Экономический рынок и его характеные черты

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 15:06, доклад

Краткое описание

Рынок: сущность, классификация, ф-ции. Эффек-ность рын-го механизма

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

Теория  предельная (предел.) полезности. В основе использования теории предел. полезности для исследования С потребителей лежит предпол., что поведение индивид. покупателя на рынке отдельного товара зависит от того, какую полезность приносит ему тот или иной товар.      Под полезностью товаров и услуг понимают удовл., кот. получают от их потребления. Предел. полезность - это полезность, = приращению общей полезности при ↑ потребления товара на одну единицу.       Измерить величину предел. полезности? имеются различные т. зрения. единицу измерения предел. полезности (ютиль) субъективный хар-р она всегда индивид.

закона  убывающей полезности Поскольку полезность опред. степень удовл. потребностей покупателя, то можно утверждать, что если потребление остальных товаров не меняется, то по мере насыщения потребности в товаре X, удовл. от потребления последующей единицы товара X ↓.

5. Издержки (изд-ки) пр-ва, их специфика в  рын. Усл.Виды изд-к.

Достижение  мах прибыли во всех случаях огр-ся издержками пр-ва и С на выпускаемую продукцию. Изд-к пр-ва 1) любой ресурс ограничен; 2) каждый вид ресурса имеет хотя бы 2 альтернативных способа применения. Изд-ки   упущенных   возможностей   можно   оценить   2 путями;   1)  с т. зрения упущенной возможности альтернативно получить какой-то реал. Физич. продукт; 2) с т. зрения упущенной ст-сти этого реал. Продукта (На практике)

Оценка  изд-ек. Они опред. из изд-ек упущенной возможности, связанных с покупкой или наймом ресурсов на рынке факторов пр-ва, где цены устанавливаются под влиянием рын. механизма независимо от действия предпр. и при условии, что эти факторы сразу же вовлекаются в пр-во. цена, кот. заплатит предприниматель при покупке такого ресурса, и составит его изд-ки пр-ва. Изд-ки упущенной возможности, кот. связаны с оплатой ресурсов за счет ден. ср-в, наз. явными изд-ми: прямые(они связаны с объемом выпускаемой продукции и изменяются при расширении или сокращении пр-ва: расходы на найм раб. силы) и косвенные (они не меняются в зависимости от объема пр-ва: арендные платежи, оплата труда предпринимателя, отчисления на страх. и др.).

Изд-ки носят внутр. хар-р, они не связаны  с выплатами денег со счета  фирмы и не учитываются в бух. отчетах, их наз. неявными изд-ми. =>, изд-ки делятся на 2 группы: внешние (принимают форму конкретных ден.), т.е. это ЗП рабочих и служащих, расход на сырье и материалы и внутренние (это затраты на собс-ные и сам-льно исп-мые ресурсы)

То, от чего предпринимателю необходимо отказываться при осущ. определенного объема бух. затрат, в эко теории называют изд-ми упущенных возможностей, или альтернативными изд-ми.

«постоянные» - эти затраты не изменяются автом. с изменением объемов пр-ва. и  переменные (общий объем кот. на данный момент времени находится в непосредственной зависимости от объемов пр-ва и реал. продукции.).

Сумму постоянных и переменных изд-ек при  данном объеме пр-ва наз. валовыми (общими) изд-мипредельный доход = предельным изд-м. Оценка изд-к, а затем и поиск путей их снижения обязат. условия преуспевания любого предпр.

Виды  прибыли:• бух. прибыль, кот. Явл. разницей между суммарной выручкой фирмы  и ее явными изд-ми.• эко прибыль, кот. Явл. разницей между суммарной  выручкой фирмы и ее эко изд-ми.

К/с  период - промежуток времени, в течение кот. субъект хоз-ния варьирует объемы пр-ва, не изменяя кол-ва некоторых вводимых факторов пр-ва. Неизменяемые факторы пр-ва наз. постоянными; капит. оборудование, Факторы пр-ва, кот. по мере колебаний выпуска товаров и услуг могут изменяться в к/с периоде, называются переменными. Услуги работников. д/с периодом понимают такой промежуток времени, в течение, кот. Предпр. изменяет объемы всех исп-мых факторов пр-ва.

к/с  и д/с периоды не должны ассоциироваться с каким-то конкретным промежутком времени, нап., к/с - до полугода, а д/с - свыше этого интервала. Эти периоды различаются тем, какие факторы пр-ва меняет предпр., выпуская тот или иной объем товаров и услуг. В отдельных отраслях к/с период может длиться свыше 10 лет, а в других д/спериод имеет протяженность 2-3 года.

Деят-сть  предприятия в  к/с периоде.Соотношение между кол-вом вводимых факторов пр-ва и объемом выпускаемых товаров и услуг наз. пр-ной функцией.  законом непременного снижения предел. Продукта -закона ↓ отдачи ресурса, согласно кот.  ↑ единиц переменного фактора при неизменной величине пост. фактора непременно приведет к ситуации, когда каждая послед. единица переменного фактора начнет прибавлять к суммарному продукту меньше, чем его предыдущая единица.

Суммарные изд-ки (ТС) - общие изд-ки выпуска определ. объема пр-ции. Суммарные изд-ки, кот. не меняются по мере ↑ пр-ва в к/с периоде, наз. суммарными пост. Изд-ми (TFC) (косвенные явные изд-ки: % за взятые кредиты,  арендная плата, ЗП управляющим.); суммарные изд-ки, кот. изменяют свою величину с ↑ или ↓ выпуска пр-ции, составляют суммарные переем. Изд-ки (TVC) ( затраты на сырье, топливо.) =>, для любого объема пр-ва суммарные изд-ки складываются из суммарных пост. и суммарных переем. Изд-к: TC=TFC + ТVС   (16) Средние изд-ки (АТС или AC) - это величина суммарных изд-к, приходящихся на единицу выпущенной пр-ции. Q – кол-во пр-ных товаров, то: АТС = ТС / Q  (17) Средние пост. (AFC) и средние переем. (AVC) изд-ки вычисл. по формулам; AFC = TFC/ Q       AVC = TVC / Q       (18) Очевидно, что АТС = AFC + AVC . предельные изд-ки (МС) - это величина, показывающая приращение суммарных изд-к при изменении объема выпуска пр-ции на 1 доп. единицу МС = ∆ТС / ∆ Q. Изменениями переем. Изд-к ТС = ∆TVС и MC=∆TVC /  ∆ Q Ряд факторов, способствующих ↓ средних суммарных изд-к: 1)  спец-цию труда на крупных     предпр. отказываются от услуг раб. - «мастеров на все руки», а привлекают высококвалиф.  Раб.,  спец-в   в   узкой   области пр-ва. Благодаря этому значительно ↑ эффективность труда; 2)   спец-цию управленческого   аппарата; 3)эффективность   капитала - крупное   пр-во   может применить     высокопр-льные     и     очень    дорогие    станки; 4) исп-ние высококач. сопутствующих товаров           Расширение пр-ва за счет этих факторов позволяет ↑ отдачу исп-ных ресурсов и ↓ изд-ки на единицу пр-ции.

6. Конкуренция (конкур) и ее виды. Рос-ское  антимонопольное  зак-во.

С т. зрения субъектов хоз-ния рынок - это  совокупность покупателей, которым  можно продать выпускаемые товары, работы и услуги. рын. структура охватывает все аспекты рынка: кол-во предпр. в отрасли, способность    воздействовать    на    спрос посредством рекламы. 4 рын. структуры:•  совершенная (чистая) конкур.;•   чистая монополия;•   монополист. Конкур.;•   олигополия.

Для раскрытия  данных структур необходимо рассмотреть понятия суммарной, средней и предельной выручки. Суммарная выручка (total revenue - TR) - это общая выручка, получаемая предпр. от продаж своей пр-ции. Если всего было реализовано q единиц товара по цене Р рублей, то TR = Р * q. Средняя выручка (average revenue - AR) — часть суммарной выручки, приходящаяся на единицу продукции: AR = TR/q = Р. Предельная выручка (marginal revenue - MR) - приращение к суммарной выручке, вызванное ↑ продаж на доп. единицу товара: MR = ∆TR /∆q.

субъект хоз-ния, должен решить 2 вопроса;1)   следует ли ему вообще оставаться в отрасли и пр-дить пр-цию или прекратить свое существование 2)   если  оставаться  в отрасли, то  в  каком  объеме  выпускать товары и услуги.

Правило 1. Прекратить про-во, если суммарная выручка от продажи любого объема пр-ции не превосходит переем. Изд-к пр-ва дачного кол-ва товаров и услуг. Это равносильно требованию, чтобы ценa товара не превосходила средние переем. Изд-ки (Р < А УС).Правило 2. Чтобы добиться мах прибыли, он должен пр-ть такой объем пр-ции, при кот. предельная выручка = предел. изд-м (MR = МС).        Совершенная (соверш) конкур. Рынку в условиях соверш. Конкур. присущи след. основные черты:• на рынке действует большое число предпр., независимых от поведения других и принимающих любое решение сам-льно. Любое   предпр.   отрасли   не   в   состоянии   воздействовать    на рын. цену пр-мого отраслью товара;•   предпр. отрасли пр-дят один и тот же (гомогенный) товар, поэтому для покупателей абсолютно безразлично, товар какого про-теля приобретать;•   отрасль явл. открытой для входа в нее и выхода любого кол-ва    участников. Никто  не  предпринимает    какого-либо противодействия, как не сущ. и каких-либо зак-ных ограничений этому процессу.

С. на пр-цию  отдельного предпр. Явл. абсолютно эластичным, каждая доп. проданная единица товара будет добавлять к суммарной выручке одну и ту же величину предел. выручки, = цене товара. =>, для отдельного предпр., действующего в совершенно конкур. рынке, величины средней и предел. выручки = цене товара Р, т.е. MR = AR=P, поэтому кривые С., средней и предел. выручки совпадают и представляют собой одну и ту же горизонт. линию, проведенную на уровне цены товара.

Равновесие  в к/с периоде. В условиях соверш. Конкур. предельная выручка MR = средней выручке AR и цене товара, т.е. MR=AP=P.      величина получаемой прибыли. - получает прибыль в том случае, если выручка на единицу пр-ции, т.е. AR, превосходит изд-ки на единицу пр-ции, т.е. АТС. 3 варианта.1)   Цена товара  ниже  средних суммарных   изд-к  при  том объеме пр-ва q, когда МС = Р; в убытки 2)   При объеме пр-ва q цена товара совпадает с величиной средних суммарных изд-к и эко прибыль равна 0. отражает так наз. точку безубыточности 3)   Цена товара выше средних суммарных изд-к при выпуске q единиц товара; прибыль, убытки            Возможные варианты равновесия в к/с периоде когда   предпр.  терпит убытки,   имеет 0 прибыль и получает прибыль        Равновесие в д/с периоде. хар-ны след. условия:•   сущ-щие предпр. наиболее эффективно используют имеющееся   капит.   Оборудование - мах-ет прибыль, пр-дя такой объем пр-ции, когда МС =Р,•   не сущ. побудительных причин для предпр. иных отраслей входить в данную отрасль, -получают  0 прибыль; •   предпр.     отрасли     не     имеют   возможности     снижать суммарные изд-ки на единицу пр-ции и получат прибыль за счет расширения масштабов пр-ва.          

Монополия. принято понимать рын. структуру, отвечающую след. условиям:•   выпуск товара всей отраслью контрол. одним продавцом этого товара, кот. Наз. монополистом;•   пр-мый монополией товар явл. особым в своем роде и не имеет близких, родственных заменителей. •   монополия   полностью  закрыта  для   входа  в   отрасль  новых предпр. Предпр.-сам-льно в опред. пределах менять цену реализуемого товара в любом направлении. Предпр.-монополист обязано ↓ цену пр-го товара, чтобы продать допо. единицу своей пр-кции.        Равновесие в к/с периоде. предпр. пр-дит такое кол-во товара q, при кот. MR = МС цена товара при этом будет определяться С на его товар           сущ. заблуждения в отношении монополии. 1) якобы, предпр.-монополист может установить любую цену им товар. Однако цена пр-мого монополистом товара зависит от спроса на этот товар 2) якобы, монополист реализует с мах прибылью каждую единицу товара. он за счет расширения объемов пр-ва ↑ суммарную прибыль.3) с точки зрения обывателя, монополист обязат. имеет прибыль.

Равновесие  предпр.-монополиста  в д/с периоде. монополист обеспечит равновесие в д/с периоде только в  том случае, если он сможет удержать контролируемую им отрасль от проникновения в нее иных предпр. Барьеры подразделяются на естественные и искусственные

Монопол. Конкур. - это такая рын. структура, в кот. превалируют черты соверш. Конкур. и имеются отдельные элементы, хар-ные для чистой монополии.

Основные  черты монопол. конкур.  исследуя 2 хар-ки: а) С. отдельного предпр. и б) возможность входа иных предпр. в отрасль. особенности монопол. Конкур.. 1) Кол-во предпр. в отрасли. довольно значит. кол-ва небольших по объему предпр., выпускающих однотипные, но не одни и те же товары. несколько 10-ков предпринимателей 2)  Дифференциация        товаравозможность выпускать   товар,   не   аналог  с   производимым   конкурентами,   т.е. дифференцировать товар. имеет возможность влиять на его цену. (повышать его цену без риска потерять рынок сбыта.).  дифференциация товара объясняется разным качеством изготавливаемого продукта из-за различий в технологии. Дифференциацию товара могут вызвать условия его реализ.: быстрое обслуживание, доставка товара на дом, продажа в кредит. оказывают влияние реклама, применение торговых и товарных знаков, исп-ние различной упаковки. 3)Неценовая конкур. реклама,  изменение  качественных  хар-тик товара  и  условий продажи продукции. 4)   Свобода   входа   в   отрасль   и   выхода   из   нее. вход    в    отрасль    относительно свободный, поскольку предпр. относительно невелики по размеру Неценовая конкур.   Достижение равновесия в д/с периоде, когда эко прибыль предпр.=0, не может надолго удовл. предпринимателя. В стремлении ↑ прибыль он будет стараться найти пути ↑ выручки при неизменных (или ↓) изд-х на единицу пр-ции. Заставить потенциального покупателя поверить, что только пр-ция данного предпр.наиболее полно удовл. его потребности, можно 2 путями:1)   изменять или улучшать кач. хар-ки товара, «подгоняя» т.о. св-ва товара под запросы потребителей;2)   рекламировать    свой   товар    и    приспосабливать    запросы покупателей к имеющимся хар-кам выпускаемой пр-ции.

Реклама имеет много положительных черт:•  ↑ инфо-сть покупателей;•   способствует расширению коммуникационных сетей страны;•   стимулирует       улучшение       кач-ных       хар-тик пр-ции;•   благоприятствует   расширению   пр-ва  и   ↓ средних изд-к из-за положит. эффекта масштаба;•  усиливает конкурентную борьбу;•  может вызвать ↑ уровня занятости в стране. отрицательные качества рекламы: •  реклама    не    столько    инфо    покупателей,    сколько подталкивает их к тем или иным покупкам;•   расходы на рекламу ложатся бременем на общество, ведут к отвлечению ресурсов;•   затраты на рекламу одного товара зачастую сводятся на нет рекламой конкурирующего товара и способствуют росту цены товара (из-за расходов на рекламу) при неизменных объемах продаж;•   реклама может вести к усилению монопольной власти какого-то предпр.   Антимонопольное законодательство. Антимонопольное зак-во представляет систему правовых актов, позволяющих обеспечить конкурентные условия рын. отношений, установить правила поведения участников бизнеса на товарных рынках, защитить права предпр., особенно малых и средних, от хоз-щих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.     1-м законом, ограничивающим проявление монополизма на рынке, был Закон Шермана (1890 г.) в США. Антимонопольное зак-во РФ состоит из Конституции РФ, ФЗ «О конкур. и ограничении монополист. деят-сти на товарных рынках», различных подзаконных актов: указов Президента, постановлений и распоряжений Правит.. Закон «О конкур. и ограничении монополист. деят-сти на товарных рынках» был принят в 1991 г., Проведение гос-ной        политики         возложено        на        Фед. антимонопольную службу.Отношения, связанные с монополист. деят-стью и недобросовестной конкур. на рынках ц.б. и фин. услуг регулир. ФЗ «О защите конкур. на рынке фин. услуг».        

Информация о работе Экономический рынок и его характеные черты