Экономика России как среда функционирования бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 19:40, лекция

Краткое описание

Бизнес (от староанглийского «bisig» – активный, занятый работой, деловой) играет определяющую роль в современной экономике. Именно бизнесу общество обязано практически всеми экономическими благами, определяющими условия существования современного человека – от жилища и одежды до питания и интеллектуального досуга. Бизнес модифицируется, принимает различные формы, трансформируется и эволюционирует, привлекает к себе все новые поколения молодых людей, отдающих бизнесу лучшие годы жизни.

Файлы: 1 файл

реферат осн стороны бизнеса.docx

— 41.03 Кб (Скачать)

Определенный  вклад в разработку модели фирмы  применительно к российским предприятиям переходного периода внесен так  называемой теорией выживания предприятий (Айкс, Ритерман, 1994). Согласно этой теории, в известном смысле являющейся «антиэволюционной», предприятие в переходный период не в силах приспособиться к постоянным изменениям внешней среды, прежде всего – к колебаниям в номенклатуре и объемах производства, а также финансового состояния поставщиков и потребителей. Связи между элементами хозяйственной «популяции» не поддерживают стабильность ее существования в целом, так что основной задачей предприятий в целом является выживание. Поэтому плавная и согласованная с внешней средой эволюция невозможна, а правила принятия решений на предприятии, едва сформировавшись, рушатся под напором стрессовых ситуаций, в которых слишком часто оказывается предприятие и его руководство. В этих условиях руководители предприятия принимают решения, руководствуясь только краткосрочной личной выгодой и стремлением к укреплению своего главенствующего и бесконтрольного положения.

Подведем итоги. Каждая из указанных модельных концепций  в описательном ключе рассматривает  предприятие под определенным ракурсом, не включая в сферу изучения многие другие, даже связанные с данным процессы. Тем не менее, рассматривая приведенные варианты модели предприятия в развитой рыночной экономике в нормативном ключе, т.е. с позиций требований к предприятиям, выполнение которых обеспечивает в рыночных условиях шансы на продолжительное устойчивое развитие, можно выделить следующие составляющие этих требований.

1. Предприятие  должно адекватно реагировать  на изменение ситуации на рынке  (в том числе изменение цен  на продукцию и факторы производства), формируя свою объемно-номенклатурную  и ценовую политику. Следует стремиться  к максимизации разницы между  доходами и расходами. В афористической  форме этот принцип может быть  изложен так: «Не бывает слишком  больших расходов, бывают слишком  малые доходы» (неоклассическая  модель).

2. Для устойчивого  функционирования на рынке предприятие  должно создавать условия для  сравнительной минимизации внутрифирменных  трансакционных издержек, облегчения процесса поиска внешних контрагентов. Следует стремиться к оптимизации размера фирмы с учетом факторов управляемости, мотивации работников и синергических преимуществ (институциональная модель).

3. Система внутрифирменного  принятия решений, ее неизменные  особенности и динамика должны  служить объектом пристального  внимания руководителя. Следует  обеспечить оптимальное сочетание  между стабильностью правил принятия  стратегических решений и гибкостью  принятия тактических решений.  Одна из главных задач предприятия  – создать гармонические условия  взаимоотношений предприятия с  хозяйственной и административной  средой, обеспечить согласованную  эволюцию предприятия и среды,  противодействовать отставанию  внутренних изменений от внешних (эволюционная теория).

4. Необходимым  условием эффективной работы  предприятия в свободной рыночной  экономике является наличие позитивной  целенаправленной мотивации его  работников – как производственных  рабочих, так и менеджеров. Для  многих людей такая мотивация  возможна только при создании  условий для реализации их  предпринимательских качеств. Следует  обеспечить возможность предпринимательства  на предприятии (интрапренерства) или в «интеграционной зоне» предприятия. Весьма важной является проблема сближения интересов руководителя предприятия и коллектива, преодоление разрыва между поведением директора как физического лица и как представителя юридического лица (предпринимательская модель).

5. Взаимоотношения  между менеджментом и собственниками  предприятия должны быть скоординированы  с интересами бизнеса как продолжающегося  процесса. Поиск оптимальных соотношений  между материальной заинтересованностью  и профессиональным развитием  менеджера представляет собой  весьма сложную и важную задачу. Асимметрия информации в треугольнике  «работник – менеджер – собственник»  создает предпосылки для нежелательного снижения производительности труда работников и менеджеров, снижения эффективности использования средств собственника (агентская модель).

6. Сохранение  и развитие предприятия как  самостоятельного экономического  субъекта требуют определенной  сбалансированности между производственно-реализационными  и воспроизводственно-снабженческими процессами. Пренебрежение восстановлением внутренних ресурсов производства и благоприятных для предприятия условий внешней социально-экономической и экологической среды ставит под угрозу как эффективность предприятия в среднесрочном аспекте, так и его существование в целом (интеграционная теория).

Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что общая  цель процесса совершенствования самого предприятия и его деятельности состоит в создании ситуации, когда  взаимоотношения между предприятием и связанными с ним социально-экономическими и институциональными субъектами, включая  само предприятие, отвечают взаимным ожиданиям. Разумеется, степень реализации ожиданий, адресуемых предприятию другими  экономическими и социальными структурами, не может быть одинаковой. На разных этапах социально-экономического развития общества различные его субъекты предъявляют к предприятию более  или менее настоятельные и  более или менее приоритетные требования. Соподчинение и приоритетность различных требований к предприятию  в условиях его самостоятельности  определяются, с одной стороны, непосредственными  воздействиями общества, с другой – собственными целями предприятия.

Здесь следует  подчеркнуть концептуальное различие между понятиями «цель предпринимателя (собственника)», и «цель предприятия», «цель бизнеса». Под целью предпринимателя (или собственника) понимается совокупность его намерений и интересов как физического лица, спроектированная на предпринимательскую деятельность. Цель предприятия – это условное аналитическое понятие, предназначенное для компактного описания факторов поведения предприятия в хозяйственной и административной средах. Если предприятие отождествлять с определенным юридическим лицом, то есть смысл ввести специальное понятие «цель бизнеса», понимая под бизнесом продолжающееся под разными юридическими лицами производство. Таким образом, цель предпринимателя как руководителя предприятия должна рассматриваться отдельно от цели предприятия, поскольку конкретное предприятие может быть лишь средством реализации личных интересов предпринимателя (собственника). В частности, такое мероприятие, как ликвидация предприятия может отвечать целям предпринимателя, но не отвечать целям предприятия.

Как правило, предприятие  нельзя отождествить ни с его руководителем (директором), ни с собственником, ни с трудовым коллективом, ни с конкретным юридическим лицом. Предприятие – это реальная «живая» система, в функционирование которой вовлечены и физические лица, и материальные активы – основные фонды, капитал и т.д., и субъекты, лежащие вне предприятия: поставщики, покупатели продукции и др. Поэтому одной из первых задач, которые приходится решать каждому предприятию при разработке или пересмотре своей деловой стратегии, является вопрос о самоидентификации предприятия, уточнении его границ в хозяйственной, административной, технологической, институциональной и других средах. После определения этих границ особое значение приобретает стратегическое планирование бизнеса в избранных границах (стратегических зонах хозяйствования).

В условиях неопределенности внешней и внутренней среды предприятия  стратегия выступает не просто как  одна из форм или функций управления организацией, а как ключевой элемент  ее существования в качестве системного интегратора. Можно сказать, сгущая краски, что не бизнес выступает как объект стратегического развития (управления), а общественно значимое стратегическое развитие реализуется с помощью данного бизнеса. Стратегическое планирование из функции управления превращается в объект, а бизнес – из объекта в платформу для реализации своего стратегического предназначения.

Миссия бизнеса как явления, таким образом, связана, с одной стороны, с поддержкой процессов самореализации его участников, с другой – реализацией процессов общественного развития. Вопросы определения миссии конкретного бизнеса будут рассмотрены в главе 4.

Поскольку бизнес неотделим от социально-экономической  среды России, а жизнедеятельность  этой среды, в свою очередь, поддерживается с помощью бизнеса, возникает  необходимость рассмотреть специфику  российской среды бизнеса, определить ее характерные черты и их влияние  на деятельность предприятий в сегодняшней  России.

Информация о работе Экономика России как среда функционирования бизнеса