Экономика новых индустриальных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

При написание работы была поставлена следующая цель - изучение особенностей эволюции и современного состояния латиноамериканских НИС, как уникального явления мировой экономики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить причины и особенности появления феномена НИС;
- рассмотреть модели развития НИС;
- рассмотреть современное состояние экономики латиноамериканского региона, и его отличительные особенности;
- определить взаимосвязи Латинской Америки и России.

Оглавление

Введение
1. Феномен новых индустриальных стран
1.1 Понятие НИС, их уникальность и причины возникновения
1.2 Модели развития новых индустриальных стран
2. Латиноамериканский регион сегодня
2.1 Современный этап экономического роста региона
2.2 Интеграция - как новый фактор развития Латинской Америки
2.3 Экономические связи России и Латинской Америки
Заключение
Библиография
Приложение1. Динамика макроэкономических показателей Латинской Америки

Файлы: 1 файл

100.docx

— 61.96 Кб (Скачать)

По объему экономического потенциала Союз южноамериканских наций  находится на четвертом месте  в мире, уступая НАФТА, ЕС и АСЕАН.

Таблица Крупнейшие интеграционные объединения мира, 2006г.

 
Группировка Площадь, тыс.кв.км Население,

млн чел.

ВВП по покупательной  способности, млрд. долл. ВВП на душу населения, долл. Страны-члены  
НАФТА 21783,85 445 15857 35491 3  
ЕС 4324,78 497 14953 28213 27  
АСЕАН 4497,49 566,5 3115,5 5541 10  
ЮНАСУР 17339,15 370,2 2868,4 7749 12  
             

Однако на интеграцию стран влияют как положительные  факторы, способствующих достижению поставленной целей, из которых следует выделить: реформирование национальных экономик в рамках неолиберальной модели открытого  рынка, либерализация национальных торговых и инвестиционных систем; повышение уровня экономического развития стран; усиление экономической взаимозависимости  и взаимодополняемости национальных экономик по сравнению с периодом 1960-1990-х гг.; приверженность идеи формирования общерегиональной зоны свободной торговли; скептицизм в отношении возможности  подписания соглашения по ФТАА; географическая близость.

Также существуют и отрицательные факторы, в том  числе дифференциация между странами по объему ВВП и среднедушевым  доходам, уровню экономического развития; примерно схожая структура экспорта многих стран; нередко отсутствие общей  позиции в отношении той или  иной интеграционной цели, в отношении  сотрудничества с США.

За несколько  лет, прошедших с принятия концепции  создания Южноамериканского Сообщества наций сделаны существенные шаги по сокращению ряда дезинтегрирующих факторов, а именно происходит реализация инвестиционных проектов в сфере  инфраструктуры, большинство из которых  не могли решиться раньше из-за нехватки финансирования. В 2008г. Одобрено положение  по образованию структурных фондов в целях сокращения экономической  дифференциации внутри МЕРКОСУР. В  частности, Парагваю был предоставлен кредит из этих фондов на реализацию социально  значимых проектов и на строительство  дорог. В 2009 году создана региональная нефтяная компания Петросур; было подписано  соглашение президентами Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, в котором затронуты  вопросы регулирования добычи, разведки, переработки, транспортировки нефти, совместного строительства и  эксплуатации нефтеналивных танкеров.

В конце мая 2008 года состоялся саммит глав государств и правительств стран ЮНАСУР в  г. Бразилиа, Бразилия, на котором были приняты исторические для данного  интеграционного объединения решения. Самое главное из них - подписание Учредительного договора о Южноамериканском союзе наций.

Анализ статей Учредительного договора позволяет  сделать следующие выводы:

1. прослеживается  явный акцент на политические  и социально-экономические аспекты  развития взаимных связей;

2. не затронуты  вопросы либерализации взаимной  торговли, хотя ранее не раз  заявлялась цель создания зоны  свободной торговли и постепенного  перехода к единому союзу по  европейской модели. Несомненно, подобный  вопрос требует детального определения,  что вероятно, будет сделано в  будущем в рамках протокола  к Учредительному договору.

Таким образом, проект Южноамериканской зоны свободной  торговли, САФТА, предложенный Бразилией  в 1994г. постепенной трансформировался  в концепцию Южноамериканского  сообщества наций, а позднее и  Союз южноамериканских наций, которая  включает не только экономические, но и политические и социальные вопросы, т.е. носит более широкий характер и отодвигает на второй план торговую либерализацию как начальным  этап любого процесса интеграции. Уникальность данного объединения в том, что  оно идет по своему пути развития резко  отличающемуся от традиционного. Страны латинской Америки на первое место  ставят политические и социальные связи  и только потом внешнюю торговлю.

У рассматриваемого интеграционного объединения ставшего реальным в конце мая 2008г. когда  было официально объявлено о его  формировании и подписан Учредительный  договор, есть сторонники и скептики. Ряд экспертов с сомнением  относятся к возможностям Союза  в отношении разрешения региональных территориальных споров, споров по проблеме лидерства в региональной интеграции, есть и немалые дезинтегрирующие факторы экономического характера, о которых было сказано выше. Вместе с тем многие аналитики и политические деятели считают, что нарастающая  глобализация с суровыми правилами  взаимодействия при одновременном  сохранении недостаточной конкурентоспособности  латиноамериканской экспортной продукции, дают основание полагать, что дальнейшая региональная интеграция, каким бы спадом она ни подвергалась, неизбежна. В любом случае она имеет огромное значение, как для настоящего, так  и для будущего развития Латинской  Америки.

Мы можем сказать, что сейчас, когда идут поиски оптимальной  стратегии развития региона, интеграция приобретает особую значимость и  актуальность. Союз южноамериканских наций станет эффективным инструментом достижения целей развития всего  региона. С помощью интеграционных группировок страны Латинской Америки  помогут укрепить свободную торговлю, преодолеть макроэкономическую нестабильность и невысокий уровень экономического развития всего региона. Также это  поможет укрепить свои позиции на переговорах с крупными государствами, в том числе и с Россией, как с основным взаимовыгодным партнером.

2.3 Экономические  связи России и Латинской Америки

Россию и Латинскую  Америку связывают длительные узы  дружбы и плодотворного взаимодействия. Достаточно отметить, что дипломатические  отношения с рядом государств этого региона установлены почти  два столетия назад. Эти связи  пережили различные этапы: от подъема  с середины прошлого века до откровенного спада 90-х годов, отчасти связанного и с переходом России на рыночную модель развития.

Возникновение и развитие торгово-экономических  отношений России со странами ЛАКБ имеет несколько причин. Во-первых, для российских экспортеров промышленной продукции ЛАКБ даже при высоких  транспортных издержках представляет более доступный рынок по сравнению  с рынком развитых стран, где значительно  выше уровень конкуренции. Во-вторых, по сравнению с рынками многих развивающихся государств рынки  большинства стран ЛАКБ имеют более высокий уровень платежеспособности. В-третьих, благодаря значительному росту научно-технического потенциала стран ЛАКБ более восприимчивы к освоению технологий, которые в состоянии предложить российские поставщики.

В свою очередь  латиноамериканские страны, связывающие  перспективы развития своих экономик с активной работой на мировом  рынке, весьма заинтересованы в том, чтобы зарезервировать за собой  ниши на российском рынке для своих  традиционных и нетрадиционных товаров.

В последние  годы страны ЛАКБ занимают все более  заметное место в системе современных  международных отношений. Наши контакты с ними, представляя самостоятельное  направление российской внешней  политики, органично врастают в ткань  глобального и межрегионального взаимодействия, являются важной составляющей международных усилий России в решении  общих для всего мирового сообщества проблем, в борьбе с новыми вызовами и угрозами, в поддержании стратегической стабильности и укреплении безопасности.

Сотрудничество  между странами опирается на постоянно  обновляющуюся и расширяющуюся  договорно-правовую базу. За последнее  десятилетие подписано свыше 150 совместных документов, охватывающих самые разные сферы двустороннего взаимодействия - от космоса до спортивных обменов. С 15 странами подписаны договоры об основах отношений и деклараций нового поколения о принципах  взаимодействия, с 16 - о торгово-экономическом, с 15 - о культурном, с 11 - о научно-техническом  сотрудничестве, с 10 - о борьбе с наркобизнесом. С 3 странами договорно оформлены  отношения в деле поощрения и  взаимной защиты инвестиций, а также  исследования и использования космического пространства.

Страны ЛАКБ относятся к числу традиционных торговых партнеров России. В последние  годы товарооборот с ними стабильно  держится на уровне 6 млрд. долл. в год. Ведущий российский партнер - Бразилия, также давние и добрые традиции имеют  связи с Кубой. Позитивная динамика характерна для торговли с Аргентиной, Колумбией, Мексикой, Уругваем и Эквадором.

В Латинской  Америке хорошо известна продукция  российского машиностроения. Так  в Аргентине около трети электроэнергии вырабатывается на энергооборудовании, поставленном нашими фирмами. В Бразилии насчитывается свыше 20 тыс. единиц российского  станочного парка. В странах ЛАКБ используется около 900 российских самолетов  и вертолётов. Только за последние  годы туда поставлено свыше 60 тыс. легковых и более 16 тыс. грузовых автомобилей. В Эквадоре, Колумбии и Уругвае  налажена сборка автомобилей «Нива». Популярностью среди латиноамериканских предпринимателей пользуются российская дорожно-строительная техника. В Латинской  Америке работаю наши нефтяники: «Роснефть», «Лукойл», «Зарубежнефть». Прорабатываются проекты расширения экспорта российской высокотехнологической  продукции, авиатехники, энергетического  и лазерного оборудования.

В свою очередь  латиноамериканские предприниматели  являются ведущими поставщиками в Россию ряда сельскохозяйственных и продовольственных  товаров, включая сахар-сырец, свинину, бананы, соевое масло, живые цветы, мясо птицы. В России работаю российско-венесуэльское  СП в области быстрого питания  «Ростикс», росийско-колумбийские торговые дома «Эль Рекс», «Неуса» и «Московский  цветочный дом». В Подмосковье  действует уругвайское предприятие  «ФРИПУР» по реализации рыбной продукции.

Реализуются проекты  с бразильскими компаниями в области  пищевой промышленности, прорабатывается  вопрос об открытии в России системы  ресторанов национальной бразильской  кухни, ведутся переговоры по инвестиционным проектам развития инфраструктуры портов в Бразилии, продолжаются ведущиеся  там ирригационные работы с участием российского консорциума «Гидростройинвест». Подписаны контракты о строительстве в Венесуэле заводов по обжигу каолина, по производству аккумуляторов, разработке месторождений свинца и цинка, сотрудничестве в автомобильной области и выпуске малогабаритных генераторов.

Вместе с тем  существуют и некоторые проблемы - инвестиционное сообщество остается на весьма низком уровне. Российские экспортеры и инвесторы еще плохо знают  конъюнктуру и особенности работы на рынках ЛАКБ. Они часто проигрывают  из-за слабого финансового обеспечения, недостаточного владения современными методами маркетинга и продвижения  экспорта, из-за отставания в организации  технического обслуживания поставленного  оборудования в Латинской Америке.

Важную роль в налаживании деловых связей и информационных обменов играет Национальный комитет содействия экономическому сотрудничеству со странами Латинской  Америки. Сегодня он объединил свыше 70 заинтересованных российских организации, включая администрации регионов, заводы-производители, фирмы-экспортеры, банковские структуры.

Складывается  механизмы взаимодействия между  предпринимательскими кругами. Созданы  советы делового сотрудничества с Венесуэлой, Кубой, Бразилией. Действуют предпринимательские  совет «Россия - Аргентина», специализированные объединения бизнесменов в Гондурасе, Никарагуа и Доминиканской Республике, которые выходят на прямые контакты с российскими фирмами и организациями.

Устойчивые темпы  роста российской экономики позволяют  нам подкреплять политический диалог со странами ЛАКБ все более активными  экономическим сотрудничеством, продвижением инвестиционных проектов. МИД России будет активно содействовать  формированию благоприятных условий  для их реализации.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что Россия потенциально является сильным  партнером Латинской Америки. Если Россия глубже поймет потребности и  интересы Латинской Америки и  сумеет сделать одной из целей  своего внешнего политического курса  оказание ей определенной помощи и  поддержки, то в этом случае она может  обрести в лице латиноамериканских стран верных и надежных партнеров.

 

Заключение

Изучая феномен  новых индустриальных стран, мы можем  сделать вывод о его значимости для мировой экономики. Эти страны, оказавшись в благоприятных условиях, смогли использовать имеющиеся возможности. Сумев за короткий срок перейти на новый уровень развития, они тем  самым показали пример для других развивающихся регионов. Которые  теперь могут учитывать все плюсы  и минусы развития этих стран спроецировать  данную модель на свои экономики.

Каждая НИС  самостоятельно выбирала для себя путь развития, однако условно их можно  объединить в две модели: азиатскую  и латиноамериканскую. В них есть много общего, но отличаются первоначальные условия и, соответственно, достигнутые  результаты. Мы можем сделать вывод  о том, что в данных моделях  есть как положительные, так и  отрицательные методы и способы  развития. В частности, латиноамериканские страны, часто осуществляя свои реформы, не учитывали социальные аспекты. Это  приводило к тому, что с ростом макроэкономических показателей не изменялся уровень развития населения, мы даже можем сказать о том, что  доходы населения падали, происходил разрыв между богатым и бедным населением. Тем самым это препятствовало полноценному развитию экономики.

Информация о работе Экономика новых индустриальных стран