Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 23:42, курсовая работа
Основная цель данной курсовой работы - на основании литературных источников и методических материалов изучить экономический рост как необходимое условие устойчивого развития рыночной экономики, проанализировать результаты выполнения НСУР РБ и рассмотреть перспективы развития национальной экономики и пути достижения экономического роста.
Задачи курсовой работы:
• изучить понятие и сущность экономического роста;
• изучить стратегию устойчивого развития;
То есть через несколько месяцев белорусская экономика, скорее всего, потеряет приток валюты населения в таком размере, который имеет сейчас, и экономия на цене газа как раз только компенсирует эту потерю.
Таким образом, если по итогам 2012 года Беларусь выйдет на нулевой прирост ВВП, это будет очень хорошо. А обеспечить рост ВВП может, похоже, только чудо.
Улучшить результат можно, пожалуй, только возобновив продажу валюты из резервов на поддержку курса белорусского рубля [15].
Важнейшими социально-экономическими составляющими устойчивого развития являются:
- повышение
уровня и качества жизни
- борьба с бедностью;
- изменение
структуры потребления и
- охрана и укрепление здоровья;
- улучшение демографической ситуации;
- противодействие криминализации жизни общества.
Так, для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев и групп населения необходимо:
- создание
условий для общего роста
- поэтапное
приближение государственных
- совершенствование
структуры доходов населения, повышение
роли оплаты труда как
- совершенствование
механизмов распределения
- снижение уровня малообеспеченности населения;
- повышение
уровня социальной
Поскольку в экономике Республики Беларусь капиталовооруженность ниже «золотого» уровня, необходимо стимулирование инвестиции в основной капитал. Для этого можно использовать следующие рычаги.
Научно-техническая политика Республики Беларусь предполагает:
Важнейшим направление государственной политики экономического роста Республики Беларусь является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций. Республика находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем газо- и нефтепроводов и может выгодно использовать свое географическое положение для привлечения зарубежных инвесторов.
Экономическая ситуация для инвесторов в Беларуси нормализуется, характерен стабильный уровень инфляции, предсказуемость обменных курсов, рост рынка финансовых и страховых услуг. Растет экспортный потенциал: экспортируется более 90% произведенных автомобилей, около 90% телевизоров, холодильников, калийных удобрений, более 80% металлорежущих станков. Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что вложение катала в белорусскую экономику дают доступ и к емкому рынку России.
В Беларуси действует шесть свободных экономических зон с льготным налогообложение и таможенным режимом. Ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость здесь в два раза ниже, чем по республике. Прибыль освобождается от налогообложения сроком на пять лет с момента ее объявления. Беларусь успешно сотрудничает с иностранными компаниями: созданы совместные иностранные предприятия «МАН» (выпуск автомобильной техники), «Кока-Кола», «МакДональдс», «Маерск Медикал» (выпуск медицинского оборудования).
На сегодняшний день в Республики Беларусь разработана и действует программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы, которая охватывает все основные направления народного хозяйства и направлена на стабильное развитие экономики нашего государства.
В соответствии с этой программой можно указать основные мероприятия в отдельных областях способствующие повышению экономического роста Республики Беларусь (Приложение 1).
Выделяются следующие (практические) этапы социально-экономического развития в направлении построения перспективной модели экономики:
1. Первый
этап (2001 – 2005 гг.) – создание необходимых
условий для обеспечения
2. Второй
этап (до 2010г.) – создание макроэкономических
условий для стабильного
3. Третий
этап (2011 – 2020 гг.) – гармонизация
взаимоотношений общества и
Республика Беларусь последовательно реализует избранную модель социально ориентированной рыночной экономики. Достигнуты высокие темпы ее развития.
В Республике Беларусь частное предпринимательство представлено главным образом малым бизнесом.
Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, дающая прибыли на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. По действующему законодательству малое предпринимательство в нашей стране представлено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели [6, с.163].
Последовательно осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. Приняты и действуют законы о предпринимательстве и государственной поддержке малого предпринимательства. Разрабатываются и реализуются ежегодные программы государственной поддержки и региональные программы. Созданы Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь и Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров.
В стране сложилась определенная инфраструктура поддержки предпринимательства: фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры. Создаются общества взаимного кредитования. На республиканском уровне, в областях, ряде районов и городов работают советы по развитию предпринимательства, призванные объединить усилия в этой области государственных органов, предпринимателей и их объединений.
Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подписана Директива № 4 от 31 декабря 2010г. «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» – программный документ, направленный на дальнейшую либерализацию экономики и раскрепощение деловой инициативы, создание благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития Беларуси [4].
Государство в условиях сформированной рыночной экономики оставляет за собой только приоритетные направления государственного регулирования, без которых невозможно существование общества.
Функции государственного регулирования национальной экономики совпадают с функциями государства, среди них обычно выделяют: направляющая и координирующая; распределительная и перераспределительная; стимулирующая и контрольная функции.
При переходе к рыночной экономике выполняемые государством функции должны постепенно сокращаться, для чего требуется правильно определить цели и приоритеты. За государством должны сохраняться следующие функции:
Государственное регулирование может осуществляться различными методами и в различных формах. Методами государственного регулирования экономики являются:
1) правовые
методы, заключающиеся в разработке
и реализации законов и
2) административные
методы, основанные на силе
3) экономические методы, заключающиеся в косвенном воздействии на экономику через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную, налоговую систему. Они включают: введение или отмена налогов, льготы по налогам, порядок начисления амортизации основных средств, государственный заказ, кредитование на льготных условиях и др. [6, с.172].
В системе мер государственного регулирования экономики Республики Беларусь выделяются относительно самостоятельные формы регулирования, каждая из которых может включать в себя разнообразное сочетание методов регулирования экономики. Основные формы государственного регулирования экономики:
1. Планирование,
прогнозирование и
Планирование – это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную постановку целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки вариантов плана и выбора наиболее эффективного варианта в ожидаемых условиях развития.
Прогнозирование – процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта, а также об альтернативных путях достижения целей развития объекта.
Программирование – процесс разработки программ, обеспечивающих решение задач развития производства или социальной сферы на определенном уровне регулирования (на уровне национальной экономики, отраслей, регионов). Например, на национальном уровне разрабатываются Национальная программа социально-экономического развития страны на 5 лет, программа «Дети Беларуси», на отраслевом – программы «Бытовая техника», «Жилье».