Экономика России как среда функционирования бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 19:40, лекция

Краткое описание

Бизнес (от староанглийского «bisig» – активный, занятый работой, деловой) играет определяющую роль в современной экономике. Именно бизнесу общество обязано практически всеми экономическими благами, определяющими условия существования современного человека – от жилища и одежды до питания и интеллектуального досуга. Бизнес модифицируется, принимает различные формы, трансформируется и эволюционирует, привлекает к себе все новые поколения молодых людей, отдающих бизнесу лучшие годы жизни.

Файлы: 1 файл

реферат осн стороны бизнеса.docx

— 41.03 Кб (Скачать)

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИКА РОССИИ КАК СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИЗНЕСА

Эта глава необходима читателю для нескольких целей. Во-первых, здесь в самых общих чертах раскрывается теоретическая точка зрения на бизнес, его формы, цели и роль в российской экономике. Без знакомства с основными направлениями современной теории предприятия бизнесмен не сможет ни разобраться в рекомендациях (порой противоречивых), предлагаемых в литературе, ни сформировать собственную точку зрения на сущность бизнеса. В данной книге авторы исходят из убеждения, что бизнес - при оптимальных условиях - мобилен и гибок, а предприятие представляет собой единый целостный и целенаправленный организм. Если у читателя и авторов возникли хотя бы элементы общей позиции по этому поводу, можно считать, что контакт установлен и стоит идти дальше. Во-вторых, здесь даются базисные представления о той хозяйственной среде, в которой работают российские предприятия и предприниматели. В концентрированном виде представлены те особенности и элементы среды, с которыми неминуемо соприкоснется или уже соприкасается деловой человек в современной России. Читатель узнает, ради каких целей существует бизнес и какие функции он выполняет в обществе, каким образом данный бизнес взаимодействует с другими участниками хозяйственного процесса, из каких «кирпичиков» складывается бизнес, каким правовым и этическим нормам он вынужден подчиняться для своего же блага. Наконец, читатель сможет познакомиться с разнообразными типами менеджеров и попробовать понять, к какому типу лидера относится он сам или его начальник.

1.1. Сущность, цели и  функции бизнеса

Бизнес (от староанглийского «bisig» – активный, занятый работой, деловой) играет определяющую роль в современной экономике. Именно бизнесу общество обязано практически всеми экономическими благами, определяющими условия существования современного человека – от жилища и одежды до питания и интеллектуального досуга. Бизнес модифицируется, принимает различные формы, трансформируется и эволюционирует, привлекает к себе все новые поколения молодых людей, отдающих бизнесу лучшие годы жизни. Понятие «бизнесмена» как человека, отдающего себя производству товаров или услуг в условиях рыночных отношений, в настоящее время является чем-то вроде титула. Не каждый работник может назвать себя бизнесменом, не каждый процесс в сфере производства может называться бизнесом, и не каждый бизнес полезен обществу. Тем не менее бизнес составляет сердцевину современной экономики, без него экономика теряет динамизм, адаптивность, а порой и целевую ориентацию.

В сфере бизнеса  заложен колоссальный интеллектуальный и творческий потенциал, который  может раскрыться как в направлениях, желательных для конкретного  человека или общества, так и в нежелательных. Обществу порой приходится сдерживать и направлять потенциал бизнеса, жертвуя при этом возможностями удовлетворения текущих потребностей в пользу удовлетворения будущих запросов.

Сущность бизнеса  состоит в соединении материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов в целях производства товаров, предназначенных для продажи  другим экономическим агентам –  предприятиям, организациям, гражданам. Такое соединение может быть кратковременным  или долговременным (это связано  и со стабильностью спроса, и с  возможностями отвлечения ресурсов и с другими аспектами). Если речь идет о долговременном соединении ресурсов, возникает, как правило,организация или организационная единица, функционирование которой подчинено определенным, относительно устойчивым правилам и нормам, т.е. предприятие . Если соединение ресурсов производится на определенный срок, носит относительно кратковременный характер, чаще говорят опроекте.

Один и тот  же бизнес может быть реализован на различных предприятиях последовательно  во времени или же параллельно. Одно и то же предприятие может стать  ареной функционирования различных  бизнесов. Бизнес может прекратиться с уходом из него бизнесмена, а может  быть и успешно продолжен другими  людьми. Иными словами, границы и  суть бизнеса не могут не быть расплывчатыми, варьируемыми, и порой идентификация  различных экономических явлений  как порожденных одним бизнесом представляет значительную трудность (иногда такая идентификация осуществляется правоохранительными органами в  целях борьбы с нарушением законов).

Роль бизнеса  в обществе достаточно ярко может  быть проиллюстрирована на примере  роли предприятия как наиболее устойчивой формы бизнеса. Роль предприятия (или фирмы – эти понятия употребляются в книге как синонимы) многогранна, а его сущность многофункциональна. Согласно взглядам одних экономистов, основное назначение предприятия – служить источником дохода для собственников (акционеров); другие считают, что суть предприятия в производстве продукции, удовлетворении материальных потребностей общества; третьи, говоря о предприятии, имеют в виду его функцию обеспечения занятости. Сторонники комплексного подхода отмечают целый ряд дополнительных существенных функций предприятия в современном обществе.

В табл. 1 приведены  экономические агенты, наиболее тесно  связанные с предприятиями: население  и его отдельные группы, другие предприятия, научно-исследовательские  и опытно-конструкторские организации, банки, учебные заведения, налоговые  органы, федеральные и местные  органы исполнительной и законодательной  власти, федеральные органы отраслевого  регулирования.

Таблица 1. Взаимные ожидания предприятия и различных субъектов экономики

Экономические субъекты Ожидания со стороны субъекта Ожидания  со стороны данного предприятия
Население и его отдельные группы (реальные, потенциальные и бывшие работники  предприятия, члены их семей, собственники, инноваторы, владельцы финансовых средств, другие граждане, общество в целом) Занятость 
Средства к существованию 
Возможность самореализации в процессе труда 
Возможность самореализации в коллективе 
Уважение со стороны коллектива 
Материальная и моральная поддержка в чрезвычайных ситуациях 
Получение доходов от средств, вложенных в данное предприятие 
Спрос на организационно-технологические новшества 
Учет интересов общества
Привлечение рабочей  силы 
Спрос на товары и услуги предприятия 
Предложение инноваций 
Привлечение средств населения через ценные бумаги 
Преданность работников корпоративным интересам 
Признание общественной ценности предприятия 
Поддержка в чрезвычайных ситуациях
Другие  предприятия (реальные и потенциальные  партнеры, конкуренты, собственники, обладатели новых технологий, свободных финансовых и иных ресурсов) Спрос на товары и услуги другого предприятия 
Привлечение кадров, получивших опыт работы на данном предприятии 
Получение доходов от средств, вложенных в данное предприятие 
Спрос на новые технологии другого предприятия
Спрос на товары и услуги данного предприятия 
Привлечение кадров, получивших опыт работы на другом предприятии 
Получение доходов от средств, вложенных в другое предприятие 
Спрос на новые технологии данного предприятия
Банки Спрос на банковские услуги Депозитно-расчетное  и кредитное обслуживание
Научно-исследова- тельские и опытно-конструкторские ор-ганизации Спрос на НИОКР Предложение НИОКР
Учебные заведения Спрос на выпускников Предложение специалистов
Налоговые органы Своевременная уплата налогов Предоставление  налоговых льгот и отсрочек
Данное предприятие Создание и  расширение социально-экономического потенциала развития предприятия

Закрепление и  совершенствование технологических  навыков, передача производственного  опыта

Создание и  расширение социально-экономического потенциала развития предприятия

Закрепление и  совершенствование технологических  навыков, передача производственного  опыта

Федеральные и местные органы исполнительной и законодательной власти Обеспечение достаточного объема налоговых поступлений для  формирования федерального и местных  бюджетов Бюджетное финансирование предприятия

Создание и  поддержание внешних условий  деятельности предприятия

Федеральные органы отраслевого регулирования Реализация отраслевой политики государства Информационная  поддержка

Координация деятельности с другими отраслями

В этот же список для полноты картины включено и само данное предприятие, которое  также предъявляет определенные целевые требования к ходу и результатам  своей деятельности. Обобщенно их можно охарактеризовать как наличие  в каждый момент времени социально-экономическогопотенциала, обеспечивающего будущее функционирование предприятия. При этом в понятие потенциала включаются (с теми или иными приоритетами) как активы предприятия, так и позитивные характеристики его рыночного положения, накопленный опыт и т.д.

Сущность связей предприятия (или бизнеса в целом) с другими экономическими и социальными  субъектами можно обобщенно охарактеризовать понятием ожидания. Предприятие представляется как бы одним из узлов многомерной паутины, связывающей различных институциональных агентов. Связующими нитями служат разнообразные ожидания, в том числе ожидания по отношению к данному предприятию. Эти ожидания иногда принимают форму предложений или требований; соответственно предприятие также ожидает от других субъектов проявления спроса на продукцию или ценные бумаги, предложения факторов и т.д. Почти каждое предприятие, едва появившись, оказывается как бы в фокусе многочисленных ожиданий со стороны самых различных экономических субъектов (по отношению к предприятию «Рога и копыта» это явление ярко описано в «Золотом теленке» И.Ильфом и Е.Петровым). Для структур взаимных ожиданий не являются преградой стены предприятия: отдельные подсистемы и работники предприятия также связывают с внешними объектами свои ожидания и являются адресатами их ожиданий. Иногда эти ожидания формулируются в явном виде (скажем, со стороны работника при найме на работу), иногда носят скрытый характер (снова вспомним истинную причину создания «Рогов и копыт»). Степень близости векторов внешних и внутренних ожиданий в значительной степени влияет на судьбу и успех предприятия. В общем случае возникают две конфигурации ожиданий: одна отражает ожидания агентов, направленные на предприятие и внутрь него, другая отражает ожидания предприятия от соответствующих субъектов. Среди сетевых адресатов ожиданий предприятия – поставщики, покупатели, предприятия–технологические реципиенты и доноры, научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации, авторы организационно-технологических инноваций, инвесторы, финансово-кредитные учреждения, налоговые органы и др. (нелишне будет упомянуть в этом перечне и «крыши» – криминальные образования, обеспечивающие криминальную же, а порой и экономическую, безопасность предприятий).

Из приведенной  таблицы видно, сколь многообразны функции предприятий. Некоторые  из них относятся к числу социальных, и даже их простое перечисление показывает, что они лежат в основе существования  общества. По сути возможность самореализации в труде, так же как и самоуважение через уважение со стороны коллектива, выражает фундаментальные потребности и права человека. Другие функции предприятия стимулируют на микроэкономическом уровне движение материальных, финансовых, информационных потоков, перемещение рабочей силы и реализуют действие экономических сил конкуренции.

Таким образом, общество в лице разных своих агентов  предъявляет к каждому бизнесу  свои ожидания. В какой степени  бизнес сможет их реализовать, в такой  степени он сможет продолжить свое существование и развитие. Иными  словами, бизнес (а следовательно, и предприятие, реализующее его, и бизнесмен, организовавший это предприятие) несет ответственность перед обществом в лице субъектов, испытывающих обоснованные ожидания по отношению к данному бизнесу. Порождаемые бизнесом потоки взаимных обязательств и ответственности играют решающую роль в формировании самой основы общества.

Сущность бизнеса  как процесса и предприятия как  организационной формы его проявления является предметом интенсивного изучения как в популярной, так и в научной литературе. Для того чтобы дать рекомендации по созданию, выбору и реализации стратегических направлений бизнеса, целесообразно суммировать основные позитивные выводы современной микроэкономической теории применительно к функционированию предприятия. Для обобщенного описания предприятия желательно понять, как отражаются в той или иной теоретической концепции: 
1) состав и влияние факторов принятия решений в сфере производства и реализации продукции, а также процессов воспроизводства; 
2) организационно-функциональная структура предприятия и механизм взаимоотношений между организационными подразделениями; 
3) производственно-технологическая структура предприятия;  
4) система взаимоотношений между работниками предприятия, его руководителями и собственниками.

С теоретических  позиций модель предприятия обычно представляется в виде трех компонент: описания предприятия в виде системы («концепция предприятия»); описания факторов и критериев принятия стратегических решений на предприятии; описание поведения  предприятия в деловой и административной среде, а также в пространстве экономических показателей.

В экономической  науке известно несколько основных вариантов теории (модели) предприятия, описывающих с помощью небольшого числа фундаментальных предпосылок  его возникновение, функционирование и/или ликвидацию. В каждом из них  предприятие рассматривается под  определенным углом зрения, с акцентом на те или иные особенности изучаемого объекта. Наиболее полно разработаны следующие пять вариантов теоретической модели предприятия: неоклассическая, институциональная, эволюционная, предпринимательская и «агентская» теория фирмы (называемая также концепцией «начальник – подчиненный» или «хозяин – агент»). Известны также интеграционная теория и «модель выживания» предприятия.

Информация о работе Экономика России как среда функционирования бизнеса