Экономика новых индустриальных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

При написание работы была поставлена следующая цель - изучение особенностей эволюции и современного состояния латиноамериканских НИС, как уникального явления мировой экономики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить причины и особенности появления феномена НИС;
- рассмотреть модели развития НИС;
- рассмотреть современное состояние экономики латиноамериканского региона, и его отличительные особенности;
- определить взаимосвязи Латинской Америки и России.

Оглавление

Введение
1. Феномен новых индустриальных стран
1.1 Понятие НИС, их уникальность и причины возникновения
1.2 Модели развития новых индустриальных стран
2. Латиноамериканский регион сегодня
2.1 Современный этап экономического роста региона
2.2 Интеграция - как новый фактор развития Латинской Америки
2.3 Экономические связи России и Латинской Америки
Заключение
Библиография
Приложение1. Динамика макроэкономических показателей Латинской Америки

Файлы: 1 файл

100.docx

— 61.96 Кб (Скачать)

Центральноамериканский  общий рынок - ЦАОР, образованный в 1960г. В составе 5 стран: Сальвадора, Гватемалы, Гондураса, Никарагуа, Коста-Рики. Хотя в 1990-е гг. интеграционные мероприятия  в ЦАОР стагнировали, но с началом  нового века удалось преодолеть неблагоприятные  тенденции и сформировать таможенный союз. В 200г. Страны ввели общий таможенный тариф со ставками пошлин 0-15%. Одновременно активизировалась деятельность ЦАОР в  формирование зон свободной торговли с другими странами - США, Доминиканской  Республикой. Страны Северного треугольника (Сальвадор, Гватемала, Гондурас) подписали  соглашение с Мексикой в 2000г. Есть соглашение о двусторонних зонах свободной  торговли - между Никарагуа и Мексикой (1997г.), между Коста-Рикой и Мексикой(1994г.).

Каждая из данных группировок достигла определенных успехов в процессе интеграции. Главные  успехи достигнуты в торговой либерализации  на основе ликвидации большинства таможенных пошлин и многих нетарифных барьеров во взаимной торговле, введения субрегиональных  стандартов на отдельные виды товаров. Пошлины ОТТ снижены до 0-10%. Снижение ставок пошлин стимулировало взаимные торговые связи между странами внутри группировки, темпы прироста которых  ежегодно возрастали быстрее, чем темпы  роста торговли с третьими странами.

Помимо данных таможенных союзов в Латинской Америке  выделяют множество зон свободной  торговли как многостороннего, так  и двустороннего формата. Однако самым важным проектом является создание Союза Южноамериканских наций. Данная группировка прошла длительную и  весьма противоречивую эволюцию.

В 1993г. Бразилия предложила проект Южноамериканской зоны свободной торговли, САФТА в целях  объединения стран Южной Америки, а также Центральной Америки  и Карибского бассейна, активизации  и расширения интеграционных процессов  в Латинской Америки. В частности  создание данной группировки проходило  для противостояния созданию общей  зоны торговли с США. Предлагалось сначала  сформировать зону свободной торговли между двумя основными интеграционными  объединениями в Южной Америки - МЕРКОСУР и Андским сообществом, в дальнейшем между МЕРКОСУР и  ЦАОР, между МЕРКОСУР и КАРИКОМ.

Подобный подход получил название концепции "плавательного  бассейна", когда главное интеграционное объединение Латинской Америки - МЕРКОСУР служит ярким примером успешной реализации интеграционных планов, оказывая демонстрационный эффект на другие интеграционные объединения, содействуя стабильности экономик стран Латинской Америки.

Однако реализовываться  проект начался только с 2000 года, когда  состоялся первый саммит президентов 12 стран Южной Америки - Аргентины, Боливии, Бразилии, Венесуэлы, Гайаны, Колумбии, Парагвая, Перу, Суринама, Уругвая, Чили и Эквадора, на котором были приняты следующие решения:

- на совместной  основе содействовать сохранению  стабильности, демократии, соблюдению  прав человека и свободы в  регионе;

- сформулировать  зону свободной торговли в  рамках двух основных интеграционных  объединений - МЕРКОСУР и Андского  сообщества с включением Гайаны  и Суринам.

- разработать  общерегиональные и национальные  проекты развития энергетической  и транспортной инфраструктуры  в Южной Америки при финансовой  поддержке Межамериканского банка  развития и других региональных  структур;

-сформировать  комитет по противодействию отмыванию  незаконных доходов, коррупции,  организованной преступности в  финансовой сфере;

- создать региональный  фонд стимулирования сферы науки  и технологий.

Спустя два  года, на очередном саммите в Эквадоре был принят Консенсус - документ, в  котором признана важность углубления экономической взаимозависимости  стран, поиска путей решения проблем, представляющих общий интерес (сферы  энергетики и транспорта).

В 2004 году на третьем  по счету саммите президентов  стран Южной Америки было принято  решение о формировании Южноамериканского  сообщества наций в составе 12 стран, входящих в МЕРКОСУР и Андского сообщество, а также Суринам, Чили, Гайаны. Наблюдателями  стали Мексика и Панама.

Стратегическая  цель Сообщества определена в Декларации Куско - формирование Южноамериканского  сообщества наций в составе 12 стран, а в перспективе и всех стран  Южной Америки на основе экономического союза к 2019 года по европейской модели с введением общей валюты, общего парламента и единого паспорта. В  качестве промежуточного этапа намечено создать зону свободной торговли на основе ликвидации таможенных пошлин на нечувствительную продукцию к 2014г. И на чувствительную продукцию к 2019 году.

Концепция Сообщества исходит из известной идеи С.Боливара, выступавшего за объединение стран  Южной Америки на основе федерации  народов в целях роста благосостояния и сохранения безопасности. В Декларации Куско намечено также принять  меры по сокращению бедности и нестабильности.

Начальным этапом формирования общерегионального интеграционного  объединения в Южной Америке  стало подписание соглашение о зоне свободной торговли между МЕРКОСУР и Андским сообществом в 1999г. Намечено постепенно ликвидировать таможенные пошлины во взаимной торговле, сократить  ограничения во взаимных инвестициях, расширить сотрудничество в сфере  технологий. В качестве одного из инструментов достижения поставленных целей определено ассоциированное членство стран  МЕРКОСУР в Андском сообществе и  стран Андского сообщество - в МЕРКОСУР.

Следующим шагом  стало подписание Рамочного соглашения между АС и ЦАОР в 2004г. По сближению  двух интеграционных объединений по трем ключевым направлениям: создание механизма политического диалога; проведение переговоров по соглашению о зоне свободной торговли; участие  стран АС в реализации плана Пуэбла-Панама.

На первой встречи  президентов стран Южной Америки  в 2005г в Кочабамбе, Боливия принята  Инициатива по интеграции региональной инфраструктуры стран Южной Америки. Главная цель - укрепление экономического взаимозависимости между тремя  прибрежными регионами - Карибским  бассейном, Атлантикой и Тихим океаном, их связывание с внутриконтинентальными регионами.

Создан Технический  координационный комитет в составе  представителей МАБР, Андской корпорации развития и Финансового фонда  развития бассейна реки Ла-Плата. В  качестве приоритетных направлений  реализации Инициативы названы транспорт, энергетика и телекоммуникационные услуги. Всего разработано 162 проекта  в указанных направлениях. В итоге  вопросы торговой либерализации  отошли на второй план, уступив пальму первенства реализации инфраструктурных проектов, а также проблеме безопасности и координации внешней политики.

На встрече 2005г. Была подписана также Декларация президентов и Программа действий, в которой подчеркивается политический приоритет рассматриваемого интеграционного  объединения, его сущность определена как достижения политического понимания, социальной и экономической интеграции. В экономической сфере цели сообщества включают конвергенцию экономик стран  Южной Америки ради формирования Южноамериканской зоны свободной торговли на ускоренной основе, ради экономического роста стран, сокращения дифференциации между ними, улучшения условий  жизни населения, создания новых  рабочих мест, более справедливого  распределения доходов и социальных преимуществ среди разных слоев  населения.

На встрече  президентов стран Южной Америки  в 2006г. Были приняты новые инициативы в деле формирования общего интеграционного  пространства. Из их числа следует  выделить облегчение визового режима, когда граждане стран-членов, пребывающие  на срок до 90 дней в другую страну-участницу, вправе предоставить только идентификационную  карту, с начала 2007 г. Отменен визовый  режим для туристов стран-членов.

В апреле 2007 г. Состоялась встреча президентов стран Южной  Америки на о. Маргарита, Венесуэла. Первоначальная концепция формирования Южноамериканского сообщества наций  была трансформирована в идею создания Союза Южноамериканских наций - ЮНАСУР. Главная причина - изменение подхода  к процессу интеграции в Южной  Америки. Если в рамках Сообщества основной акцент был сделан на экономическую  интеграцию и создание экономического союза по европейской модели, то в рамках Союза акцент сместился  на политическое сотрудничество, отодвинув  на второй план экономические вопросы.

На данной встречи  решено создать кредитный институт - Банк Юга учредителями которого стали  Венесуэла, Аргентина, Бразилия, Боливия, Парагвай, Уругвай, Эквадор. Совокупный капитал равен 7 млрд. долл., в том  числе самый крупный вклад  сделали Венесуэла (3 млрд. долл.) и  Бразилия (2млрд.долл.). Банк находится  в Каракасе и имеет представительство  в двух странах - Аргентине (Буэнос-Айрес) и в Боливии (Ла-Пас).

Цель банка - финансирование проекта экономического развития стран-членов по повышению  уровня конкурентоспособности, содействию научному и технологическому развитию, стимулированию реализации интеграционных проектов, сокращению дифференциации между экономиками стран-членов, содействии. Более равномерному и справедливому распределению инвестиций.

Институциональная структура Союза южноамериканских наций такова:

· Высшим органом  является Совет глав государств и  правительств стран-членов, который  собирается на встречи не реже одного раза в год. Его основные функции  состоят в разработке общих направлений, планов действий, программ и проектов в развитии интеграции; принятие решений  по предложению Совета министров  иностранных дел; принятие политических решений в отношении стран-неучастниц.

Введено временное  президентство, которое исполняют  президенты стран-членов в алфавитном порядке. Главные функции временного правительства ЮНАСУР следующие: подготовка очередных встреч организационных  органов Союза, представление на заседании Совета министров иностранных  дел и Совета представителей ежегодных  программ деятельности ЮНАСУР, представление  интересов стран-членов союза на международной арене; подписание деклараций с третьими странами при наличии  предварительного согласия соответствующих  структур.

· Совет министров  иностранных дел как исполнительный орган, нацеленный на укрепление политического  диалога, подготовку встреч президентов, принятие решений по реализации документов, принятых в рамках высшего политического  органа; утверждение ежегодной программы  деятельности ЮНАСУР; утверждение ежегодного бюджета Союза; утверждение финансирование общих инициатив; определение направления  сотрудничества с третьими странами. Встречи проводятся два раза в  год. В них принимает участие  также Председатель Комитета постоянных представителей МЕРКОСУР, директор департамента МЕРКОСУР, Генеральный секретарь  АС, генеральный секретарь ЛАИ, постоянные секретари всех структур по развитию регионального сотрудничество и  интеграции

· Совет представителей состоит из представителей (делегатов) стран на уровне послов, собираются не реже одного раза в два месяца. Его функция заключается в  том, чтобы содействовать реализации решений Совета глав государства  и правительств и резолюций Совета министров иностранных дел, готовить проекты решений, резолюций и  правил для Совета министров иностранных  дел; создавать рабочие группы; готовить ежегодные проекты бюджета.

· Встречи отраслевых министров по рассмотрению и реализации проектов по направлениям развития южноамериканской интеграции, в том числе в сферах здравоохранения, образования, культуры науки и технологий, энергетики, транспорта и связи, инфраструктуры, устойчивого развития, безопасности с использованием институциональных  механизмов, действующих в рамках МЕРКОСУР и АС. Проводятся по решению  президентов стран-членов.

· Генеральный  секретариат во главе с генеральным  секретарем и со штаб-квартирой в  Кито, Эквадор. Он назначается Совет  глав государств и правительств сроком на два года с возможным продлением еще на один срок.

· Комиссия по ускорению  южноамериканской интеграции в составе 12 членов представителей правителей стран. Её функции связаны с разработкой  предложений по содействию интеграционным процессам в Южной Америки.

· Банк Юга как  кредитный институт.

Особое значение страны-члены придают активизации  взаимного энергетического сотрудничества. На встрече президентов в 2007 г. Принята  Декларация сотрудничества в сфере  энергетики.

В целом, в Южной  Америки идет процесс формирования общерегионального интеграционного  объединения с участием 12 стран  и достаточно крупным экономическим  потенциалом совокупным ВВП в 2 868.4 млрд.долл., совокупным экспортом товаров  и услуг в 181 млрд.долл., численностью населения в 370 млн. человек и общей  территорией в 17,3 млн. кв.км.

Информация о работе Экономика новых индустриальных стран