Экономика Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:42, реферат

Краткое описание

Франция в настоящее время находится посредине перехода от зажиточной современной экономики, которая имеет большую долю государственной собственности и вмешательства к той, которая полагается больше на механизмы рынка. Правительство частично или полностью приватизировало много крупных промышленных и страховых компаний и банков, уступило доли в таких ведущих компаниях, как Air France, France Telecom, Рено, и Thales.

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА ФРАНЦИИ реферат.docx

— 35.60 Кб (Скачать)

 

Основные черты  французской экономики

Франция в настоящее время  находится посредине перехода от зажиточной современной экономики, которая имеет большую долю государственной  собственности и вмешательства  к той, которая полагается больше на механизмы рынка. Правительство  частично или полностью приватизировало  много крупных промышленных и страховых компаний и банков, уступило доли в таких ведущих компаниях, как Air France, France Telecom, Рено, и Thales. Однако государство сохраняет значительное присутствие в некоторых секторах, особенно в энергетике, общественном транспорте и оборонной промышленности. Франция - наиболее посещаемая страна в мире (более 75 млн. туристов ежегодно) и поддерживает третий по величине доход в мире от туризма. 

Лидеры Франции остаются преданными капитализму, при котором  они поддерживают социальную сферу  посредством законов, налоговой  политики и социальных расходов, которые  уменьшают доходное неравенство  и воздействие свободных рынков на здравоохранение и благосостояние. Франция выдержала мировой экономический  кризис лучше, чем большинство других крупных экономик ЕС из-за относительной  устойчивости внутренних потребительских  расходов, большого общественного сектора, и меньшей зависимости от падения  спроса на экспорт, чем в некоторых  других странах. 

Тем не менее, реальный ВВП  Франции сократился на 2,5% в 2009 году, но отчасти восстановился в 2010 году, в то время как уровень безработицы  увеличился с 7,4% в 2008 к 9,5% в 2010 году. Активное стимулирование экономики государством и инвестиционные меры в ответ  на экономический кризис, однако, способствовали ухудшению финансового состояния  Франции. Бюджетный дефицит Франции  увеличился с 3,4% ВВП в 2008 году до 6,9% ВВП в 2010 году, в то время как  государственный долг повысился  с 68% ВВП до 82% за тот же самый период.

Велика во французской  экономике доля иностранного капитала (промышленность до 40%, недвижимость около 27,5%, торговля — 20%, сфера услуг — 9%). На предприятиях с иностранным  капиталом работают свыше 20% трудящихся. Особенно велика доля иностранного капитала в информатике и других отраслях передовых технологий (свыше 50%). В  настоящее время Париж свертывает мероприятия по стимулированию экономики, отменяя налоговые льготы и замораживая  большинство правительственных  расходов, чтобы привезти бюджетный  дефицит до уровня 3% в соответствии с нормами Еврозоны к 2013 году. Правительство выдвинуло на первый план приверженность Франции финансовой дисциплине в период роста долгов в других странах Еврозоны и нестабильности на финансовых рынках.

Институциональная система

Институциональная система - принципы построения гражданского кодекса, разработанные во Франции  при составлении Кодекса Наполеона (1804). Институциональная система предполагает разделение глав кодекса на три части (книги). Первая книга посвящена частным лицам, вторая книга описывает виды имущества, третья книга оговаривает способы приобретения собственности. Общая часть при этом отсутствует.

Кодекс Наполеона  или Гражданский кодекс (Code Napoleon, Code Civil), свод гражданского законодательства Франции, принятый в марте 1804 в период Консульства Наполеона Бонапарта.

Разработанный комиссией  юристов по инициативе и при непосредственном участии Наполеона, кодекс юридически закреплял завоевания Великой французской революции. Он опирается на Декларацию прав человека и гражданина. Важным юридическим источником кодекса является римское право.

Содержание  кодекса

Кодекс Наполеона состоит  из трех частей. В первой трактуются вопросы правоспособности и акты гражданского состояния: брак, развод, опека, усыновление. Провозглашается  гражданское равенство: «Осуществление гражданских прав не зависит от качеств  гражданина» (ст. 7); «всякий француз  пользуется гражданскими правами» (ст. 8). Законодатели фиксируют нормы, обеспечивающие сохранение и неприкосновенность собственности  семьи: главенство в семье мужа и  невозможность для жены располагать  имуществом без его согласия, власть родителей над детьми. В центре кодекса — вопросы собственности, которые были главными для массы  новых, созданных революцией собственников.

Вторая часть кодекса  посвящена регламенту права собственности: «собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом, с тем, чтобы  пользование не являлось таким, какое  запрещено законами или регламентами» (ст. 544). Вслед за Декларацией прав кодекс утверждает, что «никто не может  быть побуждаем к уступке своей  собственности, если это не делается по причине общественной пользы и  за справедливое и предварительное  возмещение» (ст. 545).

Третья часть регламентирует договорные отношения, связанные с  приобретением собственности (порядок  наследования, дарения, купля-продажа), договоры по найму, в том числе  по найму рабочей силы. Непременным  условием законности договора кодекс объявляет равенство заключающих  его граждан и их полную свободу  вступать или не вступать в договорные отношения.

Значение  кодекса

Для Франции кодекс Наполеона  явился первым единым для всей страны сводом законов. Он законодательно закрепил важнейшие экономические и гражданские  результаты Французской революции.

Сразу же после принятия кодекс был распространен на французские  колонии, а также на многие европейские  страны, завоеванные Наполеоном или  вступившие с ним в союз (Италия, Голландия, Бельгия, герцогство Варшавское, Вестфальское королевство и др.). В 19 веке на основе французского кодекса  создавались гражданские законы новых государств в Центральной  Америке. Гражданский кодекс действует  с некоторыми изменениями не только в самой Франции, но и в Бельгии, Люксембурге, Доминиканской республике, оставаясь основой современного гражданского права.

 

Финансовая система

Финансовая система Франции  многозвенная, но отличается высокой  степенью централизации. Центральный  бюджет (общий бюджет, присоединенные бюджеты различных государственных  организаций, специальные счета  казначейства) аккумулирует приблизительно 80% всех доходов и расходов финансовой системы Франции.

На долю госбюджета приходится 47% местных бюджетов, 9 фондов социального  страхования, 40% государственных предприятий  и приблизительно 4% всех средств  Финансовой системы.

Бюджетный процесс во Франции  имеет 4 стадии и продолжается более 3-х лет.

1 стадия – Составление  проекта бюджета, осуществляется  под контролем Министерства экономики  и Финансов (МЭФ). В течении 9 месяцев  каждое министерство и ведомство,  руководствуясь инструкциями и  контрольными цифрами составляет  свою смету.

Франция использует програмно-целевой  метод разработки бюджета, получивший название “рационализация выбора бюджетных  решений”. Проект бюджета после  одобрения правительством направляется в парламент.

2 стадия – рассмотрение  и утверждение бюджета, длится  приблизительно 3 месяца. Проект бюджета  рассматривается в финансовой  комиссии каждой палаты. Сначала  обсуждается в нижней палате (национальное  собрание), после передается в  верхнюю палату (сенат).

Если проект бюджета после  двух совместных обсуждений обоими Палатами не получил одобрение, то президент  может своим указом объявить бюджет законом.

3 стадия – исполнение  бюджета, называется финансовым  годом, и во Франции совпадает  с календарным. Доходная часть  исполняется через разветвленную  сеть финансовых агентов. Исполнению  расходной части бюджета предшествует  процедура распределения средств.

4 стадия – начинается  после окончания бюджетного года  - составление МЭФ отчета об  исполнении бюджета.

В ходе бюджетного процесса осуществляется финансовый контроль. Специальным органом  государственного контроля является счетная палата, на которую возложены функции  предварительного, текущего и последующего контроля.

Центральный бюджет делится  на 2 раздела: 90% - операции окончательного характера (безвозвратное финансирование), которые подразделяются на текущие, гражданские, капитальные и военные  расходы. 10% - операции временного характера (кредиты).

Во Франции нет единства бюджетной системы. Каждый бюджет формально  обособлен. В действительности существует известная централизация: бюджеты  нижестоящих административных единиц утверждаются исполнительной властью  вышестоящего звена.

Государственный бюджет Франции  является основным звеном  финансовой системы. В целом государственный  бюджет не утверждается законодательной  властью, а ежегодно составляется как  вспомогательный документ, механически  объединяющий общий бюджет, многочисленные специальные счета казначейства и присоединенные бюджеты.

Главными доходами бюджета  являются налоги. Налоговая система  включает прямые и косвенные налоги и взносы на социальное страхование. Косвенные налоги играют ведущую  роль. В стране действуют три вида косвенных налогов (акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги). Но решающее значение принадлежит универсальному акцизу – налогу с оборота, который функционирует как НДС.

Налоги Франции делятся  на 3 группы: подоходные налоги, которые  взимаются с дохода в момент его  получения; налоги на потребление, взимаемые,  когда доход тратится; налоги на капитал, взимаемые с собственности, т.е. с овеществленного дохода.

Налоговая система Франции  нацелена на обложение потребления.

Что касается подоходных налогов  Франции, то предприятия уплачивают налог с чистой прибыли. Общая  ставка налогообложения 34%, но может  увеличиваться до 42%. Более низкая ставка применяется для прибыли  от землепользования  и от вкладов  в ценные бумаги. Здесь ставка от 10% до 24% .

В системе общественных финансов местные финансы занимают исключительно  важное положение. Главная роль в  местных финансах Франции принадлежит  местным бюджетам. Местные бюджеты  находятся в ведении местных  органов управления. Их деятельность регламентируется Конституцией Франции  и текущим законодательством. Каждая административная единица имеет  свой бюджет. Советы (региональные, департаментов, коммун) составляют бюджеты и распоряжаются  местными ресурсами. Однако вся полнота  власти принадлежит на местах префектам.

Основные разновидности  местных бюджетов Франции:

-     бюджеты различных местных коллективов;

- бюджеты территориальных коллективов (бюджеты регионов, департаментов и коммун), а также их объединений: городских сообществ, районов, синдикатов.

Доходами местных органов  власти являются собственные (налоги и  неналоговые поступления) и привлеченные (государственные субсидии и займы) средства. Решающее значение, как и  в государственном бюджете, принадлежит  косвенным налогам. Основным косвенным  налогом выступает надбавка к  налогу на добавленную стоимость. Среди  местных налогов действуют  поземельный  налог, налог на жилые строения, налог  на профессию, взимаемый с любого лица, осуществляющего торгово-промышленную деятельность и ряд других.

Специальные фонды представляют собой совокупность денежных ресурсов, находящихся в распоряжении государства  или местных органов власти и  имеющих целевое назначение. Организационно они отделены от бюджетов и имеют  определенную самостоятельность. Специальные  фонды можно разделить на 2 основные группы:

1 – образуют фонды  доходов и расходов, которые включаются  в бюджет (фонд экономического  и социального развития Франции)

2 – составляют внебюджетные  фонды, имеющие юридическую самостоятельность. Крупнейшие из них связаны с социальной сферой. Совокупность таких фондов называют социальным бюджетом Франции. Источники средств социальных специальных фондов складываются из:- взносов предпринимателей – 60%, взносов застрахованных – 18%, поступлений государства – 20%, прочие доходы  -2%.

Наиболее важные специальные  фонды находятся в распоряжении центрального правительства. Среди  специальных фондов создаваемых  местными органами власти, наибольшее значение имеют заемные фонды, средства которых  используются для инвестиций, а в отдельных случаях –  для покрытия кассовых разрывов в  местных бюджетах.

Присоединенные бюджеты  составляются организациями, пользующимися  финансовой автономией. Они включаются в государственный бюджет. Расходы  каждого бюджета покрываются  его доходами.

Финансы местных предприятий  отделены от местных бюджетов.

Особую группу составляют финансы местных общественных организаций (палаты сельского хозяйства, торгово-промышленные палаты, профессиональные объединения), а также службы, дополняющие местные органы власти.

 

Банковская система 

Крупнейшая во Франции, третья в Европе и четвертая в мире — банковская группа «SG Paribas», рыночная стоимость которой превышает 30 млрд. евро. По общему размеру активов  среди европейских банков она  уступает только немецкому «Deutsche Bank»  и швейцарскому «UBS». 

Информация о работе Экономика Франции