Экономика Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:58, реферат

Краткое описание

Экономика Франции. Основные черты французской экономики
Франция в настоящее время находится посредине перехода от зажиточной современной экономики, которая имеет большую долю государственной собственности и вмешательства к той, которая полагается больше на механизмы рынка. Правительство частично или полностью приватизировало много крупных промышленных и страховых компаний и банкови уступило доли в таких ведущих компаниях как Air France, France Telecom, Рено, и Thales. Однако государство сохраняет значительное присутствие в некоторых секторах, особенно в энергетике, общественном транспорте и оборонной промышленности.

Файлы: 1 файл

Экономика Франции.docx

— 234.53 Кб (Скачать)

Экономика Франции. Основные черты французской экономики

Франция в настоящее время  находится посредине перехода от зажиточной современной экономики, которая имеет большую долю государственной  собственности и вмешательства  к той, которая полагается больше на механизмы рынка. Правительство  частично или полностью приватизировало  много крупных промышленных и  страховых компаний и банкови уступило доли в таких ведущих компаниях как Air France, France Telecom, Рено, и Thales. Однако государство сохраняет значительное присутствие в некоторых секторах, особенно в энергетике, общественном транспорте и оборонной промышленности. Франция - наиболее посещаемая страна в мире (более 75 млн. туристов ежегодно) и поддерживает третий по величине доход в мире от туризма.  
Лидеры Франции остаются преданными капитализму, при котором они поддерживают социальную сферу посредством законов, налоговой политики и социальных расходов, которые уменьшают доходное неравенство и воздействие свободных рынков на здравоохранение и благосостояние. Франция выдержала мировой экономический кризис лучше чем большинство других крупных экономик ЕС из-за относительной устойчивости внутренних потребительских расходов, большого общественного сектора, и меньшей зависимости от падения спроса на экспорт, чем в некоторых других странах. 

 

Тем не менее, реальный ВВП  Франции сократился на 2,5% в 2009 году, но отчасти восстановился в 2010 году, в то время как уровень безработицы  увеличился с 7,4% в 2008 к 9,5% в 2010 году. Активное стимулирование экономики государством и инвестиционные меры в ответ на экономический кризис, однако, способствовали ухудшению финансового состояния Франции. Бюджетный дефицит Франции увеличился с 3,4% ВВП в 2008 году до 6,9% ВВП в 2010 году, в то время как государственный долг повысился с 68% ВВП до 82% за тот же самый период. 
Велика во французской экономике доля иностранного капитала (промышленность до 40%, недвижимость около 27,5%, торговля — 20%, сфера услуг — 9%). На предприятиях с иностранным капиталом работают свыше 20% трудящихся. Особенно велика доля иностранного капитала в информатике и других отраслях передовых технологий (свыше 50%). В настоящее время Париж свертывает мероприятия по стимулированию экономики, отменяя налоговые льготы и замораживая большинство правительственных расходов, чтобы привезти бюджетный дефицит до уровня 3% в соответствии с нормами Еврозоны к 2013 году. Правительство выдвинуло на первый план приверженность Франции финансовой дисциплине в период роста долгов в других странах Еврозоны и нестабильности на финансовых рынках. Президент Н.Саркози - тот кто обеспечил проведение пенсионной реформы в 2010 году - как ожидают, будет искать возможность для проведения некоторых налоговых реформ, однако он может задержать дополнительные, более дорогостоящие реформы до окончания выборов 2012 года. 
Традиционная особенность французской экономической политики — большая доля государственного сектора, особенно в стратегически важных областях — нефтегазовой промышленности, транспорте. Существует планирование, но оно носит не нормативный, а индикативный характер (намеченные показатели не являются нормативными для частных предприятий). Велика доля в экономике иностранного капитала (промышленность до 40%, недвижимость около 27,5%, торговля — 20%, сфера услуг — 9%). На предприятиях с иностранным капиталом работают свыше 20 % трудящихся. Особенно велика доля иностранного капитала в информатике и других отраслях передовых технологий (свыше 50 %).

ВВП Франции, млрд. долларов США

Источник - CIA World Factbook

Другие показатели экономики Франции

Франция располагает самой  развитой в Европе сетью железных дорог. С 1981 года большинство городов  связаны между собой сетью высокоскоростных магистралей, такая же ветка проложена в тоннеле под проливом Ла-Манш. Степень социальной защиты населения одна из самых высоких в мире. Примерно 30 % ВВП расходуется на социальные нужды. В 1998—2008 гг. была официально установлена 35-часовая рабочая неделя (самая короткая в Европе), но в 2008 году её отменили, теперь работодатель и вправе заключить индивидуальные соглашения с профсоюзами и определить количество рабочих часов и сверхурочных.

История развития и основные черты экономики Франции

Франция одна из крупнейших капиталистических держав; она расположена  в западной части Европейского материка. Территория Франции - 552 тыс. км2, а население - около 46 млн. чел.

 

В древности на территории современной Франции жили племена  кельтов (галлов) и страна называлась Галлией. В V в. Галлию завоевали франки - народ, пришедший с правого берега Рейна (от них страна получила свое название - Франция). Франки ассимилировали с кельтами. 
Во время, предшествующее второй мировой войне правительство Франции совместно с правительствами Великобритании и США потворствовало агрессивной политике фашистской Германии. Оно не препятствовало германским фашистам оккупировать Австрию и Чехословакию и этим способствовало развязыванию второй мировой войны. После того, как Германия в 1939 г. напала на союзницу Франции - Польшу, возмущение французского народа вынудило правительство объявить войну Германии. Но это была “странная война”. Французское военное командование е собиралось воевать с Гитлером, и, когда в мае 1940 г. гитлеровские войска вторглись во Францию, реакционное французское правительство сдало Париж и капитулировало перед фашистскими агрессорами. Но в конце 1944 г. французские патриоты, воодушевленные победами СССР и его союзников над гитлеровской Германией, с помощью англо-американских войск освободили свою страну от германских оккупантов. Еще было много военных конфликтов, в которых Франция принимала участие. Несколько лет французские империалисты вели войну против восставшего Вьетнама. 7 лет они вели войну в Алжире, народ которого требовал независимости. В 1956 г. Франция совместно с Великобританией и Израилем начала вооруженную интервенцию в Египет. Но Египет был поддержан многими миролюбивыми странами (в т.ч. и СССР). В 1961 г. во Франции резко активизировала свою деятельность Секретная вооруженная организация (оас). В стране возникла угроза фашизма, но правительстве удалось разрешить эту трудную ситуацию. Франция высокоразвитая индустриально-аграрная страна. По объему промышленного производства она занимает четвертое место после США, Англии и бывшей ФРГ. Ее промышленность и сельское хозяйство очень разнообразны, как разнообразны природные условия страны. 
На рудниках Франции добывают много железной руды и бокситов, уголь и калийные соли; на горных реках построены гидроэлектростанции. На машиностроительных заводах создаются автомобили и локомотивы, станки и тракторы, моторы и различное оборудование; на верфях портовых городов строят суда. Химические предприятия производят кислоты, искусственное волокно, красители, пластмассы, медикаменты. Издавна Франция славится парфюмерными изделиями. Текстильные фабрики выпускают ткани хлопчатобумажные и льняные, из синтетического и натурального шелка. 
Франция морская страна.

По уровню экономического развития уступает Германии и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии, Люксембургу). На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяйственного  производства Западной Европы. 
Позиции Франции в мировой экономике несколько ослабли (1980 г. — 5,7% ВВП мира). Доля страны в промышленном производстве стран ОЭСР сократилась с 6,6 до 5,7% за 1980-е гг. Уменьшились экспортные возможности. Норма безработицы превысила 10%. 
В 1990 годы французская промышленность по-прежнему имела недостаточную специализацию, с трудом приспосабливается к быстро меняющемуся спросу на рынках. Сравнительно низкая эффективность производственного аппарата была связана с историческими особенностями развития экономики, которая в 50-60-е гг. в основном ориентировалась на внутренний рынок, а во внешних связях большое место занимали развивающиеся страны, главным образом, в пределах бывшей колониальной империи. Немаловажную роль в этом процессе сыграло доминирование в структуре хозяйства кредитного сектора, который обычно проявляет чрезмерную осторожность при осуществлении долгосрочных промышленных проектов. 
В тоже время во Франции активно протекали процессы перестройки социальной структуры хозяйства, концентрации и централизации производства и капитала. Сто крупнейших компаний сосредоточили свыше 2/3 промышленного производства. В ряде отраслей монополизация производства приближается к максимуму. В черной металлургии две крупнейшие компании “Юнизор” и “Сасилор” сосредоточили 70% производства стали, “Компани женераль д'электрисите” (КЖЕ), “Томсон” — 50% производства электронного и электротехнического оборудования, “Рено” и “Пежо” — почти все производство автомобилей. “ПешинеЮжин-Кюльман” (ПЮК) и “Иметаль” — почти полностью сосредоточили в своих руках производство и сбыт цветных металлов.

 

 
Процессы концентрации и централизации  капитала и перестройки экономики  Франции происходили одновременно с процессом интернационализации  производства и капитала, которые  привели к созданию огромных по мощи ТНК. Так, “Иметаль” объединил 62 общества, действующих в 25 странах. У автомобилестроительной компании “Рено” — почти 45% производственных мощностей и 25% рабочей силы сосредоточены на заграничных предприятиях и так далее. 
Централизация капитала на национальном и международном уровне привела к укреплению целого ряда французских компаний в мировом производстве. Химическая компания “Пешине” превратилась в мирового лидера упаковочной продукции, полиграфическая фирма “Ашет” — в ведущего издателя журналов в мире, фирма “Кабль де Лион” вышла на первое место в мире в производстве электрических кабелей. Электротехнический концерн “Томсон” занял первое место в мире по выпуску навигационного оборудования для самолетов, а в Европе — по производству бытовой электроники. “Иметаль” занимает ведущее положение по производству свинца, цинка, никеля в промышленно развитых странах. В Западной Европе компании “Аэроспасиаль” и “Дассо-Бреге” заняли соответственно первое и третье места в авиакосмической промышленности. Упрочились позиции французских компаний среди крупнейших корпораций Западной Европы и мира. В список ста крупнейших компаний вошли 8 французских объединений (1961 г. — 2). 
Французские банки всегда активно участвовали в деятельности промышленных компаний через систему участия во владении акционерным капиталом, используя в том числе холдинговые компании, инвестиционные фонды, личную унию. Процесс переплетения капитала привел к тому, что вся экономика охвачена несколькими финансовыми группами, имеющими широкие международные связи. Это группы “Нариба”, “Союз”, группы Ротшильдов и Ампен-Шнейдеров. Финансовые группы оказывают серьезное влияние на формирование экономической политики. 
Интересы крупнейших компаний при этом отстаивал Национальный совет французских предпринимателей (Патронат), а также различные отраслевые, межотраслевые и региональные организации предпринимателей, являющиеся мощными рычагами давления на правительство. 
Активную роль в экономике страны играет мелкий бизнес. Мелкие и средние предприятия, укрепляя свои позиции в период 1970-80-х гг. Мелкий сектор очень подвижен. 30% регистрируемых предпринимательских единиц терпят крах спустя два года, а каждое второе не дотягивает до пяти лет. Число фирм, терпящих банкротство, высоко. Препятствием в деятельности новых компаний выступает недостаточность накопления первоначального и оборотного капитала. Мелкий сектор в основном ориентирован на сферу услуг и торговли. 
Функционирование экономической системы происходит под мощным воздействием государства на воспроизводственный процесс. По степени развития ГМК, проявляющемся в активном участии государства в регулировании и программировании экономики, в распространении государственной собственности Франция выделяется среди крупнейших промышленно развитых стран. В 1980-е гг. произошло изменение основных направлений экономической политики от дирежизма к неолиберализму, к усилению роли рынка. Большое влияние на экономическую политику оказали изменения в расстановке политических сил на правительственном уровне, что прежде всего проявилось в отношении к государственному сектору. В 1981 г. правительство социалистов провело национализацию 9 крупнейших промышленных компаний и 36 банков. Государственный сектор сосредоточил 28% производства и 16% занятых. Национализация способствовала модернизации и финансовому оздоровлению данных компаний, позволила избежать перехода некоторых фирм под контроль иностранного капитала. Пришедший к власти блок правых и центристских партий в 1986 г. принял программу денационализации 65 крупнейших промышленных, банковских и страховых компаний. В частный сектор были переданы крупнейшие банковские группы “Париба” и “Сосьете женераль”, индустриальные гиганты “Сен-Гобен”, “Компани женераль д'электрисите”, финансовая компания “Тивас”, военно-промышленная компания “Матра”, финансовая группа “Сюэз”. 
Государственный сектор во Франции и в настоящее время является важным инструментом экономической политики. Обновление основного капитала, обеспечение условий воспроизводства во многих отраслях хозяйства непосредственно решается государством. Регулирующая роль государства находит свое яркое выражение в государственном программировании и планировании, которое получило широкое развитие в первые послевоенные годы. С этой целью были созданы официальные органы, среди которых выделяется Комиссариат плана. Разработанные планы ориентировали французскую экономику на освоение новых технологий, структурную перестройку, усиление научно-исследовательских работ. 
Государство активно участвует в развитии НИОКР. На его долю приходится свыше половины общенациональных ассигнований на научно-конструкторские работы. Государство стремится ликвидировать существующий разрыв в научно-техническом потенциале между Францией и другими ведущими странами. Со второй половины 1980-х гг. в экономической политике правительства в качестве приоритетных выдвинулись вопросы, связанные с созданием единого рынка ЕС. К ним относятся структурные преобразования, проведение системы налогообложения и социального обеспечения в соответствии с уровнем Сообщества. Структурные особенности хозяйства влияют на позицию Франции в вопросах интеграции. Обычно она выступает за регулирование тех отраслей, где ее конкурентные позиции не высоки. 
Правительство сократило государственное регулирование экономики и стимулировало частный сектор. С этой целью был отменен валютный контроль, контроль над ценами, снижены налоги, увеличены льготы компаниям. Одним из краеугольных камней экономической политики являлось сдерживание роста заработной платы, благодаря чему потребительские расходы сохранялись на умеренном уровне, а норма прибыли достигла уровня начала 1970-х гг.

Промышленность Франции

Существенную часть ВВП  даёт промышленное производство — 20%, оно обеспечивает 24% рабочих мест, 40% инвестиций и 80% экспорта (данные 2008 года). Франция располагает значительными  запасами полезных ископаемых: железных и урановых руд, бокситов, калийных солей и др. Это создаёт базу для горнодобывающей и тяжёлой  промышленности. По уровню развития цветной  металлургии страна занимает лидирующие места в мировых рейтингах, по выплавке стали находится на третьем  месте в Западной Европе. Основные отрасли: машиностроение (2,6 % мирового производства), химическая (четвёртое  место в мировом экспорте), авиакосмическая (Франция играет ведущую роль в Европейском космическом агентстве), автомобильная (третье место в мире по выпуску автомобилей), пищевая (по объёму экспорта на втором месте в мире после США), радиоэлектронная, информатика, судостроение, электротехническая.  
Относительно незначительную роль в общем объёме экономики, но важную для престижа страны играет производство и продажа предметов роскоши. Одна из наиболее передовых стран в области развития атомной энергетики: свыше 75 % энергии получают на АЭС.

Темпы роста промышленного  производства во Франции, % к предыдущему  году

Источник - CIA World Factbook

Другие показатели экономики Франции

Под влиянием научно-технического прогресса происходят существенные изменения в отраслевой структуре  хозяйства. Сократилось значение промышленности, на долю которой теперь приходится 20% ВВП (1980 г. — 32%). В промышленном производстве выросла доля продукции машиностроения, главным образом за счет прироста в электротехнической и электронной отраслях и, отчасти, в общем машиностроении. Этот структурный сдвиг сопровождался сокращением доли и фактически свертыванием производства в традиционных отраслях. 
Однако во Франции остается еще довольно высоким удельный вес “старых” производств, продукция которых не выдерживает конкуренции на мировом рынке со стороны аналогичной продукции некоторых западных и особенно “новых индустриальных стран”. Большое место занимает пищевая промышленность (12%). Такую долю имеет только Великобритания. 
По доле продукции отраслей машиностроения в промышленном производстве Франция отстает от ведущих стран. Наибольшее отставание отмечается в отраслях, являющихся носителями НТП и обеспечивающих модернизацию производ- ственного аппарата на базе новейшей техники. Это, прежде всего, в производстве станков, ряде отраслей промышленной электроники и средств информатики, микроэлектронной техники. Между тем, Франция значительно отстает от ведущих стран в производстве металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования, уступая ФРГ и Японии по общему объему примерно в 8 раз. Производственная структура станкостроения характеризуется относительно низкой долей прогрессивных видов металлообрабатывающего оборудования. 
Ведущее место в структуре промышленного производства занимают общее машиностроение и транспортное машиностроение. Автомобильная промышленность является одной из основ национальной промышленной структуры. Две крупнейшие в стране компании — частная “Пежо-Ситроен” и государственная “Рено” обеспечивают соответственно 4 и 5% мирового производства легковых автомобилей. 
Французские компании занимают второе место в мире, после Японии, по выпуску энергетического оборудования для электростанций. Франция остается ведущей силой в ракетной промышленности Западной Европы. Проект “Арианспейс” обеспечивает ведущие позиции страны в коммерческих запусках спутников. На его долю приходится примерно 50% мирового космического рынка. 
Переход к энергосберегающему типу производства, высокая зависимость от импорта топливно-энергетических ресурсов вызвали переориентацию в энергетической стратегии. Основное внимание уделялось развитию атомной энергетики, а также альтернативным источникам энергии. Ускоренное развитие ядерной энергетики привело к заметному изменению структуры производства электроэнергии в стране. В 1973 г. на АЭС вырабатывалось 8% всей электроэнергии, на ТЭС — 65% и на ГЭС — 27%, а в 1987 г. доля АЭС уже составила 76%, доля ТЭС снизилась до 7%. Развитие ядерной энергетики позволило поднять степень самообеспеченности Франции в энергии с 25% в 1975 г. до 50% в 1980 г. и 58% в 1987 г. По мере ввода в действие новых АЭС и вывода из эксплуатации ТЭС на жидком топливе, сокращался импорт нефти.

Сельское хозяйство Франции

Сельское  хозяйство является наиболее опекаемой  государством отраслью, хотя основа его  — частное землевладение. Решающую долю продукции дают крупные хозяйства (с наделом 20-100 гектаров), но численно преобладают мелкие и средние. По объёму произведенной продукции  Франция занимает 1-е место в  Западной Европе и 3-е место в мире после США и Канады. Это крупнейший европейский производитель пшеницы, сливочного масла, говядины, сыров (более 400 сортов). Более 50% продукции даёт животноводство (скотоводство). Традиционно высока доля вин в экспорте. Французские  фермеры являются главными противниками внедрения генетически изменённой продукции в Европе, так как  французская продукция традиционно  высоко ценится из-за качества. 
Франция — крупнейший производитель сельскохозяйственной продукции в Западной Европе. На долю сельского хозяйства по состоянию на 2008 год приходилось примерно 2,2% ВВП и 3,8% самодеятельного населения страны, но оно дало 25% продукции в ЕС. Характерной чертой социально-экономической структуры являются достаточно мелкие размеры хозяйств. Средняя площадь земельных угодий — 28 га, что превышает соответствующие показатели многих стран ЕС. В землевладении отмечается большая раздробленность. Более половины хозяйств существуют на собственной земле. Ведущей силой производства выступают крупные хозяйства. Они обеспечивают свыше 2/3 продукции, занимая господствующее положение в производстве практически всех отраслей сельского хозяйства. 
В сельском хозяйстве получили распространение групповые формы ведения хозяйства. Важнейшее место среди них занимают кооперативы, в первую очередь, по использованию сельскохозяйственной техники. Кооперативы действуют во всех сферах производства. В виноделии они обеспечивают 50% продукции, дают 30% овощных консервов, свыше 25% торговли мясом, свыше 40% молочных продуктов. В середине 1960-х гг. появились сельскохозяйственные производственные объединения, которые возникли как выражение стремления мелких и средних производителей выстоять против наступления крупного капитала. 
Управление сельским хозяйством осуществляется как через систему государственных специализированных органов, так и ряда смешанных обществ, в основном отраслевого характера. Государственное регулирование осуществляется в основном путем экономического воздействия. Существует специализированный банк “Креди Агриколь” с отделениями на местах, Фонд экономического и социального развития. Большое влияние на выработку структурной политики оказывает Европейский фонд сельскохозяйственной ориентации. Стимулирующие методы государственного воздействия используются как для расширения производства отдельных культур, укрепления структуры хозяйств, так и сокращения перепроизводства. 
Ведущей отраслью является животноводство, на долю которого приходится 2/3 стоимости аграрной продукции, Франция является первым среди западных стран производителем ячменя и сахара, вторым — пшеницы, вина и мяса. Традиционно известны такие отрасли, как виноградарство, садоводство, устричный промысел. 
Сельское хозяйство высоко индустриализовано. По насыщенности техникой, использованию химических удобрений оно уступает только Нидерландам, Германии и Дании. Техническое оснащение, повышение агрокультуры хозяйств привело к повышению уровня самообеспеченности страны в сельскохозяйственных продуктах. По зерну, сахару он превышает 200%, по сливочному маслу, яйцам, мясу — свыше 100%.

Развитие сельского  хозяйства Франции на современном  этапе

Закон об ориентации французского сельского хозяйства в рамках общей социально-экономической политики страны имеет целью установление паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики  и учитывает: возрастающую роль сельского  хозяйства в развитии французской  экономики и социальной жизни, необходимость  достижения равновесия сельскохозяйственного  рынка страны, а также сельскохозяйственную специфику Франции, ее место в  мире и в ЕС и помощь, предоставляемую  третьим странам; необходимость государственной поддержки доходов сельскохозяйственных производителей, чтобы привести в соответствие социальную ситуацию в отрасли с другими отраслями экономики; необходимость компенсации со стороны государства негативных природных и экономических последствий для сельского хозяйства, которые ставят в зависимость аграрный сектор от других секторов экономики. Аграрная политика Франции создает сельскохозяйственным производителям условия, необходимые для: увеличения объемов сельскохозяйственного производства на основе достижений научно-технического прогресса и рационализации производства за счет оптимизации всех факторов производства, особенно рабочей силы, а также за счет установления обоснованных цен; развития внутренних и внешних рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, обеспечения государственной защиты сельскохозяйственных производителей от монополизма сферы переработки, с одной стороны, а с другой — приоритетной продажи продукции сельского хозяйства отраслям-потребителям; хранения и повышения качества сельскохозяйственной продукции; вознаграждения, эквивалентного получаемому в других отраслях экономики, обеспечения всем занятым в сельском хозяйстве — фермерам, наемной рабочей силе, работникам управления, а также капиталу хозяйств и финансовому капиталу; создания системы социальной защиты в сельском хозяйстве; развития сельскохозяйственного производства с учетом климатических и экономических возможностей каждого региона; содействия развитию семейных хозяйств как такому типу сельскохозяйственных предприятий, который способен использовать лучшие технические достижения. В промышленно развитых капиталистических странах государственное вмешательство в рыночные отношения происходит путем регулирования цен. Эффективность такого вмешательства достигается путем комплексного взаимодействия с другими финансово-экономическими рычагами, такими, как налоги, кредиты, прямые субсидии. Основная цель государственного ценового регулирования — достижение рентабельной работы фермерских хозяйств и получение ими достаточного уровня доходности. Функции посредника в отношениях фермерских хозяйств с государственными органами выполняют во Франции сельскохозяйственные палаты — государственные учреждения, формирующиеся на выборной основе под руководством префектур. Сельскохозяйственные палаты функционируют в качестве консультативных профессиональных организаций при органах государственной власти соответствующих департаментов. Они представляют правительственным властям информацию о состоянии развития сельскохозяйственного производства. Члены сельскохозяйственных палат избираются из числа фермеров, членов их семей, наемных рабочих ферм, землевладельцев, членов кооперативных объединений, кредитных касс и касс взаимного сельскохозяйственного страхования сроком на 6 лет и могут переизбираться на новый срок. Существует также экономический и социальный совет. Практически данный Совет является третьей палатой Франции — Конституционной Ассамблеей. Сотрудники Совета назначаются различными организациями (производственными и общественными) и утверждаются правительством страны сроком на 5 лет, это высококлассные профессионалы, знающие досконально проблемы сельскохозяйственных товаропроизводителей, кооперации, обустройства сельскохозяйственных территорий. Сотрудники Совета участвуют в разработке всех законов, касающихся проблем развития сельского хозяйства страны, а также выполняют экспертную оценку проектов законов. Экономический и социальный совет является совещательным собранием при органах государственной власти.

Внешнеэкономические связи  Франции

Экономика Франции глубоко  встроена в мировое хозяйство. Французским  компаниям в 1980-е гг. удалось несколько  увеличить свою долю в мировом  экспорте (6,5%) и сократить в импорте. Внешняя торговля выступает серьезным  фактором экономического роста. На экспорт  идет около 1/5 ее конечного продукта. В 2010 году объем экспорта соствил 508,7 млрд. долл., а объем импорта - 577,7 млрд. долл.  
Структура французского экспорта имеет определенные особенности. В нем более высокий удельный вес имеют сельскохозяйственные товары и сырье. В настоящее время ликвидирующие позиции во внешней торговле страны занимают машины и оборудование. Наибольший удельный вес в этой группе мировой торговли занимает гражданская авиатехника, электротехническое оборудование и комплектное оборудование для строительства крупных промышленных объектов, различные виды вооружения. 
В 1980-е гг. позиции Франции в торговле многими видами машиностроительной продукции заметно ослабли. Кроме того, за последние 20 лет снизилась доля в мировом экспорте легковых автомобилей, конторского оборудования и вычислительной техники, специального промышленного оборудования, станков, электроприборов. Это в значительной мере определяется особенностями отраслевой структуры хозяйства и характером ее специализации в международном разделении труда, а также снижением конкурентоспособности промышленности. В тоже время по экспорту авиационной техники, локомотивов, вагонов она занимает второе место; автомобилей, химических товаров— третье место; в экспорте военной техники и оружия Франция удерживает второе место в мире после США. Тремя главными статьями экспорта вооружения являются военные корабли, самолеты и армейское вооружение. 
По объему сельскохозяйственного экспорта Франция отстает только от США. На внешних рынках реализуется свыше 1/3 производимой продукции. В аграрном экспорте преобладают “массовые” продукты — пшеница, ячмень, кукуруза, молочные продукты. Доля продуктов высокой степени обработки — кондитерских, мясных изделий, шоколада, консервов — ниже, чем в других ведущих странах. Экспортная специализация Франции значительно уступает другим крупным странам. Так, в общем машиностроении только одно производство относится к высокому уровню специализации (реактивные двигатели) и ряд — к умеренному (насосы, паровые машины, ядерные реакторы, роторные электроэнергетические установки, холодильники, отопительное оборудование, сельхозмашины). 
В последние два десятилетия в экономике Франции значительно возрос импортный компонент (до более 20% ВВП), что связано с усилением международного разделения труда и изменением конкурентоспособности французских товаров. Наиболее высока доля импорта в производстве продукции машиностроения и химической промышленности (40—60%). Это в значительной мере связано с особенностями развития научно-технического потенциала страны и внедрением научных достижений в производство. 
Многие французские компании относятся к рынку ЕС как своему внутреннему. Свыше 60% экспорта направляется в страны ЕС. Это самая крупная доля среди четырех ведущих стран Западной Европы. Главным торговым партнером Франции в этом регионе по данным на 2008 год выступает Германия, на которую приходится 15% экспорта и 19% импорта. На втором месте Испания (9% экспорта и 7% импорта), далее Италия (8% экспорта и 8% импорта), Бельгия (7% экспорта и 11% импорта) и Нидерланды (4% экспорта и 7% импорта). Среди других стран важным торговым партнером выступают США (6% экспорта и 4% импорта). Доля развивающихся стран в торговле страны сократилась. Недостатком географической структуры внешней торговли является значительная ориентация экспорта в страны с медленно расширяющимися рынками. 
Французские компании прилагают большие усилия для расширения внешнеэкономической экспансии. Важным средством ее выступает экспорт капитала. На долю Франции приходится 5% общего объема заграничных прямых инвестиций. При этом в 1980-е гг. произошло сокращение ее доли. 
Экспорт капитала заметно переориентировался на промышленно развитые страны, где основным объектом приложения капитала является Западная Европа, но значение ее уменьшилось. В 1960 г. на страны Западной Европы приходилось 86,4% французских прямых инвестиций, а в 1986 г. их доля снизилась до 57%. За этот же период резко возрос удельный вес США — с 5,4% до 36,5%. В 1980-е гг. французские компании вышли на шестое место среди иностранных инвесторов в США. В основном их инвестиции сосредоточены там в старых отраслях — металлургии, угольной, химической, нефтяной промышленности и производстве автомобильных шин. В Западной Европе основные объемы французского капитала инвестированы в ФРГ и Великобритании. 
В развивающихся странах сосредоточено примерно 30% общего объема прямых инвестиций, что выше доли других стран. Африканский континент занимал ранее и продолжает занимать особое место. На его долю приходится свыше 50% французских инвестиций в “третьем мире”. В основном они сосредоточены в странах зоны франка. Помимо сырьевых отраслей инвестирование осуществляется в обрабатывающие производства путем налаживания сборочных или автономных предприятий с ориентацией на местный рынок. 
Франция также является крупным импортером капитала. Ведущее место среди иностранных фирм занимают американские (48%). Инвестиции каждой в отдельности европейской страны значительно уступают им. 
Крупный приток иностранного капитала начался в 1960-е гг. На долю зарубежных фирм приходится более 1/4 суммарного оборота и около 1/3 товарного экспорта. 
Структурные особенности хозяйства влияют на позицию Франции в вопросах интеграции. Обычно она выступает за регулирование тех отраслей, где ее конкурентные позиции не высоки. 
В 1990-2000-х гг. правительство сократило государственное регулирование экономики и стимулировало частный сектор. С этой целью был отменен валютный контроль, контроль над ценами, снижены налоги, увеличены льготы компаниям. Одним из краеугольных камней экономической политики являлось сдерживание роста заработной платы, благодаря чему потребительские расходы сохранялись на умеренном уровне, а норма прибыли достигла уровня начала 1970-х гг.

Основные макроэкономические показатели Франции

Французское статистическое бюро Insee сообщило, что ВВП Франции по итогам 2010 года вырос на 1,5% после падения на 2,7% в 2009 году. Дефицит бюджета страны в прошлом году составил 136,5 миллиарда евро, или 7,1% ВВП. В свою очередь, госдолг страны в рассматриваемый период возрос до 82,3% ВВП против 81,7% ВВП в 2009 году. ВВП страны за первый квартал 2011 года вырос на 0,9% по сравнению с ростом 0,3% в четвертом квартале 2010 года. При этом рост реальных потребительских расходов в январе-марте текущего года ускорился до 0,6% против 0,4%, темпы увеличения объемов экспорта возросли до 1,4% после увеличения на 0,3% в четвертом квартале 2010 года, а объем импорта вырос на 2,7% после спада на 0,7% кварталом ранее. 
Экономика Франции во II квартале 2011 года не изменилась по сравнению с предыдущими тремя месяцами. Нулевой рост ВВП, по мнению экспертов, может заставить президента Николя Саркози пойти на значительное сокращение бюджетных расходов и отказаться от отмены налогов. Падение потребления домохозяйствами во II квартале 2011 года на 0,7% — стало основной причиной отсутствия роста ВВП. 
Объем промышленного производства во Франции в июне 2011 года снизился на 1,6% в месячном исчислении, - сообщило статистическое агентство Insee. В годовом выражении показатель увеличился на 2,3%. Опрошенные агентством Bloomberg эксперты прогнозировали, что в июне показатель снизится на 0,7%. В мае промпроизводство во Франции увеличилось на 1,9%.

     


На сегодняшний  день Франция переживает серьезные структурные проблемы, - говорится в очередном исследовании «Индекс дефолта» Центра европейской политики в Фрайбурге (Германия) и германской деловой газеты Handelsblatt. Наибольшие опасения вызывает экономика Италии, считают экономисты: с 2011 года к концу 2010 индикатор дефолта сократился с 6,2 пункта до – 0,6 пункта. 
Если в 2001–2003 годах Франция была нетто-экспортером капитала и вкладывалась в зарубежные активы, то с 2004 года ситуация изменилась: страна стала нетто-импортером капитала и с этого момента начала наращивать долг. В 2010 году потребность в капитале французской экономики была уже на уровне 3,8% ВВП с дефицитом бюджета в 74 млрд евро. Инвестиции составляли до 2005 года в среднем 4% ВВП и достигли 5% к 2008 году, однако с этого момента они начали падать — до 3,2% в 2010 году. 
Страны, «импортирующие капитал», должны максимально направлять его на инвестиции, увеличивающие производственные мощности, отмечает Handelsblatt: только такие инвестиции в будущем приносят доход, с помощью которого может быть погашен внешний долг. Индекс дефолта Франции, за исключением стагнации в 2006 и 2007 годах, постоянно снижался, и в 2010 году впервые упал ниже ноля. Это означает, что расходы на потребление превышали доходы на внутреннем рынке, говорится в исследовании. Этот разрыв оценивается в 2010 году как минимум в 0,6% ВВП — 12 млрд евро. 
Негативная динамика индекса предполагает снижение кредитоспособности Франции по сравнению с прежними уровнями, опасаются эксперты. «Без фундаментальных реальных экономических реформ Франции в среднесрочной перспективе грозит потеря кредитоспособности», — говорится в материалах Центра европейской политики. Кроме того, французские банки являются одними из главных держателей греческих долговых бумаг: по данным Банка международных расчетов, к концу 2010 года объем долгов Греции перед ними достигал 53 млрд долларов, в том числе по гособлигациям — 15 млрд долларов. Франция, таким образом, впервые очутилась в той же категории риска, что Италия и Испания.

Туризм

 Франция — самая  посещаемая страна в мире. Это  вполне оправдано, так как страна  богата разнообразными памятниками  и достопримечательностями, ценимыми  туристами и зачастую уникальными.

Представление о богатстве  культурно-исторического потенциала страны дает перечень объектов, занесенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Но наличие в стране ресурсного потенциала, даже самого богатого, недостаточно для развития туризма. Наряду с природным и историко-цивилизационным факторами, важной предпосылкой туристской деятельности является высокий уровень социально-экономического развития страны.  

 

1.         Социально-экономические предпосылки и особенности истории развития туризма во Франции

Франция является одной из самых высокоразвитых стран мира. Мощная индустрия и высокотехнологичное  производство позволяют Франции  создавать туристские проекты любой  сложности и капиталоемкости.

Во Франции насчитывается  около 40 тыс. культурных памятников. Но не только они притягивают огромное количество туристов. Национальные традиции и обряды, ремесла, гастрономическое искусство, а также различные  культурные события – вот что, как правило, привлекает большое  число посетителей. Это различные  карнавалы и фестивали, праздники  и другие события.

Франция является лидером  по количеству принимаемых туристов — в 2007 году страну посетило более 80 млн. человек. Кроме того, ежегодно принимается  не меньшее количество экскурсантов.

После Второй мировой войны Франция сразу же стала прилагать усилия к привлечению иностранных туристов. Для этой цели был разработан и осуществлен целый ряд мероприятий. Франция стала первой страной в Европе, которая провозгласила политику «открытых дверей». Для туристов из ряда стран были упразднены въездные визы. Активно восстанавливалось гостиничное хозяйство. Был введен «туристский курс» обмена иностранной валюты. При проезде по железной дороге иностранным туристам предоставлялась скидка. Но, несмотря на льготы, Франция была одной из самых «дорогих» стран для туристов. Именно по этой причине с 60-х годов наметилась тенденция сокращения продолжительности пребывания иностранных туристов во Франции. Одновременно с этим значительно больше французов стало выезжать за границу, рост туристических расходов был выше, чем прирост доходов от международного туризма.

Ухудшение экономических  показателей туризма стало вызывать серьезное беспокойство правительства  и деловых кругов Франции. Поэтому  в программе экономического и  социального развития на 1966-1970 гг. был  отведен специальный раздел мерам  по сдерживанию роста дефицита туристского  баланса. Разработан ряд мер на привлечение  иностранных туристов и сокращение выезда французских туристов за границу. Открылись новые учебные заведения  по подготовке кадров для индустрии  туризма, много внимания и средств  уделялось улучшению автомобильных  дорог. В конце 60-х годов был  принят и реализован план развития прибрежного и сельского туризма  на юго-западном побережье Франции. В 1967 г. в Париже было основано «Общество  по развитию национального туризма» с целью отвлечения французских  туристов от поездок за границу.

В 70-80-е гг. въездной туризм во Франции развивался достаточно быстрыми темпами. В 1985-1994 гг. среднегодовой прирост  туристских прибытий составил 4,7 %, а  доходов - 13,1 %. В настоящее время  Франция имеет положительное  туристическое сальдо. В стране создана  современная индустрия туризма. После принятия Шенгенского соглашения и отмены визового режима между странами Объединенной Европы все больше туристов предпочитает посещать Францию в уик-энд, а длительные отпуска проводить в других странах.

2.         Государственная политика в сфере туризма. Организация туристской деятельности

Система государственного регулирования  туристской деятельности во Франции  имеет сложную организационную  структуру. Ее возглавляет министр  туризма, наделенный аудиторскими и  контрольными полномочиями. Ему подчиняется  Генеральная инспекция по туризму. Она выполняет представительские  функции, контролирует работу иностранных  туристских офисов во Франции и французских  — за границей, осуществляет надзор за деятельностью других туристских организаций, а также отслеживает  ситуацию на французском и зарубежных туристских рынках.

При министре туризма образован  Национальный совет по туризму в  составе 200 человек. Этот консультативный  орган объединяет представителей отрасли, играя важную консолидирующую роль. Он выполняет наблюдательную, совещательную  и согласительную функции. Национальный совет участвует в разработке государственной политики, обсуждении проектов, законодательных актов  и других вопросов в области туризма.

Неоднократные управленческие реформы во Франции увенчались разделением  функций контроля и исполнения в  области туризма. Для претворения  в жизнь основных направлений  развития туризма во Франции, определяемых министром туризма, создана национальная туристская администрация — Управление туризма и его подразделения  на местах. Управление разрабатывает  и проводит государственную политику в области туризма. Оно, в частности, регламентирует туристскую деятельность на основе специальных нормативных  документов (положения о классификации  туристских объектов и др.), осуществляет сбор, систематизацию и распространение  статистической информации о туризме, реализует социальные программы  по обеспечению отдыха населения, занятости  в сфере туризма и подготовке кадров для туристской индустрии, координирует деятельность различных туристских организаций.

Среди организаций, вносящих большой вклад в развитие национального  туризма, важное место занимает "Дом  Франции". Он был создан в 1987 г. под  началом министра туризма. Особая форма  его организации — объединение  с экономической целью — выбрана  не случайно. Государство, частные предприятия  и ассоциации туристской индустрии  и других отраслей - все они руководствуются  общим экономическим интересом  в расширении внутренних и въездных туристских потоков и, как следствие, увеличении доходов от туризма. Для  этого они сконцентрировали силы и средства в "Доме Франции" на принципах государственно-частного партнерства. "Дом Франции" имеет  головной офис в Париже и 33 региональных бюро в 28 странах мира, в том числе  в России. Они формируют привлекательный  образ Франции и продвигают страну как туристское направление в  мире.

Другая организация —  ОДИТ Франс — в форме "объединения  с пользой для общества" образована при министре туризма для проведения исследований в области туризма, мониторинга туристского рынка, предоставления консалтинговых услуг  и проведения экспертизы туристских проектов.

План повышения качества туристского обслуживания, инициированный министром туризма, стал действенным  инструментом консолидации всех заинтересованных сил — работников туристского  бизнеса, их профессиональных объединений, органов управления на местах, которые  участвовали в его реализации, начиная с определения условий  присвоения марки и заканчивая ее рекламой. Был разработан логотип  марки, отразивший главную идею —  Франция в центре борьбы за качество обслуживания. Он выполнен в виде "Q" — начальной буквы слова "качество" (qualite), в центр которой помещен контур страны. Марка качества присваивается предприятиям туристской индустрии, которые соблюдают санитарные нормы и правила безопасности, отвечают установленным классификационным требованиям, прибегают к независимым внешним аудиторским проверкам качества обслуживания, выполняют национальные добровольно взятые обязательства (всего их 96) по повышению качества, соответствующим образом реагируют на рекламации клиентов. Марка качества присваивается министром туризма по представлению отборочной комиссии. Деятельность туристских предприятий, действующих под маркой качества, строго контролируется. Помимо независимых аудиторских проверок, которые организуют сами предприятия как непременное условие для получения отличительного знака, государство со своей стороны осуществляет контроль, и в случае несоответствия установленным требованиям может лишить предприятие марки.

Марку качества имеют отели  трех международных брендов "Ибис", "Меркур" и "Новотель", Национальная федерация средств размещения "Ложи де Франс", Ассоциация рестораторов Франции и др.

В 2003 г. французское правительство  приняло национальную стратегию  устойчивого развития, составной частью которой является устойчивое развитие туризма. В этом контексте проблема качества в туризме приобретает более широкий смысл: получение социальных и экономических эффектов от туристской деятельности при рациональном использовании природных ресурсов и снижении ущерба окружающей среде. Работа в этом направлении началась еще в 2000 г., когда Франция председательствовала в Евросоюзе. Тогда на общеевропейском уровне было принято решение о более тесной кооперации 15 стран — членов ЕС в целях устойчивого развития туризма и реализации соответствующих пилотных проектов в городах, горных и приморских курортах, сельских местностях. Начиная с 2002 г. ежегодно проводится европейский форум по туризму, на котором обсуждаются инициативы и налаживается диалог между государственным и частным секторами в области устойчивого развития туризма.

Большое внимание во Франции  уделяется организации туризма  лиц с ограниченными физическими  возможностями.

Туризм является одним  из объектов региональной политики во Франции. Развитие туризма способствует сглаживанию территориальных различий в стране, укреплению ее целостности. В этой связи региональная политика в области туризма проводится не только в традиционных туристских районах Франции, где он выступает  важным фактором экономического роста, но и в менее известных районах, где туристская индустрия создает  дополнительные рабочие места.

Отношения между Центром  и регионами строятся на договорной основе. Раз в пять лет регионы  заключают договоры с Центром, в  том числе в области туризма. В них определяются основные направления  работы на предстоящий период и выделяемые суммы финансирования.

На локальном уровне государство  всемерно поощряет местные инициативы и проекты туристского обустройства территорий, которые рассчитаны на привлечение внутренних и иностранных  посетителей и базируются на принципе качества.

Важным направлением государственной  политики в области туризма является создание положительного образа страны как туристского направления  и его продвижение на мировом  рынке путешествий. Во Франции эти  задачи решаются посредством повышения  качества туристских продуктов, с которым  должен ассоциироваться образ этой страны. Такая идея заложена в маркетинговой  стратегии на 2005—2010 гг., разработанной "Домом Франции".

Кроме маркетинговой стратегии, "Дом Франции" обновил проводимые им акции и кампании. Одна из них  — кампания "Добро пожаловать во Францию", направленная на привлечение  иностранных туристов. Другая акция  нацелена на продвижение приморских районов Франции как внутри страны, так и за ее пределами.

Франция является одним из инициаторов создания Евросоюза. Расширение и углубление интеграционных процессов  стало мощным фактором развития туризма  в регионе и модернизации французской  индустрии туризма.

Переход на единую европейскую  валюту — евро оказало сильное  влияние на развитие французского туристского  рынка. Франция была в числе 12 стран, образовавших Еврозону. Эта зона в 2000 г. охватила рынок с более чем 300 млн. потенциальных потребителей туристских продуктов и 1,8 млн. туристских ночевок. Введение евро в обращение  способствовало активизации туристской деятельности во Франции, несмотря на крайне неблагоприятный фон —  экономический спад, войну в Ираке, эпидемию атипичной пневмонии, препятствовавших развитию туризма в мире. Оно сопровождалось уменьшением государственного вмешательства в сферу туризма и перестройкой туристской индустрии страны — гостиничного, транспортного и туроператорского секторов. С переходом на евро снизились риски, связанные с валютными операциями, упали издержки по финансовым операциям, возросла устойчивость европейских финансовых рынков. Возросшая прозрачность цен и обострение конкурентной борьбы привели к снижению цен на туристские поездки и расширению туристского потребления, как внутреннего — в пределах Еврозоны, так и внешнего — со стороны прибывающих в Еврозону иностранных туристов.

Франция развивает международное  сотрудничество по нескольким направлениям: в области организации и регулирования  туристской деятельности, в сфере  профессионального туристского  образования, в сфере экономики  туризма, в области продвижения  Франции на туристском рынке.

Франция играет видную роль в международных организациях, особенно ЮНВТО и Международном бюро по социальному туризму (БИТС).

В стране создана современная  инфраструктура туризма. Насчитывается  около 197 тыс. предприятий туристского  профиля, в том числе 39 тыс. отелей и иных средств коллективного  размещения, 106 тыс. ресторанов, 47 тыс. кафе, 4 тыс. турагентств. В туристский сектор вкладываются значительные инвестиции, основная часть которых была направлена в гостинично-ресторанный комплекс.

3.         Французская модель развития туризма

Характерной особенностью последнего периода развития туризма стала  так называемая горизонтальная интеграция капиталов на рынке. Концентрация и  централизация капитала на национальном и международном уровне и протекающий  одновременно процесс интернационализации  производства и капитала в индустрии  туризма Франции привели к  образованию мощных туристских транснациональных  компаний и укреплению их позиций  на глобальном туристском рынке. Основой  интеграции во Франции явились средства размещения. Французская модель организации  отдыха получила поистине идеальное  воплощение в "Средиземноморском  клубе"— цепи туристских деревень, создающих особую атмосферу взаимопонимания  и единения отдыхающих, обеспечивающих высокий уровень обслуживания, предоставляющих  широкий выбор спортивных развлечений  и работающих по принципу "все  включено". Кроме 130 клубных отелей, в распоряжении компании имеется  сеть обслуживающих одноименных  турагентств и субагенты.

4.         География туризма во Франции

Французы - высокообеспеченная нация, которая входит в группу стран лидеров по выездному туризму. Однако великолепные внутренние рекреационные ресурсы позволяют сдерживать темпы развития выездного туризма. В настоящее время более 80 % французов проводят свои отпуска внутри страны. Существуют четко выраженные пики отпускных периодов: производственные отпуска и школьные каникулы в июле-августе, короткие рождественские каникулы, каникулы в феврале и во время Пасхи. Французские туристы отдают предпочтение Испании, Италии, Великобритании, Германии. Из отдаленных регионов приоритеты французов ориентированы на США, бывшие французские колонии в Африке, французские заморские департаменты и территории (Гваделупа и Мартиника, Французская Полинезия и Новая Каледония, о. Реюньон). Выездной туризм в последние 30 лет развивается значительно меньшими темпами, чем въездной.

Развитие внутреннего  туризма во Франции сталкивается с двумя основными проблемами — сокращением продолжительности  пребывания в местах назначения и  сезонностью туристского спроса. Туристские поездки становятся менее  длительными, но более частыми.

Франция - самая посещаемая страна Европы и мира. С 1950 по 2005 г. объем  въездного туристского потока в  эту страну возрос в 25 раз, с 3 млн. до 76. Франция традиционно сильно вовлечена  во внутрирегиональный туристский обмен. На страны этого региона, в основном соседние государства — члены ЕС, приходится 90% международных туристских прибытий. Больше всего туристов приезжает из Великобритании, Германии, Италии, Швейцарии, Испании и Нидерландов. Значительными источниками доходов являются также японский и американский рынки.

В 1990-е гг. наибольшей популярностью  среди иностранных туристов пользовался  отдых на Французской Ривьере, на втором месте — посещение Парижа, затем занятия горными видами спорта в Альпах, а также купально-пляжный  туризм на побережье Атлантики в  Аквитании и Средиземного моря в  районе Лангедок-Руссильон. В начале XXI в. отчетливо прослеживается тенденция к проникновению туристских потоков вглубь страны. Иностранные туристы едут не только на Лазурный Берег и горнолыжные курорты в Альпах, но посещают внутренние районы (прежде всего Бургундию) и открывают для себя исконную Францию, восторгаясь великолепными замками и дворцами в долине Луары.

Дальнейшее развитие индустрии  въездного туризма во Франции  зависит от решения ряда проблем. Являясь мировым лидером по числу  международных туристских прибытий, она занимает лишь третью позицию  по объему поступлений от международного туризма, и положительное сальдо ее платежного баланса по статье "Туризм" постоянно уменьшается. Поездки  в страну становятся все более  короткими, а конкуренция со стороны  новых туристских направлений усиливается.

В перспективе позиции  Франции на мировом туристском рынке  будут зависеть от того, сможет ли она  привлечь новые категории клиентов, в частности многочисленных транзитных туристов, следующих в Испанию, Португалию и Италию через ее территорию. В  этом направлении Франция уже  предприняла ряд шагов. Она определила перспективные туристские рынки (Южная Америка, Центрально-Восточная Европа и Россия, Азия (Китай, Индия, страны Юго-Восточной Азии), Ближний Восток, ЮАР) и приступила к их освоению, значительно расширила спектр предлагаемых туристских продуктов (деловой туризм, природоориентированный туризм, культурно-познавательный туризм, специальные виды туризма). Особое значение в плане укрепления позиций Франции как туристского направления имеет государственная поддержка отрасли и продвижение национального туристского продукта за рубежом.

заключение

Во Франции сосредоточено  огромное количество культурных ценностей, страна обладает прекрасными природными условиями, а также множеством мест, связанных с жизнью и деятельностью  различных исторических личностей. На развитие на туризма воздействуют социально-экономические и экономико-географические факторы, такие как высокий уровень общеэкономического развития, растущие доходы населения, высокая урбанизированность, наличие необходимой транспортной и социальной инфраструктуры, а также относительная близость к другим основным туристским регионам мира, высокий уровень индустрии туризма, большой опыт его организации, а также политические факторы. Организации туризма во Франции уделяется огромное внимание со стороны государства.

Франция – самая посещаемая страна в мире. Эта страна имеет  огромные возможности для развития практически всех видов туризма. Система государственного регулирования туристской деятельности во Франции имеет сложную организационную структуру. Ее возглавляет министр туризма, наделенный аудиторскими и контрольными полномочиями. Ему подчиняется Генеральная инспекция по туризму. Она выполняет представительские функции, контролирует работу иностранных туристских офисов во Франции и французских — за границей, осуществляет надзор за деятельностью других туристских организаций, а также отслеживает ситуацию на французском и зарубежных туристских рынках.

При министре туризма образован  Национальный совет по туризму в  составе 200 человек. Этот консультативный  орган объединяет представителей отрасли, играя важную консолидирующую роль. Он выполняет наблюдательную, совещательную  и согласительную функции. Национальный совет участвует в разработке государственной политики, обсуждении проектов, законодательных актов  и других вопросов в области туризма.

Неоднократные управленческие реформы во Франции увенчались разделением  функций контроля и исполнения в  области туризма. Для претворения  в жизнь основных направлений  развития туризма во Франции, определяемых министром туризма, создана национальная туристская администрация — Управление туризма и его подразделения  на местах. Управление разрабатывает  и проводит государственную политику в области туризма. Оно, в частности, регламентирует туристскую деятельность на основе специальных нормативных  документов (положения о классификации  туристских объектов и др.), осуществляет сбор, систематизацию и распространение  статистической информации о туризме, реализует социальные программы  по обеспечению отдыха населения, занятости  в сфере туризма и подготовке кадров для туристской индустрии, координирует деятельность различных туристских организаций.

Среди организаций, вносящих большой вклад в развитие национального  туризма, важное место занимает «Дом Франции». Он был создан в 1987 г. под  началом министра туризма. Особая форма  его организации — объединение  с экономической целью — выбрана  не случайно. этиловый эфир уксусной кислоты. Государство, частные предприятия и ассоциации туристской индустрии и других отраслей - все они руководствуются общим экономическим интересом в расширении внутренних и въездных туристских потоков и, как следствие, увеличении доходов от туризма. Для этого они сконцентрировали силы и средства в «Доме Франции» на принципах государственно-частного партнерства. «Дом Франции» имеет головной офис в Париже и 33 региональных бюро в 28 странах мира, в том числе в России. Они формируют привлекательный образ Франции и продвигают страну как туристское направление в мире.

Другая организация —  ОДИТ Франс — в форме «объединения с пользой для общества» образована при министре туризма для проведения исследований в области туризма, мониторинга туристского рынка, предоставления консалтинговых услуг  и проведения экспертизы туристских проектов.

Деятельность ряда туристских организаций во Франции носит  социальный характер, отражая одну из главных особенностей национальной модели экономики - ее ярко выраженную социальную ориентацию. В 1999 г. по инициативе министра туризма была образована общественная организация «Фонд солидарности с отпускниками» для оказания адресной помощи отдельным категориям граждан, которые испытывают финансовые затруднения и не могут отдохнуть  в отпускной период. В 2005 г. в ее рядах насчитывалось 760 членов. В  ней были представлены предприятия  гостиничного хозяйства, транспортные компании, в том числе национальный авиаперевозчик «Эр Франс», туристские ассоциации, заводские комитеты, местные  сообщества, а также Национальное агентство отпускных чеков, Министерство по делам молодежи и спорта и Министерство по социальным вопросам. Они аккумулируют свободные денежные средства и расходуют  их целевым образом, дотируя отдых  малоимущих семей. Через гуманитарные организации, комитеты по делам безработных, органы социальной защиты на местах эти  семьи могут приобрести соответствующие  пакеты услуг по специальным низким расценкам и тем самым реализовать  гражданское право на отдых.

Центральное место в системе  социального (дотируемого) туризма, доступного всем и каждому, во Франции занимает Национальное агентство отпускных  чеков. Это государственное учреждение с правом ведения коммерческой деятельности было создано в 1982 г. Оно имеет  двойное подчинение — министру туризма  и министру экономики и финансов. Управление Национальным агентством осуществляет административный совет, в состав которого входят представители профсоюзных  комитетов, работодателей, трудовых коллективов, поставщиков услуг и др. Национальное агентство выпускает отпускные  чеки — платежно-расчетное средство, вводимое в обращение для оказания адресной помощи туристам и обеспечения  доступности отдыха всем слоям населения.

Другое направление деятельности Национального агентства не столь  известное — продвижение территорий, менее привлекательных в туристском отношении. В результате более половины туристских компаний, включенных в  систему социального страхования  и работающих с отпускными чеками, расположены в сельских районах  или специализируются на природоориентированном туризме. Кроме того, Национальное агентство финансирует объекты социального туризма — кемпинги, и небольшие гостевые дома, рассчитанные на прием малообеспеченных граждан.

В 1959 г. во Франции был создан Национальный комитет, позднее реорганизованный в Совет по озеленению городов  и сельских населенных пунктов. Его  деятельность, направление которой  отражено в названии организации, нацелена на повышение качества жизни населения  и привлечение туристов. Поэтому  Совет возглавляет министр туризма. Совет вместе с органами власти в  регионах, департаментах и коммунах Франции регулярно проводит конкурс  среди населенных пунктов страны на звание лучшего по озеленению.

Государственная политика в  области туризма во Франции строится на основе консолидации всех заинтересованных сил в разных формах, на разных условиях и с разными целями. Одним из недавних шагов в этом направлении  стало образование в 2004 г. Межведомственного  комитета по туризму для решения  главной задачи, поставленной правительством, — сохранить за Францией лидирующие позиции на мировом рынке туризма.

На рубеже столетий Франции  как мировой туристской державе  был брошен вызов со стороны основных ее конкурентов. Ответом в 2003 г. стал План повышения качества туристского  обслуживания, инициированный министром  туризма. Он нацелен на усиление привлекательности  Франции: рост частоты ее посещений  туристами и продолжительности  их пребывания в стране, а также  увеличение поступлений от туризма. Все это будет способствовать созданию новых рабочих мест на предприятиях туристский индустрии. Согласно Плану, средства размещения, рестораны, туристские информационные офисы, турагентства, транспортные компании, чья деятельность направлена на утверждение более высоких  стандартов обслуживания, удостаиваются  марки качества. Благодаря этой марке  они получают конкурентные преимущества, что вынуждает другие предприятия  следовать их путем.

План стал действенным  инструментом консолидации всех заинтересованных сил — работников туристского  бизнеса, их профессиональных объединений, органов управления на местах, которые  участвовали в его реализации, начиная с определения условий  присвоения марки и заканчивая ее рекламой. Был разработан логотип  марки, отразивший главную идею —  Франция в центре борьбы за качество обслуживания. Он выполнен в виде «Q»  — начальной буквы слова «качество» (qualite), в центр которой помещен контур страны. Сине-бело-голубой цвет знака напоминает французский триколор. Знак вывешивается при входе в туристское предприятие.

Марка качества присваивается  предприятиям туристской индустрии, которые  соблюдают санитарные нормы и  правила безопасности, отвечают установленным  классификационным требованиям (например, категории 3* для отелей), прибегают  к независимым внешним аудиторским  проверкам качества обслуживания, выполняют  национальные добровольно взятые обязательства (всего их 96) по повышению качества, соответствующим образом реагируют  на рекламации клиентов. Марка качества присваивается министром туризма по представлению отборочной комиссии.

Деятельность туристских предприятий, действующих под маркой качества, строго контролируется. Помимо независимых аудиторских проверок, которые организуют сами предприятия  как непременное условие для  получения отличительного знака, государство  со своей стороны осуществляет контроль, и в случае несоответствия установленным  требованиям может лишить предприятие  марки.

Марку качества имеют отели  трех международных брендов «Ибис», «Меркур» и «Новотель», Национальная федерация средств размещения «Ложи де Франс», Ассоциация рестораторов Франции и др.

В 2003 г. французское правительство  приняло национальную стратегию  устойчивого развития, составной  частью которой является устойчивое развитие туризма. В этом контексте  проблема качества в туризме приобретает  более широкий смысл: получение  социальных и экономических эффектов от туристской деятельности при рациональном использовании природных ресурсов и снижении (нейтрализации) ущерба окружающей среде. Работа в этом направлении  началась еще в 2000 г., когда Франция  председательствовала в Евросоюзе. Тогда на общеевропейском уровне было принято решение о более  тесной кооперации 15 стран — членов ЕС в целях устойчивого развития туризма и реализации соответствующих пилотных проектов в городах, горных и приморских курортах, сельских местностях. Начиная с 2002 г. ежегодно проводится европейский форум по туризму, на котором обсуждаются инициативы и налаживается диалог между государственным и частным секторами в области устойчивого развития туризма.

Большое внимание во Франции  уделяется организации туризма  лиц с ограниченными физическими  возможностями. По Закону 1998 г. «О борьбе с исключениями» они имеют  равные с другими гражданами права  на отдых, как и на медицинское  обслуживание, образование и работу. Президент Франции Жак Ширак  поставил задачу всестороннего вовлечения этих лиц в общественную жизнь  страны. Следуя данной установке, туристские организации и предприятия приступили к совершенствованию инфраструктуры туризма с учетом ограниченных возможностей инвалидов.

Следует также отметить активную роль Франции в борьбе с сексуальной  эксплуатацией детей в туризме.

Туризм является одним  из объектов региональной политики во Франции. Развитие туризма способствует сглаживанию территориальных различий в стране, укреплению ее целостности. В этой связи региональная политика в области туризма проводится не только в традиционных туристских районах Франции, где он выступает  важным фактором экономического роста, но и в менее известных районах, где туристская индустрия создает  дополнительные рабочие места.

Отношения между Центром  и регионами строятся на договорной основе. Раз в пять лет при принятии очередного пятилетнего плана развития страны регионы метрополии, заморские  департаменты и территории, территориальные  единицы с особым статусом заключают  договоры с Центром, в том числе  в области туризма. В них определяются основные направления работы на предстоящий  период и выделяемые суммы финансирования. В договоре на 2000—2006 гг. министр  туризма установил следующие  приоритеты:

- повышение качества обслуживания  и коммерциализации средств размещения  туристов;

- оценка экономического  вклада туристской индустрии  с учетом прямых и косвенных  эффектов;

- адаптация туристских  предприятий к изменениям на  рынке;

- обеспечение всем гражданам  права на отпуск;

- усиление туристской  привлекательности территорий на  основе их устойчивого развития, т.е. таких моделей организации  территории, систем инвестирования  и оживления рынка, которые  позволят повысить деловую активность  и занятость населения при  всемерном учете экологических  требований.

На локальном уровне государство  всемерно поощряет местные инициативы и проекты туристского обустройства территорий, которые рассчитаны на привлечение внутренних и иностранных  посетителей, базируются на принципе качества и способствуют объединению всех заинтересованных сил.

Важным направлением государственной  политики в области туризма является создание положительного образа страны как туристского направления  и его продвижение на мировом  рынке путешествий. Во Франции эти  задачи решаются посредством повышения  качества туристских продуктов, с которым  должен ассоциироваться образ этой страны, а также развития цепочек  добавленной стоимости в индустрии  туризма. Такая идея заложена в маркетинговой  стратегии на 2005—2010 гг., разработанной  «Домом Франции».

Кроме маркетинговой стратегии  «Дом Франции» обновил проводимые им акции и кампании. Одна из них  — кампания «Добро пожаловать во Францию» (Bienvenue en France), направленная на привлечение иностранных туристов. Она адресована 72 тыс. профессионалов турбизнеса и осуществляется с использованием новых эффективных приемов - поощрение тех из них, кто отличился в продвижении туристского образа Франции за ее пределами, и проведение широкомасштабных рекламных акций в средствах массовой информации и Интернете, свидетельствующих о приоритете развития въездного туризма в стране. Эту кампанию поддержали ведущие туристские предприятия и организации — национальный авиаперевозчик «Эр Франс», фирма по прокату автомобилей «Херц», гостиничная цепь «Аккор», тематический парк «Парижский Диснейленд», Региональный комитет по туризму Иль-де-Франс и др. Деятельность многих из них в деле развития въездного туризма во Франции отмечена престижной профессиональной наградой «Звезда приема».

Другая акция нацелена на продвижение приморских районов  Франции как внутри страны, так  и за ее пределами — на немецком и британском рынках путешествий. Ее инициатором выступил Приморский клуб при «Доме Франции», объединяющий 36 курортов.


 

 

 

 

 

 

Франция может быть не отличается большими размерами, однако по количеству великолепных пляжей сравниться с ней могут очень немногие. Знаменитые средиземноморские пляжи Франции страны известны на весь мир, ежегодно привлекая сюда тысячи туристов со всех уголков земного шара. После того как в 1946 году прошел первый Каннский фестиваль, пляжи Франции стали очень популярны, теперь к Ривьере относились, как к столице загара, купальников и бикини. Пляжи в Сан-Тропе, Антибах, пляжи в Каннах, Ницце и другие пляжи на Лазурном берегу теперь ассоциируются с местом элитного отдыха. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список Международного валютного фонда (2011)

Место

Страна

ВВП по ППС $млрд

 Земля

78852,864

 Европейский союз

15788,584

1

 США

15064,816

2

 КНР

11316,224

3

 Индия

4469,763

4

 Япония

4395,600

5

 Германия

3089,471

6

 Россия

2376,470

7

 Бразилия

2309,138

8

 Великобритания

2253,585

9

 Франция

2216,769

10

 Италия

1828,601


   

 

 

 

 

 

 

ВВП(номинальный)

1.646 трл. евро, то есть 84.5% ВНП страны. Данные на 30.06.2011 [1] (2011)

ВВП по ППС

2,097 триллион (2008)

Место по ВВП по ППС

всего: 8-е 
на душу населения: 38-е

ВВП на душу населения по ППС

$41 019(2009)[1]

ВВП по секторам

сельское хозяйство: 2,2% 
промышленность: 20,3% 
сфера услуг: 77,4% (2008)

Инфляция (ИПЦ)

1,7% (2010)

Население зачертой бедности

6,2% (2004)

Индекс  развития человеческого потенциала(ИРЧП)

0,952; 10-е место в 2005

Экономически  активное население

28,5 миллиона человек

Занятое население  по секторам

сельское хозяйство: 3,8% 
промышленность: 24,3% 
сфера услуг: 71,8% (2005)

Уровень безработицы

7,2% / 7,5% (Европейская Франция  / Европейская Франция + ЗД, 1-й  квартал 2008)

Основные отрасли

машиностроение, химическая, автомобильная, авиационная, электронная, лёгкая, пищевая



Информация о работе Экономика Франции