Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 02:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ теоретических аспектов в экономике и социальных процессах последствий вступления и существования Российской Федерации во Всемирной торговой организации, прогнозирование роли которую сыграет ВТО для национального хозяйства в целом и конечного потребителя в частности.
Для исследования использовались данные аналитических агентств, официальные заявления глав государств и министерств, сводные экономические показатели роста и упадка предприятий, мнения ведущих Российских и Мировых СМИ. Сделан акцент на изучение трудов Давида Рикардо, положившего в основание либерализации внешней торговли свою теорию экономического преимущества.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….......3
I. Интеграция России во Всемирную торговую организацию……………6
1.1 Общая характеристика ВТО………………………………………….6
1.2 Положение России относительно ВТО и мировой экономики…...10
II. Анализ последствий вступления России в ВТО……………………….12
2.1 Государственные ожидания и причины вступления России в ВТО…………………………………………………………………...12
2.2 Угрозы и риски вступления России в ВТО………………………...14
2.3 Выгоды и преимущества вступления России в ВТО…………………………………………………………………...21
Заключение………………………………………………………………………….27
Библиографический список………………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Titsky_Kursovaya_rabota_VTO.docx

— 54.20 Кб (Скачать)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

ПОВОЛЖСКИИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ имени

П.А. СТОЛЫПИНА

 

Факультет Экономики и Управления

Направление подготовки 080200.62 Менеджмент

Кафедра Экономики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему:

«Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО»

 

 

 

 

Автор работы:

студент 1 курса 120 группы

очной формы обучения

Ф.И.О.: Тицкий Максим Владиславович

 

Подпись______________

 

Руководитель работы:

Преподаватель

Ф.И.О.: Полянская Светлана Вячеславовна

 

Оценка _______________

 

Подпись ______________

 

«____» _____________20____г.

 

 

Саратов 2013 г.                              

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….......3

    1. Интеграция России во Всемирную торговую организацию……………6
    1. Общая характеристика ВТО………………………………………….6
    1. Положение России относительно ВТО и мировой экономики…...10

 

    1. Анализ последствий вступления России в ВТО……………………….12
    1. Государственные ожидания и причины вступления России в ВТО…………………………………………………………………...12
    1. Угрозы и риски вступления России в ВТО………………………...14
    2. Выгоды и преимущества вступления России в ВТО…………………………………………………………………...21

Заключение………………………………………………………………………….27

Библиографический список………………………………………………………..30

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С 22 августа 2012 года Россия стала полноправным 156-м членом Всемирной торговой организации.  Уже сейчас, спустя почти полтора года членства мы можем сделать некоторые выводы о последствиях, которые повлек за собой этот шаг.

На данный момент все мировые глобальные организации находятся в состоянии кризиса, и актуальность проблемы последствий вступления России в ВТО стоит на лидирующей позиции в рассмотрении русским экономическим и политическим сообществами.

В первую очередь при анализе данного вопроса стоит изучить специфику российской сырьевой и пищевой промышленности, особенности агропромышленного комплекса, розничной торговли и малого бизнеса. Следует учитывать также советское экономическое наследие и рассматривать взаимосвязанность экономики России со странами СНГ.

Целью работы является анализ теоретических аспектов в экономике и социальных процессах последствий вступления и существования Российской Федерации во Всемирной торговой организации, прогнозирование роли которую сыграет ВТО для национального хозяйства в целом и конечного потребителя в частности.

Для исследования использовались данные аналитических агентств, официальные заявления глав государств и министерств, сводные экономические показатели роста и упадка предприятий, мнения ведущих Российских и Мировых СМИ. Сделан акцент на изучение трудов Давида Рикардо, положившего в основание либерализации внешней торговли свою теорию экономического преимущества.

Проанализировано членство России и в других торгово-экономических объединениях – Евразийском экономическом сообществе и входящего в его рамки таможенного союза. Эти своего рода постсоветские аналоги ВТО имеют большую почву для обсуждения и анализа.

Не изучить историко-политической стороны вопроса также невозможно, вследствие того что инициатором создания Всемирной торговой организации стали США,  также основавшие Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития в перспективе формирования Международной торговой организации  еще в середине сороковых годов двадцатого века.  Но на тот момент СССР отказался быть участником эти объединений, причиной тому была идеологическая противоположность западному капитализму и недостаточный учет экономических интересов Советского Союза международным сообществом. К сожалению, нынешняя Россия не берет во внимание такой опыт, что не может радовать, но подробнее об этом далее в тексте работы.

В работе рассматриваются также возможные перспективные направления развития российской экономики и промышленности вне Всемирной торговой организации, концепция перехода России на модель устойчивого развития.

Основная проблематика вопроса состоит в невозможных для России требованиях от ВТО – отмены субсидирования отдельных промышленных отраслей и всецелой потери возможности поддержки государством вероятных убыточных предприятий необходимых для сохранения суверенности РФ. Экономическая история, на опыт которой опирается ВТО, не учитывает определенной специфики в экономике России, делающей процесс интеграции в мировую экономику крайне затруднительным.

Что примечательно, действия наиболее сильных членов ВТО не соответствуют либеральным целям организации, однако и политика России не вызывает доверия в мировом сообществе – уже сейчас нам грозит иск по утилизационному сбору на импортные автомобили. Мешает полноценному взаимодействию с мировой экономикой и слабая управляемость страны, и ее коррумпированность.

Официальные заявления должностных лиц и мнения экспертов расходятся в совершенно противоположные стороны – Власть говорить, что ВТО для страны благоприятна, экономисты и предприниматели – губительна. Ответить на вопрос кто же из них прав удастся только с течением времени, когда Россия перейдет на новый экономический формат и завершится Дохийский раунд переговоров ВТО о дальнейшей либерализации мировой торговли.

Однако можно провести анализ уже имеющихся социальных и экономических последствий, на основе которого построить предварительные выводы о положительном или отрицательном влиянии ВТО на Россию. В первую очередь основой для этого послужит динамика ВВП и отдельных отраслей.

 

 

I. Интеграция России во Всемирную торговую организацию.

 

    1. Общая характеристика ВТО

 

 

 Первого января 1995 года начала свою работу Всемирная торговая организация, представляющая собой эволюционировавший вариант Генерального соглашения по тарифам и торговле от 1947-го года. Предназначением ВТО является координация и управление торгово-политическими отношениями участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовой основополагающей частью современной международной торговли.

Соглашение об учреждении ВТО предполагает под собой создание регулярно координирующего форума стран-членов для разрешения вопросов, имеющих отношение к многосторонним торговым отношениям,  регулированием исполнения соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО действует аналогично ГАТТ, но при этом контролирует широчайший ряд торговых соглашений (включая вопросы сферы услуг и интеллектуальной собственности) и имеет в разы возросшие полномочия в связи с усовершенствованием процессов принятия решений и их исполнения членами организации. Одной из важнейших частей ВТО является система по разрешению торговых конфликтов.1

С 1947 г. обсуждение глобальных вопросов либерализации и путей развития мировой торговли происходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. На данный момент проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и проходит девятый. Главной целью ВТО является  дальнейшая либерализация мировой торговли и создание справедливых условий конкуренции. 

Основными принципами работы ГАТТ/ВТО являются: 

 предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле;

- транспарентность торговой политики; 

- отказ от использования количественных и иных ограничений; 

- предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;

- регулирование торговли благодаря тарифным методам;

- разрешение торговых споров с помощью консультаций и переговоров и др

Главными функциями ВТО являются:

- контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда

- проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;

- разрешение торговых конфликтов 
- отслеживание ситуации национальной торговой политики стран-членов и её анализ;

- практическая помощь развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;

- сотрудничество с международными специализированными организациями.

Ниже представлен ряд основных преимуществ от членства в ВТО:

  • обеспечение наиболее благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе высокоточного прогнозирования и устойчивого развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включающего транспарентность их внешнеэкономической политики;
  • устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;
  • возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.

Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.

 

Процесс интеграции во Всемирную торговую организацию, устоявшийся за 50 лет существования системы торговых отношений в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГААТ) имеет четкую последовательность и состоит из нескольких этапов. На примере стран, недавно ставших участниками ВТО, можно увидеть, что этот процесс занимает около 5-7 лет. Описываемые далее процедуры интеграции в полной мере распространяются на Россию.

На протяжении первого этапа специальными рабочими комиссионными группами производится всесторонний анализ экономической, производственной, торговой и политической систем страны изъявившей о своих планах интеграции во Всемирную торговую организацию на предмет их соответствия стандартам и целям ВТО по основным показателям этих систем.

После этапа предварительного анализа на соответствие стандартам наступает период экономико-политического консалтинга и глубоких переговоров об специфических условиях сотрудничества интегрируемой страны с организацией. Переговоры по интеграции России велись рабочей группой из 59 стран и Европейского Союза, касаясь проблематики экономических уступок доступа членам ВТО на отечественные рынки, обязательств России при членстве в торговой организации и урегулировании прав РФ на мировой экономической арене.

Для контроля деятельности членов ВТО и соблюдения прав и обязанностей всех участников существует Орган по разрешению споров (ОРС), предупреждающий противоправные действия со стороны стран и обязывающий к исполнению на национальном уровне свои решения.

Итоги переговоров по либерализации доступа на рынки и условиям присоединения формализуются в виде перечня документов, таких как доклад Рабочей группы, список обязательств по тарифным уступкам, перечень специфических обязательств по услугам и протокол о присоединении.

Основным  условием при интеграции стран-соискателей в ВТО является стандартизация их национального законодательства и видоизменение внешнеэкономической деятельности в рамках  положения набора соглашений Уругвайского раунда переговоров.

В заключительном этапе происходит процесс ратификации законодательными органами страны-претендента пакета документов утвержденных Рабочей Группой и Генеральным советом. На этом этапе окончательно утверждаются права и обязанности интегрируемой в ВТО страны, после чего она становится полноправным её членом.

    1. Положение России относительно ВТО и мировой экономики

 

В 1995 году начался масштабный процесс переговоров по присоединению России к ВТО. На первом этапе  Рабочей группой рассматривался отечественный торгово-политический режим на предмет соответствия установленным нормам ВТО. Двухсторонние переговоры начались сразу после предоставления Россией в 1998 году своих предложений по доступу к внутреннему рынку и уровню поддержки сельского хозяйства.

Список уникальных обязательств по доступу на рынок услуг был сформирован в 1999 году при рассмотрении членами ВТО. Всеохватывающие переговоры по аспектам процесса присоединения России к ВТО начались в 2000 году. Переговоры разделились на две ветви: в первой участвовало 50 стран-членов Рабочей группы и обсуждался тарифный вопрос, во второй же ветви 30 стран вели переговоры по доступу на рынок услуг. В результате переговоров было подписано двухстороннее соглашение. 

Площадкой для ведения переговоров служат документы и предложения согласованные и ратифицированные российским правительством. В ключе интеграционного процесса делегацией РФ выделяется семь основных направлений требующих компромиссных решений с рабочей группой. Далее подробно рассмотрим эти направления, опираясь на анализ внутренней и внешней экономической ситуации России.2

Информация о работе Экономические и социальные последствия вступления России в ВТО