Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ»
ПОВОЛЖСКИИЙ ИНСТИТУТ
УПРАВЛЕНИЯ имени
П.А. СТОЛЫПИНА
Факультет Экономики и Управления
Направление подготовки 080200.62 Менеджмент
Кафедра Экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая
теория»
на тему:
«Экономические
и социальные последствия вступления
России в ВТО»
Автор работы:
студент 1 курса 120 группы
очной формы обучения
Ф.И.О.: Тицкий Максим Владиславович
Подпись______________
Руководитель работы:
Преподаватель
Ф.И.О.: Полянская Светлана Вячеславовна
Оценка _______________
Подпись ______________
«____» _____________20____г.
Саратов 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….......3
- Интеграция России во Всемирную
торговую организацию……………6
- Общая характеристика ВТО………………………………………….6
- Положение России относительно
ВТО и мировой экономики…...10
- Анализ последствий вступления
России в ВТО……………………….12
- Государственные ожидания и
причины вступления России в ВТО…………………………………………………………………...12
- Угрозы и риски вступления России
в ВТО………………………...14
- Выгоды и преимущества вступления
России в ВТО…………………………………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………………….27
Библиографический список………………………………………………………..30
ВВЕДЕНИЕ
С 22 августа 2012 года Россия стала
полноправным 156-м членом Всемирной торговой
организации. Уже сейчас, спустя почти
полтора года членства мы можем сделать
некоторые выводы о последствиях, которые
повлек за собой этот шаг.
На данный момент все мировые
глобальные организации находятся в состоянии
кризиса, и актуальность проблемы последствий
вступления России в ВТО стоит на лидирующей
позиции в рассмотрении русским экономическим
и политическим сообществами.
В первую очередь при анализе
данного вопроса стоит изучить специфику
российской сырьевой и пищевой промышленности,
особенности агропромышленного комплекса,
розничной торговли и малого бизнеса.
Следует учитывать также советское экономическое
наследие и рассматривать взаимосвязанность
экономики России со странами СНГ.
Целью работы является анализ
теоретических аспектов в экономике и
социальных процессах последствий вступления
и существования Российской Федерации
во Всемирной торговой организации, прогнозирование
роли которую сыграет ВТО для национального
хозяйства в целом и конечного потребителя
в частности.
Для исследования использовались
данные аналитических агентств, официальные
заявления глав государств и министерств,
сводные экономические показатели роста
и упадка предприятий, мнения ведущих
Российских и Мировых СМИ. Сделан акцент
на изучение трудов Давида Рикардо, положившего
в основание либерализации внешней торговли
свою теорию экономического преимущества.
Проанализировано членство
России и в других торгово-экономических
объединениях – Евразийском экономическом
сообществе и входящего в его рамки таможенного
союза. Эти своего рода постсоветские
аналоги ВТО имеют большую почву для обсуждения
и анализа.
Не изучить историко-политической
стороны вопроса также невозможно, вследствие
того что инициатором создания Всемирной
торговой организации стали США, также
основавшие Международный валютный фонд,
Международный банк реконструкции и развития
в перспективе формирования Международной
торговой организации еще в середине
сороковых годов двадцатого века. Но
на тот момент СССР отказался быть участником
эти объединений, причиной тому была идеологическая
противоположность западному капитализму
и недостаточный учет экономических интересов
Советского Союза международным сообществом.
К сожалению, нынешняя Россия не берет
во внимание такой опыт, что не может радовать,
но подробнее об этом далее в тексте работы.
В работе рассматриваются также
возможные перспективные направления
развития российской экономики и промышленности
вне Всемирной торговой организации, концепция
перехода России на модель устойчивого
развития.
Основная проблематика вопроса
состоит в невозможных для России требованиях
от ВТО – отмены субсидирования отдельных
промышленных отраслей и всецелой потери
возможности поддержки государством вероятных
убыточных предприятий необходимых для
сохранения суверенности РФ. Экономическая
история, на опыт которой опирается ВТО,
не учитывает определенной специфики
в экономике России, делающей процесс
интеграции в мировую экономику крайне
затруднительным.
Что примечательно, действия
наиболее сильных членов ВТО не соответствуют
либеральным целям организации, однако
и политика России не вызывает доверия
в мировом сообществе – уже сейчас нам
грозит иск по утилизационному сбору на
импортные автомобили. Мешает полноценному
взаимодействию с мировой экономикой
и слабая управляемость страны, и ее коррумпированность.
Официальные заявления должностных
лиц и мнения экспертов расходятся в совершенно
противоположные стороны – Власть говорить,
что ВТО для страны благоприятна, экономисты
и предприниматели – губительна. Ответить
на вопрос кто же из них прав удастся только
с течением времени, когда Россия перейдет
на новый экономический формат и завершится
Дохийский раунд переговоров ВТО о дальнейшей
либерализации мировой торговли.
Однако можно провести анализ
уже имеющихся социальных и экономических
последствий, на основе которого построить
предварительные выводы о положительном
или отрицательном влиянии ВТО на Россию.
В первую очередь основой для этого послужит
динамика ВВП и отдельных отраслей.
I. Интеграция России
во Всемирную торговую организацию.
- Общая характеристика
ВТО
Первого января 1995 года начала свою работу
Всемирная торговая организация, представляющая
собой эволюционировавший вариант Генерального
соглашения по тарифам и торговле от 1947-го
года. Предназначением ВТО является координация
и управление торгово-политическими отношениями
участников Организации на основе пакета
Соглашений Уругвайского раунда многосторонних
торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы
являются правовой основополагающей частью
современной международной торговли.
Соглашение об учреждении ВТО предполагает
под собой создание регулярно координирующего
форума стран-членов для разрешения вопросов,
имеющих отношение к многосторонним торговым
отношениям, регулированием исполнения
соглашений и договоренностей Уругвайского
раунда. ВТО действует аналогично ГАТТ,
но при этом контролирует широчайший ряд
торговых соглашений (включая вопросы
сферы услуг и интеллектуальной собственности)
и имеет в разы возросшие полномочия в
связи с усовершенствованием процессов
принятия решений и их исполнения членами
организации. Одной из важнейших частей
ВТО является система по разрешению торговых
конфликтов.1
С 1947 г. обсуждение глобальных вопросов
либерализации и путей развития мировой
торговли происходит в рамках многосторонних
торговых переговоров (МТП) под эгидой
ГАТТ. На данный момент проведено 8 раундов
МТП, включая Уругвайский, и проходит девятый.
Главной целью ВТО является дальнейшая
либерализация мировой торговли и создание
справедливых условий конкуренции.
Основными принципами работы ГАТТ/ВТО являются:
предоставление режима
наибольшего благоприятствования (РНБ)
в торговле;
- транспарентность торговой
политики;
- отказ от использования количественных
и иных ограничений;
- предоставление национального
режима (НР) товарам и услугам иностранного
происхождения;
- регулирование торговли
благодаря тарифным методам;
- разрешение торговых споров
с помощью консультаций и переговоров
и др
Главными функциями ВТО являются:
- контроль за выполнением
соглашений и договоренностей пакета
документов Уругвайского раунда
- проведение многосторонних
торговых переговоров между заинтересованными
странами-членами;
- разрешение торговых конфликтов
- отслеживание ситуации национальной
торговой политики стран-членов и её анализ;
- практическая помощь развивающимся
государствам в рамках компетенции ВТО;
- сотрудничество с международными
специализированными организациями.
Ниже представлен ряд основных преимуществ
от членства в ВТО:
- обеспечение наиболее благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе высокоточного прогнозирования и устойчивого развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включающего транспарентность их внешнеэкономической политики;
- устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;
- возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических
интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.
Все страны-члены ВТО принимают обязательства
по выполнению основных соглашений и юридических
документов, объединенных термином "Многосторонние
торговые соглашения" (МТС). Таким образом,
с правовой точки зрения система ВТО представляет
собой своеобразный многосторонний контракт
(пакет соглашений), нормами и правилами
которого регулируется примерно 97% всей
мировой торговли товарами и услугами.
Процесс интеграции во Всемирную
торговую организацию, устоявшийся за
50 лет существования системы торговых
отношений в рамках Генерального соглашения
по тарифам и торговле (ГААТ) имеет четкую
последовательность и состоит из нескольких
этапов. На примере стран, недавно ставших
участниками ВТО, можно увидеть, что этот
процесс занимает около 5-7 лет. Описываемые
далее процедуры интеграции в полной мере
распространяются на Россию.
На протяжении первого этапа
специальными рабочими комиссионными
группами производится всесторонний анализ
экономической, производственной, торговой
и политической систем страны изъявившей
о своих планах интеграции во Всемирную
торговую организацию на предмет их соответствия
стандартам и целям ВТО по основным показателям
этих систем.
После этапа предварительного
анализа на соответствие стандартам наступает
период экономико-политического консалтинга
и глубоких переговоров об специфических
условиях сотрудничества интегрируемой
страны с организацией. Переговоры по
интеграции России велись рабочей группой
из 59 стран и Европейского Союза, касаясь
проблематики экономических уступок доступа
членам ВТО на отечественные рынки, обязательств
России при членстве в торговой организации
и урегулировании прав РФ на мировой экономической
арене.
Для контроля деятельности
членов ВТО и соблюдения прав и обязанностей
всех участников существует Орган по разрешению
споров (ОРС), предупреждающий противоправные
действия со стороны стран и обязывающий
к исполнению на национальном уровне свои
решения.
Итоги переговоров по либерализации
доступа на рынки и условиям присоединения
формализуются в виде перечня документов,
таких как доклад Рабочей группы, список
обязательств по тарифным уступкам, перечень
специфических обязательств по услугам
и протокол о присоединении.
Основным условием при интеграции
стран-соискателей в ВТО является стандартизация
их национального законодательства и
видоизменение внешнеэкономической деятельности
в рамках положения набора соглашений
Уругвайского раунда переговоров.
В заключительном этапе происходит
процесс ратификации законодательными
органами страны-претендента пакета документов
утвержденных Рабочей Группой и Генеральным
советом. На этом этапе окончательно утверждаются
права и обязанности интегрируемой в ВТО
страны, после чего она становится полноправным
её членом.
- Положение России
относительно ВТО и мировой экономики
В 1995 году начался масштабный
процесс переговоров по присоединению
России к ВТО. На первом этапе Рабочей
группой рассматривался отечественный
торгово-политический режим на предмет
соответствия установленным нормам ВТО.
Двухсторонние переговоры начались сразу
после предоставления Россией в 1998 году
своих предложений по доступу к внутреннему
рынку и уровню поддержки сельского хозяйства.
Список уникальных обязательств
по доступу на рынок услуг был сформирован
в 1999 году при рассмотрении членами ВТО.
Всеохватывающие переговоры по аспектам
процесса присоединения России к ВТО начались
в 2000 году. Переговоры разделились на две
ветви: в первой участвовало 50 стран-членов
Рабочей группы и обсуждался тарифный
вопрос, во второй же ветви 30 стран вели
переговоры по доступу на рынок услуг.
В результате переговоров было подписано
двухстороннее соглашение.
Площадкой для ведения переговоров
служат документы и предложения согласованные
и ратифицированные российским правительством.
В ключе интеграционного процесса делегацией
РФ выделяется семь основных направлений
требующих компромиссных решений с рабочей
группой. Далее подробно рассмотрим эти
направления, опираясь на анализ внутренней
и внешней экономической ситуации России.2