Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 23:42, курсовая работа
Основная цель данной курсовой работы - на основании литературных источников и методических материалов изучить экономический рост как необходимое условие устойчивого развития рыночной экономики, проанализировать результаты выполнения НСУР РБ и рассмотреть перспективы развития национальной экономики и пути достижения экономического роста.
Задачи курсовой работы:
• изучить понятие и сущность экономического роста;
• изучить стратегию устойчивого развития;
Белорусская модель развития имеет следующие характерные черты:
Социально ориентированная рыночная экономика в ее зрелой стадии – это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде, обеспечивающим достойное социальное обеспечение – нетрудоспособным, престарелым, инвалидам [8, С.366].
Перспективная модель национальной экономики (ПМНЭ) Беларуси базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, социального партнерства государства, профсоюзов и предпринимателей; равенства всех форм собственности; гарантий безопасности.
Экономический рост есть составляющая экономического развития. Он выражается непосредственно в количественном увеличении ВВП и его составляющих.
На макроэкономическом уровне ведущими показателями количественной динамики экономического роста являются:
· годовой прирост объема ВВП;
· годовые темпы роста ВВП в расчете на душу населения;
· годовые темпы роста производства основных отраслей экономики.
В экономической статистике для изучения динамики экономического роста используются коэффициенты роста, темпы роста и темпы прироста.
Темп роста равен коэффициенту роста, умноженному на 100. Темп прироста равен темпу роста минус 100. Однако на практике под темпом роста часто понимают темп прироста.
Экономический рост может измеряться как в физическом выражении (физический рост), так и в стоимостном (стоимостный рост). Первый способ более надежен (так как позволяет исключить воздействие инфляции), но не универсален (при расчете темпов экономического роста трудно вывести общий показатель для производства разных изделий). Второй способ употребляется чаще, однако не всегда возможно до конца очистить его от инфляции. Правда, в статистике ряда стран измеряют макроэкономический рост на базе роста производства наиболее важных для экономики товаров, используя при этом их доли в общем объеме производства.
Сравним ВВП Республики Беларусь с ВВП развитых стран (Германия, Нидерланды, Бельгия, Франция, Австрия, Польша) в докризисный и посткризисный период (Приложение 2).
Экономика Германии характеризуется хорошо развитой инфраструктурой и квалифицированной рабочей силой. В экономической системе Германии выделяется несколько специфических черт. Экономика Германии организована по принципу социально-рыночной экономики, характеризующейся сочетанием социального баланса и рыночной свободы. Данная экономическая модель предполагает в значительной мере свободные действия рыночных сил, однако, основной упор делается на социальном обеспечении. Концепция социальной рыночной экономики была впервые разработана и реализована Людвигом Эрхардом и Альфредом Мюллер-Армаком в 1947—1949 годах в целях послевоенного восстановления ФРГ.
Данная модель представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающее равномерное распределение социальных благ в обществе. Социальное партнерство между профсоюзами и работодателями обеспечивает достаточно прочный социальный мир. Реформы в системах социального страхования и структурные реформы на рынке труда нацелены на снижение побочных расходов на рабочую силу и стимулирование экономического роста.
В последнее время Германия испытывает определённые трудности в реализации модели социально-рыночного хозяйствования. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40 % чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда и на отчисления в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг значительных размеров. Так, если в США на налоги тогда отчислялось около 32 % нераспределенной прибыли, в Великобритании — 45 %, то в Германии этот показатель достигал 65 %. На сегодняшний день ставка налога на нераспределенную прибыль в ФРГ составляет 50 %.
Высокий уровень старения населения также обуславливает значительные расходы на социальное обеспечение пенсионеров. Высокий уровень пособий для безработных нередко порождает иждивенческие настроения в обществе, а также стимулирует неуклонно высокий процент безработицы (по разным оценкам, 7,8-8,5 %). Во время экономического роста в 2010, 2011 и 2012 годах процент безработицы упал до 6,9 %.
Второй особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний сферы услуг, поэтому они активно вмешиваются в процесс принятия бизнес-решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.
Также для экономики Германии характерна высокая степень индустриализации. По сравнению со многими развитыми странами мира здесь очень большую долю в производстве ВВП составляет промышленность — основное направление специализации ФРГ в мировой экономике.
В Германии, в силу исторически обусловленных причин, наблюдается неравномерное экономическое развитие в рамках территории страны. Интеграция и модернизация экономики востока Германии остается проблемой, требующей времени и больших финансовых затрат. Ежегодные вклады федерального правительства здесь составляют около 100 млрд. долларов.
Голандская экономика носит открытый характер и в значительной степени интегрирована в систему мирохозяйственных связей. Нидерланды являются одним из крупнейших экспортеров и инвесторов в мире.
Экономическое положение Нидерландов в 2012 г. коррелировало с общеэкономической ситуацией в мире. Рост экономики замедлился: объем мирового ВВП увеличился всего на 3% (3,75% - 2011 г.). Снижение темпов восстановления экономики отчетливо наблюдалось в зоне евро. После небольшого понижения ВВП во втором и третьем кварталах 2012 г. в четвертом квартале произошло падение на 0,6% (среднегодовое значение для еврозоны – 0,5%). В Нидерландах в четвертом квартале это значение составило 0,9% (в среднем за год – также 0,9%).
В течение 2012 года Правительство страны осуществляло реализацию мер по сохранению экономической стабильности:
- режим максимальной экономии и сбережения производственных ресурсов;
- интенсификация внедрения инноваций на фоне дальнейшей разработки новых технологий на перспективу;
- максимальная консолидация Нидерландов со странами Евросоюза, в первую очередь, с Великобританией и Германией, в проведении единой экономической политики.
Вместе с тем в нидерландской экономике не отмечается роста со второго квартала 2011 г. Считается, что 2013 год станел годом стабилизации и незначительного восстановления в III и IV кварталах. Такие последствия наблюдаются, в первую очередь, из-за мер экономии, принятых Правительством в 2012 г.
Как отмечают эксперты CBS (Центральное бюро статистики Нидерландов), в 2012 г. экономика Нидерландов находилась в условиях рецессии. Последовавшая весной 2012 г. отставка Правительства еще более осложнила реализацию планов бюджета 2012 г. по стабилизации и подъему экономики страны.
Снижение базовых показателей нидерландской экономики во многом обусловлено резким сокращением внешней торговли Нидерландов со странами Евросоюза. Совет по социальным вопросам и экономике Нидерландов прогнозировал снижение уровня ВВП к окончанию 2012 г. на 0,5% на фоне дальнейшего роста безработицы до 490 тыс. человек. Как следствие, экономическая стагнация на внешнем рынке в январе-мае 2012 г. привела к сокращению потребительских расходов и инвестиционных потоков внутри Нидерландов. В первом полугодии 2012 г. дефицит бюджета в полтора раза превысил поступление средств от выручки нидерландского экспорта товаров и услуг в казну Нидерландов.
Для сохранения уровня национального ВВП выше критического Нидерланды использовали фактор обвального падения экономик соседних стран-партнеров по Евросоюзу. В условиях интенсивного падения голландского рынка в апреле 2012 г. в стране приступили к реализации «Стабилизационной программы Нидерландов», разработанной на базе Коалиционного Соглашения-2010, Бюджета – 2012 и «Программы быстрого реагирования» (short-term outlook) Нидерландского бюро по анализу экономической политики (CPB Netherlands).
Программа реформ нидерландской экономики предусматривает создание в стране благоприятных условий, стимулирующих национальные и иностранные компании на прямые инвестиции, внедрение инноваций и развитие новых форм внешнеторгового сотрудничества. На базе инициатив Нидерландов был разработан проект «Развитие макроэкономики стран ЕС-2020». В интересах потенциальных инвесторов в июле-августе 2012 г. на укрепление инфраструктуры, повышение уровня жизни, модернизацию телекоммуникаций и логистики были направлены значительные средства из госбюджета Нидерландов.
Единственным двигателем голландской экономики является экспорт, который в IV квартале вырос на 3,2 процента (за год — 3,1 процента) и по итогам года составил 431,4 млрд. евро. Однако в последнем квартале 2012 г. рост экспорта стал возможным лишь благодаря увеличению объемов реэкспорта на 8,8 процента. Рост же экспорта собственной продукции был незначительным.
2012 год характеризовался
низким уровнем
Основной причиной сокращения нидерландской экономики стал кризис в странах еврозоны. Нидерланды как страна, сохраняющая устойчивую экономику, вынуждена проводить политику рационального расходования государственных средств. Сокращение затратных статей бюджета проводится за счет свертывания расходов на финансирование госаппарата, социальное страхование и здравоохранение. Выделение государственных субсидий в законодательном порядке подвергается дополнительному анализу и оптимизации с целью выявления возможностей погашения долгов и сокращения бюджетного дефицита.
Экономическая ситуация характеризуется снижением ВВП, объем которого на 31 декабря 2012 г. составил 601 млрд. евро (данные CBS). Государственный долг Нидерландов в 2012 г. вырос до 416 млрд. евро и достиг отметки 70% ВВП, что является критическим показателем для стран Европейского союза. Инфляция составила 2,9%, безработица – 6,4%.
Спад экономики сказался и на личной жизни голландцев. В частности, в 2012 году родилось только 176 тыс. человек (самый низкий показатель с 1980 года), и состоялось меньше зарегистрированных браков, так как многие голландцы предпочитают не строить серьезных планов на будущее. Социологические опросы отражают пессимистические настроения: к концу 2012 г. только 5% из числа опрошенных высказали предположение о возможном увеличении числа рабочих мест.
Дефицит государственного бюджета по итогам 2012 г. составил 3,3% от ВВП. Ранее принятый правительством пакет мер экономии, рассчитанный на период до 2015 г., согласно которому будет сэкономлено 18 млрд. евро, в 2013 г. будет дополнен новыми мерами экономии.[16]
Швеция является одной из крупнейших стран Западной Европы. Однако плотность ее населения относительно низкая. Подобно другим относительно малым промышленно развитым странам Швеция очень зависит от внешней торговли для сохранения своей высокой производительности труда и уровня жизни. Свыше 80% всего экспорта составляют промышленные товары. Наиболее важные экспортные рынки находятся в Западной Европе. Более половины шведского экспорта направляется в Европейский Союз (ЕС). Важное значение имеют также соседние северные страны Финляндия и Норвегия. Хотя в этих странах, а также Дании население в сумме составляет лишь 14 -15 млн. человек, на них приходится почти одна пятая часть экспорта Швеции.