Экономический рост как необходимое условие устойчивого развития рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 23:42, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель данной курсовой работы - на основании литературных источников и методических материалов изучить экономический рост как необходимое условие устойчивого развития рыночной экономики, проанализировать результаты выполнения НСУР РБ и рассмотреть перспективы развития национальной экономики и пути достижения экономического роста.
Задачи курсовой работы:
• изучить понятие и сущность экономического роста;
• изучить стратегию устойчивого развития;

Файлы: 1 файл

курсач3.docx

— 677.54 Кб (Скачать)
 




Хотя Швеция является относительно малой страной, ее экономика в большой степени диверсифицирована. Традиционные отрасли, базирующиеся на двух наиболее важных сырьевых ресурсах - железной руде и лесе, по-прежнему играют важную роль, однако возросло значение машиностроения и различных высокотехнологичных секторов. Мало других стран размером со Швецию имеют свое собственное авиастроение и ядерную энергетику, а также две национальные автомобилестроительные компании, развитую отрасль по производству вооружений, телекоммуникационную отрасль с высоким уровнем технологии и две крупные фармацевтические группы.

С учетом соблюдения нейтралитета в течение всего 20-ого столетия, Швеция достигла завидного уровня жизни населения, обладает смешанной системой экономики на основе высоких технологий и обширных пособий по социальному обеспечению. В экономике Швеции есть современная система распределения, превосходные внутренние и внешние коммуникации и квалифицированная рабочая сила. В сентябре 2003 года, шведские избиратели проголосовали против входа в Европейский валютный союз, который воздействовал бы воздействия на экономику и суверенитет.

Древесина, гидроэлектроэнергия, и железная руда составляют материально-сырьевую базу экономики Швеции, в большой степени ориентируемой к внешней торговле. Частные фирмы составляют приблизительно 90% объема промышленного производства, в котором технический сектор составляет 50% продукции и экспорта. Сельское хозяйство составляет менее 2% ВВП и занятости. 

До 2008 года в Швеции наблюдался длительный экономический подъем, увеличение внутреннего спроса и рост экспорта. Эти факторы и здоровая финансовая система позволили правоцентристскому правительству осуществить реформу, нацеленную на увеличение занятости, уменьшение зависимости от мировых рынков и снижение роли государства в экономике. Несмотря на сильную финансовую систему, в третьем квартале 2008 года шведская экономика вошла в рецессию, в результате воздействия мирового экономического кризиса. Спад в экономике Швеции продолжился и в 2009 году, так как ухудшение глобальных условий уменьшило спрос на шведский экспорт. В 2010 году рост экспорта предметов потребления и восстановление банковского сектора стали "локомотивом" восстановления шведской экономики.

Придерживаясь политики неучастия в войнах и нейтралитета на протяжении всего XX века, Швеция добилась высокого уровня жизни населения в условиях капиталистической системы хозяйства, основанной на применении высоких технологий и всеобъемлющего социального обеспечения. Страна обладает современной инфраструктурой, превосходными внутренними и внешними коммуникациями и высококвалифицированной рабочей силой. Главными ресурсами экономики являются лес, гидроэнергия и железная руда. Экономика ориентирована преимущественно на внешнюю торговлю.

Шведский технический сектор составляет 50% продукции и экспорта. Телекоммуникации, автомобильная промышленность и фармацевтические промышленности также очень важны. Сельское хозяйство составляет 2% ВВП и занятости.

20 крупнейшими по товарообороту зарегистрированными в Швеции компаниями в 2007 году были Volvo, Ericsson, Vattenfall, Skanska, Sony Ericsson Mobile Communications AB, Svenska Cellulosa Aktiebolaget, Electrolux, Volvo Personvagnar, TeliaSonera, Sandvik, Scania, ICA, Hennes & Mauritz, Nordea, Preem, Атлас Copco, Securitas, Nordstjernan и SKF. шведская промышленность находится всецело в частных руках; в отличие от некоторых других промышленно развитых стран Запада, таких как Австрия, Италия или Финляндия, государственные предприятия в Швеции всегда имели незначительную важность. Одно важное исключение этому правилу - LKAB - принадлежащая государству компания горной промышленности, главным образом ведущая бизнес в северной части страны.

Занятость в Швеции составляет приблизительно 4,5 миллиона жителей, из которых приблизительно одна треть с высшим образованием.

Швеция - мировой лидер по выплатам частных пенсий и проблемы финансирования пенсии являются небольшими по сравнению со многими другими западноевропейскими странами. Шведский рынок труда стал более гибким за последние годы, но у него все еще есть некоторые широко признанные проблемы. Типичный рабочий получает только 40% своего дохода после налогообложения. Государственные служащие составляют одну треть шведской рабочей силы, что во много раз больше, чем во многих других странах.

В 2010 году Швеция заняла второе место в рейтинге наиболее конкурентоспособных экономик мира, обогнав США и Сингапур. Согласно отчету по глобальной конкурентоспособности 2010-2011, подготовленному Всемирным экономическим форумом, Швецию опережает только Швейцария, которая возглавляет список второй год подряд. Как сообщается в докладе международной организации, Швеция поднялась на две позиции, оттеснив со второго места на четвертое Соединенные Штаты Америки. Сингапур, по-прежнему, занимает в рейтинге третье место. Северные соседи Швеции также оказались в первой двадцатке – Финляндия на седьмом, Дания – на девятом, а Норвегия – на 14-м месте.

Швеция отклонила евро на референдуме в 2003 году, и Швеция поддерживает свою собственную валюту, шведскую крону (SEK). Шведский Центральный банк — основан в 1668 году и таким образом это самый старый центральный банк в мире — в настоящее время сосредотачивается на стабильности цен (целевая инфляция 2%). Согласно экономическому обзору Швеции в 2007 году, подготовленному экспертами ОЭСР, средняя инфляция в Швеции была одной из самых низких среди европейских стран с середины 1990-ых, в значительной степени из-за отмены госконтроля и быстрого использования глобализации.

В 2010 году ВВП Швеции (по ППС) составил $337,9 млрд., увеличившись на 1,9% по сравнению с 2009 г. ($331,5 млрд.). ВВП на душу населения (по ППС): $36 500 ($36 000). Состав ВВП по секторам экономики: сфера услуг - 72,2%, промышленность - 26,1%, сельское и лесное хозяйство, рыболовство - 1,7%. Внутренний долг Швеции: 40,8% от ВВП (41,6%). Внешний долг Швеции: 252% от ВВП / $853,3 млрд. ($669 млрд.). В сентябре 2011 года уровень инфляции в Швеции составил 3,2%, а уровень безработицы - 6,8% (341 000 человек). Безработных среди молодёжи: 133 000 человек (21,2 % от общего числа работоспособного населения в возрасте 15-24 лет). Количество новых рабочих мест: 55 024, на 10 000 больше, чем в сентябре 2010 года.[17]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы развития национальной экономики и пути достижения экономического роста

 

В Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. дальнейшее развитие получили основные положения действующих прогнозных документов, утвержденных Президентом или Советом Министров Республики Беларусь – Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г., Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг., Комплексный прогноз научно-технического прогресса на 2001–2020 гг., Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998–2015 гг., Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь и другие целевые и отраслевые программы [4, c.101].

В НСУР-2020 главное внимание уделено особенностям прогнозного периода, дальнейшей реализации «Повестки дня на XXI век», гармонизации социального, экономического и экологического развития как равноценных взаимодополняющих составляющих в едином сбалансированном комплексе «человек – окружающая среда – экономика».

Сложившаяся в практике Республики Беларусь политика медленного обновления основных фондов привела к тому, что более половины из них изношены. Кроме того, Республика Беларусь технически отстает во многих отраслях и сферах экономики от мирового уровня.

Стимулирование инвестиционного и инновационного процесса для национальной экономики становится жизненно важной стратегической задачей по причине экспорта более 60% продукции и услуг за рубеж.

В этих условиях Республика Беларусь проводит политику стимулирования инноваций путем:

  • финансирования проектов из Фонда фундаментальных исследований, инновационных фондов;
  • предоставление налоговых льгот на прибыль организаций, направляемую на реконструкцию и техническое перевооружение;
  • финансирование и субсидирование из госбюджета базовых и стратегически важных производств.

Следует отметить, что Республика Беларусь достигла одних из самых высоких и устойчивых темпов экономического роста среди стран СНГ, добилась успехов в борьбе с инфляцией, а, следовательно, имеет все возможности для снижения ставки банковского процента и применения других мер стимулирования денежно-кредитной политики с целью повышения инвестиционной привлекательности. Кроме того, не располагая практически фундаментальной сырьевой и энергетической базой, республика сделала упор на развитие человеческого капитала: в настоящее время по уровню квалификации рабочей силы Республика Беларусь занимает ведущее место среди стран СНГ.

Кроме того имеются проблемы текущего периода:

  • трудности привлечения иностранного капитала (уровень инвестиционного климата Республики Беларусь колеблется после 140 стран мира);
  • поиск крупных аккордных инвестиций для обновления износившегося основного капитала;
  • проблема существенного стимулирования научных открытий и изобретений;
  • смягчение последствий структурных шоков в экономике, вызванных распадом СССР и изначальной ориентацией производственных мощностей экономики на внешний рынок;
  • переход на трудосберегающие технологии;
  • сокращение налоговой нагрузки на экономику и переход от налогово-бюджетных рычагов стимулирования экономического роста к кредитно-денежному.

С целью достижения равновесного долгосрочного экономического роста государство должно так воздействовать на совокупный спрос, чтобы скорость его расширения соответствовала темпу увеличения естественного уровня реального объема производства, а также обеспечить при этом возрастание естественного уровня реального объема производства.

Государственная политика экономического роста в Республики Беларусь предполагает:

  • стимулирование склонности к сбережению и инвестированию;
  • обеспечение увеличения предложения труда;
  • стимулирование технологического прогресса и роста эффективности производства.

Чтобы понять ситуацию в Беларуси, надо оценить глубину снижения ВВП, которая ожидала страну в результате отказа от продажи валюты Нацбанком на бирже, осуществленному в марте 2011 года. Экономика лишилась валютной поддержки, уравновешивающей эмиссию, и через несколько месяцев началась жесткая посадка экономики.

По данным Национального статистического комитета РБ, во II квартале 2011 года ВВП Беларуси еще вырос на 11,4% по отношению к аналогичному периоду 2010 года, но в III квартале рост составил уже всего 1,7%.

Это означает, что уже в сентябре (в последнем месяце III квартала) изменение ВВП в годовом выражении, по-видимому, было отрицательным. В октябре падение ВВП продолжилось, причем еще более быстрыми темпами. На это указывает то, что средняя заработная плата населения в реальном выражении в октябре сократилась на 5,2% по сравнению с сентябрем. Этот процесс в последние два месяца 2011 года почти завершился, и цены пришли в примерное соответствие с платежеспособностью населения.

В I квартале 2012 года экономика Беларуси достигла дна, и снижение ВВП в месячном выражении приостановилось. Но падение ВВП в годовом выражении может продолжиться, так как в I квартале 2011 ВВП быстро рос, стимулированный увеличение средней зарплаты в стране примерно до $500 и резким ростом дефицита внешней торговли страны, которой Нацбанк тогда еще оплачивал. То есть база для сравнения очень высока, поэтому и падение I квартале 2012 года окажется значительным.

В результате снижение ВВП в начале 2012 года, судя по текущей его динамике, может оказаться на уровне около 10% в годовом выражении. Это и есть дно, от которого экономика Беларуси будет отталкиваться.

Повысить ВВП Беларуси можно за счет денежной эмиссии, однако, как отмечалось выше, в отсутствие продажи валюты Нацбанком на бирже, эффект этой меры будет крайне низким. Так, несмотря на колоссальные вливания рублей и повышение зарплат в выборном 2010 году, в I квартале 2011 года ВВП Беларуси вырос всего на 10,9%.

То есть вливание даже десятков триллионов рублей в нынешних условиях обеспечит дополнительный рост ВВП на пару-тройку процентов, так как данная эмиссия приведет к перераспределению ВВП, а не его подъему.

Конечно, положительным фактором для ВВП Беларуси является снижение цены газа, поставляемого в Беларусь из России в 2012 году. Это обеспечит Беларуси экономию в размере около $2 млрд за год. Кроме того, некоторый прирост ВВП обеспечит и начало работ по строительству белорусской АЭС.

Однако этого, по-видимому, будет недостаточно для перевода динамики ВВП в 2012 году из отрицательной в положительную область (в годовом выражении). Снижение цены газа только стабилизирует экономику Беларуси на том низком уровне, на который она сейчас опускается. Действительно, в настоящее время ВВП отчасти поддерживается тем, что население тратит свои валютные резервы – в среднем $230 млн в месяц ($3 млрд в годовом выражении).

Эти деньги тратятся, в основном, на приобретение товаров, так как рублевые депозиты в банках за данный период выросли на намного, то есть идут на повышение ВВП. Но валютные ресурсы населения не безграничны, и, по-видимому, в течение нескольких месяцев будут исчерпаны. То есть, в текущем году население продаст банкам (на чистой основе) около $1 млрд, да и в следующем вряд ли намного больше.

Информация о работе Экономический рост как необходимое условие устойчивого развития рыночной экономики