Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО
Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 02:02, курсовая работа
Краткое описание
Целью работы является анализ теоретических аспектов в экономике и социальных процессах последствий вступления и существования Российской Федерации во Всемирной торговой организации, прогнозирование роли которую сыграет ВТО для национального хозяйства в целом и конечного потребителя в частности. Для исследования использовались данные аналитических агентств, официальные заявления глав государств и министерств, сводные экономические показатели роста и упадка предприятий, мнения ведущих Российских и Мировых СМИ. Сделан акцент на изучение трудов Давида Рикардо, положившего в основание либерализации внешней торговли свою теорию экономического преимущества.
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….......3 I. Интеграция России во Всемирную торговую организацию……………6 1.1 Общая характеристика ВТО………………………………………….6 1.2 Положение России относительно ВТО и мировой экономики…...10 II. Анализ последствий вступления России в ВТО……………………….12 2.1 Государственные ожидания и причины вступления России в ВТО…………………………………………………………………...12 2.2 Угрозы и риски вступления России в ВТО………………………...14 2.3 Выгоды и преимущества вступления России в ВТО…………………………………………………………………...21 Заключение………………………………………………………………………….27 Библиографический список………………………………………………………..30
Негативно оценивают присоединение
к ВТО и производители сельхозтехники.
По их данным, продажи, например, комбайнов
уже упали в 20 раз по сравнению с прошлым
годом.
У всех членов ВТО разные условия
(например, разрешенное госфинансирование
сельского хозяйства у нас – 4,5 млрд долл.,
а в Швейцарии, которая в сотни раз меньше
по площадям, - 5,8 млрд), и если в Европе
аграрии выигрывают от расширения ВТО,
то мы, видимо, пойдем по пути Армении,
Грузии, стран Прибалтики. Там в результате
вступления в ВТО заброшены сотни тысяч
гектаров плодороднейших почв.
Потери экономики за счет вытеснения
импортом отечественных производителей
к 2020 г.составят 4 трлн руб., на 2,2 млн сократится
число рабочих мест. К 2020 г. 1,6 млн работников
из сельского хозяйства и пищевой промышленности
будут вынуждены поменять специальность.
За это же время объемы производства данных
отраслей сократятся на 40%.6
Выстоят крупные предприятия,
ориентированные на экспорт, - им будет
даже выгодно вывозить зерно на внешние
рынки с учетом сниженных пошлин. В результате
сложится абсурдная ситуация: одни фирмы
будут вывозить сельхозсырье за рубеж,
а другие – завозить в Россию импортное.
Для импортеров и экспортеров это выгодно,
а для российских потребителей – нет.
У нас крайне низкая рентабельность
сельскохозяйственного производства
– в районе 8,3%, и это с учетом субсидий
федеральных и региональных программ.
Без учета субсидий – в районе 5,4%. На 1
января 2011 года ссудная задолженность
российских фермеров составляла 1,5 трлн
руб., при этом вся выручка – 1,1 трлн руб.
То есть должны больше, чем зарабатываем.
Поэтому производители сельхозпродукции
не могут снизить цены, а когда к нам хлынут
дешевые продукты из других стран-участниц
ВТО, отечественные просто перестанут
покупать. США перед вступлением в ВТО
оказали фермерам разовую помощь, полностью
списав долги по кредитам. И сегодня в
странах ЕС и Америки уровень поддержки
сельхозсектора в 3-7 раз выше, чем у нас.
В России сейчас импорт сельхозпродукции
достигает в целом 40% и 70-80% - в крупных городах
и промышленных центрах, что далеко за
пределами продовольственной (порог составляет
17%) и национальной безопасности страны.
Если в среднем по странам-членам
ЕС уровень тарифной защиты по аграрной
продукции составляет 62%, то в России будет
лишь 11,5%, или в 5,4 раза меньше. Снижение
уровня тарифной защиты отечественных
сельхозтоваропроизводителей уменьшает
доходы бюджета от таможенных пошлин,
повышает риски в развитии сельского хозяйства,
снижает его инвестиционную привлекательность.
Приведение внутренних цен
на энергоносители к уровню мировых цен
спровоцирует рост цен на электроэнергию,
ГСМ и удобрения до 35-40%. В связи с отменой
экспортных субсидий будут ограничены
и экспортные возможности вывоза сельхозсырья
и продуктов его переработки из России.
Увеличение налоговой нагрузки также
не ведет к росту инвестиционной привлекательности
сельскохозяйственного производства,
так как по многим сельхозпродуктам будет
установлен НДС на уровне 18%, в то время
как для отдельных товаров этот налог
составлял 10%.
Уже упоминалось, что снижение
господдержки сельского хозяйства – «желтая
корзина» в объеме 9 млрд долл. в 2013 г.(в
2012 г. заложено на эти цели в федеральном
бюджете около 170 млрд руб.) уменьшится
до 4,4 млрд долл. (или в 2 раза меньше), а
в 2018 г. и более – может приостановить
реализацию многих целевых федеральных,
отраслевых, региональных и экспортных
программ, разработанных на период до
2020 г.
2.3 Выгоды и преимущества
вступления России в ВТО
Преимущества, предлагаемые
юридической системой международной торговли
и выгоду, которую из нее можно извлечь,
следует рассматривать с двух различных
точек зрения: с точки зрения предприятий
как экспортеров товаров и услуг; с точки
зрения предприятий как импортеров сырья,
других товаров и услуг, необходимых для
производства товаров на экспорт.
Преимущества для экспортеров
товаров и услуг. Гарантия доступа
В торговле товарами почти все
импортные таможенные тарифы развитых
стран и значительная доля тарифов развивающихся
стран и стран с переходной экономикой
связаны во избежание дальнейших повышений.
Такое "замораживание" гарантирует,
что облегченный доступ на рынок, достигнутый
в результате снижения тарифов, не будет
нарушен внезапным их ростом или введением
других ограничений странами-импортерами.
В торговле услугами обязательства не
ограничивать доступ иностранных услуг
и их поставщиков на рынок "связываются"
тем, что они не должны выходить за пределы
условий и ограничений, которые зафиксированы
в национальном перечне обязательств.
Система ВТО обеспечивает стабильность
доступа к экспортным рынкам, обязывая
страны применять на границе набор единых
правил, содержащихся в различных соглашениях
(в частности, правил оценки таможенной
стоимости, инспектирования товаров на
предмет определения их соответствия
обязательным требованиям и стандартам
или выданным импортным лицензиям и т.п.).
Наличие таких единых правил помогает
экспортерам, т.к. они устраняют различия
в требованиях, предъявляемых к экспортерам
на разных рынках.
Такой гарантированный доступ
к рынкам, который обеспечивается связыванием
обязательств, дает возможность экспортным
отраслям формировать инвестиционные
и производственные планы в условиях большей
определенности.7
Права предприятий-экспортеров
Примером прав, предоставляемых
Соглашениями в пользу экспортирующих
предприятий, является право предъявлять
в ходе расследований в странах-импортерах
свои доказательства по поводу введения
антидемпинговых или компенсационных
пошлин. Когда власти импортирующих стран
игнорируют их права, предприятия-экспортеры
не могут обратиться к ним за разъяснениями
напрямую. Они должны поставить этот вопрос
перед своим правительством и предоставить
ему возможность на двусторонней основе
решать его с правительством страны-импортера
и, если необходимо, обратиться к процедуре
разрешения споров, установленной ВТО.
Преимущества для импортеров
сырья, других товаров и услуг
Предприятия и организации
импортируют сырье, товары и услуги не
только для производства товаров на экспорт.
Основное правило, требующее выдавать
разрешение на ввоз импортируемых товаров
без дальнейших ограничений после уплаты
таможенных пошлин, и гарантии того, что
применяемые на границе меры внутреннего
регулирования соответствуют единым правилам
соглашений, облегчают процесс импорта.
Они предоставляют экспортным отраслям
индустрии определенную гарантию продажи
своих товаров без задержки и по приемлемым
ценам. Для импортеров же связывание таможенных
тарифов, предусмотренных соглашениями,
является индикатором того, что их затраты
на импорт не будут подвержены инфляции
из-за введения более высоких таможенных
пошлин.
В дополнение к указанным выгодам
юридическая система ВТО закрепила определенные
права за предпринимателями. Эти права
могут быть разделены на две категории.
К первой категории относятся те права,
которые отечественные производители
и импортеры приобретают в отношении своих
правительств. Ко второй категории относятся
права предприятий-экспортеров по защите
своих интересов в случаях, когда власти
стран-импортеров намечают акции, направленные
на сокращение объема их экспорта.
Права импортеров
Ряд соглашений требует, чтобы
законодательства стран-членов ВТО обеспечивали
определенные права импортерам. Правительства
обязаны некоторым из этих прав придавать
юридическую силу через свою правовую
систему. В отношении других прав правительствам
просто надлежит прилагать максимум усилий
с тем, чтобы заинтересованные стороны
могли получить от них полную выгоду. Придание
законодательной силы таким правам предусмотрено
в частности Соглашением по таможенной
стоимости, обязывающим правительства
законодательно подтверждать право импортеров:
представлять обоснование объявленной
стоимости в случаях, когда таможенные
власти выражают сомнение в отношении
правдивости и точности этой стоимости;
требовать от таможенных властей
предоставления им в письменном виде причины,
по которым объявленная стоимость не принимается,
с тем, чтобы они имели возможность обратиться
к руководству более высокого уровня и
опротестовать это решение.
К правам, требующим от правительственных
органов просто содействовать импортерам,
относятся права, вытекающие из Соглашения
по лицензированию импорта, предусматривающего
выдачу лицензии на импорт в течение определенного
периода времени после получения заявления.
В данном случае, если иное не предусмотрено
национальным законодательством, импортер
имеет право только ожидать выдачи лицензии
в установленный срок.
Реализация таких прав часто
зависит от условий, которые должны выполнить
отрасль либо предприятие. Например, как
отмечалось ранее, отрасль имеет право
обратиться в правительственный орган
с просьбой ввести защитные меры, антидемпинговые
или компенсационные пошлины только в
том случае, если может доказать расследующим
ситуацию инстанциям, что ее просьба затрагивает
интересы производителей, на долю которых
приходится значительная часть товара,
производимого в данной отрасли. Изучающие
ситуацию инстанции обязаны, в свою очередь,
перед тем, как приступить к расследованию,
выяснить, соответствуют ли действительности
факты, содержащиеся в заявлении.
Процедура разрешения споров
В системе ВТО предусмотрен
механизм по разрешению споров для случаев,
когда одна из стран считает, что другая
не соблюдает установленные правила, и
достичь удовлетворительного разрешения
конфликта через двухсторонние консультации
не удается. Спорные ситуации, рассматриваемые
ВТО, как правило, основываются на информации,
предоставляемой производителями или
их ассоциациями своим правительствам
по проблемам, с которыми они сталкиваются
при маркетинге своих товаров на внешних
рынках. Несмотря на то, что во всем процессе
разбирательства конфликтной ситуации
– двусторонних консультациях, в процессе
изучения вопроса группой экспертов по
урегулированию спора и, позднее, Апелляционным
органом – участвуют именно представители
правительства, они в процессе своей работы
опираются по всем вопросам на совет и
поддержку соответствующей отрасли и
ассоциации, которые заинтересованы в
разрешении конфликтной ситуации.
Таким образом, знание юридической
системы ВТО деловым сообществом помогает
правительствам в вопросе полного использования
механизма ВТО для наблюдения за выполнением
Соглашений и урегулирования разногласий
и споров. Правительства смогут предпринять
необходимые меры для их разрешения в
соответствующих комитетах ВТО только
в случаях, если предприятия-экспортеры
поставят их в известность о возникших
перед ними проблемах в результате нарушения
соглашений. Более того, правительства
могут возбудить процедуру по разрешению
споров в ВТО только в том случае, если
«пострадавшая» отрасль индустрии подаст
соответствующую жалобу и представит
всю требуемую информацию.
Ответственность производителей
и экспортеров не должна ограничиваться
обращением в свои правительственные
организации с практическими проблемами,
с которыми они сталкиваются. Они сами
либо их национальные ассоциации должны
постоянно интересоваться и тщательно
следить за деятельностью ВТО. Важно отметить,
что переговоры не прекращаются и после
достижения соглашений. Дальнейшие переговоры,
имеющие важные последствия для торговли,
часто начинаются уже на стадии исполнения
Соглашения, в особенности в ходе периодических
проверок, проводимых с целью контроля
хода исполнения Соглашений и выявления
необходимости внесения изменений. Поступающая
со стороны делового сообщества информация
о возникающих реальных проблемах могла
бы оказать правительствам существенную
помощь при внесении соответствующих
изменений в Соглашения.
Таким образом правительственные
чиновники являются наемными работниками
всего общества и призваны защищать на
международной арене исключительно его
интересы, прямым выражением которых является
то, что данное общество может предложить
на мировом рынке.
Предоставляя преимущества
национальным импортерам и экспортерам
система ВТО может серьезно сказаться
на интересах всех отечественных производителей.
Поскольку доступ на внутренний рынок
становится открытым, производители аналогичных
товаров (работ, услуг) из разных стран
попадают в более жесткую конкурентную
среду, причем национальные правительства
зачастую не в силах ограничить такую
конкуренцию в пользу национальных производителей,
если иностранные поставщики действуют
добросовестно. Единственное средство
для сохранения внутреннего рынка для
своих товаров (работ, услуг) – это повышение
их качества.
В настоящее время ведется аналитическая
работа в шести новых областях, предпринятая
ВТО с целью выяснения необходимости разработки
для этих областей мер регулирования.
Позиция деловых кругов в отношении желательности
либо нежелательности введения такого
регулирования представляется чрезвычайно
важной для правительств в процессе принятия
решений о политических подходах, которые
они должны одобрить на этих переговорах.
Однако, привилегия участия
в нормотворчестве в рамках ВТО сохраняется
исключительно за странами-членами этой
организации. Поэтому вновь вступающая
страна, каковой на сегодня является Россия,
вынуждена придерживаться уже существующих
норм, хотя бы таковые и были для неё в
определенной степени невыгодны, – это
собственно и есть плата за получение
привилегии нормотворчества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного выше
анализа теоретических подспорий рассматриваемой
темы вступления России в ВТО и социально-экономических
последствий от этого шага, можно сделать
два вывода – обывательский (схожий сейчас
с общенародным мнением) и экспертный.
В первом случае сильно бросаются
в глаза негативные последствия от вступления,
все они были перечислены в тексте работы:
упадок в сельском хозяйстве, повышение
тарифов на транспорт, ЖКХ, медицину и
образование, угроза для малого бизнеса,
возможная потеря суверенности государства.
Основная причина народных
страхов в этом случае – боязнь стать
гражданами сырьевой страны, не производящей
самостоятельно ничего, с вытекающими
из этого последствиям в виде понижающегося
уровня жизни, подорожания потребительской
корзины, ухудшения качества здравоохранения
и образования.
Безусловно, в первые годы членства
России в ВТО ряд негативных изменений
по этим факторам возможен, как возможно
и временное ухудшение состояния промышленности,
сельского хозяйства и малого бизнеса.
Именно этот период в разрезе темы вступления
России в ВТО и называют переходным –
период адаптации внешней и внутренней
экономики РФ под интернациональную торговую
систему.