Экономический кризис 90-х гг.

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 08:15, реферат

Краткое описание

Кризис экономики чреват полной хозяйственной разрухой и усилением деградации общества. Поэтому требуется объективный и глубокий анализ данного явления, приобретшего в переходный период новые черты. Всестороннее научное исследование необходимо для того, чтобы правильно оценить эту болезненную фазу в развитии общественного производства, выработать и применить надежные и эффективные меры по ограничению ее продолжительности и потерь, найти пути выхода из ситуации для последующего подъема экономики. Решению таких задач поможет, в частности, выяснение закономерностей и взаимосвязей кризисов в производственной, научно-технической и социокультурной сферах, политических и государственно-правовых отношениях, экологии.

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

Введение.

 

Кризис экономики чреват полной хозяйственной разрухой и  усилением деградации общества. Поэтому требуется объективный и глубокий анализ данного явления, приобретшего в переходный период новые черты. Всестороннее научное исследование необходимо для того, чтобы правильно оценить эту болезненную фазу в развитии общественного производства, выработать и применить надежные и эффективные меры по ограничению ее продолжительности и потерь, найти пути выхода из ситуации для последующего подъема экономики. Решению таких задач поможет, в частности, выяснение закономерностей и взаимосвязей кризисов в производственной, научно-технической и социокультурной сферах, политических и государственно-правовых отношениях, экологии.

Необходимость учета  взаимодействия кризисов в экономике и других сферах. Ориентирами в этом могут служить следующие их свойства:

- всеобщность, неизбежная в цикличной динамике всех элементов общества. Периодические кризисные потрясения - закономерность живой и неживой природы;

- полезность. Это кажется абсурдным, и тем не менее кризисы подрывают основу устаревших систем или их элементов, расчищают дорогу для новых поколении людей и машин, технологических и экономических укладов, политического устройства;

- многофакторность и многомерность, вызываемые множеством переплетающихся факторов, которые в зависимости от ситуации поочередно выходят на первый план. Кризисы охватывают различные стороны системы, их нельзя определить и измерить одним обобщающим показателем, а потому требуется совокупность подходов, чтобы получить верный ориентир. И хотя возможна их классификация, не найти двух тождественных потому требуется совокупность подходов, чтобы получить верный ориентир. И хотя возможна их классификация, не найти двух тождественных кризисов; взаимодействие, проявляющееся в разных аспектах. Кризисные фазы циклов неодинаковой длительности накладываются друг на друга, резонируют, углубляют потрясения общества. Взаимовлияние испытывают смежные сферы. Так, экономический кризис обычно сопряжен с технологическим, на него оказывают негативное воздействие кризисы экологические, социокультурные, политические, государственно-правовые;

- заканчиваемость, которая может стать переходом к оздоровлению общества и экономики либо заменой их одной или несколькими более жизнеспособными системами;

- прогнозируемость. Обычно кризисы, особенно экономические, неожиданны, только задним числом выясняют и доказывают их неизбежность. Тем не менее, познав циклично-генетические закономерности динамики общества, логику смены циклов, можно предвидеть сроки наступления и характер кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономический кризис 90-х гг. в России

 

После господства административно-командной  системы в экономике России, затянувшегося  на несколько десятилетий, на рубеже 80-х и 90-х гг. начался переход к рыночным отношениям.

Динамика социально-экономического развития СССР на рубеже 80-90-х годов  характеризовалась неравномерностью, что было обусловлено воздействием ряда негативных факторов, дестабилизирующее  влияние которых усилилось в 1989-1991 гг. Так, если в 1986-1988 гг. определенная инерционность экономики позволяла обеспечивать наращивание объемов валового национального продукта, национального дохода, продукции основных отраслей народного хозяйства (среднегодовой темп прироста произведенного национального дохода за этот период составил 2,8%), то уже в 1989 г. ситуация начала существенно меняться в направлении резкого снижения темпов экономического развития, а в 1990 г. произошло абсолютное сокращение масштабов общественного производства, значительно усилившееся в 1991 г. ВНП в сопоставимых ценах по сравнению с предшествующим годом в 1990 г. уменьшился на 2,3%, а в 1991 г. - на 17%. Произведенный национальный доход сократился в 1990 г. на 4% относительно 1989 г., а в 1991 г. упал до 85% уровня 1990 г. Динамика национального дохода, используемого на потребление и накопление, также имела тенденцию к снижению-от-1,8% в 1990 г. до-16%R 1991 г.

Потенциал кризисной  ситуации конца 80-х годов накапливался десятилетиями. Одна из важнейших причин трансформационного спада в СССР - сложившаяся нерациональная структура всей экономики. Структура советской экономики к этому моменту была "утяжелена" преобладанием отраслей, связанных с добычей сырья, устаревшими технологиями и форсированным развитием военных отраслей производства.

Сырьевая направленность экономики поставила на грань  развала отрасли, определяющие научно-технический  прогресс, особенно машиностроение, потребительский  сектор экономики. Нарастали деформации структуры общественного производства. В народнохозяйственных комплексах сырьевой направленности, производящих промежуточную продукцию, было сосредоточено более 60% всех основных промышленно-производственных фондов, в то время как на легкую промышленность приходилось лишь 4%, на пищевую - 6%. Такая структура резко ограничивала возможности социальной ориентации экономики.

В 80-е годы происходило  постепенное старение производственного  аппарата. Результаты инвентаризации и оценки состояния основных производственных фондов, проведенных в 1986 г., показали, что более половины парка машин и оборудования имело износ свыше 50%.

Экономическая реформа  периода перестройки привела  не к улучшению, а к ухудшению  обновления производственного аппарата, руководители предприятий, получив  в 1988г., согласно Закону о государственных предприятиях, большую свободу в использовании прибыли, основную ее часть начали расходовать на социально-культурные нужды, «перекачивать» в фонды зарплаты вместо направления прибыли на развитие основных фондов.

В соответствии с Законом  о государственных предприятиях и другими постановлениями правительства 1988 г. право принятия многих решений по вопросам объема производства и номенклатуры продукции, выбора заказчиков и заработной платы было передано руководителям предприятий. Кроме того, трудовым коллективам были предоставлены большие права при выборе руководителей предприятий и принятии решений относительно распределения чистой прибыли между различными фондами. Государство также разрешило предприятиям искать средства и кредиты вне пределов традиционных финансовых источников. Эти изменения существенно ослабили влияние правительства на выполнение предприятиями государственных заказов и контроль за их финансами, что дало возможность предприятиям резко повысить заработную плату, финансируемую за счет внутренних и внешних кредитов, а также отказаться от поставок продукции государству по низким фиксированным ценам. При этом предприятия не только могли обращаться за средствами в отраслевые министерства, но и имели практически неограниченный доступ к банковскому кредиту.

В рамках общей децентрализации  экономики в 1989 г. тысячам советских предприятий было предоставлено право привлечения иностранных кредитов. При этом они получали кредиты без каких-либо гарантий правительства. В результате общая задолженность по обязательствам предприятий составила к концу 1989 г. около 0,5 млрд. долл., что подорвало безупречную в прошлом репутацию СССР в части выполнения внешних обязательств.

Одной из основных причин экономического кризиса конца 80-х  годов явилась чрезмерная инвестиционная активность государства. При этом значительная часть инвестиций направлялась на строительство крупных монопредприятий. Дополнительные финансовые ресурсы, полученные за счет эмиссии, в большинстве случаев поступали непомерно «разбухшим» предприятиям, приносившим зачастую низкие доходы и даже убытки. Объем капиталовложений в конце 80-х годов примерно соответствовал величине этого показателя в США, хотя национальный доход в СССР составлял менее 2/3 уровня США. При этом по остаточному принципу выделялись капитальные вложения в непроизводственную и социальную сферы.

Избыточное и неэффективное  финансирование производственной сферы  и огромные капиталовложения в милитаризацию  экономики привели к тому, что  с 1986 г. начал резко нарастать  дефицит государственного бюджета. В результате учтенный государственный долг в 1986-1990 гг. возрос почти на 400 млрд. руб.

В годы XII пятилетки осложнилось финансовое положение страны. Переполнение каналов денежного обращения наличными и безналичными деньгами вызвало расстройство денежной системы, падение покупательной способности рубля. Ухудшению финансового положения страны способствовала и начатая в 1985 г. антиалкогольная кампания. Принятая в 1989 г. программа оздоровления экономики и укрепления денежного обращения не дала положительных результатов.

Рост дефицита государственного бюджета в определенной степени  был обусловлен перераспределением прибыли в пользу предприятий  и снижением ее абсолютных размеров, а также уменьшением доходов  от внешнеэкономической деятельности. Кроме того, возросли дотации из бюджета на возмещение разниц в ценах на отдельные виды продукции.

Перемены в финансово-кредитной, налоговой системах страны, в сфере  ценообразования отставали от расширения экономических прав предприятий, перехода их на принципы хозяйственного расчета. Рост финансовых ресурсов предприятий существенно опережал увеличение объемов производства, что вело к наращиванию неиспользуемых денежных накоплений при дефиците средств производства и к инфляции в производственной сфере. В эти годы стал проявляться феномен просроченной задолженности и взаимных неплатежей.

В 1991 г. углубился кризис финансов и денежною обращения. Значительно  увеличился разрыв между государственными расходами и доходами, что привело  к росту дефицита бюджетной системы и внебюджетных фондов, государственного внутреннего долга, возросли эмиссия и обесценивание денег, несбалансированность денежных доходов и расходов населения. Рост оптовых цен не смог улучшить финансовое положение предприятий из-за удорожания потребляемых ресурсов.

Дополнительные бюджетные  проблемы для СССР возникли в результате политических трений между общесоюзным  и республиканскими правительствами. Вслед за расширением бюджетной  самостоятельности республик в 1990 г. в соответствии с принятым законодательством о хозрасчете на республиканском уровне правительства республик перестали перечислять в центр свои доходы и ввели налоговые льготы для предприятий, переходящих из союзного подчинения в республиканское. В результате общий бюджетный дефицит возрос к концу 1991 г. до 26% ВНП. Финансирование этого дефицита происходило почти исключительно за счет увеличения денежной массы.

Разбалансированность  финансовой системы на рубеже 90-х  годов привела к кризису потребительского рынка, всеобщему дефициту, ажиотажному спросу, принявшей открытую форму инфляции, резкому росту теневой экономики и черного рынка. Государство потеряло контроль за соотношением между оплатой труда и результатами хозяйствования. Деньги оседали на счетах предприятий и населения. Над потребительским рынком «нависал» огромный отложенный спрос, образовавшийся с прошлых лет.

По имеющимся данным, в 1988 году было дополнительно напечатано 11 млрд. руб., в 1989 году - уже свыше 25 млрд., хотя Верховный Совет СССР принял решение ограничить эмиссию в истекшем году 10 млрд. руб.

В связи с практически  повсеместным дефицитом товаров  большая часть прироста заработной платы после 1987 г. фактически не могла  быть использована на потребление. Перед  либерализацией цен началось массовое «бегство» от денег. Общий прирост денежных доходов населения за годы двенадцатой пятилетки составил 217,2 млрд. руб. (около 9% в среднем за год), причем наибольший их прирост отмечался в 1988-1990 гг. (в 1988 г. он составил 9,2%, в 1989г.-13,1, а в 1990г. -16,9%).омический кризис

В 1990 г. положение на потребительском  рынке усугубилось всплеском  ажиотажного спроса, вызванного неустойчивостью  экономики и намечаемой денежной реформой. Дефицит товаров приобрел тотальный характер. Большинство  товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения исчезло из свободной продажи и реализовывалось через различные распределительные каналы. Источником наибольшей напряженности стало резкое ухудшение обеспечения населения продовольственными и непродовольственными товарами повседневного спроса. Меры, ограничивающие свободную продажу товаров, не смогли полностью обеспечить потребности населения из-за нехватки товарных ресурсов. Высокие темпы развития платных услуг для населения в эти годы также не позволили ослабить давление его возросших денежных доходов на потребительский рынок.

Стремительный рост доходов  населения, прежде всего зарплаты, в 1989-1991 гг. не сопровождался увеличением  предложения потребительских товаров  и привел к дальнейшему чрезмерному  накоплению сбережений у населения. Если доля этих доходов в 1980-1985 гг. составляла менее 5%, то в 1991 г. -свыше 30% ВНП.

Прирост индекса средних  розничных цен (видимая инфляция) увеличился с 2,4% в 1986 г. до 5,3% в 1990 г. Одновременно усилилась разбалансированность рынка, что проявилось в расширении неудовлетворенного спроса населения на товары и услуги. Отношение прироста неудовлетворенного спроса к объему товаров и услуг, реализованных населению, оценивалось в тот период как подавленная инфляция. В 1990 г. прирост объема неудовлетворенного спроса составил 68 млрд. руб., с учетом роста розничных цен общий масштаб инфляции (видимой и подавленной) возрос более чем в два раза по сравнению с 1986 г.

Инфляционные процессы развивались в СССР преимущественно  в структурной форме вплоть до конца 80-х годов, когда они стали переходить в ценовую форму. 1991 год в этом отношении является переломным, поскольку сочетает в себе признаки обоих периодов - острейшие дефициты всего и инфляционную динамику цен.

Информация о работе Экономический кризис 90-х гг.