Экономическая политика предприятия в современных условиях на примере компании Apple

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Тема работы актуальна в современных условиях, поскольку углубляющаяся интернационализация товарных и финансовых рынков, усиливающаяся взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик оказывают все большее воздействие на развитие каждой отдельной страны. Экономические спады, финансовые и валютные кризисы, первоначально возникнув в отдельных странах или регионах, неизбежно приобретают глобальный характер. Учет этого обстоятельства является необходимым условием проведения эффективной экономической политики организации.

Оглавление

Введение............................................................................................................3
1. Теоретические концепции формирования экономической политики компании...................................................................................................6
1.1 Основные теории и модели торговли на внешних рынках.........6
1.2 Теория международной торговли Хекшера – Олина и парадокс Леонтьева.................................................................................................12
1.3 Определение мировых цен и объёмов торговли........................15
2. Анализ экономической политики компании Apple..............................19
2.1 Характеристика крупнейшей компании современных компьютерных технологий.......................................................................19
2.2 Анализ торговой и маркетинговой деятельности и внешнеэкономических связей компании...................................................23
Заключение................................................................................................26
Приложение...............................................................................................27
Список литературы....................................................................................29

Файлы: 1 файл

курсовая по прикладной экономике.docx

— 96.98 Кб (Скачать)

Какая-либо страна обладает абсолютным преимуществом, если есть такой товар, которого на единицу затрат она может  производить больше, чем другие страны. Рассмотрим условный пример: две страны (Аргентина и Бразилия) производят два товара (зерно и сахар). Пусть, например, Аргентина на единицу затрат может произвести 50 т зерна или 25 т сахара, или любую комбинацию объемов этих продуктов в указанных  пределах, а Бразилия при аналогичных  затратах — 40 т зерна или 100 т сахара, или любую их комбинацию в указанных  пределах (рисунки 4 и 5). В этом случае, максимальные объемы потребления зерна  и сахара в этих странах будут  заданы кривыми производственных возможностей (жирными линиями на рисунках 4 и 5). Для упрощения анализа мы пока предполагаем, что издержки замещения остаются постоянными, и поэтому эти линии прямые.

В нашем примере Аргентина обладает абсолютным преимуществом по зерну (т.е. на единицу затрат в Аргентине  можно произвести больше зерна), а  Бразилия — по сахару. Эти абсолютные преимущества могут, с одной стороны, порождаться естественными факторами — особыми климатическими условиями или наличием природных ресурсов. Естественные преимущества играют особую роль в сельском хозяйстве и в отраслях добывающей промышленности. С другой стороны, преимущества в производстве различной продукции (прежде всего в отраслях обрабатывающей промышленности) могут быть и приобретенными, т.е. обусловленными развитием технологии, повышением квалификации работников, совершенствованием организации производства и т.д.

В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и только то их количество, которое она производит, а относительные  цены этих товаров на внутреннем рынке  определяются относительными издержками их производства. В нашем примере эти цены составят: 1 т зерна = 0,5 т сахара в Аргентине и 1 т зерна = 2,5 т сахара в Бразилии [2,с.179].

Относительные цены на одни и те же товары в разных странах всегда различны (в результате различий в обеспеченности факторами производства, используемых технологиях, в квалификации рабочей  силы и т.д.). Если эта разница превышает  затраты на транспортировку товаров  из страны в страну, то имеется возможность  получать прибыль от внешней торговли. Так, в нашем примере производитель  зерна в Аргентине при реализации его на внутреннем рынке может  в обмен получить только 0,5 т сахара, а в Бразилии этот же товар стоит  в 5 раз дороже (2,5 т сахара). Этот условный пример показывает, что после установления торговых отношений между странами направления внешнеторговых потоков будут определяться разницей в соотношениях издержек производства. Аргентине будет выгодно экспортировать зерно и импортировать сахар, а Бразилии будет выгодно экспортировать сахар и импортировать зерно.

Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена какого-либо товара на внешнем  рынке должна быть выше, чем внутренняя цена равновесия на тот же товар  в стране-экспортере, и ниже, чем  в стране-импортере. Для нашего примера  мировая цена на зерно должна устанавливаться  в пределах:

0,5 т сахара < 1 т зерна < 2,5 от  сахара

Если цена на мировом рынке установится, например, на уровне 1 т сахара = 1 т  зерна, то максимальные объемы потребления  сахара и зерна уже будут определяться линиями торговых возможностей (пунктирные линии на рисунках 4 и 5). Наклон этих линий определяется соотношением цен  на зерно и сахар на мировом  рынке. Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться  в приросте потребления, который  может быть обусловлен двумя причинами:

а) изменением структуры потребления;

б) специализацией производства.

В первом случае специализации не происходит и сложившаяся в странах  структура производства, определяемая, прежде всего структурой спроса, остается неизменной. Пусть, например, структура  Производства в Аргентине определяется точкой А на ее кривой производственных возможностей (см. рис. 4), а в Бразилии — точкой В (см. рис. 5). Продавая на внешнем  рынке часть продукции, по которой  она обладает преимуществом, страна в обмен может теперь получить гораздо больше другого товара. Изменяя  таким образом структуру потребления, страна увеличивает его общий  объем, выходя за пределы границы  производственных возможностей (тонкая пунктирная линия, выходящая из точки  А на рис. 4 и из точки В на рис. 5).

Таким образом, внешняя торговля - торговля одной страны с другими странами, составная часть внешнеэкономических связей. Подразделяется на экспорт (вывоз) и импорт (ввоз) товаров. Сумма экспорта и импорта образует внешнеторговый оборот. Внешняя торговля базируется на международном разделении труда. Совокупность внешнеторговых операций стран мира - международная торговля.

1.2 Теория международной  торговли Хекшера – Олина и  парадокс Леонтьева

В 20—30-е гг. XX в. шведский экономист Эли Хекшер и его ученик Бертиль Олин сформулировали новую теорию международной торговли. По их мнению, межстрановые различия в относительных издержках, или в форме кривых производственных возможностей, объясняются главным образом тем, что, во-первых, в производстве различных товаров факторы используются в различных соотношениях и, во-вторых, неодинакова относительная обеспеченность стран факторами производства [3,с.12].

Согласно теории Хекшера—Олина, страны будут стремиться экспортировать товары, требующие для своего производства значительных затрат факторов производства, которыми они располагают в относительном  избытке, и небольших затрат дефицитных для них факторов, в обмен на товары, производимые с использованием факторов в обратной пропорции. Таким образом в скрытом виде экспортируются избыточные факторы и импортируются дефицитные факторы производства, т.е. передвижение товаров из страны в страну компенсирует низкую мобильность факторов производства в масштабах мирового хозяйства. Необходимо подчеркнуть, что речь здесь идет не о количестве имеющихся у стран факторов производства, а об относительной обеспеченности ими (например, о количестве пригодной для обработки земли, приходящейся на одного работающего). Если в данной стране какого-либо фактора производства относительно больше, чем в других странах, то цена на него будет относительно ниже. Следовательно, и относительная цена того продукта, в производстве которого этот дешевый фактор используется в большей степени, чем другие факторы, будет ниже, чем в других странах. Таким образом и возникают сравнительные преимущества, которые определяют направления внешней торговли.

Теория Хекшера—Олина успешно  объясняет многие закономерности, наблюдаемые  в международной торговле. Страны действительно вывозят преимущественно  продукцию, в затратах на производство которой доминируют относительно избыточные у них ресурсы. Однако структура  производственных ресурсов, которыми располагают промышленно развитые страны, постепенно выравнивается. Кроме  того, на мировом рынке все больше возрастает доля торговли «подобными»  товарами между «подобными» странами [3,с.14].

Известный американский экономист  Василий Леонтьев в середине 50-х  гг. предпринял попытку эмпирической проверки основных выводов теории Хекшера—Олина  и пришел к парадоксальным выводам. Использовав модель межотраслевого баланса «затраты - выпуск», построенную  на основе данных по экономике США  за 1947 г., В. Леонтьев показал, что в  американском экспорте преобладали  относительно более трудоемкие товары, а в импорте — капиталоемкие. Учитывая, что в первые послевоенные годы в США, в отличие от большинства их торговых партнеров, капитал был относительно избыточным фактором производства, а уровень заработной платы был значительно выше, этот эмпирически полученный результат явно противоречил тому, что предполагала теория Хекшера—Олина, и потому получил название «парадокс Леонтьева». Последующие исследования подтвердили наличие этого парадокса в послевоенный период не только для США, но и для других стран (Японии, Индии и др.).

Многочисленные попытки объяснить  этот парадокс позволили развить  и обогатить теорию Хекшера—Олина  путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию, среди которых можно отметить следующие [4,с.217]:

— неоднородность факторов производства, прежде всего рабочей силы, которая  может существенно различаться  по уровню квалификации. С этой точки  зрения в экспорте промышленно развитых стран может отражаться относительная  избыточность высококвалифицированной  рабочей силы и специалистов, в  то время как развивающиеся страны экспортируют продукцию, требующую  значительных затрат неквалифицированного труда.

— значительная роль природных ресурсов, которые обычно могут участвовать  в производственных процессах только в ассоциации с большим количеством  капитала (например, в отраслях добывающей промышленности). Это в определенной мере объясняет, почему экспорт из многих развивающихся стран, богатых природными ресурсами, является капиталоемким, хотя капитал в этих странах и не является относительно избыточным фактором производства.

— влияние на международную специализацию  внешнеторговой политики, проводимой государством, которая может ограничивать импорт и стимулировать производство внутри страны и экспорт продукции  тех отраслей, где интенсивно используются относительно дефицитные факторы производства.

Таким образом, порождаемое международной  торговлей изменение структуры  национального производства означает изменение и структуры спроса на факторы производства. Отрасли, которые  начинают быстро развиваться, предъявляют  спрос на дополнительные ресурсы, а  отрасли, где объем производства сокращается, будут эти ресурсы  высвобождать. В результате в краткосрочном  периоде внешняя торговля обусловливает  перераспределение доходов в  зависимости от того, в какой отрасли  занят данный фактор производства: растут доходы тех, кто связан с отраслями, ориентированными на экспорт, и падают доходы в отраслях, конкурирующих  с импортом.

1.3 Определение мировых  цен и объёмов торговли

Теория международной торговли, в частности теория сравнительных  преимуществ, утверждает, что в результате развития внешнеторговых отношений  все участвующие в них страны получают выигрыш в виде прироста общего благосостояния. Вместе с тем  одним из ключевых является вопрос, как распределяется этот выигрыш. С  одной стороны, очевидно, что он не может распределяться равномерно между  странами, поскольку его размер зависит  от того, на каком уровне установятся  мировые цены. С другой стороны, выигрыш  от внешней торговли, который получает страна в целом, распределяется внутри страны между потребителями и  производителями, экспортерами и импортерами  также не поровну. Наконец, следует  иметь в виду, что в результате специализации происходят изменения  в распределении ресурсов между  отраслями и, следовательно, изменяются доходы владельцев факторов производства [4,с.218].

Анализу всех этих последствий развития международной торговли и посвящена  данная глава.

Распределение выигрыша от международной  торговли как внутри страны, так  и между странами в конечном итоге  определяется тем, на каком уровне устанавливаются  цены на те товары, которыми страны торгуют между собой, и каковы объемы торговли. Для того чтобы ответить на этот вопрос, недостаточно знать только потенциальные возможности предложения этих товаров на мировой рынок, которые можно объяснить с помощью теории сравнительных преимуществ или других теорий международной торговли, рассмотренных в предыдущей главе. Как уже было показано, даже если страна обладает сравнительным преимуществом в производстве какого-либо товара, это преимущество может быть реализовано лишь в том случае, если мировая цена на этот товар будет выше внутренней. Поскольку и уровень цены, и объем продаж на мировом рынке являются результатом установления равновесия между предложением и спросом, теория международной торговли должна быть дополнена анализом спроса.

Для оценки того, насколько выгодна  стране внешняя торговля, используется показатель «условия торговли» —  соотношение экспортных цен рассматриваемой  страны к ее импортным ценам, или  Рх / Рm. В общем случае рост этого показателя (улучшение условий торговли) означает повышение благосостояния нации, а его падение (ухудшение условий торговли) свидетельствует о снижении благосостояния. В самом деле, если цены на экспортные товары данной страны на мировом рынке увеличиваются по сравнению с ценами на ту продукцию, которую она импортирует, это означает, что на единицу своего экспорта страна теперь может приобрести больше импортных товаров. Следовательно, страна получает больший выигрыш от внешней торговли [4,с.219].

На практике показатель условий  торговли рассчитывается для отдельных стран или групп стран на основе индексов цен для экспорта и импорта (обычно используется индекс Ласпейреса).

где:

р(х)i — отношение экспортной цены товарной группы i в году /к ее цене в базисном году 0;

р(m)i — отношение импортной цены товарной группы г в году /к ее цене в базисном году 0;

 — доля экспорта товарной  группы / в совокупном экспорте  из данной страны в базовом  году 0;

— доля импорта товарной группы / в  совокупном импорте в данную страну в базовом году 0.

Изменение условий торговли служит одним из показателей, характеризующих  изменение положения страны в  мировой торговле. Сами условия торговли, в свою очередь, зависят от колебаний  спроса как на мировом, так и на внутреннем рынках, от изменений в  технологии и условиях производства, от степени монополизации рынков отдельных товаров и т.д.

Вместе с тем следует иметь  в виду, что размер выигрыша, который  получает страна от внешней торговли, зависит не только от цен, но и от физических объемов экспорта и импорта. Поэтому не всегда правомерно делать выводы об изменении благосостояния страны только на основании изменения  индекса условий торговли. В частности, если снижение цен на экспортную продукцию обусловлено ростом эффективности ее производства, то при достаточно эластичном спросе на мировом рынке страна сможет увеличить физические объемы своего экспорта и получить больший выигрыш, хотя условия торговли для нее и ухудшились.

Следует, однако, обратить внимание на так называемую проблему разоряющего  роста, когда расширение экспорта приводит к такому ухудшению условий торговли, что благосостояние нации снижается. Эта проблема, которую впервые  проанализировал американский экономист  Я. Бхагвати в 1958 г., может возникнуть, в частности, для многих развивающихся  стран, в которых возможности  экономического роста обусловлены  расширением добычи и экспорта сырья. Поскольку спрос на сырье на мировом  рынке часто характеризуется  низкой эластичностью, быстрое наращивание физических объемов экспорта приводит к такому падению мировых цен на сырье, которое перекрывает положительный эффект от самого экономического роста. В этом случае экспорторасширяющий рост может стать для страны невыгодным.

Информация о работе Экономическая политика предприятия в современных условиях на примере компании Apple