Элементы функционирования денежного рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 11:08, реферат

Краткое описание

Денежная масса - совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству. Это важный количественный показатель движения денег.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 34.95 Кб (Скачать)

     С помощью денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания  конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики  страны.

     Нужно отметить, что денежно-кредитная  политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между  ними состоит в том, что Центральный  Банк либо оказывает косвенное воздействие  через ликвидность кредитных  учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и  качественных параметров деятельности банков.

     Денежно-кредитная  политика является лишь одним из элементов  экономической политики. Следовательно, её стратегические цели являются частью глобальной стратегии, которая определяется высшими органами страны. Как элемент  системы денежно-кредитная политика лишь способствует достижению установленной  общей цели. Сама по себе она не в  состоянии привести к желаемым результатам.

     Разработка  стратегии денежно-кредитной политики предполагает два этапа: определение  её основной конечной цели; определение  промежуточной цели и полномочий, которые могут быть делегированы монетарным властям.

     Цели  денежно-кредитной политики, воспринимаемые как её стратегия, поддаются классификации: по границам действия - внутренние и  внешние, по времени действия - промежуточные  и конечные. Разграничение внутренних и внешних, промежуточных и конечных целей не должно восприниматься как  абсолютное их противопоставление. На самом деле существует лишь общая  денежно-кредитная политика, предполагающая наличие тесных связей между ними, в значительной степени взаимообуславливаемых и взаимозависимых.

     Экономическая политика должна установить для себя определенную иерархию целей. Если борьба с инфляцией или утверждение  на внешних рынках выбираются в качестве приоритетных целей, то только за счет отказа от высоких темпов роста или  полной занятости. Одновременное достижение всех целей невозможно. Среди конечных целей существует одна, ответственность  за реализацию которой лежит на центральном банке: борьба с инфляцией для сохранения внутренней и внешней стоимости национальной валюты. Эта задача решается в основном путем развития рыночных механизмов финансирования инвестиций, основывающихся преимущественно на увеличении сбережений стабильного характера, а не на эмиссии денежных активов. Денежно-кредитная политика не может бороться с неденежными причинами инфляции. Структурные и социологические факторы должны устраняться другими средствами экономической политики (политикой доходов, политикой промышленно-торговых структур и т.д.).

     Для того чтобы денежно-кредитная политика была эффективной, должны быть сформулированы два аспекта её функции: сама промежуточная  цель; признак, показывающий, что проводимая политика соответствует преследуемой цели. Стратегия денежно-кредитной  политики может выражаться в двух категориях количественных целей: количестве денег и объеме кредитов. В различных  странах отмечается многообразие промежуточных  целей. Большинство развитых стран  обращаются к целям количественных изменений денежной массы. Круг составляющих понятие "денежная масса" чрезвычайно  широк: от непосредственных платежных  средств до более широких агрегатов, включающих ликвидные или краткосрочные  размещения денег. Целесообразнее принять  кредитную цель или иногда денежную цель совмещать с нею. Реализация кредитных целей оказывается  тем проще, чем значительнее задолженность  экономических агентов перед  банками как основным источником финансирования экономики.

     Либерализация внешнеэкономической деятельности, валютных обменов и движения капиталов, значительное увеличение доли внешней  торговли в экономическом балансе  страны, развитие международных банковских операций обусловливает все более  важную роль внешних аспектов денежно-кредитной  политики.

     Внешнее равновесие ассоциируется с равновесием  основного (платежного) баланса, которое  в значительной степени может  автономно влиять на уровень валютного  курса независимо от движения долгосрочных капиталов и текущих платежей. Однако равновесие платежного баланса  не обеспечивает автоматически краткосрочную  стабильность валютного курса, хотя в отношении среднесрочного курса  оно часто оказывается единственным эффективным средством.

     В ситуации неуравновешенности платежного баланса, обусловленной слишком  интенсивной экономической экспансией в стране, возможны различные схемы  возврата к равновесию: изменение  цен, прямое регулирование с помощью  денег или изменение процентной ставки.

     В регулировании платежного баланса  с помощью цен особая значимость придается изменениям денежной массы  и их влиянию на внутренние цены. Внешний дефицит выражается оттоком  денег, что вызывает торможение экономической  активности и понижение цен, тогда  как страны, имеющие положительное  сальдо, переживают расширение производства и рост цен.

     Прямое  регулирование с помощью денег  рассматривает платежный баланс во всей его глобальности и выявляет роль внутренней денежно-кредитной  политики, в частности, кредитной  политики во внешнем равновесии.

     Ставка  на фактор запасов денег, связанная  с внешним дефицитом, выражается напряжением на рынке капиталов  стран с дефицитом; напротив, денежная экспансия имеет место в странах  с избытком. Выбор индикатора (кроме  выбора цели) имеет решающее значение для того, чтобы денежно-кредитная  политика, преследующая промежуточную  цель, вписалась в логику предусмотренной  конечной цели. Предполагаемый индикатор  должен обладать четырьмя признаками: отражать избранную цель; быть легко  измеряемым; отражать определенным образом  действия центрального банка; поддаваться  эффективному контролю со стороны центрального банка. Наиболее часто в качестве индикатора осуществляемой политики воспринимается либо процентная ставка, либо денежная масса.

     Краткосрочная изменчивость отношения между денежной массой и процентной ставкой может  проистекать либо из неустойчивости спроса на кредиты, либо из неустойчивости объема расходов (склонность к потреблению  или побуждению к инвестированию). Если спрос неустойчив, то лучшим индикатором  денежно-кредитной политики является процентная ставка. В связи с повышением процентной ставки, вызванным непредвиденным ростом спроса на кредиты, центральный  банк, определяющий свои действия в  зависимости от процентной ставки, увеличивает денежную массу, компенсируя  тем самым снижение скорости обращения  денег. И наоборот, если неустойчивы  функции расхода, то лучшим индикатором  денежно-кредитной политики становится денежная масса.

     Выбор того или иного индикатора имеет  чрезвычайно важное значение для выражения направленности денежно-кредитной политики и структуризации её внутренней и внешней, промежуточной и конечной целей.

     Для того, чтобы избежать неадекватности конъюнктуры и применяемых методов денежно-кредитного воздействия на экономику, необходимо точно определить оптимальные условия осуществления денежно-кредитной политики. Для выбора приемлемой денежно-кредитной политики и достижения конечной и промежуточной цели центральный банк должен располагать конкретными полномочиями.

     Произвольный  характер денежно-кредитной политики усиливается сроками, необходимыми, чтобы все эти воздействия  на экономику возымели результат. 
 
 
 
 
 

     3.2 Роль Национального  Банка Республики  Казахстан в регулировании  денежного рынка

     Национальный  Банк представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения. Высшим органом Национального  Банка является Правление, а органом  оперативного управления - Совет директоров.

     Национальный  Банк, как центральный банк страны формирует и реализует государственную  денежно-кредитную политику, которая  способствует созданию благоприятных  макроэкономических условий для  экономического развития страны и ее интеграции в мировую экономику. Основной задачей Национального  Банка является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты Республики Казахстан. На Национальный Банк также возлагается защита интересов  кредиторов и клиентов банков, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, страховых организаций  и накопительных пенсионных фондов путем принятия соответствующих  нормативных правовых актов.

     Кроме того, Национальный Банк:

     - осуществляет валютное регулирование  и контроль в Республике Казахстан;  формирует и управляет золотовалютными  активами Национального Банка;  формирует платежный баланс страны; осуществляет доверительное управление  Национальным фондом;

     - является единственным эмитентом  банкнот и монет на территории  Республики Казахстан, организует  налично-денежный оборот, эмитирует  ценные бумаги для регулирования  банковской ликвидности в обращении;

     - является финансовым агентом  Правительства Республики Казахстан;

     - участвует в обслуживании государственного  долга Правительства Республики  Казахстан, в частности, в размещении  и обслуживании государственных  ценных бумаг;

     - организует бесперебойную работу  платежной системы;

     - осуществляет иные функции, полномочия  и права в соответствии с  законодательством Республики.

     Основными инструментами денежно-кредитной  политики являются:

     - уровни ставок вознаграждения  по кредитам Национального Банка  банкам;

     - норматив минимальных обязательных  резервов, депонируемых в Национальном  Банке, в том числе с возможной  дифференциацией по срокам, объемам  и видам привлеченных средств  (резервные требования);

     - операции на открытом рынке  по покупке и продаже государственных  ценных бумаг;

     - кредиты банкам;

     - интервенции на валютном рынке;

     - введение, в исключительных случаях,  прямых количественных ограничений  на уровень и объемы кредитных  операций отдельных видов;

     - официальная учетная (дисконтная) ставка;

     - краткосрочные ноты, предназначенные  для регулирования денежной массы  в обращении.

     В дополнение к классическим функциям центрального банка по проведению денежно-кредитной  политики, Национальный Банк успешно  регулирует и осуществляет надзорные  функции в банковском, страховом  секторах, а также на рынке ценных бумаг и пенсионной накопительной системе. Национальный Банк оказывает помощь финансовым институтам в развитии систем эффективного управления активами и обязательствами посредством внутренних процедур и регулирования, направленных на минимизацию риска.

     Существующие  в последнее время тенденции  на мировых рынках оказывают позитивное влияние на макроэкономическое развитие Казахстана и в то же время вызывают ряд проблем. Одна из них заключается  в избытке ликвидности в банковской системе, обусловленной, в том числе, внешними заимствованиями предприятий  реального сектора и коммерческих банков, что влечет быстрый рост кредитов банков экономике. При разработке прогнозов основных макроэкономических показателей денежно-кредитной политики были рассмотрены три сценарных  варианта развития экономики в зависимости  от изменения ситуации на внешнем  и внутреннем рынках: базовый вариант (вариант умеренных цен на нефть), вариант высоких цен на нефть и вариант низких цен на нефть.

     Для снижения остроты проблемы избыточной ликвидности и более гибкого  регулирования ликвидности банков внесены соответствующие изменения  в механизм формирования минимальных  резервных требований. В этих целях  Национальным Банком Республики Казахстан  будут рассмотрены различные  варианты определения структуры  обязательств банков, по которым они  должны соблюдать норматив минимальных  резервных требований, а также  порядок их выполнения и будет  выбран наиболее оптимальный вариант  для проведения эффективной денежно-кредитной  политики.

     Несмотря  на предусмотренные меры по ограничению  ликвидности в предстоящие три  года годовые приросты денежных агрегатов  будут обеспечивать сохранение существующих темпов экономического роста.

Информация о работе Элементы функционирования денежного рынка