Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:32, курсовая работа
оходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством. В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.
Введение 3
1 Сущность бюджетной системы
1.1.Понятие бюджета
5
5
1.2Структура бюджетной системы 12
2 Доходы бюджетной системы РФ
2.1 Налоговые доходы
15
15
2.2 Неналоговые доходы 18
3 Планируемые доходы бюджета в 2011-2013 гг. 22
4 Практическая часть 36
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложения
Регулирующие доходы — федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым в целях сбалансированности доходов и расходов устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в нижестоящие бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 г.) по разным видам таких доходов.
Социально-экономическое развитие разных сфер народного хозяйства происходит достаточно неравномерно, так, что суммы, получаемые из одного и того же источника дохода, могут год от года существенно отличаться. Поэтому закрепление абсолютно всех источников доходов за определенными бюджетами вызвало бы диспропорции, несбалансированность бюджетов различных уровней. Регулирующие источники доходов позволяют избежать негативных последствий.
Представительные органы власти территорий вышестоящего уровня утверждают перечень регулирующих источников доходов. Само же распределение доходов от этих источников происходит при утверждении указанными органами бюджетов в форме определения нормативов отчисления от этих доходов. Кроме того, бюджетное регулирование возможно и в форме закрепления за бюджетами нижестоящего уровня регулирующих источников доходов на долговременной основе (не менее чем на три года). Если распределение регулирующих источников доходов не привело к сбалансированности бюджета, то применяются такие формы бюджетного регулирования, как дотации и субвенции, а также бюджетные ссуды.
Дотация - это денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня. Выделение дотаций осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов, т.е. ее использование не имеет целевого назначения.
Субвенция - это денежная сумма, предоставляемая бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Другими словами, субвенции имеют строгое целевое назначение и должны быть использованы в определенный срок.
Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, представляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства. Расходы бюджета могут быть классифицированы по различным основаниям.
Функциональная классификация расходов бюджетов РФ отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.
Ведомственная
классификация расходов федерального
бюджета является группировкой расходов
федерального бюджета и отражает
распределение бюджетных
Экономическая классификация расходов бюджетов является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию, в соответствии с которым выделяются две основных группы: текущие и капитальные расходы.
К текущим относятся расходы, обеспечивающие функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Капитальные расходы бюджетов — это ассигнования на финансирование
инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством: капитальные вложения в развитие территорий, капитальный (восстановительный) ремонт, финансирование экологических программ и т. п.
Практическое значение этой классификации заключается в следующем: при наличии бюджетного дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.
При составлении бюджета любого уровня важное внимание уделяется требованию сбалансированности бюджета. Как отмечается в законе, сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.
Превышение
расходной части над доходной
составляет дефицит бюджета. Существенный,
постоянно растущий бюджетный дефицит
неизбежно ведет к росту
В целях сбалансированности бюджета представительные органы, утверждающие бюджет, могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Уже одно это является средством борьбы с бюджетным дефицитом, так как, будучи утвержденным чаще всего еще до окончательного утверждения бюджета, предельные размеры дефицита препятствуют принятию бюджета с существенным дефицитом.
Покрытие дефицита бюджета осуществляется за счет выпуска государственных займов или использования иных кредитных ресурсов, в том числе бюджетных ссуд. Средства, полученные от физических и юридических лиц, иностранных государств и международных организаций, включаются в государственный долг и подлежат возврату, чаще всего на возмездной основе. Поэтому использование таких источников из года в год представляется бессмысленным.
В том случае, если происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, вводится механизм секвестра расходов. Его суть заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15% и т. д.) ежемесячно по всем статьям бюджета, кроме защищенных, в течение оставшегося времени текущего финансового года.
Решения
органов исполнительной власти, влияющие
на уменьшение доходной части бюджета,
подлежат утверждению соответствующим
представительным органом, если размер
изменений приводит к увеличению установленного
предельного уровня дефицита бюджета.
1.2Структура бюджетной системы.
Бюджетная
система в РФ основана на экономических
отношениях и государственном устройстве
РФ, регулируется посредством норм
права.
В бюджетную систему РФ входят бюджеты
трех уровней:
-
к первому уровню относятся
федеральный бюджет и бюджеты
государственных внебюджетных
-
второй уровень состоит из
бюджетов субъектов РФ и
-
третий уровень - местные бюджеты, в
число которых входят бюджеты муниципальных
районов, бюджеты городских округов, бюджеты
внутригородских муниципальных образований
городов федерального значения Москвы
и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских
и сельских поселений.
Денежные средства, находящиеся в бюджетной
системе РФ, в основном образуются за счет
налогов и других обязательных платежей
юридических и физических лиц, а также
за счет использования средств, привлеченных
на возвратной основе через внутренний
или внешний кредит. Из налогового законодательства
следует, что под доходами, полученными
за счет налогов, следует понимать федеральные,
региональные, местные налоги и сборы,
а также сюда можно отнести штрафы и пени.
Доходы с налогов закрепленные за бюджетами
соответствующего уровня и бюджетами
государственных внебюджетных фондов,
считаются собственными доходами бюджетов.
БК РФ определяет доходы бюджета как денежные
средства, поступающие в безвозмездном
и безвозвратном порядке в соответствии
с законодательством РФ в распоряжение
органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов РФ
и органов местного самоуправления.
Одной из наиболее важных и основных проблем
для РФ стала проблема нехватки денежных
средств, необходимых для решения всех
государственных задач, проблем и реализации
планов. Чтобы обеспечить выполнение наиболее
важных направлений деятельности государства
по аналогии с зарубежным опытом, стали
создаваться внебюджетные фонды.
Средства внебюджетных фондов формируются за счет специально установленных обязательных платежей юридических и физических лиц, а также добровольных выплат, и расходуются строго в соответствии с целями, для которых они были учреждены.
Внебюджетный
фонд - это денежные средства, образуемые
вне федерального бюджета и бюджетов
субъектов РФ, которые нужны для реализации
необходимых условий жизни и достойного
существования граждан, а именно: на пенсионное
обеспечение, социальное страхование,
социальное обеспечение в случае безработицы,
охрану здоровья и медицинскую помощь.
Наряду с внебюджетными фондами существуют
также бюджетные целевые фонды.
Целевым бюджетным фондом является фонд
денежных средств, образуемый в соответствии
с законодательством РФ в составе бюджета
за счет доходов целевого назначения или
в порядке целевых отчислений от конкретных
видов доходов или иных поступлений и
используемый по отдельной смете. Средства
целевого бюджетного фонда не могут быть
использованы на цели, не соответствующие
назначению целевого бюджетного фонда.
Бюджет можно рассматривать в трех аспектах:
-
в материальном аспекте бюджет
- это централизованный денежный
фонд, формируемый государством
либо его территориальными
- в экономическом аспекте бюджет представляет собой совокупность отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов;
- как правовая категория бюджет - это основной финансовый план соответствующей территории.
Бюджетная
система как в целом для РФ, так и для территориальных
единиц играет значительную роль, через
него реализуется региональная и национальная
политика, за его счет происходит развитие
международных связей; бюджет является
основой финансовых ресурсов государства
и является единственным источником финансовых
средств, находящихся в непосредственном
распоряжении государственных и муниципальных
органов.
Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов
предназначены для решения задач и вопросов,
отнесенных к предметам ведения субъекта
РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов
муниципальных образований, находящихся
на его территории, составляют консолидированный
бюджет субъекта РФ.
Местные бюджеты относятся к третьему
уровню бюджетной системы РФ. Местный
бюджет - форма образования и расходования
денежных средств, предназначенных для
обеспечения задач и функций, отнесенных
к предметам
ведения местного самоуправления.
Бюджеты,
входящие в бюджетную систему
РФ, самостоятельны и не включаются
друг в друга (местные бюджеты не включаются
в бюджеты субъектов РФ, а те, в свою очередь,
не включаются в федеральный бюджет).
2 Доходы бюджетной системы
РФ
2.1 Налоговые доходы.
Доходы
бюджета – денежные средства, поступающие
в безвозмездном и
- налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
- налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
- налоги на совокупный доход;
- налоги на имущество;
- платежи за пользование природными ресурсами;
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
- прочие налоги, пошлины, сборы.
Представим
более подробную
1 Налоги на прибыль (доход), прирост капитала:
-налог на прибыль (доход) предприятий и организаций;
- налог на прибыль предприятий и организаций (в том числе иностранных юридических лиц);
- налог на прибыль бирж, брокерских контор, кредитных и страховых организаций, от посреднических операций и сделок;
- налог с доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру и удостоверяющим право владельца этих бумаг на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, с доходов по иным ценным бумагам, за исключением доходов в виде процентов (дисконта), полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления, налог с доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории
Российской Федерации;