Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:35, контрольная работа
Иракская Республика получила в наследство от британского империализма и установленного им колониально- монархического режима отсталую экономику с крайне низким техническим уровнем и примитивной аграрно-сырьевой структурой.
Главные нефтеэкспортные порты Ирака — Фао (в устье Шатт-эль-Араба), Умм-Каср,построенный в Персидском заливе для приема танкеров грузоподъемностью до 35тыс. т., нефтеналивной причал Аль-Бакр. Построена судоверфь в Басре. Общая длина нефтепроводов Ирака — 2,9 тыс. км.
Ираку
принадлежит видное место в системе
международных воздушных
Революция1958 г. существенно изменила географию и структуру международных экономических связей и внешней торговли Ирака. Вместо прежней системы отношений колониальной зависимости, угнетения и эксплуатации возник и стал успешно развиваться новый механизм внешнеэкономических взаимоотношении,основанных на равноправии, взаимовыгодности и невмешательстве во внутренние дела своих партнеров.
Иракско-российские экономические и торговые отношения развиваются с первых лет существования Иракской Республики (на основании соглашений 1958, 1969 и1971 гг.). Подписанный в 1972 г. между Ираком и Советским Союзом договор о дружбе и сотрудничестве закрепил и значительно расширил внешнеэкономические связи.
В последние годы стало заметно укрепляться сотрудничество Ирака со странами арабского мира, основанное на принципах межарабской региональной интеграции (Лига арабских стран, Общий арабский рынок, Арабский фонд и др.).
Из индустриальных
капиталистических стран с
Структура внешней торговли Ирака еще сохраняет отпечаток колониальной односторонности.Главной статьей экспорта по-прежнему служит нефть, на которую приходится 95%всех валютных поступлений, а также финики. Лишь в самые последние годы важное место в иракском экспорте заняла сера. Иракская Республика крупный экспортер нефтепродуктов и сжиженного природного газа.
В Ираке ограничивается
импорт тех товаров, которые могут производить
предприятия местной промышленности,
и стимулируется экспорт национальной
продукции.
Экономический смысл американской агрессии
Расхожее объяснение американской агрессии
против Ирака приписывает США стремление
снизить цены на нефть, которые будто бы
угрожают их экономическому благополучию.
Эта версия, однако, не выдерживает критики.
Ведь и без начала военных действий США
контролировали поставки иракской нефти
на мировой рынок через режим экономических
санкций и разрешительный механизм ООН.
В любой момент они могли бы ослабить санкции
и даже вообще снять ограничения на экспорт
иракской нефти, чтобы спровоцировать
неизбежное в этом случае падение мировых
цен на нефть. Кроме того, в самих США далеко
не все заинтересованы в низких ценах
на нефть. Весьма влиятельные круги, в
том числе связанное с нефтяными кампаниями
семейство Бушей, как, впрочем, и вся правящая
сегодня в США партия, напротив, заинтересованы
в высоких ценах на нефть.
Туризм спасет экономику Ирака.
В этом году делегация Ирака впервые
за 10 лет приняла участие в
европейской выставке World Travel Market в
Лондоне, чтобы представить страну в качестве
туристического направления и найти инвесторов
для создания туристической инфраструктуры
и реновации 784 отелей.
Останки древнейших городов Вавилон (Babylon)
и Ур (Ur) являются основными туристическими
достопримечательностями Ирака, в то время
как Багдад (Baghdad) на протяжении веков был
интеллектуальной столицей исламского
мира, лидером в астрономии, литературе,
математике и музыке.
Согласно некоторым источникам, всего
в 80 километрах от города Басра (Basra), от
которого герой "Тысячи и одной ночи"
Синдбад отправился в плаванье, находился
Эдемский сад. ...
В промышленности Ирака главная роль принадлежит добыче нефти (54,7% всего ВВП в 1989), поступления от экспорта которой приносили до 95% всего дохода в иностранной валюте. Прекращение экспорта нефти по решению СБ ООН в августе 1990 привело к падению её добычи.
Взятый в сер. 1970-х гг. курс в развитии индустрии на диверсификацию производства и импортозамеще-ние замедлился в 1980 в связи с началом ирано-иракской войны. В военные годы государство стремилось увеличить выпуск продукции на имеющихся предприятиях и сократить импорт из-за нехватки валюты. В этих условиях в И. развивались такие новые отрасли, как машиностроение, химия и нефтехимия, металлургия, производство бумаги. На новой технической базе развивались и такие существовавшие ещё в нач. 1960-х гг. отрасли индустрии, как производство стройматериалов, пищевая, текстильная.
Электроэнергетику в И. после войны 1991 пришлось восстанавливать почти полностью, так как главный удар многонациональных сил был направлен на вывод из строя электростанций и ЛЭП. Общая установленная мощность 30 электростанций страны на нач. 1991 составила 9552 тыс. кВт, из них 56% мощностей приходилось на ТЭС, ок. 26% — на ГЭС и 17,6% — на газотурбинные станции. В ходе бомбардировок 21 электростанция была разрушена или повреждена. На кон. 1996 мощность работавших электростанций достигала 5500 тыс. кВт. Выработка электроэнергии достигла 30,3 млрд кВт-ч в 1998.
Несмотря на сложности и препятствия, вызванные санкциями ООН, сельское хозяйство в 1990-е гг. увеличило свой вклад в создание ВВП. Примерно из 8 млн га пригодных для обработки земель обрабатывается 4—5 млн га, ок. 3/4 обрабатываемых земель заня-ты под посевами пшеницы и ячменя. Дефицит зерновых, по оценке ФАО, составил в 1993 5,4 млн т и увеличивался в последующие годы. Производство зерновых и овощей сократилось на 1/3 из-за разрушения оросительных систем, нехватки искусственных удобрений, пестицидов, сельскохозяйственных машин и оборудования. В 1996 было произведено по 1300 тыс. т пшеницы и ячменя, 797 тыс. т фиников, в 2000 — намного меньше: 384,226 и 400 тыс. т соответственно. В то же время объём продукции животноводства в 1996—2000 вырос с 16 тыс. т мяса овец и коз и 38 тыс. т мяса птицы до 27 тыс. и 50 тыс. т соответственно.
Крупные
морские нефтеналивные
Общая протяжённость железных дорог с колеёй 1435 мм составила в кон. 1990-х гг. ок. 2500 км. Сеть железных дорог И. состоит в основном из трёх линий: Багдад—Киркук—Эрбиль; Багдад—Мосул—Йару-бийя (Телль-Кочек), связывающей И. с системой железных дорог Турции и Сирии и имеющей выход на железные дороги Европы; Багда—Басра—Умм-Каср. В 2000 было возобновлено движение по линии Мосул—Алеппо.
Протяжённость всех автомобильных дорог страны составила в кон. 1990-х гг. св. 45 тыс. км. Автодороги проложены в основном в меридианном направлении. Лучшие дороги ведут из Багдада к границам Турции, Саудовской Аравии, Иордании, Сирии и Ирана. Основные автодороги: Багдад—Дивания—Басра; Баг-дад—Кут-Амара—Басра; Басра—Умм-Каср; Басра— Сафван (к границе с Кувейтом); Багдад—Мосул— Телль-Кочек — граница с Сирией; Багдад—Мосул— Захо — граница с Турцией: Багдад-Ханекин и Багдад—Киркук—Эрбиль—Равандуз — граница с
Ираном.
После введения санкций «дорогой
жизни» называлась автодорога Багдад—Рамади—Рутба
— граница с Иорданией. Именно через Амман
и эту автодорогу прибывали в И. грузы
из-за рубежа, в основном из Европы, Америки,
РФ ввиду закрытия аэропортов И. после
начала действия санкций. Важную роль
играет автомагистраль Дамаск—Абу-Кемаль—Эль-Ха-дита—
В стране имеется четыре международных аэропорта — в Багдаде, Басре, Мосуле и Эс-Самаве.
С использованием спутниковых систем связи «Интерсат» и «Арабсат» И. наладил после 1991 прямую телефонную и телексную связь с другими странами. В сер. 1990-х гг. телефонной связью (55 АТС) были обеспечены 4% жителей страны (в 1989 — 6,5%).
К нач. 2003 Центральный банк И. действовал от имени государства, выпуская в обращение валюту, осуществлял банковский контроль и распоряжался валютой. Основной коммерческий банк — Банк Рафидэйн, основанный в 1941, крупнейший на Арабском Востоке по объёму депозитов и общей сумме активов, действовал в интересах государства, выполняя те функции, которыми центробанк не занимается. Он имел 228 отделений вИ.и10 филиалов за рубежом. В 1988 был образован Рашид банк для создания конкуренции Банку Рафидэйн. В 1991 в ходе либерализации банковского сектора были образованы 4 новых банка: Аль-Иттимад, Багдад, Иракский коммерческий и Частный банки. Имелись 4 государственных специализированных банка: сельскохозяйственной кооперации (основан в 1936, 47 отделений) для средне- и долгосрочного кредитования сельского хозяйства; промышленный (основан в 1940, 8 отделений) — кредитование государственных и частных промышленных компаний; банк недвижимости (основан в 1949, 27 отделений) для выдачи кредитов на строительство жилья и обычное строительство; социалистический (1991) — выдача беспроцентных ссуд гражданским служащим и ветеранам войны с Ираном. Фондовая биржа была открыта в Багдаде в марте 1992 в связи с планами правительства по приватизации государственных предприятий.
Структура
внешнего долга И.
(кредиторы и сумма долга в млрд долл. США):
РФ — 8,0; Франция — 8,0; Парижский клуб (без
участия РФ и Франции) — 9,5; Центральная
Европа — 4,0; страны Персидского залива
— 55; коммерческие кредиторы — 4,8; международные
институты — 1,1; другие (неопределённые)
— 26,1. Всего — 116,5 млрд долл.
МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский
государственный торгово-
Воронежский филиал
Кафедра «Экономика и управление на предприятии (в торговле)»
Контрольная работа:
По дисциплине: «Мировая экономика»
Вариант
№ 3
Выполнила:
Студентка Эз-210
Милеева О. О.
Проверил:
Доцент, к.т.н.
Санталова М. С.
Воронеж
2012
ЛИТЕРАТУРА: