Электронные деньги

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 17:19, реферат

Краткое описание

В Интернете есть уже почти все, что может понадобиться для человека. Товары, услуги, общение, возможность самовыражения, игры и т.д. Конечно, за некоторые услуги надо платить и чем быстрее и проще система платежей, тем лучше. Потребность в подобной платежной системе начали ощущать и продавцы, и покупатели. И поэтому были придуманы электронные деньги. Задача любых видов электронных денег - создание универсальной платежной среды, объединяющей покупателей и продавцов товаров и услуг. Цель электронных денег - повышение экономической эффективности Интернета как отрасли в целом. Механизм электронных денег таков, что позволяет, не отходя от компьютера оплачивать товары, заключать сделки, вести коммерческую деятельность.

Файлы: 1 файл

Электронные деньги.docx

— 61.88 Кб (Скачать)

     Пересмотр понятия кредитного института в  рамках ЕС не предполагал введения серьезных ограничений на эмиссию  электронных денег, от нее отлучались только производственные предприятия. Однако, ЕС исходил не только из необходимости поддержания конкуренции между эмитентами, которая стимулировала бы развитие инноваций в области средств платежа, сколько из трудности установления четких границ сферы банковского посредничества.

     Заключительная  версия Директивы по электронным  деньгам (2000/46/ЕС) содержит следующее  определение: "Электронные деньги являются денежной стоимостью, представленной обязательством эмитента, которая: (1) хранится на электронном устройстве; (2) выпускается  по получению средств эмитентом, в размере не менее внесенной  в качестве предоплаты денежной стоимости; (3) принимается в качестве средства платежа иными институтами, нежели эмитент[15]".

     Деятельность  эмитентов электронных денег  помимо их эмиссии ограничена следующими операциями: (1) предоставлением тесно  связанных финансовых и нефинансовых услуг, таких как администрирование  электронных денег (распространение и учет), а также выпуск и администрирование других платежных средств за исключением тех, которые основаны на той или иной форме кредита; (2) сохранением информации на электронных носителях, поступивших от других предприятий или общественных институтов. Эмитенты электронных денег не должны иметь паев в других предприятиях за исключением тех, деятельность которых также связана с выпуском или распространением электронных денег.

     Среди основных мер по регулированию деятельности в сфере электронных денег  можно отметить следующие:

     1. Минимальные требования к объему  первоначального капитала эмитента  электронных денег составляют 1 млн.  евро. Эмитенты должны постоянно  иметь собственные средства в  объеме, равном или превышающем  2% от размера текущих обязательств (или средней величины общих  финансовых обязательств за шесть  последних месяцев) по эмиссии  электронных денег.

     2. Эмитенты электронных денег должны  инвестировать средства в размере,  не меньшем, чем их финансовые  обязательства, связанные с эмиссией  электронных денег, в активы, которые  либо характеризуются нулевым  риском и высокой степенью  ликвидности (наличные деньги, правительственные  обязательства и обязательства  центральных банков зоны А, обязательства органов ЕС, обязательства, гарантированные федеральными правительствами или центральными банками зоны А и др.), либо в текущие депозиты, хранящиеся в кредитных институтах зоны А, в соответствие с Директивой 2000/12/ЕС, либо другие высоколиквидные долговые инструменты, отвечающие требованиям статьи 2 (12) Директивы 93/6/ЕЕС.

     3. Не менее двух раз в год  эмитенты электронных денег должны  сообщать контрольным органам  информацию об объеме собственного  капитала и финансовых обязательств  по эмиссии электронных денег,  а также информацию об активах,  в которые осуществляются инвестиции.

     4. Эмитенты должны обеспечивать  возмещение электронных денег  по требованию держателя в  форме наличных денег или депозитного  перевода на банковский счет  без каких-либо процентных платежей, за исключением платы за перевод.  Эмитентам также рекомендовано  устанавливать максимальное значение  стоимости, хранимой в электронном  кошельке, минимальный срок действия  электронных денег и сроки  их возмещения.

     Директива ЕС исключает из системы регулирования  те виды электронных денег, когда  эмитируемое обязательство не является полноценным средством обмена, то есть принимается только на ограниченном числе предприятий или в рамках закрытых финансовых отношений, например, в маркетинговых или дистрибьютивных схемах.

     К настоящему времени большинство  стран - участниц ЕС воплотили директиву  ЕС по электронным деньгам в своем  локальном законодательстве. Остались лишь несущественные различия.

     В Австрии и Ирландии ограничен  максимальный объем электронных  денег, который можно хранить  на электронном носителе (2000 и 5000 евро соответственно). Скорее всего, это  сделано для того, чтобы зафиксировать  именно платежную функцию электронных  денег.

     В Великобритании предусматривается  возможность выпуска электронных  денег с дисконтом, что призвано стимулировать более широкое  их использование в расчетах.

     В ФРГ электронные деньги трактуются как "денежная стоимость, хранимая на электронном информационном носителе в форме требования на эмитента, которое принимается третьими лицами в качестве средства платежа, не будучи законным (обязательным, к примеру) платежным средством (legal tender)".

     В Нидерландах используется более  широкое определение: "денежная стоимость  на электронном устройстве".

     В Швеции электронные деньги определяются как "денежная стоимость, представленная обязательством эмитента, которая без  наличия индивидуального счета сохраняется на электронном устройстве и которая одобрена в качестве средства платежа иными получателями, нежели эмитент".

     В Финляндии речь идет о "суме денег  на электронном устройстве, находящемся  в распоряжении потребителя[16]".

     При определении эмитентов электронных  денег в национальном законодательстве стран ЕС можно выделить два существующих подхода:

     1)"эмитенты  электронных денег определяются  как разновидность кредитных  институтов" (Австрия, Германия, Голландия,  Испания, Португалия, Франция).2)"эмитенты  электронных денег определяются  как институты (организации), которые  выпускают средства платежа в  форме электронных денег и  имеют на это соответствующую  лицензию" (Ирландия, Дания, Швеция, Великобритания[17]).

     Основные  различия между двумя подходами  возникают в следствие национальных особенностей регулирования банковской деятельности и бизнеса в сфере денежных услуг. Так, если в одной стране платежный продукт, выпущенный финансовым институтом, юридически не классифицируется как электронные деньги, к нему применяется облегченное регулирование. В другой стране тот же самый продукт может рассматриваться как депозит, что обусловливает применение более жесткого порядка регулирования в отношении его эмитента. В этой связи Директиву 2000/46/ЕС можно рассматривать как шаг по пути гармонизации и унификации регулирования эмиссионной деятельности в сфере электронных денег в странах ЕС.

     Таким образом, в Европе регулирование  электронных денег стало интегральной частью банковского регулирования. Избранная стратегия отражает европейскую  традицию значительного государственного контроля за системой денежных расчетов, которая распространена и на электронные деньги[18]. 

     2.3 Опыт использования  электронных денег  в Российской Федерации

     В области создания собственных электронных  денег Россия практически не отстала  от западных стран. В начале 1998 года в России группой компаний была создана  система PayCash - мощный инструмент для хранения и передачи по открытым сетям финансовой информации. В 2004 году группа включила в себя семь компаний и совместных проектов, среди которых Яндекс. Деньги (Россия), Cyphermint и VCOM (США), Интернет. Деньги (Украина), DramCash (Армения). PayCash - обладатель ряда престижных наград и патентов, среди которых есть "Сертификат особого признания Конгресса США".

     В конце 1998 года появилась самая известная  и распространенная на данный момент система платежей WebMoney. Воспользоваться ее услугами можно с помощью специальной клиентской программы WM Keeper Classic или через web-приложение WM Keeper Light и браузер.

     К концу 2002 года группа российских и украинских экономистов и программистов  создала систему RUpay, представляющую собой интегратор платежных систем. В нем программно объединены в одну систему несколько электронных платежных систем и обменные пункты. При регистрации в RUpay не запрашивается личная информация о пользователе и не требуется никаких документов.

     В то же время, для успокоения своих  клиентов, обеспокоенных частыми  случаями мошенничества, некоторые  электронные платежные системы  ввели сертификацию пользователей. Так, WebMoney выдает владельцам Интернет-магазинов и других сервисов аттестаты, которые свидетельствуют о том, что поставщик товаров или услуг указал верные данные о себе. Покупатель всегда может, прежде чем платить за что-то, посмотреть аттестат продавца и решить, стоит ли иметь с ним дело. У недобросовестного клиента WebMoney может отозвать аттестат, т.е. сделать его нефункциональным. В свою очередь, RUpay объявила о введении практики гарантированного возмещения денежных средств пользователям. Если вы отправили платеж по ошибке не туда или стали жертвой мошенников, вам вернут деньги.

     Таким образом, продавец или покупатель, осуществляющий расчеты с помощью системы  RUpay, получает 100% гарантию выполнения контрагентом своих обязательств.

     Система WebMoney имеет необычную для российского рынка структуру пользователей: в ней лишь 3% платежей дают мобильная связь и коммунальные услуги; все остальное - это платежи между физическими лицами, онлайн-игры, Интернет-услуги, гэмблинг и спортивные ставки, цифровые товары и контент (книги, музыка, видео). Несмотря на стереотипное восприятие, это вовсе не микроплатежи: например, в онлайн-играх достаточно часто происходят разовые платежи в эквиваленте 2-5 тысяч долларов.

     По  данным CNews Analytics, рынок электронных денег отличается гигантскими темпами роста. Его емкость выросла с 1397 млн. долл. в 2004 г. и 3353 млн. долл. в 2005 г. до 7732 млн. долл. в 2006 году.

     Средний прирост объемов операций ведущей  пятерки игроков превышал 150% в  год, а у самого активного игрока - системы ОСМП - он составил 500% в 2005 г. и 261% в 2006 году. Российский рынок электронных  платежных систем сформировался  как олигополия. На нем выделяется 5-7 крупнейших игроков, на которых приходится 90% рынка[19]:

            Киберплат      ОСМП      WebMoney      E-port      Элекснет
     Доля  рынка (%), 2005      33      15      19      22      10
     Доля  рынка (%), 2006      34      23      19      17      7
 

     Среднегодовые темпы роста на уровне 50% показывает и рынок банковских карт, выдаваемых российскими банками физическим лицам. Их число выросло с 35 млн. в 2004-м и 54,5 млн. в 2005-м до 74,6 млн. штук в 2006 году. К сожалению, наблюдается  некоторый структурный перекос  в использовании банковских карт. По данным Центрального банка РФ и  компании CNews Analytics, 94,5% операций с ними являются снятием наличных, и лишь 6,5% операций представляют собой оплату каких-либо товаров и услуг. Это объясняется широким распространением различных зарплатных схем с использованием банковских карточек.

     Рынок будущего операторам электронных платежных  систем видится состоящим из 4 основных сегментов: сотовая связь, платежи  в ЖКХ, коммунальные платежи и  оплата Интернет-контента.

     Сложности по открытию эмитента электронных денег  сравнимы со сложностями процедуры  регистрации и лицензирования нового банка. В США получить т. н. Money Transmitter License - лицензию оператора по переводу денег - было значительно легче... до печально известного "11 сентября", после чего "требования к электронным платежным системам ужесточились до абсурда". Теперь каждая операция и каждый пользователь должны быть идентифицированы. Причем если в Европе операции по счетам, на которых лежит менее 200 евро, могут быть анонимными, то в США даже этого исключения из системы тотального финансового контроля не существует. Причем в американских электронных платежных системах задействованы преимущественно банковские системы идентификации.

     В российской практике одно из действенных  решений в данном вопросе - это  введенная электронная платежная  система WebMoney - многоуровневая система аттестации. Персональный аттестат предполагает нотариальное удостоверение личности пользователя системы. При межсистемных же платежах безопасность операций обеспечивается принципом сообщающихся сосудов (такое сравнение употребил представитель WebMoney). Для "пограничной" безопасности система WebMoney в обязательном порядке фиксирует данные счета получателя платежа в другой системе или паспортные данные физического лица, снимающего выводимые из системы средства наличными. У WebMoney действуют с другими ведущими российскими и мировыми операторами "горячие линии" по обмену информацией о подозрительных трансакциях. Результатом такого информационного обмена может явиться досудебное замораживание подозрительного межсистемного перевода.

Информация о работе Электронные деньги