Экономический рост как необходимое условие устойчивого развития рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 23:42, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной курсовой работы - на основании литературных источников и методических материалов изучить экономический рост как необходимое условие устойчивого развития рыночной экономики, проанализировать результаты выполнения НСУР РБ и рассмотреть перспективы развития национальной экономики и пути достижения экономического роста.
Задачи курсовой работы:
• изучить понятие и сущность экономического роста;
• изучить стратегию устойчивого развития;

Файлы: 1 файл

курсач3.docx

— 677.54 Кб (Скачать)

То есть через несколько месяцев белорусская экономика, скорее всего, потеряет приток валюты населения в таком размере, который имеет сейчас, и экономия на цене газа как раз только компенсирует эту потерю.

Таким образом, если по итогам 2012 года Беларусь выйдет на нулевой прирост ВВП, это будет очень хорошо. А обеспечить рост ВВП может, похоже, только чудо.

Улучшить результат можно, пожалуй, только возобновив продажу валюты из резервов на поддержку курса белорусского рубля [15].

Важнейшими социально-экономическими составляющими устойчивого развития являются:

- повышение  уровня и качества жизни населения;

- борьба  с бедностью;

- изменение  структуры потребления и производства;

- охрана  и укрепление здоровья;

- улучшение  демографической ситуации;

- противодействие  криминализации жизни общества.

Так, для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев и групп населения необходимо:

- создание  условий для общего роста денежных  доходов населения, повышения их  реального содержания;

- поэтапное  приближение государственных минимальных  социально-трудовых гарантий к  бюджету прожиточного минимума, а в перспективе - к минимальному  потребительскому бюджету;

- совершенствование  структуры доходов населения, повышение  роли оплаты труда как важнейшего  стимула трудовой активности  работников и основного источника  денежных доходов населения;

- совершенствование  механизмов распределения доходов  через систему налогообложения, социального страхования;

- снижение  уровня малообеспеченности населения;

- повышение  уровня социальной защищенности  нетрудоспособных граждан.

Поскольку в экономике Республики Беларусь капиталовооруженность ниже «золотого» уровня, необходимо стимулирование инвестиции в основной капитал. Для этого можно использовать следующие рычаги.

  1. Уменьшение дефицита государственного бюджета Республики Беларусь. Таким образом, для того чтобы увеличить инвестиции, необходимо увеличить частные сбережения или уменьшить дефицит государственного бюджета, увеличивают частные сбережения и уменьшают инфляционное обесценение сбережений.
  2. Снижение налогов на бизнес. Увеличение нормы процента сокращает частные инвестиции, поэтому увеличение частных сбережений и инвестиций целесообразно стимулировать снижением налогов на доходы от сбережений и инвестированного капитала.
  3. Увеличение государственных инвестиций. Положительное сальдо бюджета определяет размер государственных сбережений Республики Беларусь, которые могут передаваться частным фирмам через банковскую систему, устойчивость которой является важным фактором процессов, а сбережения и инвестирования. Кроме того, часть бюджетных средств может использоваться для государственных инвестиций.
  4. Привлечение иностранных инвестиций. Помимо частных и государственных сбережений в качестве источника инвестиций могут использоваться иностранные сбережения в виде займов или помощи. Государство должно регулировать привлечение иностранных займов и добиваться их рационального использования для увеличения основного капитала в высокоэффективных производствах.
  5. Проведение политики «дешевых денег». Выше указанные мероприятия после стабилизации бюджета должны дополняться экспансионистской денежно-кредитной политикой, понижающей уровень реальных процентных ставок и содействующих активизации инвестиций.
  6. Повышение производительности труда и других показателей эффективности производства. Объем инвестиций зависит не только от величины предложения труда, но и от его эффективности. Эффективность труда определяется его капиталовооруженность и качеством человеческого капитала.

Научно-техническая политика Республики Беларусь предполагает:

    • организацию государством стратегического научно-технического прогнозирования и программирования в области новейших технологических разработок;
    • непосредственное финансирование и проведение государством фундаментальных и прикладных научных исследований;
    • установление временной монополизации в использовании результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) посредством государственной патентной системы;
    • стимулирование затрат частных фирм на НИОКР;
    • организационную помощь, финансовую поддержку и непосредственное участие со стороны государства в создании научно-производственных центров и центров подготовки высококвалифицированных инженерных и научных кадров, научно-технических консорциумов и научных парков;
    • государственную контрактную систему, создающую гарантированный рынок сбыта для новейших наукоемких продукций;
    • межгосударственное взаимодействие, связанное с участием в международной технологической кооперации и научно-техническом сотрудничестве в рамках межправительственных программ развития науки и техники;
    • комплексное развитие фундаментальных и прикладных исследований, сокращение пути между научными разработками и практической реализацией их результатов.

Важнейшим направление государственной политики экономического роста Республики Беларусь является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций. Республика находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем газо- и нефтепроводов и может выгодно использовать свое географическое положение для привлечения зарубежных инвесторов.

Экономическая ситуация для инвесторов в Беларуси нормализуется, характерен стабильный уровень инфляции, предсказуемость обменных курсов, рост рынка финансовых и страховых услуг. Растет экспортный потенциал: экспортируется более 90% произведенных автомобилей, около 90% телевизоров, холодильников, калийных удобрений, более 80% металлорежущих станков. Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что вложение катала в белорусскую экономику дают доступ и к емкому рынку России.

В Беларуси действует шесть свободных экономических зон с льготным налогообложение и таможенным режимом. Ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость здесь в два раза ниже, чем по республике. Прибыль освобождается от налогообложения сроком на пять лет с момента ее объявления. Беларусь успешно сотрудничает с иностранными компаниями: созданы совместные иностранные предприятия «МАН» (выпуск автомобильной техники), «Кока-Кола», «МакДональдс», «Маерск Медикал» (выпуск медицинского оборудования).

На сегодняшний день в Республики Беларусь разработана и действует программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы, которая охватывает все основные направления народного хозяйства и направлена на стабильное развитие экономики нашего государства.

В соответствии с этой программой можно указать основные мероприятия в отдельных областях способствующие повышению экономического роста Республики Беларусь (Приложение 1).

Выделяются следующие (практические) этапы социально-экономического развития в направлении построения перспективной модели экономики:

1. Первый  этап (2001 – 2005 гг.) – создание необходимых  условий для обеспечения устойчивого  социально-экономического развития, повышения уровня жизни народа  на основе роста эффективности  реального сектора экономики.

2. Второй  этап (до 2010г.) – создание макроэкономических  условий для стабильного социально-экономического  и экологического развития, повышения  уровня жизни народа за счет  роста эффективности и конкурентоспособности  национальной экономики. На этом  этапе должны быть созданы  условия для перехода к активной  структурной перестройке и модернизации  экономики.

3. Третий  этап (2011 – 2020 гг.) – гармонизация  взаимоотношений общества и природы  на основе развития хозяйственной  деятельности в пределах воспроизводственных  возможностей биосферы и перенесения  акцента в приоритетах человеческих  ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. В настоящее время национальную модель экономики предстоит совершенствовать и обновлять за счет встраивания в нее институтов частной собственности и свободного от административных барьеров предпринимательства.

Республика Беларусь последовательно реализует избранную модель социально ориентированной рыночной экономики. Достигнуты высокие темпы ее развития.

В Республике Беларусь частное предпринимательство представлено главным образом малым бизнесом.

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, дающая прибыли на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. По действующему законодательству малое предпринимательство в нашей стране представлено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели [6, с.163].

Последовательно осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. Приняты и действуют законы о предпринимательстве и государственной поддержке малого предпринимательства. Разрабатываются и реализуются ежегодные программы государственной поддержки и региональные программы. Созданы Совет по развитию предпринимательства при Президенте Республики Беларусь и Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого бизнеса при Совете Министров.

В стране сложилась определенная инфраструктура поддержки предпринимательства: фонды финансовой поддержки предпринимателей, центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства, инновационные центры. Создаются общества взаимного кредитования. На республиканском уровне, в областях, ряде районов и городов работают советы по развитию предпринимательства, призванные объединить усилия в этой области государственных органов, предпринимателей и их объединений.

Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подписана Директива № 4 от 31 декабря 2010г. «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» – программный документ, направленный на дальнейшую либерализацию экономики и раскрепощение деловой инициативы, создание благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития Беларуси [4].

Государство в условиях сформированной рыночной экономики оставляет за собой только приоритетные направления государственного регулирования, без которых невозможно существование общества.

Функции государственного регулирования национальной экономики совпадают с функциями государства, среди них обычно выделяют: направляющая и координирующая; распределительная и перераспределительная; стимулирующая и контрольная функции.

При переходе к рыночной экономике выполняемые государством функции должны постепенно сокращаться, для чего требуется правильно определить цели и приоритеты. За государством должны сохраняться следующие функции:

  • эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование;
  • формирование устойчивой макроэкономической ситуации, включая эффективное функционирование финансовых учреждений;
  • обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника;
  • обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования;
  • поддержка социально-незащищенных групп населения;
  • развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;
  • формирование производственной, социальной и экологической инфраструктур общегосударственного значения;
  • проведение активной внешнеэкономической политики, развитие интеграционных связей;
  • реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;
  • создание правовой базы рыночных отношений, развитие институциональной инфраструктуры, разработка и реализация стратегии социально-экономического развития.

Государственное регулирование может осуществляться различными методами и в различных формах. Методами государственного регулирования экономики являются:

1) правовые  методы, заключающиеся в разработке  и реализации законов и нормативных  актов, обеспечивающих функционирование  рыночного хозяйства, а также  дополнительных законодательных  актов по обеспечению процессов  переходного периода (например, по  приватизации госсобственности, поддержке  предпринимательства);

2) административные  методы, основанные на силе государственной  власти и включающие меры запрета, разрешения, принуждения. Они, как правило, носят обязательный характер  и оформляются в виде законодательных  актов, распоряжений, постановлений  и т.п. Административные методы  воздействуют на экономику прямо;

3) экономические методы, заключающиеся в косвенном воздействии на экономику через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную, налоговую систему. Они включают: введение или отмена налогов, льготы по налогам, порядок начисления амортизации основных средств, государственный заказ, кредитование на льготных условиях и др. [6, с.172].

В системе мер государственного регулирования экономики Республики Беларусь выделяются относительно самостоятельные формы регулирования, каждая из которых может включать в себя разнообразное сочетание методов регулирования экономики. Основные формы государственного регулирования экономики:

1. Планирование, прогнозирование и программирование.

Планирование – это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную постановку целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки вариантов плана и выбора наиболее эффективного варианта в ожидаемых условиях развития.

Прогнозирование – процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта, а также об альтернативных путях достижения целей развития объекта.

Программирование – процесс разработки программ, обеспечивающих решение задач развития производства или социальной сферы на определенном уровне регулирования (на уровне национальной экономики, отраслей, регионов). Например, на национальном уровне разрабатываются Национальная программа социально-экономического развития страны на 5 лет, программа «Дети Беларуси», на отраслевом – программы «Бытовая техника», «Жилье».

Информация о работе Экономический рост как необходимое условие устойчивого развития рыночной экономики