Экономика Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 12:01, реферат

Краткое описание

Ведущей отраслью экономики Франции является промышленность, на долю которой приходится около 27 % всех занятых, производится около 30 % ВВП. Она дает примерно 50 % стоимости экспорта. Главное место занимают энергетика, машиностроение и химическая промышленность. В связи с бедностью традиционными энергоресурсами после второй мировой войны особенно большое внимание уделялось развитию ядерной энергетики, которая опирается в основном на собственную научно-техническую и сырьевую базу, частично — на импорт урановой руды из Нигера, Габона и других стран Африки.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 57.50 Кб (Скачать)

Ведущей отраслью экономики Франции является промышленность, на долю которой приходится около 27 % всех занятых, производится около 30 % ВВП. Она дает примерно 50 % стоимости  экспорта. Главное место занимают энергетика, машиностроение и химическая промышленность. В связи с бедностью традиционными энергоресурсами после второй мировой войны особенно большое внимание уделялось развитию ядерной энергетики, которая опирается в основном на собственную научно-техническую и сырьевую базу, частично — на импорт урановой руды из Нигера, Габона и других стран Африки.

Ежегодно в  Центральном массиве добывается 2—3 тыс. т урановой руды. По масштабам  ядерной энергетики Франция уступает только США. В стране работают более 50 энергоблоков АЭС, на которых ежегодно производится более 70 % всей электроэнергии. В стране много уникальных центров ядерной энергетики. Так, в Трикастене (в долине Роны) — самый крупный в Западной Европе завод по обогащению урана, а на мысе Л'Аг находится крупнейший по мощности в регионе завод по регенерации стержней атомных электростанций. Атомная энергетика обеспечивает более 1/3 всего потребления энергии в стране. Однако там за год добывается около 10 млн. т угля, 3—4 млн. т нефти и 3 млрд. м3 природного газа, отчего в целом самообеспеченность страны энергоресурсами не достигает и 50 %.  

Зависимость страны от импорта нефти — "узкое место" в ее экономике. Планы развития энергетики ставят целью сокращение потребления  энергии и уменьшения зависимости  от ввоза энергоносителей за счет сокращения использования нефти, дальнейшего развития атомной энергетики и использования своих возобновляемых ресурсов (энергии солнца, ветра, морских приливов). 

За последние 20—30 лет существенно изменилась обрабатывающая промышленность страны; уменьшились ее материале- и энергоемкость, усилились позиции машиностроения и химической промышленности, хотя и здесь отдельные производства эволюционировали по-разному. Так, особенно быстро росло производство в электротехнике и электронике, но резко сократился выпуск металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования (КПО), тоннаж спускаемых со стапелей судов. Среди химикатов почти удвоился выпуск пластмасс и синтетических смол, но уменьшилось производство многих продуктов базовых отраслей неорганической химии. Налицо свертывание некоторых важных старых отраслей, на 1/3 уменьшилась выплавка стали (хотя это производство было сильно модернизировано). Теперь вся сталь получается в электропечах или кислородно-конверторным способом. Примерно на 1/4 сократился выпуск хлопчатобумажных и шерстяных тканей, мужской одежды и т.д. 

В стране хорошо развиты черная металлургия и  выплавка алюминия, хотя эти отрасли  производства испытывают спад из-за конкуренции  других стран. Ежегодно выплавляется 13—14 млн. т чугуна и 18—19 млн. т стали. Причем около половины чугуна и 1 /4 стали производятся в Лотарингии, где заводы работают на местной железной руде и частично — на своем коксе. Велико значение двух крупных металлургических комбинатов, построенных у моря в Дюнкерке и Фосе (спутник Марселя), работающих на импортном сырье и топливе. В горных районах — Савойе, Центральном массиве, Пиренеях — вблизи ГЭС развита электрометаллургия (производство ферросплавов, качественных сталей и цветных металлов). 

На долю машиностроения приходится более 2/5 промышленных рабочих и стоимости промышленной продукции. Франция — одна из передовых стран в мире по производству и экспорту машин и промышленного оборудования. Главные статьи международной специализации — производство автомобилей, авиационной и космической техники, вооружения, оборудования для АЭС. Ежегодно выпускается 3,5—4,0 млн. автомобилей. Причем свыше 90 % машин производят две компании — "Рено" (государственная) и "Пежо-Ситроен". Более 4/5 продукции составляют легковые автомобили, свы¬ше 1/2 из них экспортируется (но 1/3 покупаемых в стране автомобилей — импортируемые). Головные заводы находятся в пригородах Парижа, Лиона и в Сошо-Монбельяр (Франш-Конте).

Авиаракетная  промышленность Франции лидирует в  Западной Европе. Конструируются разные виды гражданских и военных самолетов, вертолетов и ракет для многих стран. Французские ракеты "Ариан" используются многими странами ЕС для запуска спутников (основной космодром Франции — Куру во Французской Гвиане). Главные авиационные заводы в Париже и Тулузе принадлежат государству. Другие важные центры этой промышленности — в Бордо, Бурж, Мариньян. 

Развито производство электротехники и электроники, особенно изготовление производственного электрооборудования, но бытовых электроприборов страна больше закупает, чем продает. Значительная часть предприятий (например, по выпуску ЭВМ) принадлежит американскому капиталу. Около 2/5 этого производства приходится на заводы столицы. Слабее позиции Франции в общем машиностроении, в частности в станкостроении и выпуске сельскохозяйственных машин. Во внешней торговле такой продукцией она обычно имеет пассив. 

Главная особенность  размещения машиностроения в целом  — его высокая концентрация в  Большом Париже (почти 1 /4 всех занятых). Велика также роль Лионского и  Северного районов. 

Франция входит в число первых пяти стран мира по производству и экспорту химикатов; специализация — производство минеральных удобрений (есть своя сырьевая база), синтетического каучука и пластмасс. Крупные заводы есть почти во всех районах. На местном сырье получили развитие: в Лотарингии — углехимия и производство соды, в Эльзасе — производство калийных удобрений, в Ландах — лесохимия и т.д. На импортном сырье выросла крупная нефтехимия в промузлах Марселя и Нижней Сены, дешевая электроэнергия привлекла в Альпы и Пиренеи электрохимию, в Лионском районе текстильная промышленность стимулировала развитие смежных химических производств. В столице характерны тонкая химия (фармацевтика, парфюмерия и др.), а также производство шин. Другие крупные заводы резиновых изделий в Клермон-Ферране и Понлюсоне, наоборот, были размещены в сельских районах в расчете на дешевизну рабочей силы. Развитие трубопроводного транспорта стимулировало строительство новых химических заводов в Лионе и Страсбурге.

Важнейшая отрасль  легкой промышленности — текстильная — утратила свое былое значение во французской экономике, но по масштабам и качеству продукции она по-прежнему занимает видное место в мире. Так, по производству тканей Франция наряду с Италией и Германией лидирует в Западной Европе, отличаясь от этих стран более высокой долей в потреблении хлопка и шерсти и меньшей — химических волокон. Из-за кризиса сбыта текстильных товаров на внешних и внутреннем рынках текстильное производство давно уже находится в упадке. Число занятых с середины 50-х гг. сократилось в 3 раза. 

Текстильная промышленность сосредоточена в трех районах. На севере (Рубе, Туркуэн, Армантьер, Камбре) сконцентрированы шерстяные, льняные, джутовые фабрики и значительная часть хлопкопрядения. Склоны Вогезов  и Эльзас — главные районы хлопчатобумажной промышленности (центры Мюлуз, Эпиналь). Лион, прежде славившийся производством тканей из натурального шелка, теперь — центр главного ареала выделки химических волокон и тканей из них. Важнейшие производители трикотажа — Труа, Париж и Рубе. 

Большое значение имеет швейная промышленность. Ее изделия пользуются большим спросом  и за пределами страны. Главный "законодатель мод" и центр по выпуску одежды и галантереи — Париж. Крупные  масштабы имеет пищевая промышленность, особенно славятся французские вина, сыры, кондитерские изделия. 

Уже из перечня  основных центров отдельных производств  видно, что промышленность размещена  очень неравномерно. 1/5 часть продукции  создается в Париже и его пригородах (Иль-де-Франс), еще столько же —  в Лионском и Северном районах, вместе взятых (всего на 17 % территории страны). Уровень индустриализации на севере и востоке страны значительно выше, чем в Центральной, Западной и Южной Франции, где нет крупных промышленных районов, хотя имеются отдельные важные промышленные узлы (Марсель, Тулуза, Бордо, Нант, Клермон-Ферран). 
 

Экономика Франции  является смешанной системой. Это  означает, что федеральное правительство  играет важную роль в регулировании  общественных отношений при частной  собственности на производственные ресурсы и производственные мощности. Французская экономика базируется на принципах прагматизма. Это означает, что все экономические теории должны реально работать. Свидетельством прагматизма французского народа является его деятельность по созданию и сохранению экономического строя, основанного на принципах свободного предпринимательства и государственного регулирования.

Экономическая жизнь Франции проходит в собственном  мире, центром которого является именно Франция. Французы поглощены своей  историей и склонны верить, что  их страна создала стандарты демократии, справедливости государственных и  законодательных систем военной стратегии, философии, науки, сельского хозяйства, виноградарства, изысканной кухни и "умения жить". К основным чертам современной экономической жизни Франции относятся: 

1. При капиталистическом  характере экономики боль¬шую  роль в регулировании экономических процессов играет государство. Оно является собственником земли и лесного хозяйства. 

2. Особенностью  экономики является высокая степень  развития государственно-монополистического  капитализма. По уровню промышленного  производства она занимает одно  из ведущих мест среди западных стран Европы. Франция — одна из "великой семерки" самых развитых стран мира, вторая держава в Западной Европе после Германии. 

3. Валовой национальный  продукт на душу населения  — 24 990 дол. США. Основные отрасли  промышленности: машиностроение, авиакосмическая (2-е место по экспорту среди стран Запада), химическая (4-е место в мировом экспорте), автомобилестроение (3-е место в мире по выпуску), пищевая (2-е место в мире по экспорту), радиоэлектроника, информатика, судостроение, металлургия (3-е место в Европе по производству стали), атомная энергетика, горнодобывающая. 

4. Развитое сельское  хозяйство. Господствующее положе¬ние  занимают крупные агропромышленные  хозяйства площадью от 20 до 100 га. По объему выпускаемой сельскохозяйственной продукции страна занимает 3-е место в мире (после США, Германии) и 1-е в Западной Европе, полностью обеспечивая свое население основными ее видами. Она является крупнейшим в Европе производителем зерна, сливочного масла, говядины, сыра. Ведущей отраслью сельского хозяйства является животноводство. Внедрена специализация по зонам, т.е. на севере выращивают пшеницу, сахарную свеклу, овощи и яблоки, а на юго-западе культивируют виноград, подсолнечник и кукурузу. Также значительный доход государству приносят рыболовство и лесная промышленность. 

5. Использует  энергию рек и приливов-отливов  как источник электрической энергии.  Франция занимает 1-е место в  Европе по количеству атомных  электрических станций и продает  соседним странам электроэнергию. 

6. 50 % населения работает в сфере обслуживания — торговле, медицине, образовании, финансовых компаниях, туризме. По объему внешней торговли Франция занимает 4-е место в мире (после США, Германии, Японии). Общий тоннаж морского торгового флота 3,7 млн. б.р.т. Около 30 % национального дохода расходуется на социальные нужды. 

7. По размерам  ВВП Франция занимает 4-е место  в мире. 

8. Процесс экономической  интеграции Франции в мировое  хозяйство проявляется в укреплении  внешнеэкономических связей и  научно-технических контактов. Франция занимает 4-е место в мире по объему экспорта (после США, Германии, Японии). Она остается чистым экспортером капитала. Франция наряду с Японией занимает лидирующее место в мире по размеру прямых зарубежных инвестиций. 

9. При этом  Франция сохраняет инвестиционную привлекательность для иностранных инвесторов. По объему прямых иностранных инвестиций в 1997 г. страна занимала 4-е место в мире после США, Великобритании, КНР. Вложения не резидентов во французские ценные бумаги в 1997 г. позволили создать более 24 тыс. рабочих мест в рамках 360 крупных инвестиционных проектов. В результате сократился уровень безработицы с 12,5 до 11,9 % от числа экономически активного населения. 
 
 
 
 
 
 

Во Франции  ключевая роль в области промышленности принадлежит автомобильной индустрии. Французские автомобили всегда отличаются от других яркостью и индивидуальностью. В них гармонично сочетаются и скорость, и комфорт, и дизайн. Не даром говорят, что Франция  - это столица моды, ведь даже на машины, производимые в этой стране можно смотреть как на произведение искусства.  Представленная на рынке такими фирмами как «Renault» «Peugeot», «Citroen», "Alfa Romeo" с ежегодным объемом выпуска 2 млн. автомобилей в год, эта страна занимает третье место в мировом машиностроении после Японии и Германии.  

Пежо 

Peugeot SA - это частная  французская автомобильная компания, принадлежащая старинной семье  промышленников и инженеров. Она  специализируется на выпуске  легковых, спортивных и гоночных  автомобилей, а также мотоциклов  и велосипедов.  

В начале предыдущего  века компания стремилась к созданию дешевых автомобилей, максимально  приспособленных к городским  условиям. Однако не было забыто и другое направление в деятельности компании — гоночные автомобили.  Таким  образом, была разработана модель Peugeot Goux, развивающая скорость 187 км/ч, абсолютный рекорд тех лет. В 1966 году компания Peugeot подписала соглашение с Renault, а в 1974 объединилась с Citroen в единый концерн.  

Информация о работе Экономика Франции