Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 12:01, реферат
Ведущей отраслью экономики Франции является промышленность, на долю которой приходится около 27 % всех занятых, производится около 30 % ВВП. Она дает примерно 50 % стоимости экспорта. Главное место занимают энергетика, машиностроение и химическая промышленность. В связи с бедностью традиционными энергоресурсами после второй мировой войны особенно большое внимание уделялось развитию ядерной энергетики, которая опирается в основном на собственную научно-техническую и сырьевую базу, частично — на импорт урановой руды из Нигера, Габона и других стран Африки.
Ведущей отраслью экономики Франции является промышленность, на долю которой приходится около 27 % всех занятых, производится около 30 % ВВП. Она дает примерно 50 % стоимости экспорта. Главное место занимают энергетика, машиностроение и химическая промышленность. В связи с бедностью традиционными энергоресурсами после второй мировой войны особенно большое внимание уделялось развитию ядерной энергетики, которая опирается в основном на собственную научно-техническую и сырьевую базу, частично — на импорт урановой руды из Нигера, Габона и других стран Африки.
Ежегодно в
Центральном массиве добывается
2—3 тыс. т урановой руды. По масштабам
ядерной энергетики Франция уступает
только США. В стране работают более
50 энергоблоков АЭС, на которых ежегодно
производится более 70 % всей электроэнергии.
В стране много уникальных центров ядерной
энергетики. Так, в Трикастене (в долине
Роны) — самый крупный в Западной Европе
завод по обогащению урана, а на мысе Л'Аг
находится крупнейший по мощности в регионе
завод по регенерации стержней атомных
электростанций. Атомная энергетика обеспечивает
более 1/3 всего потребления энергии в стране.
Однако там за год добывается около 10 млн.
т угля, 3—4 млн. т нефти и 3 млрд. м3 природного
газа, отчего в целом самообеспеченность
страны энергоресурсами не достигает
и 50 %.
Зависимость страны
от импорта нефти — "узкое место"
в ее экономике. Планы развития энергетики
ставят целью сокращение потребления
энергии и уменьшения зависимости
от ввоза энергоносителей за счет
сокращения использования нефти, дальнейшего
развития атомной энергетики и использования
своих возобновляемых ресурсов (энергии
солнца, ветра, морских приливов).
За последние
20—30 лет существенно изменилась
обрабатывающая промышленность страны;
уменьшились ее материале- и энергоемкость,
усилились позиции машиностроения и химической
промышленности, хотя и здесь отдельные
производства эволюционировали по-разному.
Так, особенно быстро росло производство
в электротехнике и электронике, но резко
сократился выпуск металлорежущих станков
и кузнечно-прессового оборудования (КПО),
тоннаж спускаемых со стапелей судов.
Среди химикатов почти удвоился выпуск
пластмасс и синтетических смол, но уменьшилось
производство многих продуктов базовых
отраслей неорганической химии. Налицо
свертывание некоторых важных старых
отраслей, на 1/3 уменьшилась выплавка стали
(хотя это производство было сильно модернизировано).
Теперь вся сталь получается в электропечах
или кислородно-конверторным способом.
Примерно на 1/4 сократился выпуск хлопчатобумажных
и шерстяных тканей, мужской одежды и т.д.
В стране хорошо
развиты черная металлургия и
выплавка алюминия, хотя эти отрасли
производства испытывают спад из-за конкуренции
других стран. Ежегодно выплавляется 13—14
млн. т чугуна и 18—19 млн. т стали.
Причем около половины чугуна и 1 /4 стали
производятся в Лотарингии, где заводы
работают на местной железной руде и частично
— на своем коксе. Велико значение двух
крупных металлургических комбинатов,
построенных у моря в Дюнкерке и Фосе (спутник
Марселя), работающих на импортном сырье
и топливе. В горных районах — Савойе,
Центральном массиве, Пиренеях — вблизи
ГЭС развита электрометаллургия (производство
ферросплавов, качественных сталей и цветных
металлов).
На долю машиностроения приходится более 2/5 промышленных рабочих и стоимости промышленной продукции. Франция — одна из передовых стран в мире по производству и экспорту машин и промышленного оборудования. Главные статьи международной специализации — производство автомобилей, авиационной и космической техники, вооружения, оборудования для АЭС. Ежегодно выпускается 3,5—4,0 млн. автомобилей. Причем свыше 90 % машин производят две компании — "Рено" (государственная) и "Пежо-Ситроен". Более 4/5 продукции составляют легковые автомобили, свы¬ше 1/2 из них экспортируется (но 1/3 покупаемых в стране автомобилей — импортируемые). Головные заводы находятся в пригородах Парижа, Лиона и в Сошо-Монбельяр (Франш-Конте).
Авиаракетная
промышленность Франции лидирует в
Западной Европе. Конструируются разные
виды гражданских и военных самолетов,
вертолетов и ракет для многих стран. Французские
ракеты "Ариан" используются многими
странами ЕС для запуска спутников (основной
космодром Франции — Куру во Французской
Гвиане). Главные авиационные заводы в
Париже и Тулузе принадлежат государству.
Другие важные центры этой промышленности
— в Бордо, Бурж, Мариньян.
Развито производство
электротехники и электроники, особенно
изготовление производственного
Главная особенность
размещения машиностроения в целом
— его высокая концентрация в
Большом Париже (почти 1 /4 всех занятых).
Велика также роль Лионского и
Северного районов.
Франция входит в число первых пяти стран мира по производству и экспорту химикатов; специализация — производство минеральных удобрений (есть своя сырьевая база), синтетического каучука и пластмасс. Крупные заводы есть почти во всех районах. На местном сырье получили развитие: в Лотарингии — углехимия и производство соды, в Эльзасе — производство калийных удобрений, в Ландах — лесохимия и т.д. На импортном сырье выросла крупная нефтехимия в промузлах Марселя и Нижней Сены, дешевая электроэнергия привлекла в Альпы и Пиренеи электрохимию, в Лионском районе текстильная промышленность стимулировала развитие смежных химических производств. В столице характерны тонкая химия (фармацевтика, парфюмерия и др.), а также производство шин. Другие крупные заводы резиновых изделий в Клермон-Ферране и Понлюсоне, наоборот, были размещены в сельских районах в расчете на дешевизну рабочей силы. Развитие трубопроводного транспорта стимулировало строительство новых химических заводов в Лионе и Страсбурге.
Важнейшая отрасль
легкой промышленности — текстильная
— утратила свое былое значение во французской
экономике, но по масштабам и качеству
продукции она по-прежнему занимает видное
место в мире. Так, по производству тканей
Франция наряду с Италией и Германией
лидирует в Западной Европе, отличаясь
от этих стран более высокой долей в потреблении
хлопка и шерсти и меньшей — химических
волокон. Из-за кризиса сбыта текстильных
товаров на внешних и внутреннем рынках
текстильное производство давно уже находится
в упадке. Число занятых с середины 50-х
гг. сократилось в 3 раза.
Текстильная промышленность
сосредоточена в трех районах. На
севере (Рубе, Туркуэн, Армантьер, Камбре)
сконцентрированы шерстяные, льняные,
джутовые фабрики и значительная
часть хлопкопрядения. Склоны Вогезов
и Эльзас — главные районы хлопчатобумажной
промышленности (центры Мюлуз, Эпиналь).
Лион, прежде славившийся производством
тканей из натурального шелка, теперь
— центр главного ареала выделки химических
волокон и тканей из них. Важнейшие производители
трикотажа — Труа, Париж и Рубе.
Большое значение
имеет швейная промышленность. Ее
изделия пользуются большим спросом
и за пределами страны. Главный "законодатель
мод" и центр по выпуску одежды
и галантереи — Париж. Крупные
масштабы имеет пищевая промышленность,
особенно славятся французские вина, сыры,
кондитерские изделия.
Уже из перечня
основных центров отдельных производств
видно, что промышленность размещена
очень неравномерно. 1/5 часть продукции
создается в Париже и его пригородах
(Иль-де-Франс), еще столько же —
в Лионском и Северном районах, вместе
взятых (всего на 17 % территории страны).
Уровень индустриализации на севере и
востоке страны значительно выше, чем
в Центральной, Западной и Южной Франции,
где нет крупных промышленных районов,
хотя имеются отдельные важные промышленные
узлы (Марсель, Тулуза, Бордо, Нант, Клермон-Ферран).
Экономика Франции является смешанной системой. Это означает, что федеральное правительство играет важную роль в регулировании общественных отношений при частной собственности на производственные ресурсы и производственные мощности. Французская экономика базируется на принципах прагматизма. Это означает, что все экономические теории должны реально работать. Свидетельством прагматизма французского народа является его деятельность по созданию и сохранению экономического строя, основанного на принципах свободного предпринимательства и государственного регулирования.
Экономическая
жизнь Франции проходит в собственном
мире, центром которого является именно
Франция. Французы поглощены своей
историей и склонны верить, что
их страна создала стандарты демократии,
справедливости государственных и
законодательных систем военной стратегии,
философии, науки, сельского хозяйства,
виноградарства, изысканной кухни и "умения
жить". К основным чертам современной
экономической жизни Франции относятся:
1. При капиталистическом
характере экономики боль¬шую
роль в регулировании
2. Особенностью
экономики является высокая
3. Валовой национальный
продукт на душу населения
— 24 990 дол. США. Основные отрасли
промышленности: машиностроение, авиакосмическая
(2-е место по экспорту среди стран Запада),
химическая (4-е место в мировом экспорте),
автомобилестроение (3-е место в мире по
выпуску), пищевая (2-е место в мире по экспорту),
радиоэлектроника, информатика, судостроение,
металлургия (3-е место в Европе по производству
стали), атомная энергетика, горнодобывающая.
4. Развитое сельское
хозяйство. Господствующее
5. Использует
энергию рек и приливов-
6. 50 % населения
работает в сфере обслуживания — торговле,
медицине, образовании, финансовых компаниях,
туризме. По объему внешней торговли Франция
занимает 4-е место в мире (после США, Германии,
Японии). Общий тоннаж морского торгового
флота 3,7 млн. б.р.т. Около 30 % национального
дохода расходуется на социальные нужды.
7. По размерам
ВВП Франция занимает 4-е место
в мире.
8. Процесс экономической
интеграции Франции в мировое
хозяйство проявляется в
9. При этом
Франция сохраняет инвестиционную
привлекательность для иностранных инвесторов.
По объему прямых иностранных инвестиций
в 1997 г. страна занимала 4-е место в мире
после США, Великобритании, КНР. Вложения
не резидентов во французские ценные бумаги
в 1997 г. позволили создать более 24 тыс.
рабочих мест в рамках 360 крупных инвестиционных
проектов. В результате сократился уровень
безработицы с 12,5 до 11,9 % от числа экономически
активного населения.
Во Франции
ключевая роль в области промышленности
принадлежит автомобильной индустрии.
Французские автомобили всегда отличаются
от других яркостью и индивидуальностью.
В них гармонично сочетаются и скорость,
и комфорт, и дизайн. Не даром говорят,
что Франция - это столица моды, ведь
даже на машины, производимые в этой стране
можно смотреть как на произведение искусства.
Представленная на рынке такими фирмами
как «Renault» «Peugeot», «Citroen», "Alfa Romeo"
с ежегодным объемом выпуска 2 млн. автомобилей
в год, эта страна занимает третье место
в мировом машиностроении после Японии
и Германии.
Пежо
Peugeot SA - это частная
французская автомобильная
В начале предыдущего
века компания стремилась к созданию
дешевых автомобилей, максимально
приспособленных к городским
условиям. Однако не было забыто и другое
направление в деятельности компании
— гоночные автомобили. Таким
образом, была разработана модель Peugeot
Goux, развивающая скорость 187 км/ч, абсолютный
рекорд тех лет. В 1966 году компания Peugeot
подписала соглашение с Renault, а в 1974 объединилась
с Citroen в единый концерн.