Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 02:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ теоретических аспектов в экономике и социальных процессах последствий вступления и существования Российской Федерации во Всемирной торговой организации, прогнозирование роли которую сыграет ВТО для национального хозяйства в целом и конечного потребителя в частности.
Для исследования использовались данные аналитических агентств, официальные заявления глав государств и министерств, сводные экономические показатели роста и упадка предприятий, мнения ведущих Российских и Мировых СМИ. Сделан акцент на изучение трудов Давида Рикардо, положившего в основание либерализации внешней торговли свою теорию экономического преимущества.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….......3
I. Интеграция России во Всемирную торговую организацию……………6
1.1 Общая характеристика ВТО………………………………………….6
1.2 Положение России относительно ВТО и мировой экономики…...10
II. Анализ последствий вступления России в ВТО……………………….12
2.1 Государственные ожидания и причины вступления России в ВТО…………………………………………………………………...12
2.2 Угрозы и риски вступления России в ВТО………………………...14
2.3 Выгоды и преимущества вступления России в ВТО…………………………………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………………….27
Библиографический список………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Titsky_Kursovaya_rabota_VTO.docx

— 54.20 Кб (Скачать)

Негативно оценивают присоединение к ВТО и производители сельхозтехники. По их данным, продажи, например, комбайнов уже упали в 20 раз по сравнению с прошлым годом.

У всех членов ВТО разные условия (например, разрешенное госфинансирование сельского хозяйства у нас – 4,5 млрд долл., а в Швейцарии, которая в сотни раз меньше по площадям, - 5,8 млрд), и если в Европе аграрии выигрывают от расширения ВТО, то мы, видимо, пойдем по пути Армении, Грузии, стран Прибалтики. Там в результате вступления в ВТО заброшены сотни тысяч гектаров плодороднейших почв.

Потери экономики за счет вытеснения импортом отечественных производителей к 2020 г.составят 4 трлн руб., на 2,2 млн сократится число рабочих мест. К 2020 г. 1,6 млн работников из сельского хозяйства и пищевой промышленности будут вынуждены поменять специальность. За это же время объемы производства данных отраслей сократятся на 40%.6

Выстоят крупные предприятия, ориентированные на экспорт, - им будет даже выгодно вывозить зерно на внешние рынки с учетом сниженных пошлин. В результате сложится абсурдная ситуация: одни фирмы будут вывозить сельхозсырье за рубеж, а другие – завозить в Россию импортное. Для импортеров и экспортеров это выгодно, а для российских потребителей – нет.

У нас крайне низкая рентабельность сельскохозяйственного производства – в районе 8,3%, и это с учетом субсидий федеральных и региональных программ. Без учета субсидий – в районе 5,4%. На 1 января 2011 года ссудная задолженность российских фермеров составляла 1,5 трлн руб., при этом вся выручка – 1,1 трлн руб. То есть должны больше, чем зарабатываем. Поэтому производители сельхозпродукции не могут снизить цены, а когда к нам хлынут дешевые продукты из других стран-участниц ВТО, отечественные просто перестанут покупать. США перед вступлением в ВТО оказали фермерам разовую помощь, полностью списав долги по кредитам. И сегодня в странах ЕС и Америки уровень поддержки сельхозсектора в 3-7 раз выше, чем у нас.

В России сейчас импорт сельхозпродукции достигает в целом 40% и 70-80% - в крупных городах и промышленных центрах, что далеко за пределами продовольственной (порог составляет 17%) и национальной безопасности страны.

Если в среднем по странам-членам ЕС уровень тарифной защиты по аграрной продукции составляет 62%, то в России будет лишь 11,5%, или в 5,4 раза меньше. Снижение уровня тарифной защиты отечественных сельхозтоваропроизводителей уменьшает доходы бюджета от таможенных пошлин, повышает риски в развитии сельского хозяйства, снижает его инвестиционную привлекательность.

Приведение внутренних цен на энергоносители к уровню мировых цен спровоцирует рост цен на электроэнергию, ГСМ и удобрения до 35-40%. В связи с отменой экспортных субсидий будут ограничены и экспортные возможности вывоза сельхозсырья и продуктов его переработки из России. Увеличение налоговой нагрузки также не ведет к росту инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства, так как по многим сельхозпродуктам будет установлен НДС на уровне 18%, в то время как для отдельных товаров этот налог составлял 10%.

Уже упоминалось, что снижение господдержки сельского хозяйства – «желтая корзина» в объеме 9 млрд долл. в 2013 г.(в 2012 г. заложено на эти цели в федеральном бюджете около 170 млрд руб.) уменьшится до 4,4 млрд долл. (или в 2 раза меньше), а в 2018 г. и более – может приостановить реализацию многих целевых федеральных, отраслевых, региональных и экспортных программ, разработанных на период до 2020 г.

 

2.3 Выгоды и преимущества вступления России в ВТО

 

Преимущества, предлагаемые юридической системой международной торговли и выгоду, которую из нее можно извлечь, следует рассматривать с двух различных точек зрения: с точки зрения предприятий как экспортеров товаров и услуг; с точки зрения предприятий как импортеров сырья, других товаров и услуг, необходимых для производства товаров на экспорт.

Преимущества для экспортеров товаров и услуг. Гарантия доступа

В торговле товарами почти все импортные таможенные тарифы развитых стран и значительная доля тарифов развивающихся стран и стран с переходной экономикой связаны во избежание дальнейших повышений. Такое "замораживание" гарантирует, что облегченный доступ на рынок, достигнутый в результате снижения тарифов, не будет нарушен внезапным их ростом или введением других ограничений странами-импортерами. В торговле услугами обязательства не ограничивать доступ иностранных услуг и их поставщиков на рынок "связываются" тем, что они не должны выходить за пределы условий и ограничений, которые зафиксированы в национальном перечне обязательств.

Система ВТО обеспечивает стабильность доступа к экспортным рынкам, обязывая страны применять на границе набор единых правил, содержащихся в различных соглашениях (в частности, правил оценки таможенной стоимости, инспектирования товаров на предмет определения их соответствия обязательным требованиям и стандартам или выданным импортным лицензиям и т.п.). Наличие таких единых правил помогает экспортерам, т.к. они устраняют различия в требованиях, предъявляемых к экспортерам на разных рынках.

Такой гарантированный доступ к рынкам, который обеспечивается связыванием обязательств, дает возможность экспортным отраслям формировать инвестиционные и производственные планы в условиях большей определенности.7

Права предприятий-экспортеров

Примером прав, предоставляемых Соглашениями в пользу экспортирующих предприятий, является право предъявлять в ходе расследований в странах-импортерах свои доказательства по поводу введения антидемпинговых или компенсационных пошлин. Когда власти импортирующих стран игнорируют их права, предприятия-экспортеры не могут обратиться к ним за разъяснениями напрямую. Они должны поставить этот вопрос перед своим правительством и предоставить ему возможность на двусторонней основе решать его с правительством страны-импортера и, если необходимо, обратиться к процедуре разрешения споров, установленной ВТО.

Преимущества для импортеров сырья, других товаров и услуг

Предприятия и организации импортируют сырье, товары и услуги не только для производства товаров на экспорт. Основное правило, требующее выдавать разрешение на ввоз импортируемых товаров без дальнейших ограничений после уплаты таможенных пошлин, и гарантии того, что применяемые на границе меры внутреннего регулирования соответствуют единым правилам соглашений, облегчают процесс импорта. Они предоставляют экспортным отраслям индустрии определенную гарантию продажи своих товаров без задержки и по приемлемым ценам. Для импортеров же связывание таможенных тарифов, предусмотренных соглашениями, является индикатором того, что их затраты на импорт не будут подвержены инфляции из-за введения более высоких таможенных пошлин.

В дополнение к указанным выгодам юридическая система ВТО закрепила определенные права за предпринимателями. Эти права могут быть разделены на две категории. К первой категории относятся те права, которые отечественные производители и импортеры приобретают в отношении своих правительств. Ко второй категории относятся права предприятий-экспортеров по защите своих интересов в случаях, когда власти стран-импортеров намечают акции, направленные на сокращение объема их экспорта.

Права импортеров

Ряд соглашений требует, чтобы законодательства стран-членов ВТО обеспечивали определенные права импортерам. Правительства обязаны некоторым из этих прав придавать юридическую силу через свою правовую систему. В отношении других прав правительствам просто надлежит прилагать максимум усилий с тем, чтобы заинтересованные стороны могли получить от них полную выгоду. Придание законодательной силы таким правам предусмотрено в частности Соглашением по таможенной стоимости, обязывающим правительства законодательно подтверждать право импортеров:

представлять обоснование объявленной стоимости в случаях, когда таможенные власти выражают сомнение в отношении правдивости и точности этой стоимости;

требовать от таможенных властей предоставления им в письменном виде причины, по которым объявленная стоимость не принимается, с тем, чтобы они имели возможность обратиться к руководству более высокого уровня и опротестовать это решение.

К правам, требующим от правительственных органов просто содействовать импортерам, относятся права, вытекающие из Соглашения по лицензированию импорта, предусматривающего выдачу лицензии на импорт в течение определенного периода времени после получения заявления. В данном случае, если иное не предусмотрено национальным законодательством, импортер имеет право только ожидать выдачи лицензии в установленный срок.

Реализация таких прав часто зависит от условий, которые должны выполнить отрасль либо предприятие. Например, как отмечалось ранее, отрасль имеет право обратиться в правительственный орган с просьбой ввести защитные меры, антидемпинговые или компенсационные пошлины только в том случае, если может доказать расследующим ситуацию инстанциям, что ее просьба затрагивает интересы производителей, на долю которых приходится значительная часть товара, производимого в данной отрасли. Изучающие ситуацию инстанции обязаны, в свою очередь, перед тем, как приступить к расследованию, выяснить, соответствуют ли действительности факты, содержащиеся в заявлении.

Процедура разрешения споров

В системе ВТО предусмотрен механизм по разрешению споров для случаев, когда одна из стран считает, что другая не соблюдает установленные правила, и достичь удовлетворительного разрешения конфликта через двухсторонние консультации не удается. Спорные ситуации, рассматриваемые ВТО, как правило, основываются на информации, предоставляемой производителями или их ассоциациями своим правительствам по проблемам, с которыми они сталкиваются при маркетинге своих товаров на внешних рынках. Несмотря на то, что во всем процессе разбирательства конфликтной ситуации – двусторонних консультациях, в процессе изучения вопроса группой экспертов по урегулированию спора и, позднее, Апелляционным органом – участвуют именно представители правительства, они в процессе своей работы опираются по всем вопросам на совет и поддержку соответствующей отрасли и ассоциации, которые заинтересованы в разрешении конфликтной ситуации.

Таким образом, знание юридической системы ВТО деловым сообществом помогает правительствам в вопросе полного использования механизма ВТО для наблюдения за выполнением Соглашений и урегулирования разногласий и споров. Правительства смогут предпринять необходимые меры для их разрешения в соответствующих комитетах ВТО только в случаях, если предприятия-экспортеры поставят их в известность о возникших перед ними проблемах в результате нарушения соглашений. Более того, правительства могут возбудить процедуру по разрешению споров в ВТО только в том случае, если «пострадавшая» отрасль индустрии подаст соответствующую жалобу и представит всю требуемую информацию.

Ответственность производителей и экспортеров не должна ограничиваться обращением в свои правительственные организации с практическими проблемами, с которыми они сталкиваются. Они сами либо их национальные ассоциации должны постоянно интересоваться и тщательно следить за деятельностью ВТО. Важно отметить, что переговоры не прекращаются и после достижения соглашений. Дальнейшие переговоры, имеющие важные последствия для торговли, часто начинаются уже на стадии исполнения Соглашения, в особенности в ходе периодических проверок, проводимых с целью контроля хода исполнения Соглашений и выявления необходимости внесения изменений. Поступающая со стороны делового сообщества информация о возникающих реальных проблемах могла бы оказать правительствам существенную помощь при внесении соответствующих изменений в Соглашения.

Таким образом правительственные чиновники являются наемными работниками всего общества и призваны защищать на международной арене исключительно его интересы, прямым выражением которых является то, что данное общество может предложить на мировом рынке.

Предоставляя преимущества национальным импортерам и экспортерам система ВТО может серьезно сказаться на интересах всех отечественных производителей. Поскольку доступ на внутренний рынок становится открытым, производители аналогичных товаров (работ, услуг) из разных стран попадают в более жесткую конкурентную среду, причем национальные правительства зачастую не в силах ограничить такую конкуренцию в пользу национальных производителей, если иностранные поставщики действуют добросовестно. Единственное средство для сохранения внутреннего рынка для своих товаров (работ, услуг) – это повышение их качества.

В настоящее время ведется аналитическая работа в шести новых областях, предпринятая ВТО с целью выяснения необходимости разработки для этих областей мер регулирования. Позиция деловых кругов в отношении желательности либо нежелательности введения такого регулирования представляется чрезвычайно важной для правительств в процессе принятия решений о политических подходах, которые они должны одобрить на этих переговорах.

Однако, привилегия участия в нормотворчестве в рамках ВТО сохраняется исключительно за странами-членами этой организации. Поэтому вновь вступающая страна, каковой на сегодня является Россия, вынуждена придерживаться уже существующих норм, хотя бы таковые и были для неё в определенной степени невыгодны, – это собственно и есть плата за получение привилегии нормотворчества.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основе проведенного выше анализа теоретических подспорий рассматриваемой темы вступления России в ВТО и социально-экономических последствий от этого шага, можно сделать два вывода – обывательский (схожий сейчас с общенародным мнением) и экспертный.

В первом случае сильно бросаются в глаза негативные последствия от вступления, все они были перечислены в тексте работы: упадок в сельском хозяйстве, повышение тарифов на транспорт, ЖКХ, медицину и образование, угроза для малого бизнеса, возможная потеря суверенности государства.

 Основная причина народных страхов в этом случае – боязнь стать гражданами сырьевой страны, не производящей самостоятельно ничего, с вытекающими из этого последствиям в виде понижающегося уровня жизни, подорожания потребительской корзины, ухудшения качества здравоохранения и образования.

Безусловно, в первые годы членства России в ВТО ряд негативных изменений по этим факторам возможен, как возможно и временное ухудшение состояния промышленности, сельского хозяйства и малого бизнеса. Именно этот период в разрезе темы вступления России в ВТО и называют переходным – период адаптации внешней и внутренней экономики РФ под интернациональную торговую систему.

Информация о работе Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО