссию по текущему планированию народного хозяйства (Госэкономкомиссия). На первый возлагалась разработка пятилетних и перспективных планов, а также контроль за их исполнением. В функцию второго входила разработка годовых и квартальных планов развития народного хозяйства.
Поиск нового качества системы управления.
Хозяйственная реформа 1965 года.
Всё сильнее и настоятельнее
становились требования о качественных
структурных сдвигах в
* совершенствованию
* усилению экономического стимулирования и хозрасчета;
* улучшению организации управления промышленностью.
При этом проявились три аспекта преобразований в области организационной структуры: укрепление централизованных начал в управлении промышленностью, ликвидация совнархозов и формирование объединений.
Затягивание процесса совершенствования управления в 70-е гг.
На протяжении всех 70-х
годов совершенствование
Вновь была выдвинута задача
превратить пятилетку на деле в основную
форму планирования. Этой задаче послужила
и подготовка так называемых целевых
программ. Широкое внедрение на этом
этапе в плановую практику целевых
программ означает, что круг наиболее
сложных вопросов рассматривается
более всесторонне, с учетом факторов,
которые способствуют или тормозят
их решение. Однако в начале 80-х годов
произошло дальнейшее замедление темпов
экономического роста, что говорит
о недостаточности принятых в 70-е
годы мер по совершенствованию
Радикальная реформа системы управления ( 1985-к.80х гг.).
В силу вышеперечисленных
обстоятельств вновь начался
поиск более действенных
Принципиальное положение
общей концепции реформ -- переход
к экономическим методам
На этом этапе резко
возрастает роль региональных звеньев
управления. Для улучшения координации
деятельности центральных, отраслевых
и местных органов управления
были найдены оптимальные
Специфика переходного процесса в Российской(1990-2012г.) экономике.
В начале рыночных преобразований в России были выработаны различные программы реформ:
• экономическая программа перехода к рынку (Абалкин, Рыжков – 1989);
• программа «500 дней» (Явлинский – 1990);
• «Стратегия России в переходном периоде» (Чубайс, Васильев, Улюкаев, Шохин, Глазьев, Гайдар – сентябрь-октябрь 1991).
Исходным условием
разработки последней
Общеэкономическая системная трансформация в России включала:
• либерализацию цен, либерализацию внутренней и внешней торговли;
Информация о работе Этапы развития экономического развития России