Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 21:17, курсовая работа
В России в научной литературе предпринимаются лишь первые попытки анализа отдельных элементов экономических отношений, формирующихся в процессе переноса предпринимательской активности субъектов малого, среднего и крупного бизнеса в информационную среду глобальных и локальных компьютерных сетей, и в первую очередь, конечно же, в сеть Интернет.
2.3. Интернет-магазины
Создание российских интернет-магазинов началось в 1995 году. В настоящее время в Рунете существует около 5000 магазинов.
Несмотря на высокую корреляцию конъюнктуры российского рынка с ситуацией в мире, особенно с ситуацией на NASDAQ, количество вновь зарегистрированных интернет-магазинов в России продолжает увеличиваться. Основными причинами этого, казалось бы, на первый взгляд противоречия являются особенности развития и отличительные черты российского Интернета. Наиболее выскоие темпы роста интернет-магазинов наблюдались в 2000 и 2005 году, когда российские предприниматели торопились занять свое место в Сети и смело открывали новые магазины.
Возможно, здесь также
действует определенный эффект запаздывания,
и реакция на столь долговременное
падение скажется с некоторым
временным лагом. Переломить сильный
положительный настрой
К тому же необходимо заметить, что из 800 зарегистрированных в каталоге Magazine.ru (www.magazin.ru) магазинов, в настоящее время реально действует (являются не просто рекламной страничкой в Рунете, а имеют хоть сколько-нибудь значительный оборот) около 300.
Рисунок 1
Из рисунка 1 видно, что основными направлениями онлайновой торговли в России является продажа книг, аудио-, видеокассет и компьютерной техники, что весьма существенно отличается от структуры оффлайновой торговли.
Основная доля выполненных
заказов приходится на книги, аудио,
видео, CD, DVD. Но они составляют всего
28% оборота. Зато всего 8% сделок по компьютерам
составляют больше 50% процентов всего
оборота розничной интернет-
Предложение товаров в интернет-магазинах отличается бедностью и скудностью ассортимента. Основные обороты составляют товары, которые не приносят прибыли (норма прибыли от торговли компьютерной техникой составляет 2-3%).
Это объясняется тем, что развитие розничной интернет-торговли находится на начальном этапе и потребитель приобретает товар, который поддается полному описанию на страницах интернет-магазина. По мере вхождения интернет-торговли в жизнь российского общества, увеличения положительного опыта общения с виртуальными магазинами, спрос будет смещаться в сторону более дорогих товаров и в сторону товаров повседневного спроса.
Самым популярным способом
оплаты покупок в российских интернет-магазинах
по-прежнему остается оплата наличными
курьеру. Причинами этого являются
невысокая степень
Все возможные способы оплаты можно разделить на три сегмента.
Оплата наличными:
-оплата наличными курьеру;
-наложенный платеж;
-телеграфный, почтовый перевод;
-банковский перевод через Сбербанк РФ.
Оплата кредитными картами VISA, EuroCard, MasterCard, JCB, Diners Club и т.п. через системы:
-ASSIST;
-CyberCash;
-CyberPlat;
-платежная система ЭлИТ;
-при помощи системы Instant;
-ТЕЛЕБАНК;
-через систему ГРАДО.
Электронные деньги:
-WEBMoney;
-PayCash
-QIWI
-Яндекс.Деньги
Немногие из представленных выше способов оплаты прижились в России. Месячный оборот системы CyberPlat, через которую проходит около 70% онлайновых платежей, по состоянию на апрель 2011 года составил 900 тыс. руб., из которых 40% пришлось на зарубежные платежи. Количество клиентов системы по состоянию на сентябрь 2011 года составило свыше 700 тыс. человек. Оборот WebMoney в апреле 2011 года составлял около 500 тыс. долл.
Рисунок 2
Однако, несмотря на бурный рост платёжных систем, развитие интернет-банкинга и широкого внедрения кредитных и дебетовых карт, россияне по-прежнему предпочитают расплачиваться наличными, пользуясь услугами банков, почты, или же оплачивая заказ непосредственно курьеру. Об этом говори рисунок 2
Оборот российских интернет-магазинов в РФ в этом году вырастет на 14% по сравнению с 2011 г и достигнет 348,9 млрд руб.
Как сообщает РБК,
такой прогноз представил
Эксперт также озвучил положительную прогнозную динамику роста оборотов интернет-магазинов в РФ на последующие несколько лет. Так, по словам г-на Кима, в 2012 г оборот интернет-магазинов Рунета вырастет на 36% по сравнению с 2011г. — до 473,7 млрд руб., в 2013г. — на 21% по сравнению с 2012г. — до 575,2 млрд руб. и в 2014г. — на 11% по сравнению с 2013г. — до 639,7 млрд руб.
Представитель НАУЭТ также обозначил драйвера роста оборота интернет-магазинов. К ним эксперт отнес: увеличение проникновения Интернета, низкую плотность населения, развитие платежных технологий и логистики, а также изменения структуры спроса и «портрета» потребителя.
Кроме этого НАУЭТ прогнозирует, что в 2011 г в РФ будет насчитываться 70,6 тыс. интернет-магазинов, что на 19% больше по сравнению с прошлогодней цифрой (59,2 тыс.). В следующем году, по прогнозам, в Рунете будет насчитываться уже 81,5 тыс. интернет-магазинов, а к 2014 г их число возрастет до 103,5 тыс.
Интернет-банкинг существует в России уже более десяти лет, но до последнего времени он оставался на вторых ролях. Сейчас этот бизнес переживает период бурного роста.
Сегодня интернет-банкинг
занимает важное место в
Все крупные розничные банки придают большое значение развитию дистанционного обслуживания. По оценке заместителя директора департамента розничных банковских продуктов Связь-Банка Сергея Четверова, сейчас финансовые услуги в Сети предлагают клиентам около 70% всех российских банков. Однако наиболее развит интернет-банкинг в Москве и Санкт-Петербурге.
Только за 2011 год рынок банковских интернет-услуг вырос приблизительно вдвое и охватывает сейчас, по самым скромным подсчетам, свыше 6 млн клиентов. В основном это молодые люди — заемщики и держатели карт, — они с большой охотой пользуются системой. Вкладчики менее активно подключаются к интернет-банкингу, исторически они более консервативны.
Интернет-банкингу в России, безусловно, есть, куда расти. Если в нашей стране клиентов, пользующихся этой услугой, уже миллионы, то в других странах их десятки миллионов.
Потенциал у рынка
действительно огромный. Так, по
данным фонда «Общественное
В идеале клиент должен прийти в банк всего один раз, чтобы показать паспорт и расписаться в заявлении. Все остальные банковские сервисы он должен получать там, где ему удобно и когда удобно.
Если еще недавно
интернет-банк был для
Клиенты все чаще предпочитают управлять своими банковскими продуктами, приобретенными ранее в офисе, через дистанционные каналы. В результате многие российские интернет-банки в последнее время существенно расширили диапазон предоставляемых услуг.
Интернет-банки и в дальнейшем будут обрастать все новыми функциями — помимо обычных переводов и выписок по счетам во многих системах можно открыть депозит, оформить или подключить различные дополнительные услуги. Интернет-банкинг кроме выполнения сервисной функции все активнее занимается продажами услуг.
Вывод максимально
возможного количества
Еще один тренд — вторжение интернет-банкинга в мобильную сферу. Для кредитных учреждений становится обычным делом предоставлять клиентам банковские услуги посредством мобильного телефона. Некоторые банки запускают приложения для современных мобильных платформ, другие адаптируют интерфейс интернет-банка к мобильным браузерам, но тренд совершенно очевиден.
Итак, для банков все
более актуальным становится
перевод операций в более
На долю «Альфа-Клика» (интернет-банк Альфа-банка) приходится около 75% переводов. При этом к нему подключены свыше 1,3 млн клиентов, а ежемесячный объем платежей составляет более $0,5 млрд.
Через дистанционные
каналы «Уралсиба» прошло
На конец прошлого
года в системе «Телебанк» («ВТБ
24») обслуживались более 970 тыс.
клиентов. На этот интернет-банк
приходится порядка 12% всей нагрузки
банка по платежам и переводам.
Число пользователей системы Raiffeisen CONNECT превышает 450 тыс. человек. Рост клиентской базы Райффайзенбанка с октября 2008 года по ноябрь 2010 года составил 78%.
В Московском кредитном
банке интернет-клиентов
Не реже, чем раз в месяц, интернет-банком «Авангарда» пользуются почти 100 тыс. клиентов. Это примерно треть от тех, кто периодически пользуется картами клиентов. К этой группе банкир относит тех, кто пользуется картой не реже, чем раз в квартал, а это примерно 60—70% от общего объема клиентской базы банка. Типовые платежи через интернет-банк (мобильная связь, ЖКУ и т. п.) — это порядка 1% от всех оплаченных картами товаров и услуг.
Система дистанционного банковского обслуживания «АК БАРС Online» насчитывает сейчас более 15 тыс. клиентов. Объем операций в 2010 году составил более 1,5 млрд рублей.
К системе интернет-банкинга
Связь-Банка подключены
Безусловным лидером
на российском рынке интернет-
Доля платежей посредством дистанционных каналов обслуживания будет и дальше увеличиваться по мере развития технологий и роста доверия клиентов к подобным сервисам.
Это также приведет
к значительному сокращению
Рисунок 3
Интерес к электронной коммерции растет и продолжает расти. Российские компании стремятся догнать по объемам продаж зарубежных коллег. По электронной коммерции проводят семинары и конференции, пишут статьи и обзоры. Особое внимание уделяют безопасности и защите электронных транзакций. Для компаний важно доверие пользователя к электронным сделкам. Кратко рассмотрим этапы приобретения продуктов и услуг через Internet.
Заказчик выбирает продукт или услугу через сервер электронного магазина и оформляет заказ.
Заказ заносится в базу данных заказов магазина. Проверяется доступность продукта или услуги через центральную базу данных. Если продукт не доступен, то заказчик получает об этом уведомление. В зависимости от типа магазина, запрос на продукт может быть перенаправлен на другой склад. В случае наличия продукта или услуги заказчик подтверждает оплату и заказ помещается в базу данных. Электронный магазин посылает заказчику подтверждение заказа. В большинстве случаев существует единая база данных для заказов и проверки наличия товаров. Клиент в режиме online оплачивает заказ. Товар доставляется заказчику.
Рассмотрим основные угрозы, которые подстерегают компанию на всех этапах. Подмена страницы Web-сервера электронного магазина. Основной способ реализации - переадресация запросов пользователя на другой сервер. Проводится путем замены записей в таблицах DNS-серверов или в таблицах маршрутизаторов. Особенно это опасно, когда заказчик вводит номер своей кредитной карты. Создание ложных заказов и мошенничество со стороны сотрудников электронного магазина. Проникновение в базу данных и изменение процедур обработки заказов позволяет незаконно манипулировать с базой данных. По статистике больше половины всех компьютерных инцидентов связано с собственными сотрудниками. Перехват данных, передаваемых в системе электронной коммерции. Особую опасность представляет собой перехват информации о кредитной карте заказчика. Проникновение во внутреннюю сеть компании и компрометация компонентов электронного магазина. Реализация атак типа "отказ в обслуживании" и нарушение функционирования или выведение из строя узла электронной коммерции.