Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:58, реферат
Экономика Франции. Основные черты французской экономики
Франция в настоящее время находится посредине перехода от зажиточной современной экономики, которая имеет большую долю государственной собственности и вмешательства к той, которая полагается больше на механизмы рынка. Правительство частично или полностью приватизировало много крупных промышленных и страховых компаний и банкови уступило доли в таких ведущих компаниях как Air France, France Telecom, Рено, и Thales. Однако государство сохраняет значительное присутствие в некоторых секторах, особенно в энергетике, общественном транспорте и оборонной промышленности.
Экономика Франции. Основные черты французской экономики Франция в настоящее время
находится посредине перехода от
зажиточной современной экономики,
которая имеет большую долю государственной
собственности и вмешательства
к той, которая полагается больше
на механизмы рынка. Правительство
частично или полностью приватизировало
много крупных промышленных и
страховых компаний и банкови уступило
доли в таких ведущих компаниях как Air
France, France Telecom, Рено, и Thales. Однако государство
сохраняет значительное присутствие в
некоторых секторах, особенно в энергетике,
общественном транспорте и оборонной
промышленности. Франция - наиболее посещаемая
страна в мире (более 75 млн. туристов ежегодно)
и поддерживает третий по величине доход
в мире от туризма. Тем не менее, реальный ВВП
Франции сократился на 2,5% в 2009 году,
но отчасти восстановился в 2010 году,
в то время как уровень безработицы
увеличился с 7,4% в 2008 к 9,5% в 2010 году. Активное
стимулирование экономики государством
и инвестиционные меры в ответ на экономический
кризис, однако, способствовали ухудшению
финансового состояния Франции. Бюджетный
дефицит Франции увеличился с 3,4% ВВП в
2008 году до 6,9% ВВП в 2010 году, в то время
как государственный долг повысился с
68% ВВП до 82% за тот же самый период. ВВП Франции, млрд. долларов США Источник - CIA World Factbook Другие показатели экономики Франции Франция располагает самой развитой в Европе сетью железных дорог. С 1981 года большинство городов связаны между собой сетью высокоскоростных магистралей, такая же ветка проложена в тоннеле под проливом Ла-Манш. Степень социальной защиты населения одна из самых высоких в мире. Примерно 30 % ВВП расходуется на социальные нужды. В 1998—2008 гг. была официально установлена 35-часовая рабочая неделя (самая короткая в Европе), но в 2008 году её отменили, теперь работодатель и вправе заключить индивидуальные соглашения с профсоюзами и определить количество рабочих часов и сверхурочных. История развития и основные черты экономики Франции Франция одна из крупнейших капиталистических держав; она расположена в западной части Европейского материка. Территория Франции - 552 тыс. км2, а население - около 46 млн. чел. В древности на территории
современной Франции жили племена
кельтов (галлов) и страна называлась
Галлией. В V в. Галлию завоевали франки
- народ, пришедший с правого берега
Рейна (от них страна получила свое
название - Франция). Франки ассимилировали
с кельтами. По уровню экономического
развития уступает Германии и целому
ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии,
Люксембургу). На долю Франции приходится
17% промышленного и 20% сельскохозяйственного
производства Западной Европы. Промышленность Франции Существенную часть ВВП
даёт промышленное производство — 20%,
оно обеспечивает 24% рабочих мест,
40% инвестиций и 80% экспорта (данные 2008
года). Франция располагает Темпы роста промышленного производства во Франции, % к предыдущему году Источник - CIA World Factbook Другие показатели экономики Франции Под влиянием научно-технического
прогресса происходят существенные
изменения в отраслевой структуре
хозяйства. Сократилось значение промышленности,
на долю которой теперь приходится
20% ВВП (1980 г. — 32%). В промышленном производстве
выросла доля продукции машиностроения,
главным образом за счет прироста в электротехнической
и электронной отраслях и, отчасти, в общем
машиностроении. Этот структурный сдвиг
сопровождался сокращением доли и фактически
свертыванием производства в традиционных
отраслях. Сельское хозяйство Франции Сельское
хозяйство является наиболее опекаемой
государством отраслью, хотя основа его
— частное землевладение. Решающую
долю продукции дают крупные хозяйства
(с наделом 20-100 гектаров), но численно
преобладают мелкие и средние. По
объёму произведенной продукции
Франция занимает 1-е место в
Западной Европе и 3-е место в мире
после США и Канады. Это крупнейший
европейский производитель
Франция — крупнейший производитель сельскохозяйственной продукции в Западной Европе. На долю сельского хозяйства по состоянию на 2008 год приходилось примерно 2,2% ВВП и 3,8% самодеятельного населения страны, но оно дало 25% продукции в ЕС. Характерной чертой социально-экономической структуры являются достаточно мелкие размеры хозяйств. Средняя площадь земельных угодий — 28 га, что превышает соответствующие показатели многих стран ЕС. В землевладении отмечается большая раздробленность. Более половины хозяйств существуют на собственной земле. Ведущей силой производства выступают крупные хозяйства. Они обеспечивают свыше 2/3 продукции, занимая господствующее положение в производстве практически всех отраслей сельского хозяйства. В сельском хозяйстве получили распространение групповые формы ведения хозяйства. Важнейшее место среди них занимают кооперативы, в первую очередь, по использованию сельскохозяйственной техники. Кооперативы действуют во всех сферах производства. В виноделии они обеспечивают 50% продукции, дают 30% овощных консервов, свыше 25% торговли мясом, свыше 40% молочных продуктов. В середине 1960-х гг. появились сельскохозяйственные производственные объединения, которые возникли как выражение стремления мелких и средних производителей выстоять против наступления крупного капитала. Управление сельским хозяйством осуществляется как через систему государственных специализированных органов, так и ряда смешанных обществ, в основном отраслевого характера. Государственное регулирование осуществляется в основном путем экономического воздействия. Существует специализированный банк “Креди Агриколь” с отделениями на местах, Фонд экономического и социального развития. Большое влияние на выработку структурной политики оказывает Европейский фонд сельскохозяйственной ориентации. Стимулирующие методы государственного воздействия используются как для расширения производства отдельных культур, укрепления структуры хозяйств, так и сокращения перепроизводства. Ведущей отраслью является животноводство, на долю которого приходится 2/3 стоимости аграрной продукции, Франция является первым среди западных стран производителем ячменя и сахара, вторым — пшеницы, вина и мяса. Традиционно известны такие отрасли, как виноградарство, садоводство, устричный промысел. Сельское хозяйство высоко индустриализовано. По насыщенности техникой, использованию химических удобрений оно уступает только Нидерландам, Германии и Дании. Техническое оснащение, повышение агрокультуры хозяйств привело к повышению уровня самообеспеченности страны в сельскохозяйственных продуктах. По зерну, сахару он превышает 200%, по сливочному маслу, яйцам, мясу — свыше 100%. |
|
На сегодняшний
день Франция переживает серьезные
структурные проблемы, - говорится в очередном
исследовании «Индекс дефолта» Центра
европейской политики в Фрайбурге (Германия)
и германской деловой газеты Handelsblatt. Наибольшие
опасения вызывает экономика Италии, считают
экономисты: с 2011 года к концу 2010 индикатор
дефолта сократился с 6,2 пункта до – 0,6
пункта.
Если в 2001–2003 годах Франция была нетто-экспортером
капитала и вкладывалась в зарубежные
активы, то с 2004 года ситуация изменилась:
страна стала нетто-импортером капитала
и с этого момента начала наращивать долг.
В 2010 году потребность в капитале французской
экономики была уже на уровне 3,8% ВВП с
дефицитом бюджета в 74 млрд евро. Инвестиции
составляли до 2005 года в среднем 4% ВВП
и достигли 5% к 2008 году, однако с этого
момента они начали падать — до 3,2% в 2010
году.
Страны, «импортирующие капитал», должны
максимально направлять его на инвестиции,
увеличивающие производственные мощности,
отмечает Handelsblatt: только такие инвестиции
в будущем приносят доход, с помощью которого
может быть погашен внешний долг. Индекс
дефолта Франции, за исключением стагнации
в 2006 и 2007 годах, постоянно снижался, и
в 2010 году впервые упал ниже ноля. Это означает,
что расходы на потребление превышали
доходы на внутреннем рынке, говорится
в исследовании. Этот разрыв оценивается
в 2010 году как минимум в 0,6% ВВП — 12 млрд
евро.
Негативная динамика индекса предполагает
снижение кредитоспособности Франции
по сравнению с прежними уровнями, опасаются
эксперты. «Без фундаментальных реальных
экономических реформ Франции в среднесрочной
перспективе грозит потеря кредитоспособности»,
— говорится в материалах Центра европейской
политики. Кроме того, французские банки
являются одними из главных держателей
греческих долговых бумаг: по данным Банка
международных расчетов, к концу 2010 года
объем долгов Греции перед ними достигал
53 млрд долларов, в том числе по гособлигациям
— 15 млрд долларов. Франция, таким образом,
впервые очутилась в той же категории
риска, что Италия и Испания.
Туризм
Франция — самая
посещаемая страна в мире. Это
вполне оправдано, так как
Представление о богатстве
культурно-исторического
Но наличие в стране ресурсного потенциала, даже самого богатого, недостаточно для развития туризма. Наряду с природным и историко-цивилизационным факторами, важной предпосылкой туристской деятельности является высокий уровень социально-экономического развития страны.
1. Социально-экономические предпосылки и особенности истории развития туризма во Франции
Франция является одной из
самых высокоразвитых стран мира.
Мощная индустрия и
Во Франции насчитывается около 40 тыс. культурных памятников. Но не только они притягивают огромное количество туристов. Национальные традиции и обряды, ремесла, гастрономическое искусство, а также различные культурные события – вот что, как правило, привлекает большое число посетителей. Это различные карнавалы и фестивали, праздники и другие события.
Франция является лидером по количеству принимаемых туристов — в 2007 году страну посетило более 80 млн. человек. Кроме того, ежегодно принимается не меньшее количество экскурсантов.
После Второй мировой войны Франция сразу же стала прилагать усилия к привлечению иностранных туристов. Для этой цели был разработан и осуществлен целый ряд мероприятий. Франция стала первой страной в Европе, которая провозгласила политику «открытых дверей». Для туристов из ряда стран были упразднены въездные визы. Активно восстанавливалось гостиничное хозяйство. Был введен «туристский курс» обмена иностранной валюты. При проезде по железной дороге иностранным туристам предоставлялась скидка. Но, несмотря на льготы, Франция была одной из самых «дорогих» стран для туристов. Именно по этой причине с 60-х годов наметилась тенденция сокращения продолжительности пребывания иностранных туристов во Франции. Одновременно с этим значительно больше французов стало выезжать за границу, рост туристических расходов был выше, чем прирост доходов от международного туризма.
Ухудшение экономических
показателей туризма стало
В 70-80-е гг. въездной туризм во Франции развивался достаточно быстрыми темпами. В 1985-1994 гг. среднегодовой прирост туристских прибытий составил 4,7 %, а доходов - 13,1 %. В настоящее время Франция имеет положительное туристическое сальдо. В стране создана современная индустрия туризма. После принятия Шенгенского соглашения и отмены визового режима между странами Объединенной Европы все больше туристов предпочитает посещать Францию в уик-энд, а длительные отпуска проводить в других странах.
2. Государственная политика в сфере туризма. Организация туристской деятельности
Система государственного регулирования
туристской деятельности во Франции
имеет сложную организационную
структуру. Ее возглавляет министр
туризма, наделенный аудиторскими и
контрольными полномочиями. Ему подчиняется
Генеральная инспекция по туризму.
Она выполняет
При министре туризма образован Национальный совет по туризму в составе 200 человек. Этот консультативный орган объединяет представителей отрасли, играя важную консолидирующую роль. Он выполняет наблюдательную, совещательную и согласительную функции. Национальный совет участвует в разработке государственной политики, обсуждении проектов, законодательных актов и других вопросов в области туризма.
Неоднократные управленческие реформы во Франции увенчались разделением функций контроля и исполнения в области туризма. Для претворения в жизнь основных направлений развития туризма во Франции, определяемых министром туризма, создана национальная туристская администрация — Управление туризма и его подразделения на местах. Управление разрабатывает и проводит государственную политику в области туризма. Оно, в частности, регламентирует туристскую деятельность на основе специальных нормативных документов (положения о классификации туристских объектов и др.), осуществляет сбор, систематизацию и распространение статистической информации о туризме, реализует социальные программы по обеспечению отдыха населения, занятости в сфере туризма и подготовке кадров для туристской индустрии, координирует деятельность различных туристских организаций.
Среди организаций, вносящих
большой вклад в развитие национального
туризма, важное место занимает "Дом
Франции". Он был создан в 1987 г. под
началом министра туризма. Особая форма
его организации — объединение
с экономической целью —
Другая организация — ОДИТ Франс — в форме "объединения с пользой для общества" образована при министре туризма для проведения исследований в области туризма, мониторинга туристского рынка, предоставления консалтинговых услуг и проведения экспертизы туристских проектов.
План повышения качества туристского обслуживания, инициированный министром туризма, стал действенным инструментом консолидации всех заинтересованных сил — работников туристского бизнеса, их профессиональных объединений, органов управления на местах, которые участвовали в его реализации, начиная с определения условий присвоения марки и заканчивая ее рекламой. Был разработан логотип марки, отразивший главную идею — Франция в центре борьбы за качество обслуживания. Он выполнен в виде "Q" — начальной буквы слова "качество" (qualite), в центр которой помещен контур страны. Марка качества присваивается предприятиям туристской индустрии, которые соблюдают санитарные нормы и правила безопасности, отвечают установленным классификационным требованиям, прибегают к независимым внешним аудиторским проверкам качества обслуживания, выполняют национальные добровольно взятые обязательства (всего их 96) по повышению качества, соответствующим образом реагируют на рекламации клиентов. Марка качества присваивается министром туризма по представлению отборочной комиссии. Деятельность туристских предприятий, действующих под маркой качества, строго контролируется. Помимо независимых аудиторских проверок, которые организуют сами предприятия как непременное условие для получения отличительного знака, государство со своей стороны осуществляет контроль, и в случае несоответствия установленным требованиям может лишить предприятие марки.
Марку качества имеют отели трех международных брендов "Ибис", "Меркур" и "Новотель", Национальная федерация средств размещения "Ложи де Франс", Ассоциация рестораторов Франции и др.
В 2003 г. французское правительство приняло национальную стратегию устойчивого развития, составной частью которой является устойчивое развитие туризма. В этом контексте проблема качества в туризме приобретает более широкий смысл: получение социальных и экономических эффектов от туристской деятельности при рациональном использовании природных ресурсов и снижении ущерба окружающей среде. Работа в этом направлении началась еще в 2000 г., когда Франция председательствовала в Евросоюзе. Тогда на общеевропейском уровне было принято решение о более тесной кооперации 15 стран — членов ЕС в целях устойчивого развития туризма и реализации соответствующих пилотных проектов в городах, горных и приморских курортах, сельских местностях. Начиная с 2002 г. ежегодно проводится европейский форум по туризму, на котором обсуждаются инициативы и налаживается диалог между государственным и частным секторами в области устойчивого развития туризма.
Большое внимание во Франции
уделяется организации туризма
лиц с ограниченными
Туризм является одним
из объектов региональной политики во
Франции. Развитие туризма способствует
сглаживанию территориальных
Отношения между Центром и регионами строятся на договорной основе. Раз в пять лет регионы заключают договоры с Центром, в том числе в области туризма. В них определяются основные направления работы на предстоящий период и выделяемые суммы финансирования.
На локальном уровне государство
всемерно поощряет местные инициативы
и проекты туристского
Важным направлением государственной политики в области туризма является создание положительного образа страны как туристского направления и его продвижение на мировом рынке путешествий. Во Франции эти задачи решаются посредством повышения качества туристских продуктов, с которым должен ассоциироваться образ этой страны. Такая идея заложена в маркетинговой стратегии на 2005—2010 гг., разработанной "Домом Франции".
Кроме маркетинговой стратегии, "Дом Франции" обновил проводимые им акции и кампании. Одна из них — кампания "Добро пожаловать во Францию", направленная на привлечение иностранных туристов. Другая акция нацелена на продвижение приморских районов Франции как внутри страны, так и за ее пределами.
Франция является одним из инициаторов создания Евросоюза. Расширение и углубление интеграционных процессов стало мощным фактором развития туризма в регионе и модернизации французской индустрии туризма.
Переход на единую европейскую валюту — евро оказало сильное влияние на развитие французского туристского рынка. Франция была в числе 12 стран, образовавших Еврозону. Эта зона в 2000 г. охватила рынок с более чем 300 млн. потенциальных потребителей туристских продуктов и 1,8 млн. туристских ночевок. Введение евро в обращение способствовало активизации туристской деятельности во Франции, несмотря на крайне неблагоприятный фон — экономический спад, войну в Ираке, эпидемию атипичной пневмонии, препятствовавших развитию туризма в мире. Оно сопровождалось уменьшением государственного вмешательства в сферу туризма и перестройкой туристской индустрии страны — гостиничного, транспортного и туроператорского секторов. С переходом на евро снизились риски, связанные с валютными операциями, упали издержки по финансовым операциям, возросла устойчивость европейских финансовых рынков. Возросшая прозрачность цен и обострение конкурентной борьбы привели к снижению цен на туристские поездки и расширению туристского потребления, как внутреннего — в пределах Еврозоны, так и внешнего — со стороны прибывающих в Еврозону иностранных туристов.
Франция развивает международное
сотрудничество по нескольким направлениям:
в области организации и
Франция играет видную роль в международных организациях, особенно ЮНВТО и Международном бюро по социальному туризму (БИТС).
В стране создана современная инфраструктура туризма. Насчитывается около 197 тыс. предприятий туристского профиля, в том числе 39 тыс. отелей и иных средств коллективного размещения, 106 тыс. ресторанов, 47 тыс. кафе, 4 тыс. турагентств. В туристский сектор вкладываются значительные инвестиции, основная часть которых была направлена в гостинично-ресторанный комплекс.
3. Французская модель развития туризма
Характерной особенностью последнего периода развития туризма стала так называемая горизонтальная интеграция капиталов на рынке. Концентрация и централизация капитала на национальном и международном уровне и протекающий одновременно процесс интернационализации производства и капитала в индустрии туризма Франции привели к образованию мощных туристских транснациональных компаний и укреплению их позиций на глобальном туристском рынке. Основой интеграции во Франции явились средства размещения. Французская модель организации отдыха получила поистине идеальное воплощение в "Средиземноморском клубе"— цепи туристских деревень, создающих особую атмосферу взаимопонимания и единения отдыхающих, обеспечивающих высокий уровень обслуживания, предоставляющих широкий выбор спортивных развлечений и работающих по принципу "все включено". Кроме 130 клубных отелей, в распоряжении компании имеется сеть обслуживающих одноименных турагентств и субагенты.
4. География туризма во Франции
Французы - высокообеспеченная нация, которая входит в группу стран лидеров по выездному туризму. Однако великолепные внутренние рекреационные ресурсы позволяют сдерживать темпы развития выездного туризма. В настоящее время более 80 % французов проводят свои отпуска внутри страны. Существуют четко выраженные пики отпускных периодов: производственные отпуска и школьные каникулы в июле-августе, короткие рождественские каникулы, каникулы в феврале и во время Пасхи. Французские туристы отдают предпочтение Испании, Италии, Великобритании, Германии. Из отдаленных регионов приоритеты французов ориентированы на США, бывшие французские колонии в Африке, французские заморские департаменты и территории (Гваделупа и Мартиника, Французская Полинезия и Новая Каледония, о. Реюньон). Выездной туризм в последние 30 лет развивается значительно меньшими темпами, чем въездной.
Развитие внутреннего
туризма во Франции сталкивается
с двумя основными проблемами
— сокращением
Франция - самая посещаемая страна Европы и мира. С 1950 по 2005 г. объем въездного туристского потока в эту страну возрос в 25 раз, с 3 млн. до 76. Франция традиционно сильно вовлечена во внутрирегиональный туристский обмен. На страны этого региона, в основном соседние государства — члены ЕС, приходится 90% международных туристских прибытий. Больше всего туристов приезжает из Великобритании, Германии, Италии, Швейцарии, Испании и Нидерландов. Значительными источниками доходов являются также японский и американский рынки.
В 1990-е гг. наибольшей популярностью среди иностранных туристов пользовался отдых на Французской Ривьере, на втором месте — посещение Парижа, затем занятия горными видами спорта в Альпах, а также купально-пляжный туризм на побережье Атлантики в Аквитании и Средиземного моря в районе Лангедок-Руссильон. В начале XXI в. отчетливо прослеживается тенденция к проникновению туристских потоков вглубь страны. Иностранные туристы едут не только на Лазурный Берег и горнолыжные курорты в Альпах, но посещают внутренние районы (прежде всего Бургундию) и открывают для себя исконную Францию, восторгаясь великолепными замками и дворцами в долине Луары.
Дальнейшее развитие индустрии въездного туризма во Франции зависит от решения ряда проблем. Являясь мировым лидером по числу международных туристских прибытий, она занимает лишь третью позицию по объему поступлений от международного туризма, и положительное сальдо ее платежного баланса по статье "Туризм" постоянно уменьшается. Поездки в страну становятся все более короткими, а конкуренция со стороны новых туристских направлений усиливается.
В перспективе позиции Франции на мировом туристском рынке будут зависеть от того, сможет ли она привлечь новые категории клиентов, в частности многочисленных транзитных туристов, следующих в Испанию, Португалию и Италию через ее территорию. В этом направлении Франция уже предприняла ряд шагов. Она определила перспективные туристские рынки (Южная Америка, Центрально-Восточная Европа и Россия, Азия (Китай, Индия, страны Юго-Восточной Азии), Ближний Восток, ЮАР) и приступила к их освоению, значительно расширила спектр предлагаемых туристских продуктов (деловой туризм, природоориентированный туризм, культурно-познавательный туризм, специальные виды туризма). Особое значение в плане укрепления позиций Франции как туристского направления имеет государственная поддержка отрасли и продвижение национального туристского продукта за рубежом.
заключение
Во Франции сосредоточено огромное количество культурных ценностей, страна обладает прекрасными природными условиями, а также множеством мест, связанных с жизнью и деятельностью различных исторических личностей. На развитие на туризма воздействуют социально-экономические и экономико-географические факторы, такие как высокий уровень общеэкономического развития, растущие доходы населения, высокая урбанизированность, наличие необходимой транспортной и социальной инфраструктуры, а также относительная близость к другим основным туристским регионам мира, высокий уровень индустрии туризма, большой опыт его организации, а также политические факторы. Организации туризма во Франции уделяется огромное внимание со стороны государства.
Франция – самая посещаемая страна в мире. Эта страна имеет огромные возможности для развития практически всех видов туризма. Система государственного регулирования туристской деятельности во Франции имеет сложную организационную структуру. Ее возглавляет министр туризма, наделенный аудиторскими и контрольными полномочиями. Ему подчиняется Генеральная инспекция по туризму. Она выполняет представительские функции, контролирует работу иностранных туристских офисов во Франции и французских — за границей, осуществляет надзор за деятельностью других туристских организаций, а также отслеживает ситуацию на французском и зарубежных туристских рынках.
При министре туризма образован Национальный совет по туризму в составе 200 человек. Этот консультативный орган объединяет представителей отрасли, играя важную консолидирующую роль. Он выполняет наблюдательную, совещательную и согласительную функции. Национальный совет участвует в разработке государственной политики, обсуждении проектов, законодательных актов и других вопросов в области туризма.
Неоднократные управленческие реформы во Франции увенчались разделением функций контроля и исполнения в области туризма. Для претворения в жизнь основных направлений развития туризма во Франции, определяемых министром туризма, создана национальная туристская администрация — Управление туризма и его подразделения на местах. Управление разрабатывает и проводит государственную политику в области туризма. Оно, в частности, регламентирует туристскую деятельность на основе специальных нормативных документов (положения о классификации туристских объектов и др.), осуществляет сбор, систематизацию и распространение статистической информации о туризме, реализует социальные программы по обеспечению отдыха населения, занятости в сфере туризма и подготовке кадров для туристской индустрии, координирует деятельность различных туристских организаций.
Среди организаций, вносящих
большой вклад в развитие национального
туризма, важное место занимает «Дом
Франции». Он был создан в 1987 г. под
началом министра туризма. Особая форма
его организации — объединение
с экономической целью —
Другая организация —
ОДИТ Франс — в форме «объединения
с пользой для общества»
Деятельность ряда туристских
организаций во Франции носит
социальный характер, отражая одну
из главных особенностей национальной
модели экономики - ее ярко выраженную
социальную ориентацию. В 1999 г. по инициативе
министра туризма была образована общественная
организация «Фонд солидарности
с отпускниками» для оказания
адресной помощи отдельным категориям
граждан, которые испытывают финансовые
затруднения и не могут отдохнуть
в отпускной период. В 2005 г. в ее
рядах насчитывалось 760 членов. В
ней были представлены предприятия
гостиничного хозяйства, транспортные
компании, в том числе национальный
авиаперевозчик «Эр Франс», туристские
ассоциации, заводские комитеты, местные
сообщества, а также Национальное
агентство отпускных чеков, Министерство
по делам молодежи и спорта и Министерство
по социальным вопросам. Они аккумулируют
свободные денежные средства и расходуют
их целевым образом, дотируя отдых
малоимущих семей. Через гуманитарные
организации, комитеты по делам безработных,
органы социальной защиты на местах эти
семьи могут приобрести соответствующие
пакеты услуг по специальным низким
расценкам и тем самым
Центральное место в системе социального (дотируемого) туризма, доступного всем и каждому, во Франции занимает Национальное агентство отпускных чеков. Это государственное учреждение с правом ведения коммерческой деятельности было создано в 1982 г. Оно имеет двойное подчинение — министру туризма и министру экономики и финансов. Управление Национальным агентством осуществляет административный совет, в состав которого входят представители профсоюзных комитетов, работодателей, трудовых коллективов, поставщиков услуг и др. Национальное агентство выпускает отпускные чеки — платежно-расчетное средство, вводимое в обращение для оказания адресной помощи туристам и обеспечения доступности отдыха всем слоям населения.
Другое направление
В 1959 г. во Франции был создан
Национальный комитет, позднее реорганизованный
в Совет по озеленению городов
и сельских населенных пунктов. Его
деятельность, направление которой
отражено в названии организации, нацелена
на повышение качества жизни населения
и привлечение туристов. Поэтому
Совет возглавляет министр
Государственная политика в области туризма во Франции строится на основе консолидации всех заинтересованных сил в разных формах, на разных условиях и с разными целями. Одним из недавних шагов в этом направлении стало образование в 2004 г. Межведомственного комитета по туризму для решения главной задачи, поставленной правительством, — сохранить за Францией лидирующие позиции на мировом рынке туризма.
На рубеже столетий Франции как мировой туристской державе был брошен вызов со стороны основных ее конкурентов. Ответом в 2003 г. стал План повышения качества туристского обслуживания, инициированный министром туризма. Он нацелен на усиление привлекательности Франции: рост частоты ее посещений туристами и продолжительности их пребывания в стране, а также увеличение поступлений от туризма. Все это будет способствовать созданию новых рабочих мест на предприятиях туристский индустрии. Согласно Плану, средства размещения, рестораны, туристские информационные офисы, турагентства, транспортные компании, чья деятельность направлена на утверждение более высоких стандартов обслуживания, удостаиваются марки качества. Благодаря этой марке они получают конкурентные преимущества, что вынуждает другие предприятия следовать их путем.
План стал действенным
инструментом консолидации всех заинтересованных
сил — работников туристского
бизнеса, их профессиональных объединений,
органов управления на местах, которые
участвовали в его реализации,
начиная с определения условий
присвоения марки и заканчивая ее
рекламой. Был разработан логотип
марки, отразивший главную идею —
Франция в центре борьбы за качество
обслуживания. Он выполнен в виде «Q»
— начальной буквы слова «
Марка качества присваивается
предприятиям туристской индустрии, которые
соблюдают санитарные нормы и
правила безопасности, отвечают установленным
классификационным требованиям (например,
категории 3* для отелей), прибегают
к независимым внешним
Деятельность туристских
предприятий, действующих под маркой
качества, строго контролируется. Помимо
независимых аудиторских
Марку качества имеют отели трех международных брендов «Ибис», «Меркур» и «Новотель», Национальная федерация средств размещения «Ложи де Франс», Ассоциация рестораторов Франции и др.
В 2003 г. французское правительство
приняло национальную стратегию
устойчивого развития, составной
частью которой является устойчивое
развитие туризма. В этом контексте
проблема качества в туризме приобретает
более широкий смысл: получение
социальных и экономических эффектов
от туристской деятельности при рациональном
использовании природных
Большое внимание во Франции
уделяется организации туризма
лиц с ограниченными
Следует также отметить активную роль Франции в борьбе с сексуальной эксплуатацией детей в туризме.
Туризм является одним
из объектов региональной политики во
Франции. Развитие туризма способствует
сглаживанию территориальных
Отношения между Центром и регионами строятся на договорной основе. Раз в пять лет при принятии очередного пятилетнего плана развития страны регионы метрополии, заморские департаменты и территории, территориальные единицы с особым статусом заключают договоры с Центром, в том числе в области туризма. В них определяются основные направления работы на предстоящий период и выделяемые суммы финансирования. В договоре на 2000—2006 гг. министр туризма установил следующие приоритеты:
- повышение качества
- оценка экономического вклада туристской индустрии с учетом прямых и косвенных эффектов;
- адаптация туристских предприятий к изменениям на рынке;
- обеспечение всем гражданам права на отпуск;
- усиление туристской
привлекательности территорий
На локальном уровне государство
всемерно поощряет местные инициативы
и проекты туристского
Важным направлением государственной
политики в области туризма является
создание положительного образа страны
как туристского направления
и его продвижение на мировом
рынке путешествий. Во Франции эти
задачи решаются посредством повышения
качества туристских продуктов, с которым
должен ассоциироваться образ этой
страны, а также развития цепочек
добавленной стоимости в
Кроме маркетинговой стратегии «Дом Франции» обновил проводимые им акции и кампании. Одна из них — кампания «Добро пожаловать во Францию» (Bienvenue en France), направленная на привлечение иностранных туристов. Она адресована 72 тыс. профессионалов турбизнеса и осуществляется с использованием новых эффективных приемов - поощрение тех из них, кто отличился в продвижении туристского образа Франции за ее пределами, и проведение широкомасштабных рекламных акций в средствах массовой информации и Интернете, свидетельствующих о приоритете развития въездного туризма в стране. Эту кампанию поддержали ведущие туристские предприятия и организации — национальный авиаперевозчик «Эр Франс», фирма по прокату автомобилей «Херц», гостиничная цепь «Аккор», тематический парк «Парижский Диснейленд», Региональный комитет по туризму Иль-де-Франс и др. Деятельность многих из них в деле развития въездного туризма во Франции отмечена престижной профессиональной наградой «Звезда приема».
Другая акция нацелена на продвижение приморских районов Франции как внутри страны, так и за ее пределами — на немецком и британском рынках путешествий. Ее инициатором выступил Приморский клуб при «Доме Франции», объединяющий 36 курортов.
Франция может быть не отличается большими размерами, однако по количеству великолепных пляжей сравниться с ней могут очень немногие. Знаменитые средиземноморские пляжи Франции страны известны на весь мир, ежегодно привлекая сюда тысячи туристов со всех уголков земного шара. После того как в 1946 году прошел первый Каннский фестиваль, пляжи Франции стали очень популярны, теперь к Ривьере относились, как к столице загара, купальников и бикини. Пляжи в Сан-Тропе, Антибах, пляжи в Каннах, Ницце и другие пляжи на Лазурном берегу теперь ассоциируются с местом элитного отдыха.
Список Международного валютного фонда (2011) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ВВП(номинальный) |
1.646 трл. евро, то есть 84.5% ВНП страны. Данные на 30.06.2011 [1] (2011) |
ВВП по ППС |
2,097 триллион (2008) |
Место по ВВП по ППС |
всего: 8-е |
ВВП на душу населения по ППС |
$41 019(2009)[1] |
ВВП по секторам |
сельское хозяйство: 2,2% |
Инфляция (ИПЦ) |
1,7% (2010) |
Население зачертой бедности |
6,2% (2004) |
Индекс развития человеческого потенциала(ИРЧП) |
0,952; 10-е место в 2005 |
Экономически активное население |
28,5 миллиона человек |
Занятое население по секторам |
сельское хозяйство: 3,8% |
Уровень безработицы |
7,2% / 7,5% (Европейская Франция / Европейская Франция + ЗД, 1-й квартал 2008) |
Основные отрасли |
машиностроение, химическая, автомобильная, авиационная, электронная, лёгкая, пищевая |