Экономический рынок и его характеные черты

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 15:06, доклад

Краткое описание

Рынок: сущность, классификация, ф-ции. Эффек-ность рын-го механизма

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

13. Денежное предложение.  Денежные агрегаты.

Предложением  денег наз. наличие всех денег  в эко, т.е. ден. массы. Ден. масса - совокупность покупат-их, платеж. и накопл-ых ср-тв, обслуж-ая эко связи и принадлежащая физ. и юр. лицам, а также гос-ву Для хар-ки и измер-я ден. массы примен-ся различ. обобщающие показ-ли, так наз-мые ден. агрегаты. В США расчет предлож-я денег ведется по 4-м ден. агрегатам, в Японии и Германии - по 3-м, в Англии и Франции - по 2-м. Это объясн-ся особен-ми ден. сис-мы той.  каждый след. агрегат вкл. в себя предыдущий. Принятые в мир. практике агрегаты отражают след. величины ден. хоз-ва:•агрегат М0 показ. сумму налич. денег в обращении;•агрегат М1 вкл. агрегат М0  плюс деп-ты до востреб. и ср-тва, находящиеся на расчетных, тек. и чек-х счетах в банках;•агрегат М2 включает М1 плюс сумму сравнительно небольших срочных вкладов;•агрегат M3 включает М2 плюс крупные срочные вклады и некот. облигации гос. займов.

Рассмотрим  в качестве примера  систему ден. агрегатов США. Ден. агрегат М1, вкл. налич. деньги (бум. и метал., т.е. банкноты и монеты - currency) (в некот. странах налич. деньги выделяют в отдельный агрегат - М0) и ср-тва на тек. счетах (demand deposits), т.е. чековые депозиты или депозиты до востреб.

m1 = наличность + чековые вклады (депозиты до востребования) + дорожные чеки.

Ден. агрегат М2 вкл. ден. агрегат М1, и ср-тва на нечек-х сберегат. счетах (save deposits), а также мелкие (до $100 000) срочные вклады.

М2 = М1 + сберегат. депозиты + мелкие срочные депозиты.

Денежный  агрегат М3 вкл. ден. агрегат М2 и ср-тва некрупных (свыше $100 000) сроч. счетах (time deposits).

МЗ = М2 + крупные срочные  депозиты + депозитные сертификаты.

Денежный  агрегат L вкл. ден. - агрегат М3 и краткосроч. гос. ц.б. (в основном казначейские векселя - treasury bills)

L = МЗ + краткосроч. гос. ценные бумаги, казначейские сберегат. облигации, коммерческие бумаги.

Ликвидность ден. агрегатов увелич. снизу вверх (отL, до Мо) , а доходность - сверху вниз (от М0 до L).

Компоненты  ден. агрегатов делятся на: 1) налич. и б/нал. деньги и 2) деньги и «почти-деньги» («near-money»).

К налич. деньгам относятся банкноты и  монеты, наход-ся в обращении. Деньгами явл. только ден. агрегат М1, (т.е. нал. деньги – С, явл. обяз-вами ЦБ и обладающие абсолют. ликвидностью и нулевой доход-тью, и ср-тва на тек. счетах ком. банков –D, явл. обяз-вами этих банков): Ден. агрегаты М2, М3 и L - это «почти деньги», поскольку они могут быть превращены в деньги.         Предложение денег опред. эко поведением:•ЦБ, кот. обеспечивает  и контрол-ет налич. деньги (С);•ком. банков (банк. сектора эко), кот. хранят ср-тва на своих счетах (D);•населения (домохоз-в и фирм, т.е. небанк. сектора эко), кот. принимают решения, в каком соотношении разделить ден. ср-тва между налич. деньгами и ср-твами на банк. счетах (депозитами)  Процентная политика предусматривает воздействие на уровень %-ных ставок в стране посредством изм-ния ставки рефин-ния, учетной ставки и др. ставок по оп-циям ЦБ. Политика ликвидности означает исп-ние ряда инстр-тов ден.-кредитной политики с целью воздействия на ликвидность банк. системы. ЦБ иногда пытается компенсировать нехватку ден. накоплений путем увел-ния ден. массы, эмиссии избыточных знаков ст-сти.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

14. Денежная масса. Структура и основные методы регулирования

ден. масса, представляющая собой совокупный объем покупат-ых и платежных ср-тв, обслуж-щих хоз-ный оборот и принадлежащих ч/л, предприятиям и гос-ву.

Ден. масса - это совокупность налич. и б/нал. покупат-ых и платеж. ср-тв, обеспеч-их обращение товаров и услуг в народном хоз-ве, кот. располагают ч/л, институц-ые собственники и гос-тво. В структуре ден.й массы выд-ся А-ная часть, к кот. относятся ден. ср-тва, реально обслуж-щие хоз. оборот, и П-ная часть, вкл-щая ден. накопления, остатки на счетах, кот. потенциально могут служить расчет. ср-твами. банковских денег: чеков, кредит. карточек, чеков для путешественников и т.п

Необходимость измерения денежной массы определяется: • потребностью центр-ного регул-ния эко;•реализацией антиинфляц-ой программы, как необх-ого эл-та нац-ой денежно-кредит. политики. Для анализа кол-ных измен-ий ден. обращения на опред. дату и за опред. период, а также для разработки мероприятий по регул-ию темпов роста и объем ден. массы, исп-ся различ. ден. агрегаты. Банк России исп-ет след. показ-ли:•денежная база; • деньги 1); М2; М . При построении этих агрегатов каждая послед-ая величина возрастает на предыдущую. Ден. база (ДБ) в узком смысле вкл-ет сумму налич. денег в обращении 0) и обязат. резервы ЦБ РФ. В широком смысле ДБ или показ-ль резервных денег вкл-ет также остатки ср-тв кредит. орг-ций на корреспондент.х счетах и депозиты в ЦБ Р. Ден. база представляет собой ден. обяз-ва гос-ва (предложение денег с его стороны).  m1 = ДБ + средства на текущих и прочих счетах до востребования;М2 = m1 + остатки средств на срочных счетах; М = М2 + все депозиты в иностранной валюте (в рублевом эквиваленте Х).

Показатель  М начал применяться для расчета денежной массы с 2000 г.

В наст. время Банк России вместо гос. ц.б. в расчет агрегата  М2  вводит остатки ср-тв на счетах в иностр. валюте.        Общепринятым показателем кол-ва денег в обращении явл. агрегат М2.. показ-ем ур-ня денег считается коэф-т монетизации = М2 / ВВП

На скорость обращ-я денег влияют общеэко факторы: цикл-ое развитие пр-ва, темпы его роста, движ-е цен, а также ден. факторы, т.е. структура платеж. оборота (соотношение налич. и б/нал. денег), развитие кредит. операций, ур-нь %-ных ставок, исп-ние эл-ных денег в расчетах.  период-сти выплаты доходов, равномер-ти расход-ия населением своих ср-тв, ур-ня сбереж-я и накопления. два показателя скорости роста оборота денег:• показ-ль скорости обращ-я в кругооб-те доходов -отношение валового нац-ого продукта (ВНП) или нац-ого дохода к ден.й массе, а именно к агрегату m1 или М2. •показ-ль оборач-сти   денег   в   платеж.   обороте  -отношение суммы переведенных ср-тв по банк-им тек. счетам к сред. величине ден. массы.   Управление наличной ден. массой 0) – регул-ие ЦБ обращения налич.х денег, эмиссию, орг-цию их обращ-я и изъятия из обращения.  Резервированные части оборот. капиталов КБ позволяют ограничить эмиссию новых денег и при необх-ти оказать кредит. помощь банкам, испыт-им временные фин. затруднения. В период инфляции повышение норм обяз-ых резервов позволяет сдерживать темпы ее развития, поскольку снижает объем ресурсов КБ для кредит-я народ. хоз-ва   Min резервы выполняют две основные ф-ции:• как ликвидные резервы служат обеспечением обяз-тв ком. банков по депозитам их клиентов. • явл. инстр-ом, исп-ым ЦБ для регул-ния объема ден. массы в стране.         Официальная учетная ставка выступает как плата, взимаемая ЦБ при покупке у ком. банков ц.б. до наступл-я сроков оплаты по ним. ориентиром как для ставок по др. видам кр-тов ЦБ, ЦБ опред-ет ст-сть привлеч-ых кредит. ресурсов ком. банками. рост учетной ставки влечет за собой повышение ставок по кр-там и депозитам на ден. рынке, обуславливает уменьшение спроса на ц.б. и увелич-е их предложений => Повышение ставки способствует привлечению в страну иностр. краткоср-го капитала, а в итоге активиз-ся платеж. баланс, увелич. предложение иностр. валюты, соотв-но сниж-ся курс иностр. и повыш-ся курс нац-ной валюты. Понижение ставки удешевляет кр-ты и депозиты => повышается спрос на ц.б., уменьш-ся их предложение, подним-ся рын. ст-сть.          Операции с ценными бумагами на открытом рынке. Если ЦБ продает ц.б. на открытом рынке, а ком. банки их покупают, то ресурсы последних и соотв-но их возмож-ть    предоставлять ссуды  клиентам уменьш-ся. Операции на откр-ом рынке способ-ют регул-нию банк. ресурсов, %-ых ставок и курса гос. ц.б.  Политика количественных кредитных ограничений. контингентирование кр-та явл. прямым методом воздействия на деят-сть банков. Банки стремятся выдавать кр-ты в первую очередь своим традиц-ым клиентам, как правило, крупным предпр-ям. В наст. время в развитых странах набл-ся сниж-е роли ЦБ как глав. органа денежно-кредит. регул-ния.            Приток капитала из-за рубежа обеспеч. рост международ.резервов ЦБ как базы увер-сти в нац-ной валюте. Устойчивый приток зарубежного капитала - лишь одна из возможных подпорок в конструкции безинфл-ого роста ден. массы.      Рефинансирование. Если   политика   направлена   на   укрепление пр-ва, занятости, на расширение выдачи кр-тов и увелич-е ден. массы, то ее наз.  экспансивной. Преимущество  -удешевление денег путем уменьшения %-ых ставок по кр-там ЦБ;   произв-ли   и   инвесторы   могут   получать кр-ты  уже через  ком. банки на фин-ние пр-ва. ЦБ и должны проводить   рестрикционную денежно-кредит. политику  (сдерживать  выпуск доп денег), с целью предотвращения инфляции настаивать на сокращении дефицита бюджета.

15. Ден-ый оборот, его  структура и участники.  Порядок ден-ых  расчетов.

Ден обращение  представляет собой движение денег при выполнении ими своих ф-ий в нал и безнал формах, Ден оборот страны, отражая движение денег, представляет собой сумму всех платежей, совершенных орг-иями, населением в нал и безнал формах за определенный период времени. участниками ден-ого обращения явл.;• международные фин орг-ии;• гос-во      в      лице      уполномоченных      гос-ых институтов;• ком. Б. и К-ные орг-ии;• прочие ю/л и ф/л, как участники расчетов.     Ден обращение подразделяется на нал.-ден-ое и безнал. Нал.-ден обращение - это движение нал денег. реальные ден-ые знаки. это - часть ден-ого оборота, равная сумме всех платежей, совершенных в нал форме за определенный период времени.        Доходы и расходы населения:•   рас-ты   населения с   орг-иями  розничной торговли  и общ-ого питания;•   оплата труда орг-иями и орг-иями, выплата других Ден-ых доходов;•   внесение денег населением во вклады и получение по вкладам;•   выплата пенсий, пособий и стипендий, страховых возмещений по договорам страхования;•   выдача К-ными орг-иями потребительского Ка;•   оплата ЦБ и выплата по ним дохода;•   платежи населения за жилищные и коммунальные услуги, при подписке на периодическую печать;•   уплата населением налогов в бюджет и др.               В РФ в настоящее время есть специфика в движении нал денег:1)   централизованное   ограничение   со   стороны   гос-ва  на объем нал опе-ий с участием ю/л;2)   высокий уровень опе-ий в нал форме, не отражаемой в системе внешней фин-ой отчетности (черный нал);3)   высокий удельный вес нал опе-ий с использованием иностр. валюты, официально запрещенных;4)   более высокий удельный вес нал ден-ого оборота в целом.

Безнал  обращение - движение ст-ти без участия нал денег: перечисление ден-ых ср-в по счетам Кных учр-ий, зачет взаимных требований.           Основные предпосылки возникновения безнал обращения:1)   развитая банковская сис-ма;2)   унифицированность     и     закрепленность     в     действующем финансовом механизме безнал расчетов;3)   централизованный контроль со стороны гос-ва.

Безнал  обращение - это изменение остатков ден-ых ср-в на банковских счетах, которое происходит в рез-те исполнения банком распоряжений владельца счета в виде чеков, жироприказов, пластиковых карточек, электронных ср-в платежа и других расчетных документов.(чеков, векселей, Кных карточек и др. Кных инструментов, электронных переводов)            рас-ты между:*   орг-иями,   учр-ями,   орг-иями,   имеющими счета в Кных учр-иях;•   ю/л и    Кными    учр-ями    по получению и возврату Ка;•   ю/л и населением  по выплате заработной платы, иных доходов, в частности, по ценным бумагам; •   ю/л с казной гос-ва по оплате налогов, сборов   и   других   обязательных   платежей,   а  также   по   получению бюджетных ср-в.     2 группы безнал обращения: по товарным операциям (безнал рас-ты за товары и услуги)  и по фин-ым обязательствам. (платежи в бюджет и внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за К, рас-ты со страх. Компаниями)          схемы безнал расчетов в РФ:1. два счета в одном банке (счет получателя - счет плательщика);2.  счета в банках - корреспондентов (без РКЦ);3. два банка - один РКЦ;4. два банка - два РКЦ.        формы безнал расчетов и платежей:1. рас-ты платежными поручениями (самые распространенные);2.  рас-ты платежными требованиями;3.  чековая форма расчетов;4.  аккредитивная форма расчетов;5.  вексельные формы;6. рас-ты     с     применением     современных     компьютерных банковских технологий (банк-клиент).         Инкассо - операция по получению банками для клиентов денег по их поручению и за их счет по различным док-м. 2 вида инкассовых опе-ий. Простое инкассо - операция, по которой банк обязуется получить деньги с третьего лица на основании платежного требования, неторгового хар-ра. Документарное инкассо - операция, в рез-те которой банк должен предъявить третьему лицу полученные от клиента док-ты  и выдать их ему только против платежа наличными или против акцепта.     Аккредитив          письменное    поручение    одного    Кного учр-ия другому о выплате определенной суммы ф/л или ю/л при выполнении указанных в акКиве условий. Ден-ый аккредитив - именной ден-ый документ, содержащий поручение банку-корреспонденту выплачивать его держателю указанную в аккредитиве сумму полностью или частями в пределах определенного срока. Док-ный аккредитив соглашение, по кот. банк-эмитент должен по просьбе и на основании инструкций клиента произвести платеж третьему лицу или по его приказу оплатить или акцептовать переводные векселя, выставленные им, купить или учесть док-ты. во второй половине 70-х гг.- электронных систем платежей. сис-мы электронных платежей, связанных с обслуживанием банковских клиентов, относятся: Автоматические расчетные палаты (АРП) отличаются от обычной расчетной палаты тем, что они осуществляют безнал рас-ты в автоматизированном режиме и вся информация о платежах поступает в форме, подготовленной для ввода в ЭВМ - на магнитных лентах или с терминальных устройств. Банковские   автоматы позволяющие клиенту в отсутствие банковского персонала самостоятельно подключаться к банковской ЭВМ и осуществлять наиболее распространенные операции. Терминалы. внедрение электронных ср-в расчетов в торговых организациях, ресторанах и т.д. - сокращение налично-ден-ого оборота в стране. Банковское обслуживание на дому явл. сам-ной формой б-ких услуг населению (телефонных аппаратов или ПК) деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, нал деньги меняют форму па счета в Кном учр-ии, и обратно. Безнал оборот возникает при внесении нал денег на счет в Кном учр-ии, следовательно, безнал обращение немыслимо при отсутствии нал.

Налично-ден-ый оборот между орг-иями незначителен, так как основная часть расчетов совершается безналичным путем.       В наст. время ю/л лица вправе рассчитываться между собой наличными деньгами, если суммы по одному платежу не превышают 1 тыс. руб.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

16. Денежно-Кная политика. Ее цели и задачи. Методы и инструменты  денежно-Кной политики.

Под денежно-Кной политикой гос-ва понимается совокупность мер ээко рег-ия ден-ого обращения и Ка, направленных на обеспечение устойчивого ээко роста путем воздействия на уровень и динамику инф-ии, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэко процессы. Денежно-Кная        политика                 важнейший       метод гос-ого  рег-ия   общ-ого   воспр-ва   их главному звену - центральным эмиссионным банкам. целью денежно-Кной политики является помощь эко в достижении общего уровня пр-ва, хар-ся полной занятостью и стабильностью цен. КомБ в периоды инф-ии им выгодно увеличивать ден-ое предложение, а в период депрессии - уменьшать, усугубляя тем самым кризис.

Главная задача Кно-ден-ой политики ЦБ - поддержание  стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной сис-мы платежей и расчетов, как важнейшая  часть рег-ия всей эко гос-ва.

Осуществляя денежно-Кную политику, ЦБ достигает  стабильного развития внутренней эко, укрепления ден-ого обращения, сбалансированности внутренних эко процессов. Денежно-Кная политика осуществляется как косвенными (эко), так и прямыми (административными) методами воздействия.

Достижение  целей происходит с помощью методов  и инструментов денежно-Кной политики,1. Установление пределов ден-ой массы, находящейся в обращении. правом на эмиссию обладают все ЦБ мира. 2.    Политика    обязательных   резервов.    В    наст.    время минимальные резервы - наиболее ликвидные активы. Резервирование   части   капиталов   комм-их   банков   позволяет ограничить эмиссию новых денег  3.Рефин-ие       комм-их банков. (получение      ден-ых      ср-в- Кными учр-ями от ЦБ) .снижение % ставок вызывает рост деловой активности предпринимателей, оживление пр-ва и продвижения товаров на целевые товарные рынки. 4. Операции на открытом рынке- главным инструментом денежно-Кной политики стали интервенции ЦБ

Информация о работе Экономический рынок и его характеные черты