Экономический рынок и его характеные черты

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 15:06, доклад

Краткое описание

Рынок: сущность, классификация, ф-ции. Эффек-ность рын-го механизма

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

1. Рын. эко и ее  хар-рные черты.

2. Рынок: сущность, классификация, ф-ции.  Эффек-ность рын-го  механизма.

Рын. эко - результат длител. исторического  развития рын. отношений.

Рынок отражает процесс обмена, связанный  с куплей-продажей мат-ных благ и  услуг, Рынок - форма социально-эко жизни общества. Рынок - неотъемлемая часть рын. эко. Это один из инструментов, воздействующих на воспр-во и эко интересы хоз-щих субъектов.

Рынок классифицируют по различным критериям: 1) по эко назнач. объектов рын. отношений (рынок потребительских товаров и услуг, рынок ноу-хау, и т.д.); 2) по географ. положению (местный, национальный, мировой); 3) по степени ограничения конкуренции (монопол-кий, олигополистический, монопсонистический, свободный, смешанный и т.п.); 4) по отраслям (автомобильный, комп-ный, нефтяной и т.п.); 5) по хар-ру продаж (оптовый, розничный).

Основу  рын. эко составляет частная соб-сть.

Индивид. решения участников рынка мотивированы собст-ным частным интересом и  вовсе не направлены на то, чтобы  успешно функ-ла эко в целом

Рын. эко  гарантирует прежде всего свободу  потребителя, что выражается в свободе  потреб-кого выбора на рынке товаров  и услуг. Каждый сам-льно распределяет свои ресурсы. Индивид сам определяет, что, как и для кого пр-дить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать пр-ную продукцию, к.о. и на что тратить полученную выручку. Свобода выбора становится основой конкуренции.

К преимуществам рыночного  механизма эко-сты  относят: •  эффективное распределение ресурсов; •  гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям; •  оптимальное использование результатов НТР; •  свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей; •   способность к удовлетворению разнообразных  потребностей, повышению качества товаров и услуг.

Но  рыночному механизму присуща и ограниченность: •   не способствует сохранению невоспр-мых ресурсов; •   не обеспечивает защиту окр. среды; •   не       может       регулировать       использование       ресурсов, принадлежащих всему человечеству; •  не   создает   стимулов   для   пр-ва   товаров   и   услуг кол-ного пользования; •   не   гарантирует   права   на   труд   и   доход,   не   обеспечивает перераспределения дохода.

Решение проблем берет на себя гос-во.

Рын. эко  сформировалась в 18 имеет св-во видоизменяться. Этапы: классический капитализм  (развивался стихийно и не предусматривал гос-ное регулир. эко с 17 века до 1-вых 10-тий 20 века. Этот этап хар-ся след. признаками: 1)   наличием частной соб-сти на эко- ресурсы; 2)   свободной конкур.; 3)   наличием множества индивидов; 4)   наличием множества потребителей; 5)   личной свободой всех участников рынка, кот. позволяет предпринимателю определять  сферу бизнеса,  а работнику свободно передвигаться на рынке труда; 6)   стихийным хар-ром установления цен под влиянием С и пред-ния; 7)   эквивалентным обменом по ст-сти; 8)   ориентацией предпринимат. на мах-цию прибыли, заставляющей их эко-ть ресурсы, бережливо относиться к живому и общественному труду.), смешанная эко (это эко, функ-щая на базе рын. механизма и гос-ного регулир. хоз-ва. Это этап используются элементы и рынка, и плана. На микроуровне применяется внутрифирменное планирование. В макроэко осущ. гос-ное регулир. эко хар-ным является наличие коллективной частной соб-сти в форме АО и других О.) , соц-ная рын. Эко (наиболее развитая форма рын. эко, в кот. принцип свободы и рын. хоз-ния сочетается с соц-ным порядком и соц-ным прогрессом. направлена на решение как эко, так и соц-ных целей.

Эко субъекты:•  домохоз-во (Это соб-ки таких факторов пр-ва как земля, труд, капитал, предпринимат. деят-сть);•   фирма (бизнес) (Это любая орг-ная форма капитала, произ-щая товары, работы и услуги в целях извлечения прибыли);•   гос-во (Гос-во как покупатель, приобретает опред. часть созданной в обществе пр-ции важнейшая!!!). Домохоз-ва и фирмы образуют частный сектор, а гос-во – гос-ный

Рынок можно различать и по сфере  распространения: местный (в пределах села, города, региона); национальный (внутренний) и мировой.

Ф-ции  рынка:1. соединяет сферы пр-тва  и потребления.2. Выполняет роль  главного  контролера  конечных  результатов пр-ва. 3.  Рын.обмен это способ осущ. эко интересов продавцов и покупателей.

Система рынков - это единая совокупность множества  рынков различного назначения: потребит. товаров; ср-в пр-ва; услуг; труда; ссудных капиталов; ц.б.; валют; духовных благ. 
 
 
 
 
 
 

3. Рын. спрос (С)  и рын. Предложение  (предл.). Формирование  равновесной цены.

То кол-во товара (работ, услуг) X, кот. потребители желают и могут приобрести для удовл-ния своих потребностей, наз. величиной, объемом С (QD).

Особенности категории QD.1)кол-во товара X - это кол-во товара, кот. потребители желают купить 2) желание купить товар X значит, что они располагают для этого. Влияние на величину QD: •цена товара X;•   цены   других   товаров,   взаимосвязанных   с   товаром   X;•   вкусы потребителей (Т);•   средний доход домохоз-тв (У);•   распределение доходов между домохоз-вами (У);•   кол-во покупателей (JV);•   ожидания изменений цен товаров (£).     Всю совокупность значений QD товара X, соотв-щих различным возможным величинам цены товара Рх, при прочих равных условиях, называют С. (О) на товар X.

Каждый  фактор влияет на QD товара X влиять на С Изменение С. - под влиянием изменения какого-то фактора величины QD меняются при каждой цене и происходит смещение всей кривой С. Если величины QD при каждой возможной цене возрастают, а вся кривая смещается вправо, то С увел.; если при каждой возможной цене значения QD снизятся, а вся кривая D сместится влево, то С уменьш.

Предл. товара и факторы, воздействующие на него.

Кол-во товара X, которое пр-щие предпр. данный товар хотели бы выпустить и продать, наз. кол-вом предл-го товара (QSx). Величина QSx зависит от промежутка времени(месяц).

На приобретаемое  кол-во товара X влияет:• цена самого товара X (Рх)',•   цены ресурсов (/V), используемых в пр-тве товара Х•   уровень технологии (L);•   цели предпр. (А);•   величины налогов и субсидий (7);•  цены на иные товары (Pi);•   ожидания (£);•  кол-во произ-лей товаров (N).

Совокупность  значений   QSx  товара X,   соотв-щих различным   возможным   величинам   цены   Рх   при   прочих   равных условиях, называют предл. ($) товара .Х

законом предл. -повышение цены товара А" при прочих равных условиях в большинстве случаев приводит к возрастанию кол-ва товара X, предлагаемого предпр. при продаже.

Если  под воздействием изменений какого-то фактора величины QSx меняются при каждой цене и происходит смещение всей кривой предл., то происходит изменение предл.: когда предл. расширяется, кривая S смещается вправо; в случае сужения предл. кривая предложения сместится влево. Увел. Предл. способствуют: рост числа произ-лей; снижение цен на ресурсы; повышение уровня технологии; субсидии товаропроизводителям. Сокращение предл. вызывается увел. налогов, ростом цен на ресурсы.

Равновесная цена и ее формирование.

Потребители предъявляют С. на 700 тыс.шт., а произ-ли предлагают лишь 50 тыс.шт. товара X. Это заставит пр-лей использовать доп. пр-ные ресурсы и расширить пр-во, поскольку каждая доп. проданная единица товара X сулит им прибыль пр-тели будут стремиться расширять пр-во.

Равновесная цена - это цена, при кот. Кол-во товара X, на которое покупатели предъявляют С, равняется кол-ву товара, предлагаемого на продажу пр-телями. Все остальные цены явл. неравновесными.

Воздействия факторов на с и предл. можно свести к 4 :1) Увел. С.2) Снижение С.3) Расширение предл..4) Сокращение предл.

4 закона С и предл.:1) Увел. С вызывает рост как равновесной цены Ре, так и равновесного значения Qe 2)   Снижение С приводит к уменьш. и Ре, и Qe.

3) Повышение  предл. способствует возрастанию  Qe и снижению Ре.4)   Сокращение предл. обусловит падение Qe и рост Ре.

Законы  С и предл. дают возможность определять направления изменений равновесных  величин Qe и Ре при возрастании или уменьш. С и предл.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Эластичность С.  и предл.. Виды  эластичности.

Эластичность  - это степень чувствительности С и предл. к различным факторам.

Эластичность  С  по цене. Главным фактором, влияющим на С., явл. цена. Эластичность С по - это степень чувствительности С на какой-нибудь товар к изменению цены на товар. Прямая эластичность С по цене показывает, на сколько % увел. (уменьш.) С при уменьш. (увел.) цены на данный товар на 1 %. Эластичность =BP/(A-BP) (2) С абсолютно чувствителен к цене. Правило 1. Чем больше у товара заменителей и чем ближе их полезные св-ва, тем выше эластичность С на этот товар. Правило 2. Чем более агрегирован (объединение)товар, тем ниже эластичность. Правило 3. С на товар одного предприятия обычно более эластичен, чем рын. С на тот же самый товар, производимый во всей совокупности. Правило 4. Товары, расходы на которые имеют значительный удельный вес в бюджете потребителя, обладают более высокой эластичностью, чем товары, требующие незначительных бюджетных расходов. Правило 5. Невысокую эластичность имеет обычно С. на предметы первой необходимости, С на предметы роскоши отличается высокой эластичностью. Правило 6. Для большинства товаров с ростом их цен эластичность С повышается, а с уменьш. цен - падает. Правило 7. Эластичность С по цене в значительной степени опред. временными рамками, в пределах кот. принимается решение о покупке. Сущ. причины, по кот. на коротких временных интервалах С менее эластичен, чем на длинных: •полное приспособление к изменению цены какого-либо товара может потребовать изменений в структуре потребления покупателя; •увел. цены одного товара стимулирует предпринимателей наладить   в   ходе   д/с   периода   выпуск   более   широкого ассортимента товаров-заменителей, влияние кот. на эластичность уже известно; •медленная, постепенная адаптация вкусов потребителей.    Эластичность С. по цене вычисляется по формуле: εd =% изменение QDх / % изменение Рх=(∆QD/QDcp*100%)/(∆P/Pcp*100%) =( ∆QD/∆P)*(Pcp/Qcp)         (3)

Эластичность  С по цене всегда отрицат, указывается в абсолютных величинах без учета знака «-». если εd > 1  то С на товар X является эластичным по цене. Если εd < 1, то С на товар .Х явл. неэластичным по цене. εd =1, эластичность С по цене называется единичной. Если εd =∞, то С считается абсолютно эластичным (кривая С представляет собой горизонт. Прямую), Если εd = 0, то С абсолютно неэластичен (кривой С явл. вертик. Прямая) Если С на товар X эластичен, то предпр. могут увел. свою выручку путем снижения цены и повышения уровня продаж.

Эластичность  С по доходу. εy =%  изменение QDx / % изменение среднего дохода домохозяйств Y (4) любые значения от 0 до +да. Если εy > 1, то товары считаются эластичными по доходу, когда еу < 1, товары явл. неэластичными по доходу. Отрасли, производящие товары с εy 1, ждет расширение, а отрасли с εy <0 могут столкнуться с серьезными трудностями. Чем более жизненно необходим продукт, тем ниже эластичность С по доходу.

Эластичность  предл. Эластичность предл. показывает степень реакции произ-ля на изменение величины какого-либо фактора. Ценовая эластичность предл. хар-ет чувствительность изменения объема пр-ва (продаж) к изменению цены товара. Эластичность предл. показывает, как изменится величина QSx при изменении цены товара Рх на 1%. Ее определяют по формуле εs=% изменение QSx / %  изменение Рх  (5)

  Факторы, влияющие на эластичность предл.: 1.  Фактор времени. 2.  Степень сохранности товара, ст-сть его хранения.3.  Возможности (гибкость) тех-кого процесса.

время (чем длиннее адаптационный период, тем больше возможностей имеют пр-тели товара X для перестройки пр-ва в связи с ростом или падением цены товара Х, и тем выше будет эластичность предл.) При εs = 0 предл. абсолютно неэластично по цене, εs = ∞,   то   предл.   абсолютно эластично по цене. издержки пр-ва: если расширение выпуска товара Х связано с резким удорожанием пр-ва, то эластичность предл. этого товара будет невелика.

Формирование  С па отдельный  товар. Если представить С каждого покупателя в виде кривой, то кривая рын. С выступит как граф. сумма всех индивид. кривых С. Такой принцип построения кривых носит название горизонт. суммирования. К изучению индивид. С потребителей: 1)   на основе «эффекта дохода» и «эффекта замещения»; 2)   с использованием теории предельной полезности; 3)   при     помощи     концепции,     так     называемых,     «кривы безразличия».

Информация о работе Экономический рынок и его характеные черты