Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 23:42, курсовая работа
Основная цель данной курсовой работы - на основании литературных источников и методических материалов изучить экономический рост как необходимое условие устойчивого развития рыночной экономики, проанализировать результаты выполнения НСУР РБ и рассмотреть перспективы развития национальной экономики и пути достижения экономического роста.
Задачи курсовой работы:
• изучить понятие и сущность экономического роста;
• изучить стратегию устойчивого развития;
Система государственного прогнозирования и планирования в Республике Беларусь включает совокупность государственных прогнозов и программ, разрабатываемых на различные сроки. Порядок разработки государственных прогнозов и программ определен в Законе Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» (принят в 1998 г.). Система прогнозирования и планирования имеет единую методологическую базу, обеспечивает непрерывность планирования и программирования, преемственность в разработке долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных документов.
Выделяют следующие виды планирования (прогнозирования):
Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.
Бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты.
Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития.
Из республиканского бюджета финансируются:
Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений [9].
Налоговая политика Республики Беларуси акцентируется на обеспечении максимальной полноты сбора налоговых поступлений и реализации фискальной функции, и в то же время мало внимания уделяется развитию стимулирующей функции налогообложения. В целом, налоговая система Республики Беларусь не соответствует мировым стандартам (несоответствие количества и состава налогов, высокая налоговая нагрузка на экономику и т.д.) и требует дальнейшего совершенствования.
Реализованные за истекший период 2010 года мероприятия в области налоговой политики направлены на радикальное упрощение налоговой системы Республики Беларусь.
В рамках работы по дальнейшему реформированию налоговой системы с целью ее упрощения и сближения по составу налогов с налоговыми системами развитых стран принят Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь». В отношении основных налогов Закон предусматривает упрощение порядка их исчисления и уплаты.
Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мероприятий Центрального банка (ЦБ), регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег. Национальный банк РБ является основным органом валютного регулирования в Республике Беларусь.
Национальный банк – центральный банк Республики Беларусь – действует исключительно в интересах нашей страны. Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.
Основными целями деятельности Национального банка являются:
− защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
− развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
− обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы [6, с.182].
Денежно–кредитная политика Республики Беларусь направлена на формирование условий стабильного экономического развития республики, выполнение показателей социально–экономического развития страны, повышение благосостояния населения, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.
3. Антимонопольное
регулирование – это
4. Дерегулирование экономики – совокупность мер по обеспечению увеличения доли негосударственной формы собственности, объема рыночных механизмов, снижения объемов государственного регулирования для достижения эффективности функционирования экономики.
По итогам 2013 года в стране достигнут экономический рост на уровне 100,9% (Приложение № 3).
Замедление роста экономик основных торговых партнеров и связанное с этим сужение внешнего спроса не позволило промышленности внести положительный вклад в экономический рост страны.
Основной вклад в прирост ВВП сформирован торговлей (1,4%) и строительством (0,4%).
Рост ВВП поддерживался за счет внутреннего спроса, о чем свидетельствуют высокие темпы роста розничного товарооборота торговли (118,2%) и инвестиций в основной капитал (107,4%).
Экономический рост в 2013 г. был обеспечен при опережающем росте производительности труда (102,2%), а также при снижении потребления топливно-энергетических ресурсов – снижение энергоемкости ВВП составило «минус» 11,1%. [18]
Стабильное развитие внутреннего потребительского рынка в значительной степени было обеспечено за счет роста реальных располагаемых денежных доходов населения (115,4% к 2012 г.).
По итогам года темп роста розничного товарооборота торговли через все каналы реализации составил 118,2%, оборота общественного питания – 111,9%. Этим фактом также объясняется и увеличение доли продаж импортных товаров в общем объеме розничного товарооборота (с 26,1% в 2012 г. до 29,0% в 2013 г.). (Приложение № 3).
В результате более быстрой динамики импорта товаров и услуг (93,3%) по сравнению с экспортом (84,5%), сальдо внешней торговли товарами и услугами в январе-декабре 2013 г. сложилось отрицательным в размере 1723,8 млн. долларов США (или «минус» 2,4% к ВВП).
Максимальное за последние годы положительное сальдо внешней торговли услугами (2838,1 млн. долларов) не компенсировало полностью отрицательное сальдо внешней торговли товарами (4561,9 млн. долларов).
Результаты в торговле товарами свидетельствуют об усилении конкуренции на внешних рынках, что проявилось в снижении физических объемов экспортных поставок (82,6% к 2012 г.). При этом динамика импорта товаров заметно опережает динамику экспорта. За 2013 г. экспорт товаров сократился к уровню прошлого года на 8,8 млрд. долларов (на 19,2%), импорт – на 3,4 млрд. долларов (на 7,3%). Сокращение экспорта отмечается по всем группам товаров, за исключением потребительских продовольственных товаров (Приложение № 4).
Заключение
В основу построения социальной рыночной экономики Беларуси положены такие общепризнанные подходы, как: создание правовых гарантий личных прав и свобод граждан, обеспечение приоритетного стремления человека к приумножению личного благосостояния своим трудом; создание системы сильной социальной защиты; обеспечение свобод предпринимательства и либерализация всех различных сфер экономической деятельности в рамках, не противоречащих устойчивому развитию; развитие конкурентной среды и противодействие недобросовестной деятельности на рынке; равное и единое отношение ко всем формам собственности; создание равных благоприятных условий жизнедеятельности населения на всей территории страны; рациональное вмешательство государства в экономические процессы; развитие финансовой и кредитно-денежной системы в направлении максимального обеспечения роста социально-экономической эффективности народного хозяйства; создание механизмов ускоренного научно-технического развития страны и привлечения внешних и внутренних инвестиций; обеспечение экономической безопасности страны путем последовательного создания системы защиты национальных экономических интересов.
Беларусь последовательно реализует избранную модель социально ориентированной рыночной экономики, достигнуты и положительные результаты. Однако экономике нашей страны как и экономикам других стран присуща цикличность развития, периоды подъема зачастую сменяются спадом. Не смотря на это, государство стремится совместными усилиями преодолеть временные трудности и продолжить свое поступательное развитие.
В Республике Беларусь проводится активная социальная политика, целью которой является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и сокращение бедности. В процессе трансформационного перехода по сравнению с многими другими странами, вставшими на путь рыночных преобразований, Беларуси удалось не допустить значительных негативных явлений в социальной сфере, связанных с безработицей, резким расслоением населения по уровню доходов, снижением доступности услуг здравоохранения и образования и др.
В рамках выбранной страной социально ориентированной рыночной модели отношений правительство стремится решить задачи, направленные на: создание экономических и правовых условий для повышения трудовой активности, развития деловой инициативы трудоспособного населения; улучшение демографической ситуации с целью расширенного воспроизводства населения страны; достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения; обеспечение конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем; защиту прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям, молодежи, инвалидам.
В минувшем пятилетии (2008–2013 гг.), несмотря на отрицательное воздействие на экономику мирового финансово–экономического кризиса в 2008–2009 гг., было достигнуто множество положительных результатов. Среднегодовой рост ВВП в Беларуси составил около 8% (выше этот показатель только у 12 стран), инвестиции в экономику достигли 72 млрд. долларов (при 20 млрд. долларов за предыдущее пятилетие), сохранены трудовые коллективы, не была свернута ни одна социальная программа, на передовой уровень выведено отечественное здравоохранение, весомую государственную поддержку получили пенсионеры и инвалиды, на 75% выросли реальные денежные доходы населения. Уровень безработицы находился в социально допустимых пределах – 0,8–0,9% экономически активного населения.
Вместе с тем в ходе реализации Программы социально–экономического развития Республики Беларусь в истекшей пятилетке не удалось в полной мере решить ряд проблем, которые оказывают сдерживающее влияние на динамичное социально–экономическое развитие страны. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики, выражающаяся в высоких импортоемкости, материалоемкости и энергоемкости выпускаемой продукции, относительно низкой производительности труда и, как следствие, недостаточной конкурентоспособности продукции отечественного производства. Снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается объем привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций. Слабой остается восприимчивость предприятий и организаций к инновациям.