Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 15:06, доклад
Рынок: сущность, классификация, ф-ции. Эффек-ность рын-го механизма
Олигополия.
Основные черты олигополии
Олигополию хар-ют след. признаки:1)
в отрасли находится несколько соперничающих
предпр., так что ее нельзя отнести к чистой
монополии;2) кривая С.
каждого предпр. имеет
«падающий» хар-р; 3) в отрасли
находится хотя бы
одно крупное предпр., Обычно
олигополию образует небольшое кол-во
предпр., однако для разных отраслей пр-ва
их число в отрасли может различаться.
При олигополии предпр.-олигополисты могут
пр-дить и однородный, и дифференцированный
продукт. олигополист, располагая возможностью
менять цены своего товара, обязана при
этом учитывать реакцию других конкурентов.
2 общие хар-ки ценообразования
в условиях олигополии: 1. цены при олигополии
отличаются меньшей чувствит., более «жесткие»,
не так быстро и значительно меняются,
как при других рыночных структурах; 2.,
если цены все же меняются, то чаще одновременно.
каждое предпр. стремится тайно увеличить
получаемую прибыль, прежде всего, за счет
нарушений условий о доле в суммарном
пр-ве. В олигополист. отрасли всегда взаимодействуют
2 взаимоисключающие тенденции : 1.
Тенденция к совместным действиям выше
в отрасли, в кот. Предпр.
выпускают однородный
товар, чем в
отраслях, пр-щих дифференцированный товар
или в отраслях с небольшим кол-вом предпр..
2. В отрасли, переживающей период
эко подъема, тенденция к совместным
действиям выше, чем
в отрасли, где наблюдается
сокращение пр-ва; 3. Если в отрасли
имеется одно лидирующее предпр., то тенденция
к совместным действиям в ней выше, чем
в отрасли, где имеется несколько одинаковых.
4. Чем меньше предпр.
отрасли применяют неценовые
методы конкур., тем выше тенденция к совместным
действиям.5. Тенденция к совместным
действиям выше в тех отраслях, где выше
барьеры на пути вхождения новичков в
отрасль.
7. Гос-ное воздействие на эко. в рын. условиях. Методы и инструменты гос-ного регулир. эко.
Соврем. развитые эко - это смешанные эко, т.е. гос-во явл. активным участником хоз-ных отношений и воздей-ет на функц-ние рын. сис-мы. Гос. регул-ние эко - это воздействие гос-ва на деят-сть хоз-их субъектов и рын. конъюнктуру для обеспеч-я норм-ых условий функц-ния рын. Механизма. воспр-ного процесса: ресурсов, пр-ва, фин-ов. В усл-ях рын. отнош-й оно вкл. в себя:•инф-ние участников рынка о состоянии эко страны и перспектив ее развития;•обоснование важ-ших направл-й эко политики, кот. намерены проводить гос. органы власти на данном этапе развития;•мероприятия по развитию гос. сектора эко с целью воздействия гос-ва на эко процессы в стране. Основные задачи гос-ва в рын. эко обычно выражаются в виде его ф-ций:•создание и развитие правовой базы для нормального ф-ния рынка;•защиту конкур.;•разумное перераспред-е дохода и богатства;•стимул-ие структур. обновления эко;•создание системы встроенных стабилизаторов эко для сглаживания «-» колебаний макроэко показ-ей.
внешние эф-ты, т.е. выгоды или изд-ки участников рынка, обусловл-е переливами рац-ных и нерац-ных факторов и рез-тов макроэко кругооборота, кот. от них не зависят. Виды внешних эф-тов: побочные эф-ты и эф-ты гос. (соц., общ-х) благ. Побочные эф-ты (изд-ки перелива) связаны с тем, что рын. эко пр-дит блага не только с «+», но и с «-» полезностью эф-ты гос. (нерын.) благ. обладают полезностью для всех участников макроэко, но могут быть пр-дены только гос-вом. Св-ва гос. благ:1)они неделимы их нельзя продать индивид-му участнику рынка.;2) люди могут польз-ся гос. благом, не неся рын. изд-к на его пр-во (услуги суда, армии) 3)в ряде случаев они выступают квазиобщест-ми (услуги образ-ния, здравоохр-я, культуры и др) По способу ф-ния различ.: методы прямого и косвенного гос. регул-ния эко. Методы прямого воздействия предполагают, что субъекты эко вынуждены приходить не к самостоят-ым реш-ям, а продикт-ым соотв. гос. институтами. Обычно выд-ют три модели гос. регул-ния эко: классическую, кейнсианскую, институционально-социальную. 1. Классическая модель предполагает min вмеш-во гос-ва в эко Т.е. гос-во должно мягко воздейс-ть на правила «естеств. рын. игры» предприн-ей, раб-ов и потреб-ей 2. Кейнсианская модель предполаг. активное и max допустимое вмеш-во гос-ва в эко с целью min цикл-х колебаний, приводящих к потерям ресурсов и продуктов всех участников рынка. 3. Институционально-соц. модель предполагает реализ-ю 3-х ф-ций гос-ва -силовой, эко и соц.. Под инстру-ом гос. возд-ия на эко понимают особое ср-во работы гос-ва, предназнач-е для выпол-я его ф-ций. (трансферт. платежи; гос. кр-ты; дотации,субсидии, фед. финансы; финансы субъектов федерации; дефицит гос. бюджета; гос. долг (внутр. и внеш.); гос. предприн-во; хоз. зак-во; нац-зация и приватизация объектов собств-сти). Трансферт. платежи – это передача гос-вом части N поступлений от N-щиков соц. группам, нуждающимся в поддержке, с целью max «+» внешних эф-тов для эко в целом. Гос. кр-ты как инстру-т означают, что прав-во от лица гос-ва распоряжается частью совокупного ден. капитала и предоставляет его участникам рынка за %. Дотация - это безвозмездная передача гос-вом части своих рес-сов уч-ку рынка с целью поддерж-я и увел-ия предлож-я или спроса на товары и услуги. Субсидия явл. фин. расходом прав-ва для покрытия дефицита местных бюджетов или для реал-ции целевых пр-мм. фед. бюджет. - это план доходов и расходов фед. прав-ва.
Сальдо
может быть как «+», так и «-».
расходы бюджета, то сущ-ет дефицит
фед.о бюджета. Под гос.
долгом поним-ся вся сумма обяз-тв гос-ва
перед внутр. и внеш. и кр-торами. N
представляют собой обязат. платежи ф/л
и ю/л, взимаемые гос-вом. N вып-ют 3 основные
ф-ции: фискальную (основная ф-ция, реализ-ая
образование гос. фондов); эко (связана
с перераспред-ем доходов); полит-кую (обеспеч-ет
реализ-ю гос. интересов). Гл.
виды N в рын. эко:1. Прямые
N (устанавл. непосредственно на доход
и имущ-во, т.е. прямо указ-ся объект обложения).2.
Косвенные N (устанавл. на 2-ричные, 3-тичные
и т.п. пр-ные объекты обложения, напр. на
товары и услуги, на право пользования
чем-либо и т.д.). В РФ
доходы и расходы разделены
на 3 вида: федеральные, республиканские
(субъектов Федерации) и местные Целями
зак-ва явл.: обеспечение равных правил
игры в конкурентной среде; сдерживание
факторов, разруш-их рынок (монополизм,
инфляция, коррупция, криминализация эко
и др.); создание межгос. правовых стандартов
для интеграции нац-ного хоз-ва в мировое
хоз-во. Эко прогнозирование предвидение
будущего состояния эко, исходная основа
для опред-ия целей, выработки стратегий
и тактики соц.-эко развития. Индикативный
план - основной док-т для выработки
и проведения макроэко политики в рамках
нац-ой эко.
8. Макроэко цели и задачи. Основные макроэко показатели.
Макроэко цель - это направление хоз. деят-ти для достижения желаемого состояния эко явл-я, принятого в настоящее время за его норму:1.Эко рост.2.Оптим-ная занятость.3.Эко эффект-ть.4.Стаб-ный ур-нь цен.5.Эко свобода. 6.Справедливое распред-ие доходов.7.Эко обеспеч-сть граждан. 8.Благоприят. внешнеторговый баланс.
Эко рост рассматр. как «+» динамика гл. макропоказателей; нежелательными считаются как застой (рост отсутствует, но нет и спада), так и спад (сущ-ют «-» предельные величины макропоказ-ей). Оптимальная занятость - все, кто желает и способен работать, получают подходящее занятие, т.е. в идеале работу должны иметь все, кто ее ищет и хочет работать. Эко эффект-ть - это способность макроэко ф-вать с max отдачей при min изд-к исп-х огранич-х пр-х ресурсов. Стабильный ур-нь цен - одинаковая эффект-ть для эко субъектов, т.е. никто не выигр-ет и не проигр-ет как от инфляции, так и от дефляции. Эко свобода - означает, что все три основные группы субъектов эко в рамках законов гражд. общ-ва сами, без ограничений, принимают решения о путях оптимальной реализации своих интересов. Эко обеспеченность граждан должны быть обеспечены благами не ниже прожиточного min. Внешнеторговый баланс означает, что каждое гос-во, вступая в международ. эко отнош-я, должно «жить по ср-вам», не наносить ущерба странам-участницам мирового хоз-ва. Макроэко кругооборот - это система возобновляемого и упорядоченного обмена ре-сами, продуктами и доходами в нац-ной эко.
макропоказатели
1) валовый нац-ный продукт, валовый внутр.
продукт, чистый нац-ный продукт, нац-ный
доход, чистое эко благосостояние);2)уровень
цен;3)уровень инфляции;4) % ставка;5)занятость;6)
Ypt = ∑i=1k Pit * qi *100% = IPD = GNPn
∑i=1k
Pit -1 *
qi
Ypt -индекс цен Пааше; IPD- дефлятор; Pit и Pit -1 - цены i-го товара в году t и t-1; qi – кол-во i-го товара или услуги, входящих в «корзину» ВНП в году t -1; GNPn - номинальный ВНП; GNPr - реальный ВНП.
Номинальный ВНП отражает объем пр-ва, выраженный в ценах, существ-ших на момент времени, когда этот объем был пр-ден. Реал-й ВНП - это скоррект-ный с учетом инфляции или дефляции показ-ль ВНП, выраж-ый в ден. ед. по неизм-му курсу. «Корзина» ВНП - это все конечные товары и услуги в их физ. выражении и в опред. кол-вах, входящие в ВНП.
Инфляция явл. макроэко процессом и измер-я с помощью показателя:
Уровень инфляции = (Индекс цен тек. периода) – (Индекс цен прошлого периода) * 100%
закон движения % ставок можно - если макропредложение денег уменьшается, то % ставки увелич-ся, и наоборот Различ. номинальные % ставки (фактич.) и реальные (фактич. ставки, скоррект-ные на уровень инфляции). Их взаимосвязь такова: r%=i%-Yp%,где r%-реальная процентная ставка; i%- номинальная процентная ставка; Yp%,- общий уровень цен. Занятость выражает числ-ть взрослого трудосп-ного населения, имеющего работу. Актив. население - это все, кто может трудиться и трудитсяТ.о. безработицу делят на фрикционную и структурную. Фрикционной - безработица, связ-ая с объективно необх. движ-ем раб. силы (активного населения). Структурной - безработица, кот. вызвана несоотв-ем структуры спроса на труд и структуры раб. силы. цикл-кая безработица - она образ-ся в рез-те спада пр-ва когда претендентов на раб. места больше, чем кол-во раб. Мест. Норма безработицы = Численность безработных * 100%
Нац-ные доходы это все виды вознаграждений, присваиваемые собственниками факторов пр-ва как результат их участия в пр-ве и распред-ии нац-ого продукта.( ЗП, рентные платежи, %) Нац-ные расходы – необх. для создания конечных товаров и услуг, развития пр-ва и потребления (личные потребит-ие расходы, валовые частные внутр). Сумма ВНП и промеж-го продукта полезна для спец. анализа межотрасл-х потоков в макроэко и наз. валовым макроэко оборотом. показ-ль валового внутр. продукта (ВВП), кот. вкл. пр-цию и услуги, пр-ные внутри страны с исп-ем факторов пр-ва только данного гос-ва. Т. о., ВВП в отличие от ВНП не вкл. поступлений от международных оп-ций. «чистое эко благосостояние» (ЧЭБ). Это экспертный показ-ль, коррект-щий вел-ну ВНП на действие указ-х факторов с «+» (если кач-во жизни растет) и «–» (если кач-во жизни ухудш-ся). нац-ное богатство - это совокупность ресурсов, как в своем естеств-м происхождении, так и в обработ-м виде, принадлежащих собств-ам данной страны и накопл-ых в теч. всего времени ф-ния нац-ного хоз-ва. Макроэко равновесие – это когда достигается совокупная пропорц-сть (сбалансир-сть) между всеми потоками товаров, услуг и факторов пр-ва. Неравновесие – это когда в каких-то эл-тах, рез-тах, рес-сах, секторах, сферах и отраслях эко сбаланс-сть отсутствует
общее предложение созданных товаров в ден. выражении должно быть равно общему спросу на них как сумме доходов, приносимых всеми факторами про-ва их собственникам. макропоказ-и образуют сис-му нац-ных счетов (СНС), Цель СНС – инф-ное обеспечение комплексного и многостороннего анализа процесса создания и исп-ния нац-ного продукта и дохода. Иногда. принцип-ное значение имеют след. показатели: 1) предельная склонность к потреб-ию (МРС), исчисл-мая по фор-ле: MPC = Изменение в потреблении / Изменение в располагаемом доходе = (∆ С / ∆DC) < 1 2) предельная склонность к сбережению (MPS): MPS = ∆ S / ∆DI 3) нац-ные доходы NI; 4) нац-ные расходы АЕ; 5) мультипликатор дохода (коэф-т, показ-щий, во сколько раз возрастут доходы, если расходы увел. на ед.): MULT = Прирост доходов / Прирост расходов = ∆NI / ∆AE
Под эко
колебанием макропоказателя поним-ся
период-ая смена его роста спадом, и наоборот.
Подобного рода колебания образуют эко
циклы - это период, вкл-щий интервал
времени от начала одного спада (кризиса)
до начала др. Под фазами цикла понимаются
его участки, кот. различ-ся по качеству
динамики.
9. Эко рост. Факторы и показатели эко роста.
Эко рост - это увел-ие объема создав-х благ т.е. повышает жизн-ый ур-нь населения. Эко рост предполагает достижение ряда сбалансир-х целей:•увел-ния продолж-сти жизни сниж-я заболев-ти и травматизма;•повышения ур-ня образ-ния и культуры;•более полного удовл-ния потреб-ей и рац-ции потреб-я;•соц. стаб-сти и увер-сти в своем будущем;•преодоления нищеты и резких различий в ур-не жизни;•достижения max занятости;•защиты окр. среды и повышения эколог. безопас-ти;•снижения преступ-ти.
Свое выражение эко рост находит в увел-нии потенц-го и реал-го валового нац-го продукта (ВНП), в возрастании эко мощи нации, страны, региона. Стат. пока-ем, отраж-им эко рост, явл. годовой темп роста ВНПв %.
Типы эко роста. экстенсивный и интенсивный типы эко роста. При экстенсивном увел-ние обществ. продукта про-дит за счет кол-ного увел-ния факторов пр-ва: вовлеч-я в пр-во доп. ресурсов труда, капитала (средств пр-ва), земли. прирост продукции достигается за счет кол-го роста числ-ти работников и увеличения существ-их пр-ных мощностей. При экстенсивном эко росте достигается сокращ-е ур-ня безработицы, достижение полной занятости, кот. позволяет увел-ть темпы роста. явление временное, носит застойный хар-р, Интенсивный тип хар-ся увелич-ем масштабов выпуска пр-ции, кот. основ-ся на широком исп-нии более эф-ых и кач-но совершенных факторов пр-ва.
Информация о работе Экономический рынок и его характеные черты