Экономика новых индустриальных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

При написание работы была поставлена следующая цель - изучение особенностей эволюции и современного состояния латиноамериканских НИС, как уникального явления мировой экономики.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить причины и особенности появления феномена НИС;
- рассмотреть модели развития НИС;
- рассмотреть современное состояние экономики латиноамериканского региона, и его отличительные особенности;
- определить взаимосвязи Латинской Америки и России.

Оглавление

Введение
1. Феномен новых индустриальных стран
1.1 Понятие НИС, их уникальность и причины возникновения
1.2 Модели развития новых индустриальных стран
2. Латиноамериканский регион сегодня
2.1 Современный этап экономического роста региона
2.2 Интеграция - как новый фактор развития Латинской Америки
2.3 Экономические связи России и Латинской Америки
Заключение
Библиография
Приложение1. Динамика макроэкономических показателей Латинской Америки

Файлы: 1 файл

100.docx

— 61.96 Кб (Скачать)

На четвертом (с середины 1980-х до настоящего времени) - экономический рост привносит новое  качественное содержание и развитие региональных экономических связей. Модернизация инфраструктуры и перестройка  промышленной базы, увеличение внутреннего  потребительского спроса за счет расширения среднего класса способствует росту  производства, стимулируют появление  новых перспективных рынков. В  странах НИС формируется собственный  технологический и научно-технический  потенциал. Это обеспечивается постоянным возрастанием в НИС абсолютных и  относительных показателей расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские  разработки. При этом по производству отдельных видов промышленной продукции  азиатских НИС смогли выйти на достаточно заметные позиции в мировой  экономике.

Таким образом, в НИС Азии экспортноориентированная политика сочетается с эффективным  импортозамещением, обеспечивая экономический  прогресс региона.

Вторая экономическая  модель - модель Латинской Америки, пережила три "большие экономические  волны". Начавшая начинать еще в XIX веке волна либерализма и свободной  торговли привела к тому, что латиноамериканские государства оказались в роли поставщиков сырья на мировой  рынок. К концу 1920-х гг. эта волны  исчерпала себя. Чрезвычайно разрушительный для Латинской Америки кризис 1929-1933 гг. подвел черту под режимом  открытой экономики, положив начало новой "большой волне" - на этот раз государственного регулирования, этатизма.

На этом этапе  в Латинской Америке существовала довольно закрытая модель экономического развития, ориентированная на развитие внутреннего рынка при сильной  роли государства. Отчасти эта модель напоминала и тогдашнюю восточноазиатскую. Экономическое развитие стран Латинской  Америки определяли правительства, причем очень часто у власти находилась военная хунта. Для стран региона  была характерна так называемая "Импортозамещающая  индустриализация":

· Наращивалось производство в отраслях тяжелой  промышленности;

· Увеличивался экспорт сырья;

· Осуществлялся  протекционизм с целью защиты местных производителей: импорт инвестиционных товаров для промышленности субсидировался государством, а на импорт товаров  потребительского назначения были введены  высокие таможенные пошлины.

Подобная стратегия  развития в 1950-1970-е гг. давала странам  региона темпы экономического роста  порядка 5-6% в год. Тем не менее, уже  к концу 1960-х гг. стали все больше проявляться ограничения такой  модели развития:

· Стало ощущаться  отсутствие отечественного производства промышленных товаров;

· Не была решена проблема безработицы;

· Не произошло  повышение уровня квалификации рабочей  силы.

В 1970-е гг. для  продолжения экономического роста  Латинская Америка начинает в  массовом порядке импортировать  недостающие на ее внутреннем рынке  товары, продолжая инвестировать  средства в развитие отраслей добывающей промышленности. Источником финансирования служат внешние займы, благо процентные ставки на мировых рынках на тот  период были невысоки ввиду избытка  ссудного капитала. Внешний долг региона  вырос с 42,5 млрд. долл. в 1975 до 176,4 млрд. долл. в 1982г.

Мировой экономический  кризис начала 1980-х гг. и последствия  второго нефтяного шока в 1979г. резко  ухудшили положение стран Латинской  Америки. Они привели к падению  спроса на латиноамериканское сырье, а  рост цен на нефть привел к инфляции не только в развитых странах, но и  в Латинской Америке. Борьба с  инфляцией повсеместно велась через  увеличение уровня процентных ставок, что еще более усугубило финансовое положение стран Латинской Америки - новые кредиты для погашения  накопившихся долгов им давали уже  на более жестких условиях. Снижение же темпов инфляции в США и рост курса доллара обернулись увеличением  бремени обслуживания номинированных в долларах долговых обязательств. В предчувствии дефолта латиноамериканских стран началось массовое бегство  капитала из Латинской Америки в  страны с более благоприятным  инвестиционным климатом. Приток капитала в регион значительно сократился.

Ответным действием  правительства латиноамериканских стран было ужесточение протекционизма. Импорт сокращался через увеличение таможенных тарифов вплоть до 200%, а  бегство капитала пытались приостановить  через повышение уровня национальных процентных ставок. Однако на финансовую систему стран Латинской Америки  оказывало огромное давление бремя  внешней задолженности, а повышение  ставки процента спровоцировало галопирующую инфляцию. Экономика региона впала  в стагнацию, покупательная способность  населения значительно снизилась.

Во второй половине 1980-х гг. латиноамериканские государства  осознают тупиковость прежней модели своего развития и переходят к  новой модели роста, которая способствовала выходу из кризиса. Происходит переход  ко второму этапу. На данном этапе  развития стран Латинской Америки  лежала ориентация на внешние факторы  роста по образцу стран ЮВА, становление  экспорто-ориентированной экономики, ведущая роль в которой государства  переходит к частному сектору. Подобная модель развития известна как креольский неолиберализм.

Лидером по внедрению  неолиберализма в экономику стали  Чили, а позднее чилийский опыт был опробован и в Аргентине, и в Бразилии, и в Мексике.

На данном этапе  были проведены следующие реформы:

1. Антиинфляционная  политика. Сокращение денежной эмиссии  и ликвидация бюджетного дефицита  путем упорядочивания государственных  расходов и увеличения государственных  доходов за счет приватизации  и налоговой реформы.

2. Ликвидация  дисбаланса по внешней торговле  за счет протекционистских мер.  Стимулирование экспорта, особенно  нетрадиционного и ограничение  импорта.

3. Налоговая  реформа, была нацелена на развитие  предпринимательской инициативы  и устранение привилегий. Расширение  налоговой базы, упрощение налогового  законодательства, унификация налоговых  ставок, отмена необоснованных налоговых  льгот, борьба с уклонением  от уплаты налогов, уменьшены  и дифференцированы ставки подоходного  налога, уменьшилась доля таможенных  сборах.

4. Либерализация  внешней торговли. Недопустимость  завышения курса национальной  валюты, плавная девальвация для  стимулирования экспорта. Либерализация  валютного курса. Привлечение  иностранных капиталов, отмена  валютных ограничений и ограничений  на зарубежные займы. Политика  совмещения внутрирегиональной  открытости с открытостью экономик  для третьих стран.

5. Финансовая  либерализация. Отмена контроля  за уровнем процентных ставок, уменьшение роли обязательного  резервирования до 15%, сокращение  программ кредитование по льготным  ставкам, приватизация государственным коммерческих банков, либеральный режим ввоза-вывоза капитала. Однако преимущество отдано притоку в страну долгосрочных капиталов в виде прямых инвестиций.

6. Приватизация. Были восстановлены права собственности  на сельскохозяйственные и промышленные  предприятия. Приватизированы отрасли  инфраструктуры, транспорт, телекоммуникации. В бюджеты стран региона за  период 1990-1994 гг. от приватизации  поступило 54 млрд. долл., что составило  0,89% ВВП. 39,7% доходов от приватизации  составили доходы от продажи  предприятий и финансовых учреждений  иностранным компаниям. Основная  масса предприятий была продана  напрямую, остальное - через аукционы  или переданы в управление, сданы  в аренду, оформлены как совместные  предприятия

7. Реформы пенсионной  системы. Были созданы негосударственные  пенсионные фонды, среди которых  разгорелась конкуренция за право  привлечения средств вкладчиков. Государство гарантировало сохранность  средств населения, лишая лицензии  убыточные и сверхрисковые частные  фонды. Пенсионная реформа позволила  превратить сбережения трудящихся  в инвестиции, что послужило мощным  внутренним источником роста.

8. Реформа рынка  рабочей силы. Законодательно установлена  продолжительность рабочей недели, выплата за сверхурочные, доплата  за ночные смены, за работу  в выходные. Определен пенсионный  возраст, выплачиваются пособия  по безработице. Это привело  к повышению производительности  труда, квалификации и уровня  оплаты рабочей силы.

Реформы были ориентированы  в первую очередь на достижение макроэкономической стабильности и были достигнуты следующие  результаты:

- увеличились  темпы роста;

- сократился  внешний долг, повысился кредитный  рейтинг стран;

- возросла открытость  экономики стран;

- снизился уровень  инфляции;

-положительное  сальдо государственного бюджета  и положительное сальдо торгового  баланса;

- ведущая роль  в экономики от государства  перешла в руки частного сектора.

Однако можно  выделить противоречие в результатах  данных реформ. Несмотря на сохранение определенных темпов экономического роста, произошло падение уровня жизни  значительной части населения, рост имущественного неравенства, "вымывание" средних социальных слоев.

Серьезные испытания  экономическому развитию НИС произвели  валютно-финансовые кризисы 1990-х гг. От первой волны кризисов (1994-1995гг.) пострадали латиноамериканские страны, а второй удар (1997-1998гг.) пришелся на Юго-Восточную Азию. Напоследок (в  начале 1999г.) валютно-финансовый кризис затронул Бразилию. Кризисы несколько  скорректировали модель развития НИС, заставили отказаться от неэффективных  методов управления национальным хозяйством. Однако отрицательным последствием было замедление темпов экономического роста НИС, в связи, с чем азиатское  и латиноамериканское "экономическое  чудо" несколько себя дискредитировали.

Сравнив две  модели развития можно сделать вывод, что в них есть как общие, так  и отличительные черты. Общее  в том, что часто страны латиноамериканского  региона часто использовали методы, которые уже опробованы в азиатских странах. Особенность азиатской модели в том, что реформы проводимые государство не приводили к противоречия в экономике, поэтому построив первоначальную модель развития странам было необходимо только менять отрасли развития, для того, чтобы полноценно развить свою экономику. В Латинской Америке проведенные реформы не всегда приводили к положительным результатам, поэтому постоянно приходилось менять модель развития, однако если государство закрывало свой рынок от зарубежных конкурентов, то стране не хватало своего потенциала для развития, если же рынок открывать, то экономика стран Латинской Америки становится зависимой от мирового рынка и соответственно подвержено влиянию изменений и кризисов, возникающих на рынке. В связи с этим данному региону необходимо было разработать новую, уникальную модель развития, основанную на смешанной внешней торговой политике.

 

2. Латиноамериканский  регион сегодня

2.1 Современный  этап экономического роста региона

Во второй половине 90-х годов истекшего столетия страны Латинской Америки пережили сильнейший шок: дошедшие до них волны  финансового кризиса, зародившегося  в Юго-Восточной Азии, нанесли  удар по "латиноамериканскому чуду" - наметившемуся здесь подъему  национальных экономик в результате проведения рыночных преобразований и  политики финансовой стабилизации.

Достигнутый в 1997 г. пик экономического роста в 5,5% по региону в целом сменился продолжительной  рецессией, низшая точка которой  пришлась на 2002 г.(-0,8%). Однако худший из прогнозов не оправдался: в начале столетия появились признаки нового экономического подъема, макроэкономические показатели многих больших и малых  стран региона одновременно стали  улучшаться.

Нынешний экономический  подъем имеет ряд особенностей по сравнению с тем, который наблюдался в начале 90-х годов прошлого столетия. Существенно изменились условия, соотношение  и конфигурация факторов экономического роста региона. Приток финансовых ресурсов сменился их оттоком, составившим в 2005 г. величину свыше 67 млрд. долл. Но даже при такой ситуации текущие платежные  балансы стали активными.

Можно выделить следующие факторы развития региона:

- большую роль  играет традиционный фактор экономического  роста стран Латинской Америки  - внешние источники финансирования. Вновь начал увеличиваться приток  прямых иностранных инвестиций  в регион, продолжаются заимствования  финансовых ресурсов на международных  рынках ссудного капитала, хотя  в меньших размерах, чем прежде.

- возросла роль  внешнего, экспортного сектора экономик  вследствие увеличения объемов  вывоза сырьевых товаров, а  также изделий обрабатывающей  промышленности и продовольствия. По темпам роста товарного  экспорта Латинская Америка опережала  среднемировые темпы роста, вследствие  чего показатель отношения стоимости  ее экспорта к ВВП стал почти  таким же, как у индустриально  развитых стран мира - 20%.

- При возросших  объемах внешнеторгового оборота  и экспорта, в частности, особое  значение для латиноамериканских  стран приобрели условия товарообмена - соотношение цен экспортных  и импортных товаров. Начиная  с 2003 года оно стало складываться  благоприятного для всего региона  и, особенно, для стран Южной  Америки - экспортеров энергоносителей,  минерального сырья и металлов.

Информация о работе Экономика новых индустриальных стран