Экономика новых индустриальных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

При написание работы была поставлена следующая цель - изучение особенностей эволюции и современного состояния латиноамериканских НИС, как уникального явления мировой экономики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить причины и особенности появления феномена НИС;
- рассмотреть модели развития НИС;
- рассмотреть современное состояние экономики латиноамериканского региона, и его отличительные особенности;
- определить взаимосвязи Латинской Америки и России.

Оглавление

Введение
1. Феномен новых индустриальных стран
1.1 Понятие НИС, их уникальность и причины возникновения
1.2 Модели развития новых индустриальных стран
2. Латиноамериканский регион сегодня
2.1 Современный этап экономического роста региона
2.2 Интеграция - как новый фактор развития Латинской Америки
2.3 Экономические связи России и Латинской Америки
Заключение
Библиография
Приложение1. Динамика макроэкономических показателей Латинской Америки

Файлы: 1 файл

100.docx

— 61.96 Кб (Скачать)

- Наконец, в  числе основных факторов, предопределивших  экономический подъем в Латинской  Америки в первые годы нынешнего  века, называется и такой сравнительно  новый, как увеличение притока  средств извне в виде денежных  переводов-трансфертов рабочих-эммигрантов.  Такие переводы стали существенно  влиять на состояние текущих  платежных балансов многих латиноамериканских  стран.

Индивидуальные  денежные переводы из-за рубежа оказывают  многоплановое влияние не только на экономические, но и на социальное развитие стран. Они повышают платежеспособный спрос населения на внутренних рынках, способствую росту внутренних сбережений и накоплений, служат важным подспорьем для множества малоимущих семей, поскольку значительную часть этих денег поступает непосредственно  в распоряжение именно таких семей, пополняя их доходы и увеличивая тем  самым уровень их потребления.

Помимо этого  росту спроса и потребления способствуют и другие факторы: повышение уровня занятости населения в формальном секторе национальных экономик при  некотором, хотя и весьма скромном, росте заработной платы, увеличение расходов по государственной линии  на социальные нужды, на развитие "человеческого  капитала". В экономическом обзоре за 2006 год все эти факторы, вызывающие повышение внутреннего спроса, эксперты ЭКЛАГ называют "дополнительным двигателем роста".

Проанализировав основные показатели развития региона (приложение 1) можно сделать выводы об улучшение основных макроэкономических показателей. Заметные сдвиги отмечены в состоянии государственных  финансов, сократились бюджетные  дефициты многих государств, что благоприятно сказалось на динамике розничных  цен. Снизился уровень инфляции. За этот же период регистрируемая безработица  среди городского населения по региону  в целом сократилась до 8,7%. Значительно  возросли внутренние накопления, и, как  результат, инвестиции в основные фонды.

Наконец, нельзя не сказать о том, что латиноамериканским странам удалось заметно уменьшить  величину своего внешнего долга. Это  явилось результатом комплексных  мер предпринятых правительством государств в целях снижения внешней финансовой зависимости и сокращения процентных платежей иностранным кредитора. К  таким мерам относились: досрочное  погашение части задолженности, конверсия другой части внешних  долгов во внутренние займы, деноминирование  в национальных валютах, реструктуризация долгов с целью продления сроков их погашения.

Все это дает основание утверждать, что в последнее  время произошли качественные изменения  в самом характере экономического развития Латинской Америки, которые  позволяют говорить о более устойчивом экономическом росте и снижении уязвимости национальных экономик от внешних шоков. Аналитики ЭКЛАГ  заявляют: "общая ситуация в регионе  характеризуется ростом национального  дохода, превосходящим рост ВВП, что  в отличие от других периодов подъема  экономической активности происходит на основе собственных накоплений. Это обстоятельство говорит о  том, что экономический рост ныне приобрел более устойчивый и менее  зависимый характер по сравнению  с тем, что наблюдалось в прошлом".

Не малую роль на данном этапе сыграла склонность латиноамериканских стран к интеграции, группировки, созданные еще в  прошлом веке, начали приносить свои результаты, помогать развитию, входящих в них стран. Латинская Америка  является самым динамично интегрирующимся  регионом развивающегося мира, Южноамериканский общий рынок, или МЕРКОСУР и формирующийся  Союз южноамериканских наций входят в первую пятерку интеграционных объединений мира.

2.2 Интеграция - как новый фактор развития  Латинской Америки

Процесс латиноамериканской интеграции начался в 1960-е гг., когда  была создана первая интеграционная группировка - Латиноамериканская зона свободной торговли - ЛАСТ, созданная  на основе договора Монтевидео, поставившего цель формирование зоны свободной торговли в Западном полушарии. В ее состав вошли 11 стран: Мексика, Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Эквадор, Парагвай, Перу, Уругвай, Венесуэла. Группировка  объединяла 85% стран Латинской Америки  и Карибского бассейна. Это крупные  и средние по объему ВВП страны. Они преследовали чисто экономические  цели по содействию индустриализации экономик и расширению рынков сбыта. Огромная экономическая дифференциация между странами не позволила полностью  реализовать проект. Спустя два десятилетия (1980г.) ЛАСТ была переименована в  Латиноамериканскую ассоциацию интеграции - ЛАИ, более гибкое соглашение, позволяющее  заключать торговые соглашения между 2-3 партнерами, но зона свободной торговли так и не была создана. В рамках ЛАИ действуют двусторонние соглашения, представляющие собой позитивные списки товаров, подлежащие тарифным преференциям в размере до 100%. Размер преференций зависит от страны происхождения и размера преференций, предоставленных страной-партнером.

На данный момент в Латинской Америке действуют  четыре таможенных союза: МЕРКОСУР, Андское  сообщество, КАРИКОМ, ЦАОР

МЕРКОСУР - общий  рынок стран Южного конуса, создан в 1991г. Аргентиной, Бразилией, Парагваем, и Уругваем и в короткий срок превратившаяся в одного из основных участников реальной региональной интеграции. В настоящее  время МЕРКОСУР - это крупнейший интегрированный рынок Латинской  Америки, где сосредоточено 45% населения (более 200 млн.чел.), 50% совокупного ВВП (свыше 1 трлн. долл.), 40% прямых зарубежных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней  торговли континента. С 1996г. Статус ассоциированного члена имеют Чили и Боливия, с 2003 - Колумбия, Перу и Эквадор. В 2005г. Венесуэла была принята в качестве полноправного члена, но без права  голоса.

Договором о  создании МЕРКОСУР предусмотрена отмена всех пошлин и тарифных ограничений  во взаимной торговле между странами, т.е. свободное движение капиталов  и рабочей силы, введение единого  внешнего тарифа и образование таможенного  союза, координация политики в области  промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, в валютно-финансовой сфере, унифицированы правила функционирования свободных промышленных зон, утвержден  единый порядок определения происхождения  товаров.

МЕРКОСУР оказал положительное воздействие на качественные показатели внешней торговли стран-членов, способствовал росту промышленного  экспорта. 70 % бразильских предпринимателей ведут деятельность в рамках блока. Однако взаимная торговля характеризуется  ассиметричностью, вызванной экономический  дифференциацией по объему ВВП и  численности населения, когда доля Бразилии в указанных двух показателях  составляет 2/3, а доля Аргентины - ?.

В 2004г. МЕРКОСУР перенял некоторые полезные инициативы из арсенала ЕС. Были приняты меры по гармонизации национальных стандартов на региональном уровне. В рамках МЕРКОСУР было сформулировано 366 регулирующих национальных стандартов, положений и выработано около 300 предложений по стандартизации.

В целом необходимо отметить важность МЕРКОСУР как объединения, служащего стабилизационным механизмом для экономик стран блока.

Андское сообщество (АС) создано в 1969 г. Шесть стран - Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Чили (вышла в 1976г.) и Эквадор подписали  Картахенский договор (или Андский  пакт) о создании Андской группы, как таможенного союза в течении 10 лет. Страны стремились расширить  национальные разрозненные рынки, содействовать  индустриализации в рамках политики импортозамещения на субрегиональной  основе.

В качестве инструментов достижения этих целей были определены совместное промышленное планирование (отказались в 1990г.), торговая либерализация, гармонизация экономической политики, введение общего таможенного тарифа, предоставление особого режима экономически менее развитым странам - Боливии  и Эквадору.

Параллельно таможенной либерализации проводится устранение и гармонизация нетарифных методов. Так, создана Андская система  стандартизации, тестирования, сертификации, технических правил, и метрологии. Разработана номенклатура общего таможенного  тарифа (НАНДИНА); Андская методология определения таможенной стоимости; правила транзита; проводится координация деятельности таможенных служб стран - членов.

Общая политика проводится в таких сферах, как  автомобилестроение, аграрная политика, инвестиционная политика, конкурентная политика, защита прав интеллектуальной собственности, торговля услугами. Развитие сельского хозяйства осуществляется в рамках общей политики, элементами которой является Андская система  цен, Андская система защиты растений и животных.

Одной из принципиальных особенностей Андского сообщества является внешнеполитическое сотрудничество как  важный инструмент консолидации интеграционного  процесса и укрепления совместных действий стран, в частности в сфере  торговой либерализации.

Андское сообщество прошло нелегкий путь интеграционного  сближения от зоны свободной торговли к таможенному союзу и формируемому ныне общему рынку и является одной  из наиболее динамичных интеграционных группировок мира.

Карибское сообщество - КАРИКОМ было создано по Договору Чагуарамас в 1973 г. В составе 11 стран  и территорий Карибского бассейна - Антигуа и Барбуда, Багамских  островов, Барбадоса, Белиза, Доминики, Гайаны, Сент Китс и Невиса, Ямайки, Сент Люсии и Гренадин, Тринидад и Тобаго. С 1995 г. В состав вошли  Суринам, в 1997 г. - Гаити. Сейчас КАРИКОМ  объединяет 13 стран и территирой.

КАРИКОМ является интеграционным объединением, имеющим  самый низкий экономический потенциал  в западном полушарии с совокупным ВВП в 20млрд. долл. И населением в 6 млн. человек.

Основные цели Карибского сообщества:

1. формирование  общего рынка на основе свободного  перемещения товаров, услуг, капиталов  и лиц;

2. укрепление  авторитета стран-членов в регионе  за счет координации внешней  политики;

3. объединение  ресурсов в сфере образования,  здравоохранения, экологии, связи,  науки и технологий, метеорологии, противостояния природным стихиям.  В договоре определены лишь  пути торговой либерализации  в рамках зоны свободной торговли  и постепенного перехода в  таможенному союзу..

Страны Карибского бассейна являются бывшими британскими  колониями, имеют общие политические и культурные ценности, общий язык, аналогичные правительственные  структуры. Благополучную роль играет географическая близость к США, стратегическое положение на главных торговых путях  в западном полушарии, между Европой  и Америкой. Крупнейшими странами КАРИКОМ являются Тринидад и Тобаго, Ямайка и Барбадос, которые составляют 80% совокупного ВВП и 2/3 экспорта. Одним из основных дезинтегрирующих факторов служит узость внутренних рынков, что ограничивает экспортную базу и  ведет к интенсификации внеэкономических форм сотрудничества - в сферах внешней  политики и функционального сотрудничества, в которых достигнут большой  успех по сравнению с торговой сферой. Это отличает КАРИКОМ от других латиноамериканских группировок.

Товарная структура  взаимной торговли носит более диверсифицированный  характер в отличие от структуры  торговли с третьими странами. Во взаимном экспорте преобладают нефть и  нефтепродукты, бумага и изделия из нее, сигареты, пресная вода, моющие средства, сталь. По остальным направлениям взаимных экономических связей достигнут минимальный прогресс.

Несмотря на поставленную стратегическую цель создания единого рынка, сохраняются многочисленные препятствия в отношении свободного перемещения товаров, услуг, капиталов  и лиц, негативно сказываются  различия в уровне развития инфраструктуры и услуг, что мешает интенсификации взаимных потоков.

Эксперты стран-членов видят будущее КАРИКОМ в расширении членского состава группировки  и укреплении связей с другими  интеграционными группировками  Латинской Америки. Страны входят в  состав Ассоциации Карибским государств (1994г.), объединяющей Карифорум, КАРИКОМ, Группу трех (Колумбия, Венесуэла, Мексика), Панаму и Кубу.

Группировка имеет  специальные торговые соглашения с  отдельными латиноамериканскими странами - с Венесуэлой (1992г.) и Колумбией (1994г.), соглашение о зоне свободной  торговли с Доминиканской республикой (1998г.) Инициировано соглашение о зоне свободной торговли с ЦАОР. В 200 г. Подписан Акт о торговом сотрудничестве между странами Карибского бассейна и США. В его основу положены невзаимные торговые преференции, предоставляемые  товара стран КАРИКОМ на американском рынке.

Информация о работе Экономика новых индустриальных стран