Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:58, курсовая работа
Проблема экономических кризисов актуальна в настоящее время и в нашей стране. Исследования экономических кризисов на мировом уровне, в частности в России, должны помочь экономистам все-таки научиться безболезненно и быстро выходить из них. Помимо этого очень важно исследовать причины возникновения экономических циклов и выяснить, как сглаживаются амплитуды их колебаний, чтобы использовать эти знания для регулирования этих циклов, дабы они не оказывали разрушительного воздействия на экономику. Научившись сглаживать экономические циклы, люди сразу же ощутят результат в виде экономического процветания страны и личного благополучия. А главная цель экономистов - добиться именно таких результатов. Но не все так просто. Ученые уже на протяжении нескольких веков не могут выяснить точных причин возникновения циклов.
Заслуживает внимание метод девальвации денежной единицы, примененный правительством Рузвельта. Девальвация доллара затруднялась активным торговым и платежным балансом. Встать же на путь массового выпуска необеспеченных золотом бумажных денег Рузвельт не считал возможным. Был найден оригинальный способ. США осуществили крупномасштабные закупки золота по ценам, превышающим курс доллара по отношению к золоту. До конца 1933 г. золота было закуплено на 187, 8 млн. долларов. Это искусственно снизило курс доллара. Одновременно золотой запас был изъят из федеральных резервных банков и передан казначейству. Банкам взамен выдавались золотые сертификаты, приравненные к золоту и обеспечивающие банковский резерв. В начале 1934 г. был принят закон о золотом резерве, устанавливающий новую цену на золото - 35 долларов за унцию, действовавшую до 1971 г.
Благодаря девальвации доллара распределение дохода изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капитала. Тем самым были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность монополий правительству, усилились экспортные возможности США.
Центральное место в мероприятиях «Нового курса» отводилось проблеме восстановления промышленности. Закон о восстановлении промышленности вводил систему государственного регулирования этого подразделения экономики. Он включал три раздела. Первый раздел предусматривал меры, способствующие оживлению экономики и выводу ее из бедственной ситуации. Основной упор делался «на кодекс честной конкуренции», в котором устанавливались правила конкуренции, занятости и найма. Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения и фонд общественных работ с указанием порядка использования средств этого фонда. Для оказания помощи безработным Конгресс создал Администрацию общественных работ, которую возглавил министр внутренних дел Г. Икес. На организацию общественных работ выделялось 3,3 млрд. долларов. В числе других мер борьбы с безработицей было создание трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте 18 - 25 лет. Они обеспечивались бесплатным питанием, жильем, форменной одеждой, им платили 1 доллар в день. Численность молодежи в лагерях достигала 250 тысяч человек. К 1935 г. лагеря были расширены вдвое, и в них побывало 3 млн. человек. Молодежь очищала леса, проводила мелиорацию, занималась лесонасаждением, ремонтировала дороги. Администрация чрезвычайной помощи выдавала штатам дотации для помощи безработным. Масштабы общественных работ, организованных американским правительством, следует признать значительным. На них к январю 1934 г. было занято 5 млн. человек. Сам Рузвельт придавал этому закону очень большое значение: «В истории закон о национальном промышленном восстановлении войдет, возможно, как наиболее важное идущее законодательство, когда-либо принятое конгрессом».
Второй важный закон - закон о
регулировании сельского
1. Сокращение посевных площадей и поголовья скота. За каждый незасеянный гектар фермеры получали компенсацию и премию. К моменту введения такой меры, существовавшие цены на зерно делали более выгодными его использование в качестве топлива, и в некоторых штатах зерно и кукурузу сжигали вместо дров и угля.
2. Чрезвычайные меры по финансированию государством фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долларов.
3. Инфляционные меры. Правительство
США провело девальвировать
Проведение этого закона в жизнь привело к тому, что запахали 10 млн. акров засеянных хлопком площадей, уничтожили 1/4 всех посевов. За один год действия ААА было забито 23 млн. голов рогатого скота и 6,4 млн. голов свиней [5]. Мясо убитых животных превращали в удобрения. Если наблюдались неурожаи, то это считалось удачей. Выше перечисленными методами удалось к 1936 г. поднять доходы фермеров на 50%. Часть зерна оплачивалась, а другая часть формировала кредиторскую задолженность СССР. США решали свои проблемы: занятость, гарантированные закупки у фермеров и др. И ими было найдено отличное экономическое решение - вместо уничтожения зерна часть его продавали государству, которое, в принципе, без особых усилий могло полностью обеспечивать свои потребности в данном виде продукции.
В 1935 г. в политике «Нового курса» обозначился поворот влево. Этого добились трудящиеся своей борьбой. За 1933-1939 гг. бастовало более 8 млн. человек. Наиболее активной формой классовой борьбы стали «сидячие стачки», когда часть рабочих оставалась внутри заводов, а остальные круглосуточно пикетировали. Такие стачки оказались эффективными и способствовали образованию профсоюзов даже в тех отраслях, где произвол предпринимателей был особенно ощутим. Рабочие добивались введения федеральной системы социального страхования. В 1936 г. произошло сплочение всех рабочих организаций, и они влились в единый рабочий альянс Америки.
В результате широкого движения трудящихся правительство Рузвельта на втором этапе осуществления «Нового курса» в значительно большей степени вынуждено было учитывать интересы рабочих и фермеров. Важнейшим завоеванием рабочего класса США следует признать принятие закона Вагнера. В нём признавались необходимость коллективной защиты рабочими своих интересов через профессиональные союзы и путем заключения с предпринимателями коллективных договоров. За рабочими признавалось право на стачки.
Не меньшее значение имел закон о социальном обеспечении, принятый несколько недель спустя после закона Вагнера. Им вводилась система пенсий по старости и пособий по безработице. Однако закон распространялся на рабочих крупных промышленных предприятий и не охватывал рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания.
Все меры, проведенные «Новым курс», сделали его одной из самых прогрессивных страниц в истории США.
Благодаря
активной регулирующей роли государства,
страна смогла выбраться из кризиса,
прибыли американских монополий
пошли в гору. В то же время
«Новый курс» нельзя расценивать
как переход к
1.4 Последствия
Последствия кризиса были ужасные. К 1932 г. промышленное производство в США сократилось в целом на 46%, а по отдельным видам продукции значительно больше: производство чугуна - на 79%, стали - на 76%, автомобилей - на 80%. Из 279 доменных печей, в числе действующих оставалось только 44. Кризис вызвал массовую волну банкротства. За 1929-1933 гг. потерпели крах 135 тысяч торговых, промышленных и финансовых фирм, разорилось 5760 банков. Убытки корпораций только в 1932 г. составили 3,2 млрд. долларов. Обороты внешней торговли сократились в 3,1 раза. Страна была отброшена к уровню 1911 г. [5].
Кризис 1929-1933 гг. нанес тяжелый удар и по мировой экономике. Мировое промышленное производство снизилось на 37%, сократилась емкость мирового рынка. Кризис привел к резкому сокращению экспорта капитала, который упал с 2,8 млрд. долларов в 1928 г. до 344 млн. долларов в 1932 г. и до 311 млн. долларов в 1936 г. Соответственно сократилась и общая сумма частных долгосрочных инвестиций с 47,5 млрд. долларов в 1929-1930 гг. до 31,1 млрд. долларов в 1938 г. Оказалась разрушенной кредитная сфера: в период кризиса 25 стран прекратили платежи на общую сумму 6,3 млрд. долларов [5]. Стремление ведущих стран оградить свою экономику высокими таможенными барьерами в совокупности с вышеперечисленными проблемами вело к росту автаркических тенденций и формированию торговых блоков, что усиливало двустороннюю торговлю в ущерб многосторонней. Стремление великих держав преодолеть кризис и его последствия на путях расширения экспорта усиливало рост конкуренции, государственную поддержку экспортеров и протекционизм. В результате относительно единая мировая экономика 20-х гг. оказалась в кризисе и стала распадаться на локальные экономические системы, подрывая мировую стабильность.
Кризис в наибольшей мере ударил по американской экономике. Пытаясь преодолеть кризис, американское руководство ввело в 1930 г. высокие таможенные пошлины на импорт, вызвав ответные меры, что ударило по американскому экспорту. В условиях валютного кризиса большая часть американских инвестиций в Европе, Канаде и Австралии обесценилась, а отмена долговых платежей с 1932-1933 гг. еще больше сократила заграничные инвестиции. Пытаясь надавить на отказавшихся от уплаты должников, США в 1934 г. приняли закон об отказе в кредитах этим странам, что еще больше ограничило возможности экспорта капиталов. В итоге объем внешней торговли сократился в 3,1 раза, а доля США в мировой торговле снизилась с 13,8% в 1929 г. до 10,8% в 1932 г. В течение 30-х гг. США использовали все способы для преодоления зарубежных таможенных барьеров. К 1937 г. им всё-таки удалось несколько увеличить свою долю в мировой торговле до 11,7%.
2. Кризисы недопроизводства
2.1 Понятия и причины
Кризис недопроизводства товаров - острая нехватка товаров для удовлетворения платежеспособного спроса населения.
Кризисы недопроизводства вызываются следующими причинами:
1. Экономическими. Сырьевой и продовольственный кризисы 70-х годов нарушили пропорции воспроизводства в западных странах.
2. Природными. Это засухи, наводнения, неурожаи.
3. Социальными. Это войны и недостатки планирования в административно-командной экономике. Например, СССР в период своего существования полностью монополизировал экономику и базировал ее на постоянном дефиците средств производства для гражданских отраслей хозяйства и предметов потребления. Замедленный рост количества предметов потребления на протяжении шести десятилетий привел к тому, что они стали составлять только 25% во всей продукции промышленности, а остальная доля приходилась на военную продукцию (в высокоразвитых странах предметы потребления составляют 35-45% объема производства). Экономическая политика была направлена на усиление материального стимулирования работников и социальных выплат населению. В 1990 г. рост денежной массы в обществе в шесть раз обгонял увеличение ВНП.
мировой кризис экономический перепроизводство
2.2 Механизм выхода из кризиса
и его последствия (на примере
мирового энергетического
Стабильность нефтяного рынка, практически неколебимая на протяжении десятилетий, заметно дрогнула в феврале 1971 года, когда государства Персидского залива впервые добились в рамках соглашения ОПЕК с нефтедобывающими компаниями существенного повышения цен на нефть. Цены, с конца 20-х годов почти не отклонявшиеся от среднего уровня в 2 долл./барр., были повышены на 20% [7].
Однако подлинный взрыв рынка случился 16 октября 1973 года. В этот день шесть арабских стран - экспортеров объявили о решении впредь устанавливать цены на нефть самостоятельно или в рамках ОПЕК, но без консультации с добывающими компаниями. Решение было эмоциональным и вполне политическими: в разгар очередной арабо - израильской войны стало ясно, что еврейское государство, несмотря на поражения первых дней, в очередной раз уцелеет благодаря быстрой и масштабной военной помощи США. Кроме того, экспортеры Персидского залива установили запрет на продажу нефти в США и Западную Европу. В результате немедленный почти двукратный рост мировых цен к зиме ускорился, так что их уровень практически достиг отметки в 12 долл./барр. уже в декабре, а к окончанию десятилетия нефть подорожала еще более чем в два раза [7]. Для всемирного капиталистического хозяйства это выглядело реальной угрозой дальнейшему его развитию.
Скачок нефтяных цен незамедлительно
спровоцировал общемировой
Страны - лидеры быстрее прочих оправились от болезненного удара. Важнее здесь другое: нефтяной шок вызвал, прежде всего, именно в зрелом рыночном хозяйстве этих стран становление и развитие новых макроэкономических тенденций, приведших в свою очередь к большим и прогрессивным структурным переменам во всей мировой экономике. Так называемое постиндустриальное развитие стало прямым результатом этих перемен. Взрывная экспансия информационных технологий оказалась бы немыслимой без стратегической передислокации мировых инвестиционных ресурсов в пользу наименее энергоемких направлений и объектов инвестирования. Иначе говоря, современная постиндустриальная экономика во многом оказывается порождением энергетического кризиса 70-х годов, ударившего, прежде всего, по традиционным энергоемким отраслям промышленности и сделавшего более эффективными вложения в развитие новых, менее затратных отраслей. Что же касается «старых» отраслей, то здесь кризис стимулировал разработку и внедрение энергосберегающих технологий в невиданных доселе масштабах. Еще одним следствием нефтяного кризиса 70-х годов стал постепенный отказ некоторых развитых стран Запада от стратегического импорта жидкого топлива за счет развития собственной импортозамещающей нефтедобычи. Углеводородные ресурсы шельфа Северного моря большей частью были разведаны еще до кризиса, однако промышленная их эксплуатация стала целесообразной лишь в новых экономических условиях, чем не замедлили воспользоваться нефтяники Британии и Норвегии, обеспечив своим странам энергетическую независимость. В других развитых странах Европы топливный кризис вызвал реструктуризацию их энергетических балансов. Так, в Дании и Голландии опережающими темпами росло потребление природного газа, добываемого на прибрежном шельфе этих стран, а в производстве электричества росла доля ветроэнергетических мощностей.