Элементы функционирования денежного рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 11:08, реферат

Краткое описание

Денежная масса - совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный показатель движения денег.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 34.95 Кб (Скачать)

     Ужесточение денежно-кредитной политики предполагает изменение направления влияния  официальных ставок Национального  Банка Республики Казахстан на рыночные ставки по кредитам. Если в предыдущие годы меры Национального Банка Республики Казахстан были направлены на решение  задачи по активизации деятельности банков по кредитованию экономики, в  том числе и по снижению ставок, то в условиях необходимости недопущения  «перегрева экономики» вопрос снижения ставок уже не ставится как самоцель.

     Уровень ставок в экономике должен формироваться  на рыночной основе адекватно тем  рискам и факторам, которые складываются исходя из реальной ситуации. При этом должна быть пересмотрена практика установления предельных ставок вознаграждения по вновь привлекаемым вкладам (депозитам) физических лиц, возврат которых  гарантируется Фондом гарантирования (страхования) вкладов физических лиц.

     Накопительные пенсионные фонды, активы которых неуклонно  растут, в условиях нехватки долгосрочных инструментов для инвестирования, вкладывают значительную часть активов в  краткосрочные ноты Национального  Банка Республики Казахстан, снижая тем самым влияние денежно-кредитной  политики на банковскую ликвидность. Поэтому Национальный Банк Республики Казахстан намерен изучить методологические аспекты учета пенсионных активов в обзоре финансового сектора и их влияние на денежно-кредитную политику для принятия соответствующих мер.

     Для повышения эффективности процесса принимаемых решений Национальным Банком Республики Казахстан создан консультационно-совещательный орган по денежно-кредитной политике с участием представителей Национального Банка Республики Казахстан и заинтересованных государственных органов, Парламента, научных кругов, а также финансового и реального секторов экономики. Предполагается, что этот орган будет готовить рекомендации Правлению Национального Банка Республики Казахстан по наиболее важным вопросам денежно-кредитной политики.

     Для усиления регулирующих свойств официальной  ставки рефинансирования, Национальный Банк Республики Казахстан планирует  внедрить в практику периодический (ежеквартальный) пересмотр и установление официальной ставки рефинансирования. Опыт центральных банков развитых стран  показывает целесообразность такой  практики. Национальный Банк Республики Казахстан, периодически пересматривая  официальную ставку рефинансирования в зависимости от общего состояния  денежного рынка, спроса и предложения  по займам, уровня инфляции и инфляционных ожиданий, тем самым дает финансовому  рынку актуализированные ориентации по ожидаемым тенденциям в финансовой сфере.

     Национальный  Банк Республики Казахстан будет  фокусировать свои усилия на согласовании ставок по различным видам инструментов денежно-кредитной политики и повышению  регулирующей роли краткосрочных ставок. С целью повышения точности прогнозов  по инфляции Национальный Банк Республики Казахстан продолжит работы по разработке модели трансмиссионного механизма. Будут  расширяться операции открытого  рынка, приняты меры по увеличению собственного портфеля ценных бумаг и развитию новых финансовых инструментов.

     В условиях сохраняющегося избытка ликвидности  задача по регулированию инфляции увеличивает  расходы Национального Банка  Республики Казахстан на проведение ее стерилизации. Поэтому требуется  усиление совместных действий Национального  Банка Республики Казахстан и  Министерства финансов Республики Казахстан  в области выпуска государственных  ценных бумаг.

     В области валютной политики Национальный Банк Республики Казахстан намерен  сохранить режим плавающего обменного  курса без определения какого-либо долговременного установленного коридора.

     На  валютном рынке Национальный Банк Республики Казахстан намерен занимать так  называемую «пассивную позицию», которая  подразумевает сокращение присутствия  Национального Банка Республики Казахстан на валютном рынке. Действия Национального Банка Республики Казахстан будут направлены только на ослабление последствий кратковременных и спекулятивных колебаний валютного курса.

     Колебания курса будут обуславливаться  соотношением спроса и предложения  денег. В условиях высокой волатильности мировых валют ситуация на валютном рынке во многом может определяться ситуацией на мировом рынке.

     В настоящее время в соответствии с концепцией нового законопроекта  Национальный Банк Республики Казахстан  начинает подготовку проектов подзаконных  нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения валютных операций, вопросы лицензирования, регистрации  валютных операций, уведомления о  валютных операциях и процедур экспортно-импортного валютного контроля.

     Таким образом, денежно-кредитная политика будет способствовать сохранению стабильности финансового рынка. Дальнейшее развитие финансового рынка в соответствии с Концепцией развития финансового  сектора Республики Казахстан на предстоящие три года будет проводиться  в направлении приближения всех его сегментов к международным  стандартам. Будет продолжено формирование устойчивой и эффективно функционирующей  финансовой системы, удовлетворяющей  потребностям реального сектора  экономики. 
 

     3.3 Цели и направления  денежно-кредитного  регулирования

     Основополагающей  целью денежно-кредитного регулирования  является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью  цен. Денежно-кредитная политика состоит  в изменении денежного предложения  с целью стабилизации совокупного  объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

     Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время эта  функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что  наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса, поэтому  деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.

     Осуществляя денежно-кредитную политику, Национальный банк Республики Казахстан, воздействуя  на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование  на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).

     С помощью денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики  страны.

     Нужно отметить, что денежно-кредитная  политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между  ними состоит в том, что Нацбанк банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

     В целях реализации мер, направленных на укрепление и развитие всех сегментов  финансового рынка страны, повышения  доверия населения и привлечение  дополнительных временно свободных  денег населения в финансовую систему, дальнейшего улучшения  макроэкономических условий для  роста производства, а также реформирование социальной сферы руководство Нацбанка РК намерено:

     внедрять  методы надзора на консолидированной  основе в целях укрепления стабильности банковского сектора и выполнения 25 основных принципов эффективного банковского надзора, разработать  рекомендации по управлению рисками  банковской деятельности;

     совершенствовать  нормативную правовую базу для развития сектора организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в том числе системы почтово-сберегательных учреждений;

     содействовать развитию новых финансовых инструментов;

     продолжить  работу по совершенствованию системы  обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня в направлении ее распространения на депозиты до востребования;

     создать фонд гарантирования обязательств банков по межбанковским кредитам;

     создавать надежную страховую систему (финансовое и институциональное укрепление страховых компаний, внедрение новых  страховых технологий, развитие инфраструктуры и модернизация страхового рынка), усилить  надзор за деятельностью профессиональных участников страхового рынка, способствовать повышению финансовой устойчивости страховых (перестраховочных) организаций, в т.ч. за счет разработки и внедрения  пакета соответствующего пакета нормативных  актов;

     содействовать становлению системы социального  страхования и участвовать в  работе по ускоренному развитию страхования  жизни и совершенствованию правовой базы по видам обязательного страхования;

     совершенствовать  платежную систему (строительство  резервного центра платежной системы  для обеспечения бесперебойного ее функционирования, увеличения мощности и повышения уровня безопасности);

в целях расширения спектра предоставляемых банками  услуг, развития безналичных платежей, а также повышения прозрачности операций в розничной торговли продолжить работу по созданию Национальной системы  платежных карточек, развитию единого  процессингового центра, обеспечивающего совместимость различных систем платежных карточек, и внедрению новой технологии смарт - карточек.

     продолжить  работу по совершенствованию нормативной  правовой базы и созданию действующей  системы ипотечного кредитования и  функционирования системы строительных сбережений. В целях развития жилищного  кредитования и вторичного рынка  ЗАО “Казахстанская ипотечная компания”  начнет проводить операции по покупке  ипотечных кредитов у банков второго  уровня. Также начнут функционировать  специализированные строительные сберегательные банки в Республике Казахстан;

     содействовать развитию действующей накопительной  пенсионной системы, ее взаимодействия с банковской и страховой системами;

     продолжить  работу по развитию мониторинга реального  сектора экономики. Получение текущей  и ожидаемой информации непосредственно  от руководителей предприятий повысит  эффективность денежно-кредитной  политики Национального Банка, усилит ее ориентированность на потребности  реального сектора экономики.

Информация о работе Элементы функционирования денежного рынка