Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 15:06, доклад
Рынок: сущность, классификация, ф-ции. Эффек-ность рын-го механизма
1. Рын. эко и ее хар-рные черты.
2. Рынок: сущность, классификация, ф-ции. Эффек-ность рын-го механизма.
Рын. эко - результат длител. исторического развития рын. отношений.
Рынок отражает процесс обмена, связанный с куплей-продажей мат-ных благ и услуг, Рынок - форма социально-эко жизни общества. Рынок - неотъемлемая часть рын. эко. Это один из инструментов, воздействующих на воспр-во и эко интересы хоз-щих субъектов.
Рынок классифицируют по различным критериям: 1) по эко назнач. объектов рын. отношений (рынок потребительских товаров и услуг, рынок ноу-хау, и т.д.); 2) по географ. положению (местный, национальный, мировой); 3) по степени ограничения конкуренции (монопол-кий, олигополистический, монопсонистический, свободный, смешанный и т.п.); 4) по отраслям (автомобильный, комп-ный, нефтяной и т.п.); 5) по хар-ру продаж (оптовый, розничный).
Основу рын. эко составляет частная соб-сть.
Индивид. решения участников рынка мотивированы собст-ным частным интересом и вовсе не направлены на то, чтобы успешно функ-ла эко в целом
Рын. эко гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потреб-кого выбора на рынке товаров и услуг. Каждый сам-льно распределяет свои ресурсы. Индивид сам определяет, что, как и для кого пр-дить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать пр-ную продукцию, к.о. и на что тратить полученную выручку. Свобода выбора становится основой конкуренции.
К преимуществам рыночного механизма эко-сты относят: • эффективное распределение ресурсов; • гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям; • оптимальное использование результатов НТР; • свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей; • способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.
Но рыночному механизму присуща и ограниченность: • не способствует сохранению невоспр-мых ресурсов; • не обеспечивает защиту окр. среды; • не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству; • не создает стимулов для пр-ва товаров и услуг кол-ного пользования; • не гарантирует права на труд и доход, не обеспечивает перераспределения дохода.
Решение проблем берет на себя гос-во.
Рын. эко сформировалась в 18 имеет св-во видоизменяться. Этапы: классический капитализм (развивался стихийно и не предусматривал гос-ное регулир. эко с 17 века до 1-вых 10-тий 20 века. Этот этап хар-ся след. признаками: 1) наличием частной соб-сти на эко- ресурсы; 2) свободной конкур.; 3) наличием множества индивидов; 4) наличием множества потребителей; 5) личной свободой всех участников рынка, кот. позволяет предпринимателю определять сферу бизнеса, а работнику свободно передвигаться на рынке труда; 6) стихийным хар-ром установления цен под влиянием С и пред-ния; 7) эквивалентным обменом по ст-сти; 8) ориентацией предпринимат. на мах-цию прибыли, заставляющей их эко-ть ресурсы, бережливо относиться к живому и общественному труду.), смешанная эко (это эко, функ-щая на базе рын. механизма и гос-ного регулир. хоз-ва. Это этап используются элементы и рынка, и плана. На микроуровне применяется внутрифирменное планирование. В макроэко осущ. гос-ное регулир. эко хар-ным является наличие коллективной частной соб-сти в форме АО и других О.) , соц-ная рын. Эко (наиболее развитая форма рын. эко, в кот. принцип свободы и рын. хоз-ния сочетается с соц-ным порядком и соц-ным прогрессом. направлена на решение как эко, так и соц-ных целей.
Эко субъекты:• домохоз-во (Это соб-ки таких факторов пр-ва как земля, труд, капитал, предпринимат. деят-сть);• фирма (бизнес) (Это любая орг-ная форма капитала, произ-щая товары, работы и услуги в целях извлечения прибыли);• гос-во (Гос-во как покупатель, приобретает опред. часть созданной в обществе пр-ции важнейшая!!!). Домохоз-ва и фирмы образуют частный сектор, а гос-во – гос-ный
Рынок можно различать и по сфере распространения: местный (в пределах села, города, региона); национальный (внутренний) и мировой.
Ф-ции рынка:1. соединяет сферы пр-тва и потребления.2. Выполняет роль главного контролера конечных результатов пр-ва. 3. Рын.обмен это способ осущ. эко интересов продавцов и покупателей.
Система
рынков - это единая совокупность множества
рынков различного назначения: потребит.
товаров; ср-в пр-ва; услуг; труда; ссудных
капиталов; ц.б.; валют; духовных благ.
3. Рын. спрос (С) и рын. Предложение (предл.). Формирование равновесной цены.
То кол-во товара (работ, услуг) X, кот. потребители желают и могут приобрести для удовл-ния своих потребностей, наз. величиной, объемом С (QD).
Особенности категории QD.1)кол-во товара X - это кол-во товара, кот. потребители желают купить 2) желание купить товар X значит, что они располагают для этого. Влияние на величину QD: •цена товара X;• цены других товаров, взаимосвязанных с товаром X;• вкусы потребителей (Т);• средний доход домохоз-тв (У);• распределение доходов между домохоз-вами (У);• кол-во покупателей (JV);• ожидания изменений цен товаров (£). Всю совокупность значений QD товара X, соотв-щих различным возможным величинам цены товара Рх, при прочих равных условиях, называют С. (О) на товар X.
Каждый фактор влияет на QD товара X влиять на С Изменение С. - под влиянием изменения какого-то фактора величины QD меняются при каждой цене и происходит смещение всей кривой С. Если величины QD при каждой возможной цене возрастают, а вся кривая смещается вправо, то С увел.; если при каждой возможной цене значения QD снизятся, а вся кривая D сместится влево, то С уменьш.
Предл. товара и факторы, воздействующие на него.
Кол-во товара X, которое пр-щие предпр. данный товар хотели бы выпустить и продать, наз. кол-вом предл-го товара (QSx). Величина QSx зависит от промежутка времени(месяц).
На приобретаемое кол-во товара X влияет:• цена самого товара X (Рх)',• цены ресурсов (/V), используемых в пр-тве товара Х• уровень технологии (L);• цели предпр. (А);• величины налогов и субсидий (7);• цены на иные товары (Pi);• ожидания (£);• кол-во произ-лей товаров (N).
Совокупность значений QSx товара X, соотв-щих различным возможным величинам цены Рх при прочих равных условиях, называют предл. ($) товара .Х
законом предл. -повышение цены товара А" при прочих равных условиях в большинстве случаев приводит к возрастанию кол-ва товара X, предлагаемого предпр. при продаже.
Если под воздействием изменений какого-то фактора величины QSx меняются при каждой цене и происходит смещение всей кривой предл., то происходит изменение предл.: когда предл. расширяется, кривая S смещается вправо; в случае сужения предл. кривая предложения сместится влево. Увел. Предл. способствуют: рост числа произ-лей; снижение цен на ресурсы; повышение уровня технологии; субсидии товаропроизводителям. Сокращение предл. вызывается увел. налогов, ростом цен на ресурсы.
Равновесная цена и ее формирование.
Потребители предъявляют С. на 700 тыс.шт., а произ-ли предлагают лишь 50 тыс.шт. товара X. Это заставит пр-лей использовать доп. пр-ные ресурсы и расширить пр-во, поскольку каждая доп. проданная единица товара X сулит им прибыль пр-тели будут стремиться расширять пр-во.
Равновесная цена - это цена, при кот. Кол-во товара X, на которое покупатели предъявляют С, равняется кол-ву товара, предлагаемого на продажу пр-телями. Все остальные цены явл. неравновесными.
Воздействия факторов на с и предл. можно свести к 4 :1) Увел. С.2) Снижение С.3) Расширение предл..4) Сокращение предл.
4 закона С и предл.:1) Увел. С вызывает рост как равновесной цены Ре, так и равновесного значения Qe 2) Снижение С приводит к уменьш. и Ре, и Qe.
3) Повышение
предл. способствует
Законы
С и предл. дают возможность определять
направления изменений
4. Эластичность С. и предл.. Виды эластичности.
Эластичность - это степень чувствительности С и предл. к различным факторам.
Эластичность
С по цене. Главным фактором, влияющим
на С., явл. цена. Эластичность
С по - это степень чувствительности
С на какой-нибудь товар к изменению цены
на товар. Прямая эластичность С по цене
показывает, на сколько % увел. (уменьш.)
С при уменьш. (увел.) цены на данный товар
на 1 %. Эластичность
=BP/(A-BP) (2) С абсолютно чувствителен к
цене. Правило 1.
Чем больше у товара заменителей и чем
ближе их полезные св-ва, тем выше эластичность
С на этот товар. Правило 2.
Чем более агрегирован (объединение)товар,
тем ниже эластичность. Правило 3.
С на товар одного предприятия обычно
более эластичен, чем рын. С на тот же самый
товар, производимый во всей совокупности.
Правило 4. Товары, расходы на которые
имеют значительный удельный вес в бюджете
потребителя, обладают более высокой эластичностью,
чем товары, требующие незначительных
бюджетных расходов. Правило 5.
Невысокую эластичность имеет обычно
С. на предметы первой необходимости, С
на предметы роскоши отличается высокой
эластичностью. Правило 6.
Для большинства товаров с ростом их цен
эластичность С повышается, а с уменьш.
цен - падает. Правило 7.
Эластичность С по цене в значительной
степени опред. временными рамками, в пределах
кот. принимается решение о покупке. Сущ.
причины, по кот. на коротких временных
интервалах С менее эластичен, чем на длинных:
•полное приспособление к изменению цены
какого-либо товара может потребовать
изменений в структуре потребления покупателя;
•увел. цены одного товара стимулирует
предпринимателей наладить в
ходе д/с периода выпуск
более широкого ассортимента товаров-заменителей,
влияние кот. на эластичность уже известно;
•медленная, постепенная адаптация вкусов
потребителей. Эластичность С.
по цене вычисляется по формуле: εd
=% изменение QDх /
% изменение Рх=(∆QD/QDcp*100%)/(∆P/Pcp*
Эластичность С по цене всегда отрицат, указывается в абсолютных величинах без учета знака «-». если εd > 1 то С на товар X является эластичным по цене. Если εd < 1, то С на товар .Х явл. неэластичным по цене. εd =1, эластичность С по цене называется единичной. Если εd =∞, то С считается абсолютно эластичным (кривая С представляет собой горизонт. Прямую), Если εd = 0, то С абсолютно неэластичен (кривой С явл. вертик. Прямая) Если С на товар X эластичен, то предпр. могут увел. свою выручку путем снижения цены и повышения уровня продаж.
Эластичность С по доходу. εy =% изменение QDx / % изменение среднего дохода домохозяйств Y (4) любые значения от 0 до +да. Если εy > 1, то товары считаются эластичными по доходу, когда еу < 1, товары явл. неэластичными по доходу. Отрасли, производящие товары с εy 1, ждет расширение, а отрасли с εy <0 могут столкнуться с серьезными трудностями. Чем более жизненно необходим продукт, тем ниже эластичность С по доходу.
Эластичность предл. Эластичность предл. показывает степень реакции произ-ля на изменение величины какого-либо фактора. Ценовая эластичность предл. хар-ет чувствительность изменения объема пр-ва (продаж) к изменению цены товара. Эластичность предл. показывает, как изменится величина QSx при изменении цены товара Рх на 1%. Ее определяют по формуле εs=% изменение QSx / % изменение Рх (5)
Факторы, влияющие на эластичность предл.: 1. Фактор времени. 2. Степень сохранности товара, ст-сть его хранения.3. Возможности (гибкость) тех-кого процесса.
время
(чем длиннее адаптационный
Формирование С па отдельный товар. Если представить С каждого покупателя в виде кривой, то кривая рын. С выступит как граф. сумма всех индивид. кривых С. Такой принцип построения кривых носит название горизонт. суммирования. К изучению индивид. С потребителей: 1) на основе «эффекта дохода» и «эффекта замещения»; 2) с использованием теории предельной полезности; 3) при помощи концепции, так называемых, «кривы безразличия».
Информация о работе Экономический рынок и его характеные черты