Экономика Ирака

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:35, контрольная работа

Краткое описание

Иракская Республика получила в наследство от британского империализма и установленного им колониально- монархического режима отсталую экономику с крайне низким техническим уровнем и примитивной аграрно-сырьевой структурой.

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА ИРАКА.docx

— 41.67 Кб (Скачать)

Экономика Ирака

Иракская  Республика получила в наследство от британского империализма и установленного им колониально- монархического режима отсталую экономику с крайне низким техническим уровнем и примитивной аграрно-сырьевой структурой.

Нефтяная  промышленность — самая развитая и прибыльная отрасль экономики  Ирака. Однако вплоть до 1972 г. все основные месторождения и почти вся  добыча нефти находились в руках  англо-американских монополий, которые  получали от эксплуатации природных  ресурсов этой страны огромные доходы.

Революция1958 г. открыла для Ирака перспективы  независимого экономического

развития.Уже на ее первом этапе трудящиеся массы добились известных успехов в повышении жизненного уровня улучшении условий труда: были приняты законы о 8-часовом рабочем дне, о минимуме заработной платы, о снижении арендной платы за жилище и др. По закону об аграрной реформе, изданному вскоре после провозглашения республики, был установлен максимальный размер земельных владений в 500 га неорошаемой и 250 га орошаемой земли. Изымаемые у крупных собственников земельные излишки, а также земли, принадлежавшие раньше королевской семье, передаваться (за плату с рассрочкой на 20 лет) безземельным и малоземельным крестьянам (по 15—20 га неорошаемой и 7,5—15 га орошаемой земли на хозяйство). В мае 1970 г. был принят новый аграрный закон, согласно которому значительно урезан размер максимального надела (до 250 га неорошаемой —150 га орошаемой земли), отменена компенсация за изымаемые у помещиков земли,предусматривается кооперирование крестьян, получающих землю.

Всего с 1958 по 1976 г. у крупных собственников  было изъято 2,5 млн. га земли из которых распределено среди безземельных и малоземельных крестьян 1,55 млн. га земли.

В Ираке 75,3 тыс. кв. км пригодных к обработке  земель, но пока обрабатываешь 1/3земельного фонда. Земледелие развито главным образом в Нижней Месопотамии, а также в предгорьях северного Ирака. В южных и центральных районах (Басра, Мунтафик, Хилла, Кербела, Эд-Дивания, Багдад, Дияла и др.) оно исключительно поливное. Богарное земледелие развито в северных районах (Мосул, Сулеймания, Эрбиль и Киркук), занимая там 33% пригодных для обработки земель.Ирак — одна из стран с очень низкой урожайностью сельскохозяйственных культур.Растениеводство имеет здесь ярко выраженный экстенсивный характер. Зерновые занимают 90% всей посевной площади, но их сбор резко отстает от потребностей населения страны. Остальные 10% посевной площади приходятся на хлопчатник,табак, финиковую пальму. По производству и вывозу фиников Ирак занимает первое место в мире (80% мирового экспорта фиников).

В Ираке  проводятся мероприятия для повышения  общей культуры сельскохозяйственного производства, механизация сельскохозяйственных работ. Создаются государственные хозяйства и кооперативы, селекционные станции и специализированные фермы.Госхозы специализируются главным образом на возделывании сахарной свеклы и риса. В соответствии с законом об аграрной реформе 1970 г. в Ираке создавались сельскохозяйственные кооперативы, где обобществлялись обрабатываемые земли и орудия производства.

Скотоводство— вторая по значению отрасль сельскохозяйственного производства. Оно имеет отсталый экстенсивный характер. Наиболее благоприятны условия для скотоводства в Верхней Месопотамии и Эль-Бадийе, где весной бывает сочный травяной покров. В летнее время, когда трава в степях и полупустынях выгорает, пастухи со своими стадами поднимаются в горы. Разводят в основном овец (свыше 15 млн. голов), коз (около 2 млн.), крупный рогатый скот(2 млн.), верблюдов, ослов и лошадей арабской породы.

Фабрично-заводское  производство Ирака находится в  стадии становления. Доля промышленности (без нефтедобывающей) в национальном доходе составляет10,9%. В стране преобладают мелкие кустарные и полукустарные мастерские.Крупные заводы и фабрики немногочисленны. Они построены в 1960—1970-е годы,входят в государственный сектор и дают 75% промышленной продукции Ирака.

В1960х-1970х  годах большое внимание уделялось индустриализации страны. На первом этапе взят курс на ликвидацию засилья иностранного монополистического капитала в добывающей промышленности и на установление полного государственного контроля над природными богатствами страны. В 1964 г.была создана Иракская национальная нефтяная компания (ИННК). Однако организовать разработку нефти на территории, отобранной у иностранных нефтяных монополий (по закону 1961 г.), ИННК первоначально не могла, так как ее деятельность была парализована реакционными силами.

Лишь  с апреля 1972 г. нефть стала разрабатываться  на государственных промыслах, организованных в Северной Румайле(в районе города Басра).

Первая  очередь этих промыслов была рассчитана на добычу 5 млн. т нефти в год. После ввода в строй 20 новых  скважин добыча уже в 1975 г. достигла 18 млн. т, а к началу 1980 г. общее  количество добываемой нефти составило более 40 млн. т в год. Открытие в Северной Румайлебогатейших месторождений и организация здесь весьма перспективных нефтепромыслов активизировали и расширили поле деятельности ИННК.

В мае 1972 г. иракское правительство предложило «Ирак петролеум компани» (крупнейшей из трех иностранных нефтяных монополий, обосновавшихся на иракской земле в колониальный период увеличить добычу нефти до 58 млн. в год, а вывозить лишь 30 млн. т, передавая остальную часть Ираку, либо увеличить соответственно совместную нефтедобычу. ИПК отклонила это справедливое требование правительства Ирака. В ответ на отказ 1 июня 1972 г. было объявлено о национализации оборудования и всей другой собственности «Ирак петролеум компани». Решительные действия руководства Иракской Республики оказались для ИПК неожиданными, и она начала угрожать санкциями империалистических, держав. Однако повернуть историю вспять было уже тогда невозможно.

Правительство соседней Сирии национализировало  часть нефтепровода ИПК, находящуюся  на сирийской территории. Ирак был  поддержан также и другими  арабскими странами Ближнего Востока.

1марта  1973 г. с ИННК была слита вторая  иностранная компания — «Мосул петролеум компани», а 7октября того года под государственный контроль было взято около 1/3 акций третьей иностранной компании — «Басра петролеум компани».После того как в конце 1975 г. был нанесен последний удар по позициям иностранных нефтяных монополий (национализированы активы «Бритиш петролеум компани» и «Компани Франсэз де петроль»), разработки нефти, производимые на территории Ирака, оказались полностью под государственным контролем.

Установление  контроля над нефтяными ресурсами, нефтеразработкой и торговлей нефтью позволили Ираку резко увеличить добычу нефти и занять одно из ведущих мест среди экспортирующих нефть стран капиталистического мира. В1976 г. было добыто 112 млн. т нефти. Крупные нефтепромыслы находятся на севере Ирака, в районе Киркука (Джабур,Бай-Хассан и др.). Они известны мощными фонтанирующими скважинами, которых здесь более 70.

ПромыслыКиркука связаны нефтепроводами с Триполи, Баниясом и Дортиёлем — портами на побережье Средиземного моря. Общая пропускная способность этих нефтепроводов около 70 млн. т в год. Поддержание непрерывного потока нефти в трубопроводах довольно сложная задача, если учесть, что в некоторых местах трубы поднимаются на высоту более 800 м, а в ряде случаев проходят по дну глубоких впадин.

Вдоль нефтепроводов построены мощные насосные станции с силовыми установками,ремонтными мастерскими, иногда даже с аэродромами. Все станции связаны между собой автомобильной дорогой, телефоном и радио. Часть добытой нефти перерабатывается на заводах в Киркуке и Эль-Хадите.

На севере же Ирака, в районе Мосула, находятся нефтепромыслы Айн-Зала, Гайяра,Бутма и др. Мосульскаянефть в отличие от киркукской тяжелая и добывается в основном для производства минеральных масел на нефтеперерабатывающем заводе в Гайяре (мощность 133 тыс. т в год).

В средней  части Ирака у подножия Загроса расположено Ханакинское месторождение. С 1925 г. там ведутся разработки в местечке Нафт-Хане. Эти нефтепромыслы соединены трубопроводом с нефтеперерабатывающим заводом в Аль-ванде(близ Ханакина).

Южные нефтяные месторождения Ирака простираются от нижнего течения Евфрата до Персидского залива, но разработка ведется в основном в Эз-Зубайре(с 1949 г.) и Эр-Румайле (с 1953 г.). Добытая нефть по трубопроводу длиной 138 км и пропускной способностью 12 млн. т в год транспортируется в порты Фао и Умм-Касрдля экспорта, а также в Басру, где находится построенный в 1974 г.нефтеперерабатывающий завод мощностью 3,5 млн. нефтепродуктов в год.

В1975 г. завершилось строительство нефтепровода Хадита-Фао(пропускной способностью с севера на юг — 48 млн. т в год и с юга на север — 44млн. т).

Ввод  в эксплуатацию этого нефтепровода открывает перед Ираком большие  возможности для транспортировки нефти из Южного Ирака к средиземноморским портам и нефти из района Киркука к портам Персидского залива.

В стране имеется шесть нефтеперерабатывающих заводов и в стадии строительства находится мосульский нефтеперерабатывающий завод.

Огромные  запасы дешевого нефтяного газа, свыше 500 млрд. куб. м, в хозяйстве Ирака используются пока недостаточно. Первый газопровод из Киркукав Багдад длиной 320 км и с пропускной способностью до 800 млн. куб. м газа в год построен после революции 1958 г.

В Ираке  разрабатываются месторождения серы в Мишраке,близ Мосула, позволяющие экспортировать до 1 млн. т серы ежегодно. В Западной пустыне разрабатываются фосфатные залежи, в других районах добывают мрамор, соль, кварц.

Революционные мероприятия правительства Ирака не только укрепили его позиции в деле установления государственного контроля над своими природными богатствами, но и значительно повысили национальный доход, получаемый от них.

Только  за 1973—1975 гг. доходы от продажи нефти  возросли с 1,5 млрд. до 8,4 млрд.долл. Это позволило Иракской Республике увеличить ассигнования на хозяйственное и культурное развитие.

Так,капиталовложения в экономику на 1974/75 г. составили почти столько же, сколько было ассигновано на развитие народного хозяйства за всю вторую иракскую«пятилетку» (1971—1975). В третьей «пятилетке» (1976—1980) на экономическое развитие страны было выделено в 4 раза больше средств. По этой программе предусматривалось дальнейшее развитие национальной многоотраслевой промышленности, которая должна повысить национальный доход и ослабить экономическую зависимость страны от экспорта нефти.

Помимо  нефтяной промышленности происходит развитие следующих отраслей: электротехническая, машиностроительная, фармацевтическая,стекольная. Созданы ядерный реактор и центр ядерных исследований. Среди построенных промышленных предприятий электротехнический и фармацевтический заводы и швейная фабрика в Багдаде, завод сельскохозяйственных машин в Эль-Искандарии, текстильный комбинат и чулочно -трикотажная фабрика в Эль-Куте и др. На территории Ирака ведется разведка полезных ископаемых, проектно-изыскательные работы для строительства и реконструкции железнодорожных путей, расширения ирригационной сети. В 1972 г. близ Мосула начата разработка месторождения серы. С 1975 по1976 г. сооружалось или было введено в действие свыше 200 предприятий,электростанций, транспортных магистралей, гидросооружений.

В Ираке  имеется довольно значительная сеть железных и автомобильных дорог, при этом большая часть внутренних перевозок (до 70%) осуществляется автомобильным транспортом и лишь 20% их — железнодорожным. Общая протяженность автомобильных дорог — 12 тыс. км. Длина железных дорог около 2,5 тыс. км, в том числе 1.4тыс. км стандартной колеи, а остальные — узкоколейные. Построена дорога Багдад— Басра (565 км), заменившая сооруженный еще англичанами узкоколейный путь.Создающаяся теперь единая железнодорожная сеть будет способствовать оживлению внутренних межрайонных связей, а также расширению внешнеэкономических связей с соседними странами и транзитных перевозок. В южных пустынных районах есть лишь грунтовые дороги, частично пригодные для автотранспорта. Из них наиболее оживленной является «путь паломников»— дорога,связывающая шиитские религиозные центры Кербелу и Эн-Над-жаф с Меккой и Мединой в Саудовской Аравии.

Быстрыми  темпами развивается морской, главным образом танкерный, флот Ирака. С вводом в эксплуатацию 9 крупнотоннажных судов (7 из них закуплены в Испании) В 1978 г.иракский танкерный флот насчитывал 19 судов. Общий же тоннаж торгового флота превысил 400 тыс. т. Основной узел водных путей сообщения находится в Басре(порт Маргил), где заканчивается Багдадская железнодорожная магистраль и формируется второй торгово-промышленный центр страны. Хотя Басра и находится на р. Шатт-эль-Араб, в 110 км от Персидского залива, она доступна морским судам водоизмещением до 12 тыс. т.

Информация о работе Экономика Ирака