Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 11:13, шпаргалка
Хозяйственная деятельность людей началась в глубокой древности, и с того времени появляется экономическая мысль о том, как выгоднее вести хозяйство, о богатстве и бедности. Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древнего мира, прежде всего Древнего Востока.. На Древнем Востоке уже в IV тысячелетии до н.э. зародился рабовладельческий строй, государство, а в недрах господствовавшего натурального хозяйства со временем развились товарно-денежные отношения. Взаимодействуют общинная, государственная и частная формы собственности. Масштабное участие государства в хозяйственной жизни определило специфику азиатского способа производства (чрезмерное регулирование хозяйства посредством регламентации сфе¬ры ссудных операций и торговли; ведущая роль в экономике отводится собственности государства; неприкосновенность частной собственности).
Вопросы по «Истории экономических учений»
1. Экономическая мысль Древнего Востока
Хозяйственная деятельность людей началась в глубокой древности, и с того времени появляется экономическая мысль о том, как выгоднее вести хозяйство, о богатстве и бедности. Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древнего мира, прежде всего Древнего Востока.. На Древнем Востоке уже в IV тысячелетии до н.э. зародился рабовладельческий строй, государство, а в недрах господствовавшего натурального хозяйства со временем развились товарно-денежные отношения. Взаимодействуют общинная, государственная и частная формы собственности. Масштабное участие государства в хозяйственной жизни определило специфику азиатского способа производства (чрезмерное регулирование хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций и торговли; ведущая роль в экономике отводится собственности государства; неприкосновенность частной собственности).
В Вавилонии наибольшую известность имеет сборник законов царя первой вавилонской династии - Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Он стремился упорядочить социально-экономические отношения в Древней Месопотамии (282 статьи). Наиболее интересными для характеристики экономической мысли Вавилонии являются статьи, в которых отражены защита собственности граждан, правила аренды, найма и ростовщичества, чтобы "сильный не притеснял слабого". В законах предусмотрены различные формы государственного регулирования и контроля экономической деятельности населения.
Важное значение для истории экономической мысли имело древнекитайское учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Конфуций считал, что труд приумножает богатство и народа, и государя, поддерживается крестьянской общиной и патриархальной семьей. Регламентация патриархально-семейных отношений - основа стабильности общественного строя. Власть должна заботиться о равномерном распределении богатства, регламентации сельскохозяйственных работ, ограничении налогов и моральном совершенствовании людей. Этические нормы, провозглашенные Конфуцием, способствовали укреплению патриархальной семьи и клана сородичей, а вместе с тем и общественного строя Китая.
Основным источником для изучения хозяйства и экономической мысли Древней Индии является трактат "Артхашастра", написанный Каутильей (конец IV в. до н. э.) Трактат посвящен артхе - материальной выгоде: приобретению земли, получению налогов, торговой прибыли, процентов и т.д. Внимание концентрируется на царском хозяйстве и экономической политике государя. Целью правильного управления является рост государственного богатства, которое складывается из результатов труда населения, поэтому расходоваться должно на общественные нужды: поддержание ирригационных сооружений, строительство дорог и т. д. Рабство признается естественным явлением для "накопления богатства". Основной целью политики государства является пополнение казны с помощью налогов и борьбы с хищениями казенного имущества. Государь должен бороться с торговой спекуляцией и ростовщичеством. Итак, в трактате отразились практические познания в области ведения хозяйства и даны общие рекомендации по управлению идеальным государством.
Бесценным
источником для изучения хозяйственной
жизни в Древней
Палестине является Библия, которая
отразила в мифологической форме историю
жизни древних евреев и других народов
Палестины. Справедливость означает признание
прав на жизнь, собственность, одежду,
жилище, труд и отдых. Праведность предполагает
выполнение человеком своих обязанностей
в соответствии с заповедями Бога - по
отношению к ближним родственникам, бедным,
сиротам, наемным работникам и рабам. Человек
не хозяин своей земли, скота и прочего
имущества, а управляющий этими земными
благами, которые принадлежат Богу. Запрещалось
использовать нужду ближнего для собственного
обогащения, задерживать плату за труд
наемного работника, обмеривать и обвешивать.
Требовалось периодически прощать долги,
отпускать на волю рабов, продавших себя
в рабство из-за нужды, возвращать заложенную
в долг землю. Запрещалось наносить увечья
рабу, притеснять вдов и сирот. Если при
соблюдении всех этих заповедей человек
становится богатым, то это является воздаянием
за праведность и справедливость. Такое
богатство было знаком божьего благословения.
2.Экономическая мысль Древней Греции
Ксенофонт (430 - 354 гг. до н. э.) - автор трактата "Домострой" - был сторонником рационального ведения хозяйства: разделение труда на умственный и физический, а людей — на свободных и рабов имеет естественное (природное) происхождение; любой товар обладает полезными свойствами {потребительная стоимость) и способен обмениваться на другой товар (меновая стоимость); деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.
Платон (428 - 347 гг. до н. э.) создал теорию идеального общественного устройства и изложил ее в своем труде «Государство», а также «Законы». Коренной идеей такого устройства является идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлен. Под справедливостью философ подразумевал так называемую цельную добродетель, объединяющую мудрость, мужество и просветленное состояние и представляющую их равновесие. стремился устранить борьбу классов и имущественное неравенство путем четкого деления общественных функций граждан в соответствии с их способностями: философы и воины образуют аппарат управления, землевладельцы, ремесленники и купцы заняты в хозяйстве, рабы выполняют тяжелую работу. Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.
Аристотель
(384 - 322 гг. до н. э.) - величайший мыслитель
древности, пытавшийся исследовать экономические
законы современной ему Греции. В "Политике"
и "Никомаховой этике" он рассмотрел
устройство государства, определив семью
в качестве его основы. Сущность государства
- стремление к всеобщему благу. Оно должно
преодолевать классовые противоположности,
ориентироваться на "среднего" гражданина,
т.е. земледельца-рабовладельца. Рабство
Аристотель считал естественным, а раба
- говорящим орудием. Он защищал интересы
натурального рабовладельческого хозяйства.
Связанные с ним явления считал естественными
и относил их к экономике, т.е. искусству
приобретения благ, потребительных стоимостей.
Все явления, выражающие товарно-денежные
отношения, представляемые торговым и
ростовщическим капиталом, Аристотель
рассматривал как противоестественные
и относил их к хрематистике, т.е. к искусству
наживать состояние, деньги. Тем не менее,
Аристотель стремился понять законы обмена.
Он устанавливает две стороны товара -
потребительную и меновую стоимость, ставит
вопрос: чем определяются соотношения
обмена. Ответ таков: в самих товарах нет
ничего такого, что могло бы их приравнивать
друг к другу; товарный обмен - это отношение
не только между вещами, но и между их владельцами;
а общим в их обмене является потребность
в том, чего нет у каждого из них. Таким
образом, Аристотель одобряет экономическую
деятельность и порицает хрематистику.
Деньги выступают в роли соизмерителя
при обмене, и поэтому их нельзя ссужать
(монета не может рождать монету). Аристотель
считал, что деньги стали «всеобщим средством
обмена» в результате соглашения. Человек,
по мнению Аристотеля, есть существо, которое
не может жить вне общества и государства.
Следовательно, государство важнее семьи
и отдельной личности. Рассматривая воспитание
как средство укрепления государственного
строя, философ считал, что школы должны
быть только государственными и в них
все граждане, исключая рабов, должны получать
одинаковое воспитание, приучающее их
к государственному порядку.
3. Ибн-Хальдун (1332- 1406).
Его
жизнь и творчество связаны
с арабскими странами на севере Африки,
где в духе, как принято говорить, азиатского
способа производства государство традиционно
сохраняло за собой право владения и распоряжения
значительными земельными угодьями, сбора
для нужд казны обременительных налогов
с доходов населения. Причем с тех пор,
как в начале VII в. на землю снизошли «откровения
Бога» и услышавший их мекканский купец
Мухаммед — первый проповедник Корана
— возвестил мусульманский мир о новой
(исламской) религиозной идеологии, ослабить
«всесилие» антирыночных постулатов,
казалось, ничто более не смогло бы. Веру
в незыблемость сословной дифференциации
общества, т.е. в то, что «Аллах дал преимущество
одним людям перед другими», а также в
богоугодность бартерной по существу
торговли, на всех этапах эволюции общества
от «примитивности» к «цивилизации» попытался
укрепить в душах всех правоверных и Ибн
Хальдун, выдвинув с этой целью концепцию
некой «социальной физики». Вместе с тем,
последняя не лишена отдельных поучительных
идей и историко-экономических обобщений,
таких, например, как необходимость возвышенного
отношения к труду, порицание скупости,
жадности и расточительства, понимание
объективного характера прогрессивных
структурных изменений в сферах экономики,
благодаря которым к давним хозяйственным
заботам людей в земледелии и скотоводстве
прибавились сравнительно новые занятия
в ремесленном производстве и торговле.
Переход к цивилизации и соответственно
избыточному производству материальных
благ позволит, по мнению Ибн Хальдуна,
многократно приумножить национальное
богатство, и со временем каждый человек
сможет обрести больший достаток вплоть
до предметов роскоши, но при этом никогда
не наступит всеобщее социальное и имущественное
равенство и не исчезнет деление общества
на «слои» (сословия) по имущественному
признаку и принципу «предводительства».
Развивая тезис о проблеме достатка и
недостатка в обществе материальных благ,
мыслитель указывает на ее обусловленность,
прежде всего размерами городов, точнее,
степенью их заселенности и делает следующие
выводы: с ростом города растет достаток
в «необходимом» и «лишенном необходимости»,
приводя к снижению цен на первое и росту
цен на второе и свидетельствуя одновременно
о процветании города; малочисленность
населения города является причиной дефицита
и дороговизны всех необходимых его населению
материальных благ; расцвет города (как
и общества в целом) реален в условиях
снижающихся размеров налогов, включая
пошлины и поборы правителей на городских
рынках.
4. Фома Аквинский (1225 - 1274)
-монах-доминиканец
(самый авторитетный идеолог средневековой
Европы). С 1257 г. доктор Парижского университета.
Читал лекции в Париже, Кельне, Риме и Неаполе.
В трактате «О правлении государей» излагает
восходящие к Аристотелю представления
о человеке как общественном существе,
об общем благе как цели государственной
власти, о моральном добре как середине
между порочными крайностями. Широкую
известность приобрел его трактат "Сумма
теологии". В нем дана морально-этическая
характеристика экономических категорий
и двойственность оценок (религиозная
и естественная). Исходной категорией
является труд как необходимость для удовлетворения
потребностей, устранения праздности
и укрепления нравственности. Однако труд
в обществе разделен, что "обусловлено:
во-первых, божественным провидением,
которое разделило людей по сословиям...
Во-вторых, естественными причинами, которые
определили то, что различные люди склонны
к различным профессиям..." Он делал
вывод о том, что крепостные крестьяне
созданы для физического труда, а привилегированные
сословия - для духовного и умственного.
Как и античные авторы, к физическому труду
он относился презрительно. Частную собственность
он признает как необходимую для общей
пользы и личного интереса. Разделение
труда требует обмена, который возможен,
по Аквинату, в двух видах: для собственного
потребления и для наживы (получения прибыли).
Первое естественно, второе - нет, так как
не делает человека нравственным. Однако
считает, что немало случаев, когда можно
продавать дороже, чем купил: улучшение
купленной вещи, хранение, перевозка, риск
потерять товар, плата за труд купца. Такая
прибыль богоугодна, должна включаться
в цену. Цена является справедливой, если
учитывает затраты на производство товара
и дает возможность жить продавцу в соответствии
со своим социальным положением. Аквинат
признает необходимость денег как меры
стоимости и средства обращения, но осуждает
использование денег для получения процента
(ростовщичество).
5. Предпосылки возникновения, основные черты и этапы развития меркантилизма
Меркантилизм
(итал. - «купец, торговец») - направление
экономической мысли, последователи которого
видели во внешней торговле источник богатства
за счет осуществления активного торгового
баланса (превышения экспорта над импортом
товаров). Дальнейшее становление экономической
теории - после древнегреческих и средневековых
мыслителей - продолжилось меркантилистами.
Про них нельзя сказать, что они образовывали
какую-то единую школу, все представители
которой придерживались бы общих взглядов
на экономику. Однако известное сходство
между их воззрениями позволяет выделить
их в особое направление экономической
мысли. В большинстве своем экономисты
были деловыми людьми и государственными
деятелями, излагавшими свои взгляды не
в теоретических трактатах. Меркантилизм
возник в ходе борьбы национальных государств,
стремившихся к получению самостоятельности.
Борьба эта включала в себя два момента.
Первое, необходимо
было добиться внутреннего единства, а
для этого сломить все существовавшие
внутри страны преграды к объединению
в виде внутренних пошлин, цеховых и городских
ограничений, феодальной раздробленности.
Второе - нужно было преодолеть власть
католической Церкви, связывавшей в годы
Средневековья европейские страны в общий
Христианский мир, одним из проявлений
которого была Священная римская империя
германской нации. Таким образом, государство
должно было достичь внутреннего единства
и в то же время вырваться из единства
внешнего. И меркантилисты взялись обеспечить
достижение обеих этих задач, причем их
конечной целью было могущество национального
государства. Меркантилизм необходимо
рассматривать как экономическую политику,
идеологию и как особую систему экономических
воззрений. Как экономическая политика
меркантилизм характерен для рада феодальных
государств в эпоху первоначального накопления
капитала. Как идеология меркантилизм
присущ торговому капиталу, предшествующему
промышленному капиталу. Как особая система
экономических воззрений меркантилизм
представлял собой попытку теоретического
осмысления и обоснования проводимой
торговым капиталом экономической политики.
Меркантилизм как практика предшествовал
меркантилизму как теории. Политика меркантилизма
заключалась в поощрении - с целью увеличения
производства товаров для экспорта - развития
промышленности, особенно мануфактурной,
в активном протекционизме, в поддержке
экспансии торгового капитала, в частности
в поощрении создания монопольных торговых
компаний; в развитии мореплавания и флота,
в захвате колоний; в резком повышении
налогового обложения для финансирования
всех этих мероприятий. Меркантилизм характеризуется
двумя чертами: 1)богатство общества отождествляется
с деньгами (государство тем богаче, чем
больше оно имеет денег); 2)накопление денежного
богатства может быть достигнуто с помощью
государственной власти. В меркантилизме,
как экономической политике, различают
два этапа. Ранний меркантилизм возник
до великих географических открытий и
изжил себя в середине XVI века (виднейшие
представители У.Стаффорд в Англии, Г.
Скаруффи в Италии). Поздний, развитый
меркантилизм охватывает вторую половину
XVI века и середину ХVIIвека, виднейшими
его представителями являлись Т. Мен (Англия),
А. Серра (Италия), А. Монкретьен (Франция).
Для раннего меркантилизма характерно
следующее: всестороннее ограничение
импорта товаров; вывоз золота и серебра
из страны карался смертной казнью; установление
высоких цен на экспортируемые товары;
система биметаллизма (фиксированное
соотношение между золотыми и серебряными
монетами). Главным в раннем меркантилизме
являлась теория денежного баланса, обосновывавшая
политику, направленную на увеличение
денежного богатства часто законодательным
путем. В целях удержания денег в стране
запрещался их вывоз за границу, все денежные
суммы, вырученные от продажи, иностранцы
были обязаны истратить на покупку местных
изделий. Характерные черты позднего меркантилизма:
снятие жестких ограничений по импорту
товаров и вывозу денег; доминирует идея
«торгового баланса»; протекционизм экономической
политики государства; определяющей функцией
денег признается функция средства обращения;
система монометаллизма. Для позднего
меркантилизма характерна система активного
торгового баланса, который обеспечивается
путем вывоза готовых изделий своей страны
и при помощи посреднической торговли,
в связи, с чем разрешался вывоз денег
за границу. При этом выдвигался принцип:
покупать дешевле в одной стране и продавать
дороже в другой.